Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения - Личное подсобное хозяйство граждан
Научные статьи
03.02.15 15:45
Оглавление
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения
Личное подсобное хозяйство граждан
Все страницы








     В соответствии с п. 11 ст. 85 ЗК РФ в составе зон сельскохозяй­ственного использования в поселениях выделяются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а так­же зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйствен­ного назначения. В составе земель населенных пунктов общая площадь земель сельскохозяйственного использования состав­ляет 9,4 млн га (47,2% земель, относящихся к данной категории).

     Важным признаком, который выделяет земли сельскохозяй­ственного использования из состава земель поселений, является указание закона на то, что эти земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. Говоря о том, что термин «земли сельскохозяйственного использова­ния» имеет строго определенное содержание, следует иметь в виду, что использование их в сельскохозяйственных целях но­сит временный характер до момента изменения вида их исполь­зования. В регулировании использования земель сельскохозяй­ственного использования в составе земель поселений п. 11 ст. 85 ЗК РФ предписывает руководствоваться генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

К землям сельскохозяйственного использования, имеющим двойственный правовой режим, п. 4 ст. 88 ЗК РФ относит также особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, вклю­ченные в состав земель промышленности, транспорта, обороны и иного специального назначения. В структуре угодий, вошед­ших в состав данной категории, сельскохозяйственные угодья занимают площадь 1,1 млн га (6,5%), из которых около 754,7 тыс. га приходится на земли обороны, ранее предоставленные в основном военным совхозам для производства сельскохозяй­ственной продукции и гражданам для сельскохозяйственного использования.

В составе охранных зон железных дорог особо выделены участки земель, необходимые для обеспечения безопасности людей, сохранности, устойчивости и прочности транспорта железнодорожных сооружений. Эти участки согласно п. 2 ст. 90 ЗК РФ могут переводиться в разряд сенокосных и пастбищных угодий и использоваться сельскохозяйственными коммерчески­ми организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан для целей сено­кошения, выпаса скота и иного сельскохозяйственного земле­пользования. Сельскохозяйственные угодья, расположенные на полосах отвода железных дорог в пределах земель железно­дорожного транспорта, занимают 120,5 тыс. га.

В кодексе сформулированы основные требования по сохране­нию особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые могут предоставляться организациям горнодобывающей и нефтегазо­вой промышленности лишь после отработки других сельскохо­зяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

В составе земель особо охраняемых территорий и объектов, к которым согласно ст. 95 ЗК РФ относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эсте­тическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе­ние, выделяются сельскохозяйственные угодья. Их удельный вес в общей площади данной категории земель невелик. Их общая площадь составляет 0,6 млн га (1,3%) земель особо охраняемых территорий.

Некоторые особенности имеет правовой режим земель сель­скохозяйственного использования, включенных согласно ста­тьям 101 и 102 ЗК РФ в состав земель лесного и водного фонда. Сельскохозяйственные угодья в составе земель лесного фонда представлены мелкими, вкрапленными среди леса контура­ми, используемыми под возделывание огородов, сенокошение и выпас скота. Их общая площадь составляет 4,4 млн га (0,4%) лесного фонда. Условия их пользования земельными участками для сельскохозяйственных нужд из земель лесного и водного фонда устанавливаются на основании решений компетентных государственных органов о предоставлении земельных участков в пользование либо договоров аренды земельных участков.

Из всех сельскохозяйственных угодий в стране по состоянию на 1 января 2012 г. 24 млн га находятся в составе земель иных категорий и в условиях действующего законодательства они выпадают из системы государственного земельного контроля и мониторинга земель в сфере сельского хозяйства.

Виды земель сельскохозяйственного назначения. Формули­ровку юридического критерия определения понятия и отмеже­вания земель сельскохозяйственного назначения как отдельной категории, осуществленную в п. 1 ст. 77 ЗК РФ, необходимо до­полнить структурным анализом земель сельскохозяйственного назначения, которая имеет два измерения: физическое и юриди­ческое. Физическая структура этой категории земель включает все виды земельных угодий на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренных п. 2 ст. 77 ЗК РФ. Главным клас­сификационным критерием деления земель сельскохозяйствен­ного назначения на отдельные виды является использование земель в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве с учетом данных государственного земельного када­стра о естественно-природных и экономических качествах земли. Важнейшим фактором повышения ценности земли, которая выполняет функции производительной силы и незаменимого средства производства, является ее плодородие.

Юридическая структура земель сельскохозяйственного на­значения включает все эти земли по их целевому назначению и все земельные участки, которые в соответствии со ст. 78 ЗК РФ предоставляются для ведения сельскохозяйственного про­изводства, создания защитных лесных насаждений и иных свя­занных с сельскохозяйственным производством целей. П. 1 ст. 78 ЗК РФ выделяет три категории граждан, имеющих вещные и обязательственные права в аграрных земельных отношениях. Это граждане, ведущие:

1) крестьянские (фермерские) хозяйства;

2) личные подсобные хозяйства;

3) садоводство, животноводство, огородничество. В круг участников аграрных земельных отношений включаются юри­дические лица, которые относятся к разряду сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции. К ним относятся:

1) хозяйственные товарищества и общества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитар­ные предприятияя, иные коммерческие организации;

2) некоммерческие организации, в том числе потребитель­ские кооперативы. Особый правовой режим для использования земель сельскохозяйственного назначения установлен для опыт­но-производственных, учебных, учебно-опытных и учебно-про­изводственных подразделений научно-исследовательских орга­низаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. Возможными участниками земельных отношений при использовании земель сельскохозяйственного назначения могут быть религиозные ор­ганизации, казачьи общества, общины коренных малочислен­ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государ­ственном регулировании обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохо­зяйственного назначения определено как способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, био­логической и физико-химической среде и обеспечивать их урожай.

Правовые признаки сельскохозяйственных угодий связаны не только с естественными и экономическими свойствами по­чвы. Анализ действующего законодательства показывает, как свидетельствуют исследования Л. А. Мельник, что «действующее земельное законодательство регулирует, в основном, отношения в области охраны почв как природного ресурса, используемого в качестве естественного средства производства, и не содержит достаточных правовых норм, обеспечивающих охрану почв как природного объекта. Данная ситуация связана, в частности, с от­сутствием четкого определения юридического понятия «почва», его соотношения с понятием «земля"».

Поэтому в основу правовой характеристики сельскохозяй­ственных угодий должно быть положено законодательство, кото­рое признает землю как основу жизни и деятельности человека, как природный объект, природный ресурс и недвижимое иму­щество и рассматривает почву в качестве компонента охраны окружающей среды.

К сожалению, по обоснованному мнению доктора биологи­ческих наук, профессора А. С. Яковлева, заведующего кафедрой земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова, «понятие «почва» не отделено от по­нятия «земля» и не рассматривается как отдельный объект ох­раны. В итоге, при практическом применении земельного законодательства, несмотря на то, что в нем упоминается о земле как о природном объекте и сказано, что в целях охраны земель землевладельцы обязаны проводить мероприятия по сохране­нию почв и их плодородия (статьи 1, 13 Земельного кодекса), до охраны почв, как говорится, руки не доходят. Отсутствие же позитивных результатов практического применения этого за­конодательства в целях охраны почв как компонента природ­ной среды, приведшее в последнее время к катастрофической деградации почв России», вызывает должную обеспокоенность юридической научной общественности.

Отсюда и особое внимание, с одной стороны, к организа­ции агротехнических, агрохимических, мелиоративных, мели­оративных, фитосанитарных и иных мероприятий в сельском хозяйстве, ориентированных на сохранение и повышение пло­дородия земель сельскохозяйственного назначения с учетом экологических аспектов и, с другой стороны, к социально-эко­номической трактовке понятий «земля» и «почва» в сельском хозяйстве в условиях, когда для восстановления хозяйственных и экологических функций почв за основу берется понимание данных государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. В то же время должно быть обеспечено сохранение и повышение плодо­родия земель, организация государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственный земель­ный надзор, муниципальный земельный контроль, обществен­ный и производственный контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Законодательное закрепление понятия почв, которые лежат в основе существования экологических систем, а в определенной мере и всей биосферы в целом, должно быть дополнено дан­ными государственного земельного кадастра, который характе­ризует, по обоснованному мнению профессора Г. Е. Быстрова, естественно-природные качества сельскохозяйственных земель по рельефу, почвам и растительности, по степени подвержен­ности эрозионным процессам и опустынивания на почвы и эко­логическое состояние земельных ресурсов, переувлажнению, за­болачиванию и засолению почв», а также создает объективную основу для установления платы за землю и функционирования земли в гражданском обороте.

Физическая структура категории земель сельскохозяйствен­ного назначения включает в себя два вида земельных угодий, выступающих главным средством производства в сельском хо­зяйстве, и земель, которые служат пространственным базисом размещения различных объектов, обслуживающих сельскохо­зяйственное производство. К ним согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ от­носятся сельскохозяйственные угодья и другие земли, которые необходимы для нормального функционирования сельскохо­зяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья со­ставляют основную часть земель сельскохозяйственного назначе­ния. В ЗК РФ отсутствует понятие сельскохозяйственных угодий. Ранее, как свидетельствует об этом профессор Е. Ю. Чмыхало, определение сельскохозяйственных угодий было закреплено Указаниями Министерства сельского хозяйства СССР по госу­дарственной регистрации землепользования и государственно­му учету земель. Под сельскохозяйственными угодьями пони­маются земельные участки, используемые в сельском хозяйстве как главное средство производства для получения сельскохозяй­ственной продукции. В составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в ис­пользовании и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий.

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, много­летние насаждения, сенокосы, пастбища, залежи. Наиболее ценными сельскохозяйственными угодьями является пашня или пахотные угодья, которые имеют ту замечательную особен­ность, что при правильном обращении с ними они постоянно улучшают свое плодородие и повышают продуктивность. Паш­ня систематически обрабатывается и используется под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным введенными севооборотами.

Понятие сельскохозяйственных угодий закреплено п. 41 по­становления Федеральной службы государственной статистики от 20 декабря 2007 г. № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России стати­стического наблюдения за организациями научно-технического комплекса», которое относит к сельскохозяйственным угодьям пашни — земли, используемые для посевов и паров; залежь; многолетние насаждения — земли, занятые плодово-ягодны­ми насаждениями, виноградниками, тутовыми насаждениями, чаем, хмелем и др.; сенокосы — земли, используемые в основном для получения сена; пастбища — земли, предназначенные для пастьбы скота.

Инструкция о порядке заполнения переписных листов Все­российской сельскохозяйственной переписи 2006 г. по сельско­хозяйственным организациям, утвержденная постановлением Росстата от 30 ноября 2005 г. (пункты 12.5-12.11.), закрепляет следующие определения сельскохозяйственных угодий.

Пашня — сельскохозяйственное угодье, систематически об­рабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйствен­ных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне также относятся площади парников и теплиц. В пашню не включаются земельные участки сенокосов и паст­бищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более двух-трех лет), распаханные с целью коренного улуч­шения, а также междурядья сада, используемые под посевы;

Сенокос — сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение.

Пастбище — сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных, и такое использование является основным, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью;

Многолетние насаждения — сельскохозяйственное угодье, используемое под искусственные насаждения древесных, ку­старниковых (без лесной площади) и некоторых травянистых растений, предназначенных для получения урожая плодово­ягодной, технической и лекарственной продукции;

Залежь — земельный участок, который ранее использовался под пашню и более одного года не используется для посева сель­скохозяйственных культур и не подготовлен под пар.

Особое значение для сохранения и воспроизводства исполь­зуемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресур­сов имеет реализация предложений Н. А. Голышева по совер­шенствованию законодательства о землях сельскохозяйственного назначения и закреплении в законе определения понятий «сельскохозяйственное угодье», «пашня», «сенокос», «пастбище», «за­лежь», «земли, занятые многолетними насаждениями».

Особым объектом права и земельных правоотношений являются мелиорированные земли, подвергшиеся в соответ­ствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее — Закон о мелиорации) корен­ному улучшению в результате проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агро­лесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Мелиоративные мероприятия — это проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических соору­жений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лес­ных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелио­рация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация. При этом в составе отдельных типов мелиорации земель Законом о мелиорации устанавливаются виды мелиорации земель (ст. 5). К примеру, ст. 6 Закона о ме­лиорации предусматривает, что к гидромелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и дру­гие виды гидромелиорации земель.

Закон о мелиорации также определяет, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в со­ответствии с технико-экономическими обоснованиями и учи­тывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила (ст. 25).

Комплексная мелиорация земель, в сочетании с примене­нием наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений, средств защиты растений, является решающим ус­ловием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции согласно мировой практике сельскохозяйственного производства. Ведь, как известно, выход продукции с ороша­емого гектара в 3-4 раза выше, чем с богарного, а производи­тельность труда, эффективность использования природных и материально-технических ресурсов, в том числе удобрений, увеличиваются в 2-3 раза. К примеру, урожайность сельскохо­зяйственных культур в Московской области составляет в среднем за пять лет: овощи — 45,7 т/гектар, картофель — 23,6 т/гектар. В то же время на мелиорированных землях в условиях назван­ной области потенциально можно получать: овощей — до 110,0 т/гектар, картофеля — до 45,0 т/гектар. А на орошаемом поле на территории Республики Хакасия, как показывает практика передовых хозяйств, — 35-45 ц/га пшеницы, 450 ц/га зеленой массы кукурузы, 45 ц/га сена люцерны, капусты — 500 ц/га, по­мидоров — 250 ц/га, картофеля — 200 ц/га, и это — не предел.

Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что в России на мелиорированных землях, составляющих 7,9% от площади пашни, производится до 60% овощей, до 20% гру­бых и сочных кормов и весь рис.

Стабильно высокий уровень производства сельскохозяй­ственной продукции в условиях неблагоприятных погодно-кли­матических условий обеспечивается применением такого спо­соба мелиорации, как орошение сельскохозяйственных земель. К примеру, в 2010 г. вследствие аномальных климатических усло­вий пострадали 43 региона Российской Федерации. Из-за засухи убытки понесли 25173 хозяйства. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13,3 млн га, что составля­ет 29% от площади посевов сельскохозяйственных культур в этих регионах и 17% от общей посевной площади. Производство зерновых культур снизилось на 35%, страна потеряла почти 15 млн тонн зерна, 36 млн тонн кормовых единиц кормов, 1,9 млн тонн овощей. В то же время на орошаемых землях урожайность снизилась лишь на 10-12%, эти земли позволили минимизиро­вать потери урожая от засухи.

Насущная необходимость восстановления и развития оро­шения в России диктуется и рядом социально-экономических аспектов. Поливное земледелие позволяет существенно уве­личить налогооблагаемую базу за счет прироста продукции у сельскохозяйственных производителей в перерабатывающих отраслях и у реализующих организаций, а также обеспечить трудовую занятость населения, и тем самым способствует сниже­нию социальной напряженности. Кроме того, такие объекты ме­лиорации, как аккумулирующие водохранилища используются в качестве основных источников водоснабжения и орошения. Так, в Саратовской области оросительные системы являются гарантированными водоподающими трактами, обеспечиваю­щими подачу волжской воды для более 400 населенных пунктов в районах засушливого Саратовского Заволжья, где проживает свыше 300 тысяч человек и содержится до 200 тысяч голов скота.

В связи с этим роль и значение орошаемых земель значи­тельно возрастает. Необходимо подчеркнуть, что восстановление или расширение площадей орошения должно быть увязано с потребностями хозяйств, районов в обеспечении сбалансиро­ванной кормовой базой, а населения — в обеспечении продо­вольствием.

Поэтому представляется очень важным сохранение и раз­витие мелиоративного комплекса Российской Федерации.

К сожалению, как справедливо отмечается учеными и прак­тиками, «существующая нормативно-правовая база не обеспе­чивает сохранение и развитие мелиоративного фонда страны, а его государственную поддержку сводит в достаточно узкий сектор, функционирующий в рамках отдельных федеральных или региональных программ». В частности, до сих пор не при­няты предусмотренные Законом о мелиорации следующие нормативные акты:

1. Порядок отнесения государственных мелиоративных си­стем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Россий­ской Федерации (ст. 11);

2. Порядок проведения паспортизации мелиоративных си­стем и гидротехнических сооружений (ст. 20);

3. Порядок разработки, согласования и утверждения про­ектов мелиорации земель (ст. 25);

4. Порядок приемки в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и за­щитных лесных насаждений (ст. 27);

5. Правила содержания защитных лесных насаждений (ст. 29);

6. Требования, предъявляемые к осуществлению деятель­ности на мелиорируемых (мелиорированных) землях (ст. 30).

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 29 Закона о мелиорации), утвержденные Министром сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 г., тре­буют актуализации, поскольку не соответствуют нормам Феде­рального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Также нуждаются в разрешении такие вопросы правового характера, как:

- правовой режим мелиорированных земель;

- порядок отражения сведений об мелиорированных землях в государственном кадастре недвижимости;

- разработка, изменение и дополнение нормативных доку­ментов по стандартизации в области мелиорации земель.

Кроме того, до сих пор не определен уполномоченный госу­дарственный надзорный орган в области мелиорации земель.

Следует отметить, что определенному улучшению со­стояния правовой базы в сфере мелиорации способствовало утверждение Минсельхозом России Административного ре­гламента по предоставлению государственной услуги по предо­ставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель (зарегистрировано в Минюсте Рос­сии 15.04.2013 г. № 28130), и Административного регламента по предоставлению государственной услуги по паспортизации государственных мелиоративных систем и отнесенных к госу­дарственной собственности отдельно расположенных гидротех­нических сооружений (зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 № 28049).

Содержащаяся в п. 4 ст. 79 ЗК РФ норма о том, что к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относят­ся любые сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, не всегда позволяет от­нести мелиорированные земли к таковым, поскольку стоимость их может быть меньше указанного процента. К примеру, если все земли в районе мелиорированные.

Следует отметить, что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»60 также различает сельскохозяй­ственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья (п. 2 ст. 7).

Вполне обоснованно потому законодательство субъектов Рос­сийской Федерации относит мелиорированные земли к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Напри­мер, Закон Нижегородской области от 27 декабря 2007 г. № 197-З «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного на­значения в Нижегородской области» (п. 3 ст. 4.1) к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относит в том числе сельскохозяйственные угодья и земельные участки в со­ставе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, на которых осуществляются оросительные и осушительные ме­лиоративные мероприятия; Закон Самарской области от 11 мар­та 2005 г. № 94-ГД «О земле» (п. 6 ч. 2 ст. 20.2) — искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительны­ми системами; Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 г.

Однако необходимо обратить внимание на то, что некоторые субъекты Российской Федерации, наоборот, исключают мели­орированные земли из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. К примеру, на территории Став­ропольского края из перечня особо ценных продуктивных сель­скохозяйственных угодий были исключены земли с капитальны­ми гидротехническими, лесолугомелиоративными объектами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель. Это при том, что снижается плодородие земель сельхозназначения, развиваются деградационные процессы на мелиорированных землях сельхозназначения, снижается экологическая устойчи­вость агроландшафтов, потребности населения и экономики Ставропольского края в водных ресурсах обеспечивает мелио­ративно-водохозяйственный комплекс (18 обводнительно-оро­сительных систем, около 40 крупных водохранилищ и несколько сотен водоемов с общей емкостью, превышающей 2 млрд м3 воды, 3,5 тыс. км магистральных и межхозяйственных каналов).

Представляется, что необходимо перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, установленный п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнить мелиорированными землями. Кроме того, существует насто­ятельная потребность разработки и принятия нормативного правового акта, регулирующего учет сведений о мелиориро­ванных землях в кадастровых сведениях о земельных участках. Сведения о том, что земельные участки расположены на мели­орированных землях, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном када­стре недвижимости» для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (ст. 15).

Совершенствование законодательства о мелиорированных землях позволит устранить барьеры в обеспечении охраны зе­мель сельскохозяйственного назначения и их эффективного ис­пользования, обеспечить исполнение законодательства в обла­сти охраны окружающей среды и экологическую безопасность на землях сельскохозяйственного назначения, надлежащий правопорядок при ведении мелиоративных работ, улучшение качества мелиорируемых земель, сохранность мелиоратив­ных систем, а тем самым возможностей стабильного ведения сельскохозяйственного производства, безопасность при экс­плуатации гидротехнических сооружений и порядок ведения различного рода работ на мелиорированных (мелиорируемых) землях сельскохозяйственного назначения, связанных с соору­жением и эксплуатацией объектов энергетики, транспорта и иных объектов, а также предупреждение возможных негатив­ных экономических, экологических и других последствий для мелиоративных систем, сельскохозяйственного производства, качества почв.

К несельскохозяйственным угодьям относятся земли, за­нятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от вредного воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сель­скохозяйственной продукции. Физическая структура земель сельскохозяйственного назначения отражает фактическое состояние этих угодий с точки зрения их использования как средства производства, с одной стороны, и как фундамента и операционного базиса, с другой стороны.

Порядок использования каждого вида сельскохозяйствен­ных угодий и несельскохозяйственных угодий внутри земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель, зонированием земель, территориальным планированием ис­пользования земель и землеустроительной документацией.

По данным за 2012 г. площадь всех сельскохозяйственных уго­дий во всех категориях земель составила 220,2 млн га, или 12,9% всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйствен­ных угодий приходится 1489,6 млн га, или 87,1%. В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 121,5 млн га, залежи — 4,9 млн га, многолетних насаждений — 1,8 млн га, сенокосов — 24,0 млн га, пастбищ — 68,0 млн га.

Одновременно следует обратить внимание на то, что в по­следние 25 лет продолжается процесс ежегодного сокращения площади сельскохозяйственных угодий, уменьшения пашни за счет залежи. С 1990 г. уменьшение данного показателя соста­вило 2188,4 тыс. га. Сокращение площади земель, используемых под пашню, за данный период составило 10 844,6 тыс. га. Резуль­таты статистических наблюдений за 2012 год подтверждают воз­никшую тенденцию ежегодного уменьшения площади земель, занятых сельскохозяйственными угодьями: за год оно составило 51,3 тыс. га и наблюдалось в 43 субъектах Российской Федерации.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что допускается изъятие из земель сельскохозяйственного на­значения сельскохозяйственных угодий для несельскохозяй­ственных целей при условии худшего их качества согласно ка­дастровой стоимости. В 2012 г. из земель сельскохозяйственного назначения по этой причине выбыло 110,4 тыс. га сельскохозяй­ственных угодий, в том числе под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи и иного на­значения отведено 21,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, для расширения и строительства населенных пунктов — 35,6 тыс. га, предприятиям, организациям и учреждениям природоохран­ного назначения передано 46,5 тыс. га, для других целей — 6,8 тыс. га.

Проведенный анализ категории земель сельскохозяйствен­ного назначения и практики применения земельного законо­дательства дает основания для вывода о том, что определение понятия земель сельскохозяйственного назначения, которое за­креплено в Земельном кодексе Российской Федерации, является слишком узким, производственно-хозяйственным и не отражает всех функций данной категории земель, которые они выполня­ют в современных условиях развития общества. Обратим внима­ние, прежде всего, на экологические функции государства, кото­рые имеет четко определенное содержание и план реализации в экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Экологическая функция государства нашла отражение и в Федеральном Законе от 10 января 2002 г. «Об охране окру­жающей среды», в котором выделена специальная глава УП «Требования в области охраны окружающей среды при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности».

В законе закрепляются новые повышенные требования к сельскохозяйственной деятельности, которая является по­стоянным и мощным источником загрязнения, особенно почв и вод. В законе закреплено новое требование: объекты сель­скохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, которые должны исключать загрязнение почвы, воды, воздуха (ст. 43). Это означает, что при предоставлении земли для сельскохозяй­ственных целей часть земель должна отводиться для защитных зон, либо должны быть предоставлены дополнительные участ­ки для санитарно-защитных зон.

Экологическая функция государства нашла свое закрепле­ние в Федеральной целевой программе «Сохранение и вос­становление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2013 года», ФЗ «О раз­витии сельского хозяйства», которые подтверждают необходимость проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение и воспроизводство используемых для нужд сель­ского хозяйства земельных угодий, повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и улучшение общей экологической обстановки.

Усиление публично-правового регулирования природо­пользования и охраны окружающей среды в сельском хозяй­стве нашло отражение и в правовой доктрине, в которой особое внимание обращается на проблемы экологизации аграрного и земельного законодательства, как наиболее приближенному к природопользованию. Законодательство закрепляет общие экологические требования при осуществлении сельскохо­зяйственной деятельности, при размещении, проектирова­нии, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений и сооружений и иных объектов, специальные экологические требования при мелиорации земель, размещении, проекти­ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем.

В ряду других важнейших проблем экологизации аграр­ного и земельного законодательства особо должны быть вы­делены проблемы организационно-правового обеспечения химической и биологической безопасности в агропромыш­ленном комплексе; стратегии сохранения почв как одного из приоритетов обеспечения устойчивого развития России; экологического земледелия и выхода экологически чистой сельскохозяйственной продукции на мировые продовольствен­ные рынки; вопросы нормативно-правового обеспечения рыбо­хозяйственного комплекса и продовольственной безопасности России; проблемы ландшафтного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

При отсутствии на федеральном уровне единых для всей территории Российской Федерации нормативов качества почв предлагается законодательно закрепить в Федеральном законе «Об охране почв в Российской Федерации» критерии оценки качества почв как предмет охраны, уровень допустимых зна­чений качества и допустимого воздействия на почвы с учетом категории земель и видов разрешенного использования земель­ных участков. Почвы практически являются базовой средой, обеспечивающей существование растительного мира, то есть лежат в основе существования экологических систем, а в опреде­ленной мере и всей биосферы в целом. Являясь универсальным физическим, физико-химическим и биологическим фильтром поверхностных и осадковых вод, обеспечивая регуляцию состава атмосферного воздуха, поглощая различного рода загрязнения, снижая действие промышленных поллютантов, непосредствен­но поступающих на территорию, они одновременно являются индикатором устойчивого функционирования отдельных при­родных компонентов и экосистем в целом.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика