Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Нормативно-правовое регулирование отношений в области средств индивидуализации товаров и услуг
Научные статьи
04.02.15 15:51

вернуться



Нормативно-правовое регулирование отношений в области средств индивидуализации товаров и услуг


alt 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Насырова Е. В.
Статья посвящена актуальной теме правовой охраны средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, а также производимых ими товаров, работ, услуг. Подробно рассмотрены требования, предъявляемые законодательством к фирменному наименованию юридических лиц, на основе конкретных практических примеров разобраны основания для отказа в регистрации товарного знака.


МЛМ это бизнес, предлагающий лучшую возможность сделать большие деньги. Не выходя из дома, вы можете проводить массовые презентации, привлекать людей в МЛМ в автоматическом режиме, продвигать продукты по всему миру, используя интернет-магазин, общаться с коллегами и заказчиками в on-line.

Согласно гражданскому праву однородные объекты на рын­ке различаются с помощью средств индивидуализации. В ка­честве таковых рассматриваются средства индивидуализации участников гражданского оборота — фирменное наименова­ние и средства индивидуализации продукции, работ и услуг: товарный знак, знак обслуживания, наименование места про­исхождения товаров. Средство индивидуализации является одним из важнейших способов позиционирования. Кроме того, многие (если не большинство) агенты рынка стремятся не просто иметь отличительный знак, но и сделать его понят­ным, запоминающимся и привлекательным. Таким образом, на практике средства индивидуализации приобретают не одну, а несколько черт средства позиционирования.

Фирменное наименование (ФН) — это обозначение юри­дического лица (наименование юридического лица, являю­щегося коммерческой организацией), позволяющее отличить его от других участников гражданского оборота, идентифици­ровать его. Юридическое лицо должно иметь полное и впра­ве иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наи­менование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (п. 3 ст. 1473 ГК).

В юридической литературе выделяют следующие основные принципы, которым должно соответствовать фирменное наи­менование.

Принцип истинности предполагает, что ФН не должно вво­дить в заблуждение участников гражданского оборота и потре­бителей относительно его правообладателя и его деятельности. Например, владелец частного предприятия не может избрать в качестве ФН такое обозначение, которое ассоциируется у тре­тьих лиц с государственной принадлежностью предприятия. Недопустима также мимикрия коммерческих организаций под общественные.

Принцип исключительности не допускает использования юридическим лицом фирменного наименования, тождествен­ного ФН другого юридического лица или сходного с ним до сте­пени смешения, если указанные юридические лица осущест­вляют аналогичную деятельность и ФН другого юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем ФН первого юриди­ческого лица (п. 3 ст. 1474 ГК).

Юридическое лицо, нарушившее это правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наи­менованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных ви­дам деятельности, осуществляемым правообладателем, и воз­местить правообладателю причиненные убытки.

При применении данной нормы арбитражные суды учи­тывают, что защите подлежит исключительное право на фир­менное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юри­дических лиц раньше приступило к соответствующей деятель­ности (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 5 марта 2002 г. № 4193/01, Постановление Феде­ральной антимонопольной службы Дальневосточного округа от 22 марта 2004 г. № Ф03-А73/04-1/437).

При этом различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование (п. 17 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллек­туальной собственности»).

Таблица 1 Структура фирменного наименования


Принцип постоянства предполагает неизменность фир­менного наименования в течение всего времени существова­ния юридического лица («фирма» является олицетворением деловой репутации предприятия и представляет со всех точек зрения немалую личную и имущественную ценность).

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (например, регистрационный орган вправе от­казать в государственной регистрации юридического лица с фирменным наименованием ОАО «Китай город», ООО «Ту­рецкий базар», ЗАО «Бутик Италия» и т.д.);

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, в одном из российских регио­нов было отказано в государственной регистрации ООО «Су­дебный департамент» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2011 г. № 09АП-17728/2011-АК по делу № А40-23580/11-72-133);

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные и сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интере­сам, а также принципам гуманности и морали (абзац 1 п. 1 ст. 1473 ГК).

Ярким примером противоречия общественным интересам является фирменное наименование ООО «Московское бюро судебной защиты». Отказ в регистрации такого юридического лица был признан обоснованным в связи с тем, что избран­ное фирменное наименование юридического лица повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содер­жания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнитель­ной власти, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (Определение Высшего арбитражного суда РФ от 29.05.2013 № ВАС-6202/13 по делу № А40-87094/12-2-429).

К фирменным наименованиям, противоречащим принци­пам гуманности и морали, могут быть отнесены слова и сло­восочетания, оскорбляющие человеческое достоинство, раз­жигающие межнациональную рознь, представляющие собой антигосударственные лозунги, носящие антигуманный харак­тер обозначения и т.д.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Рос­сия, а также слов, производных от этих наименований, допу­скается по разрешению, выдаваемому в порядке, установлен­ном Правительством РФ (абз. 3 п. 4 ст. 1473 ГК).

Для получения такого разрешения необходимо соблюсти требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1463 «Об использовании в названиях орга­низаций наименований „Россия", „Российская Федерация"» и Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 «Об ут­верждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

Сокращение «рос» также признается производным от слова «Россия» и не может использоваться в фирменном наимено­вании без специального разрешения. Признавая сокращение «рос» производным от слова «Россия», арбитражные суды ис­ходят из того, что данное сокращение ассоциируется у по­требителя с участием государства в деятельности общества либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

Однако использование в фирменном наименовании слова «русский» (и производных от него) не требует никаких разре­шений и не может являться основанием для отказа в государ­ственной регистрации юридического лица (п. 8.3 Постанов­ления Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопро­сах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуа­лизации товаров юридических лиц или индивидуальных пред­принимателей (п. 1 ст. 1477 ГК).

Знак обслуживания — обозначение, служащее для инди­видуализации выполняемых юридическими лицами либо ин­дивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (п. 2 ст. 1477 ГК).

Общеизвестный товарный знак — товарный знак, охраня­емый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным догово­ром РФ, либо обозначение, используемое в качестве товар­ного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, которое признано общеизвестным в РФ товарным знаком по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали, на указанную в заявлении дату, широко известны в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

В качестве примера можно привести такие товарные зна­ки, как «Известия», «NESCAFE», водка «Столичная». Право­вая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения, принятого Роспатентом в соответствии с п. 1 ст. 1508 ГК по результатам рассмотрения заявления о при­знании товарного знака или обозначения общеизвестным в РФ товарным знаком.

Специфика правовой охраны общеизвестного товарного знака заключается в том, что она действует бессрочно и распро­страняется также на товары, не однородные с теми, в отноше­нии которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладате­лем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п. 3 ст. 1508 ГК).

Таким образом, «обычный» зарегистрированный товарный знак, например сети кулинарий «Пышка», может быть на за­конных основаниях использован магазином одежды больших размеров «Пышка», принадлежащим другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а общеиз­вестный товарный знак газеты «Известия» не может быть ис­пользован для индивидуализации телевизионного канала или телепередачи, принадлежащих другому лицу.

Коллективный товарный знак — товарный знак, предназна­ченный для обозначения товаров, производимых или реализу­емых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 1 ст. 1510 ГК).

Наименование места происхождения товаров (НМПТ) — обозначение, представляющее собой либо содержащее совре­менное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использо­вания в отношении товара, особые свойства которого исклю­чительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условия­ми и (или) людскими факторами; а также обозначение, кото­рое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают указанным выше требованиям (п. 1 ст. 1516 ГК).

Зарегистрированные в Российской Федерации НМПТ пу­бликуются в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров. Наиболее известными в нашей стра­не наименованиями мест происхождения товаров являются «Русская водка», «Башкирский мед», «Вологодское масло».

Исключительные права на НМПТ могут принадлежать не­скольким юридическим лицам или индивидуальным предпри­нимателям. Основанием для приобретения исключительных прав на ранее зарегистрированное НМПТ является решение Роспатента по результатам экспертизы, подтверждающей, что в границах данного географического объекта юридиче­ское лицо или индивидуальный предприниматель произво­дит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством.

Рассмотрим вышеизложенное на примере НМПТ «Русская водка», право на использование которого имеют исключи­тельно следующие юридические лица: ФКП «Союзплодоим- порт» (г. Москва), ЗАО «Группа предприятий „ОСТ"» (Москов­ская обл., г. Черноголовка), ООО «Русский Стандарт Водка» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Московский завод „Кристалл"» (г. Москва), ООО «ИТАР» (г. Калининград), ОАО «Московский винно-коньячный завод „КиН"» (г. Москва), ОАО «Мариин­ский ликеро-водочный завод» (Кемеровская обл., г. Мариинск), ООО «Алкогольные Заводы Гросс» (г. Ульяновск).

В силу ст. 1537 ГК РФ использование со стороны лица, не имеющего исключительного права на НМПТ, обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охра­няемым НМПТ, незаконно. Данное положение направлено на защиту прав как обладателей свидетельств НМПТ, так и по­требителей.

На бутылках с алкогольной продукцией также можно ча­сто увидеть наименование «Российская водка», что, по сути, не меняет сущность проблемы, так как «Российская водка» является современным наименованием места происхождения товара «Русская водка». Правомерное указание «Русская водка» на этикетке продукции свидетельствует об особых свойствах и качестве обозначенного товара. Производители, не имею­щие свидетельства на право пользования НМПТ «Русская» или «Российская» водка, но размещающие на своем товаре вы­шеуказанную надпись, вводят потребителя в заблуждение, так как не могут подтвердить особые свойства и высокое качество продукции.

Коммерческое обозначение — обозначение, не являющееся фирменным наименованием, обладающее достаточными раз­личительными признаками, новизной и известностью в преде­лах определенной территории как обозначение одного или нескольких предприятий (имущественных комплексов) одного правообладателя; использование такого обозначения позво­ляет потребителю выделить (индивидуализировать) данное предприятие среди аналогичных предприятий других лиц.

Исключительное право на средства индивидуализации.

Согласно ст. 1226 ГК интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным, личные неимущественные права, иные права (право следования, право доступа).

Под исключительными правами понимается право автора осуществлять или разрешать осуществлять, а также запрещать осуществлять определенные действия, которые различаются применительно к разным объектам.

Имущественное право — это такое право, которое подле­жит денежной оценке, имеет меновую стоимость.

К личным неимущественным правам (в соответствии со ст. 1265-1269 ГК РФ) относят:

- право авторства и право автора на имя;

- право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений;

- охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора;

- право на обнародование произведения;

- право на отзыв.

Гражданский кодекс определяет средства индивидуализа­ции как нематериальные объекты, не являющиеся результатом творческой деятельности человека, поэтому интеллектуальные права на них включают только исключительные (имуществен­ные) права. Таким образом, все права на средства индивиду­ализации принадлежат заказчику и, соответственно, за авто­ром не сохраняется право на имя или на неприкосновенность произведения, как в случае с литературными текстами или рекламными роликами, признанными результатом творческой деятельности.

Рассмотрим основания для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренные ст. 1483 ГК, откуда вытекают основные требования, которыми необходимо руководствоваться на этапе разработки названия и визуального оформления нового продукта.

Абсолютные основания для отказа в регистрации.

Пункт 1 ст. 1483 ГК — не допускается государственная реги­страция в качестве товарных знаков обозначений, не обладаю­щих различительной способностью:

1. Торговый знак состоит только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определен­ного вида, т.е. обозначений, которые в результате длительного использования определенного товара различными производи­телями стали родовыми. Например, нельзя зарегистрировать торговый знак «Xerox», поскольку он стал общепринятым для обозначения любых копировальных устройств.

Наибольшие проблемы на постсоветском пространстве связаны с ситуацией, когда обозначение, задуманное когда-то как средство индивидуализации, стало общепринятым для некоторого вида товаров. По всей стране совершенно разными производителями в советское время выпускался «Армянский коньяк», конфеты «Кис-кис», городской батон и т.д. Судьба этих обозначений сегодня чрезвычайно сложна. Так, реги­страция товарного знака «Жигулевское пиво» была отменена почти через 10 лет в связи с тем, что Апелляционной палатой Патентного ведомства было принято решение о том, что знак является обозначением сорта пива. С другой стороны, известны и успешно зарегистрированные (пока) товарные знаки «Крас­ного Октября»: «Коровка», «Мишка косолапый» и др. К обще­принятым наименованиям относятся, разумеется, и простые указания товаров (например, телевизор, термос, пейджер).

В качестве примера можно рассмотреть кейс со знамениты­ми в нашей стране конфетами «Птичье молоко». Правооблада­телем товарного знака является фабрика «Рот Фронт». Однако «Птичье молоко» — это также определенная рецептура, и со­вершенно правомерно указывать ее на конфетах других про­изводителей, поэтому холдинг «Объединенные кондитеры», в который входит фабрика «Рот Фронт», постоянно вынужден вести судебные тяжбы с другими производителями конфет по поводу использования наименования «Птичье молоко».

Однако, если такое словесное обозначение будет оригиналь­но графически выполнено, то оно может быть зарегистриро­вано в качестве товарного знака. Законодательство позволяет регистрировать в качестве товарного знака так называемый промышленный образец, в качестве которого в данном слу­чае может выступать этикетка или упаковка. Таким образом, если исключительное право на использование наименования «Птичье молоко» еще может быть подвергнуто сомнению, то ставший сейчас уже знаменитым дизайн (конфеты квадрат­ной формы в золотисто-коричневой упаковке) от фабрики «Рот Фронт» не может быть использован другими произво­дителями.

2. Торговый знак состоит только из элементов, составляю­щих общепринятые символы и термины. В качестве примера общепринятых символов можно привести змею над чашей (символ медицины) или пеликана, разрывающего себе грудь (символ жертвенности). Они могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента. Как и в первом случае охраняется их специфическое исполнение.

3. Торговый знак состоит только из элементов, характери­зующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта:

- свежий хлеб (свойство, качество товара);

- вино (простое обозначение товара);

- бирские пельмени (место производства товара) и т.д.

    Следует отметить, что в законе не выделены специально, но подразумеваются Роспатентом и специально подчеркивают­ся обозначения, не обладающие различительной способностью по своей собственной природе. К таковым относятся простые обозначения товаров, отдельные буквы, цифры, простые гео­метрические фигуры, если они не выполнены в какой-нибудь оригинальной манере или их сочетания не «дают качественно иного уровня восприятия» и др.

4. Торговый знак состоит исключительно из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется свойством либо назначением товаров (например, пицца-ста­канчик).

Указанные в пп. 1-4 элементы могут быть включены в то­варный знак как неохраняемые элементы, если они не зани­мают в нем доминирующего положения. Вышеуказанные по­ложения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их ис­пользования.

Пункт 22 ст. 1483 ГК — в соответствии с международным договором Российской Федерации, не допускается государ­ственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международ­ных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

4) обозначения, сходные до степени смешения с элемента­ми, указанными в п. 1-3.

Перечисленные выше элементы могут быть включены в то­варный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие компетентного органа.

которые успели сделать это первыми. В течение продолжитель­ного времени новые владельцы таких товарных знаков, как прави­ло, не препятствовали другим производителям при маркировке и предоставляли бесплатные и льготные лицензии. Однако после введения в действие с 1 января 2008 г. части четвертой Граждан­ского кодекса РФ владельцы товарных знаков начали требовать взыскания компенсации за нарушение их исключительных прав.

Пункт 3 ст. 1483 ГК — не допускается государственная реги­страция в качестве товарных знаков обозначений, представля­ющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуж­дение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В комментарии к этой статье ГК разъясняется, что ложны­ми считаются такие обозначения, которые указывают на ка­чество товара, его изготовителя или место происхождения, в действительности не существующие. Так, Роспатент отказал в государственной регистрации наименования «Антишлак» в отношении киселя, так как кисель не обладает способностью выводить шлаки из организма. Наименование, способное вве­сти в заблуждение, предполагает субъективность восприятия обозначения, иначе говоря, оно может породить в сознании потребителя неправильное представление о его изготовителе, товаре или месте изготовления. Например, наименование, вы­полненное на иностранном языке, в некоторых случаях может ввести потребителя в заблуждение относительно места изго­товления товара.

К противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали практика относит слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характе­ра, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чув­ства. Так, было отказано в регистрации наименования «Долго­житель» для товаров 32 класса МКТУ (пиво) и 33 класса МКТУ (алкогольные напитки) как противоречащего общественным интересам. Среди обозначений, противоречащих гуманности и морали, можно назвать, например, натуралистическое или карикатурное изображение обнаженного или полуобнаженно­го женского или мужского тела, выполненное в непристойной позе, а также словесные обозначения, содержащие нецензур­ные слова.

Пункт 4 ст. 1483 ГК — не допускается государственная реги­страция в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наимено­ваниями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемир­ного культурного или природного наследия, а также с изобра­жением культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, со­браниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Положение об особо ценных объектах культурного на­следия народов Российской Федерации утверждено Указом Президента России от 30 ноября 1992 г. № 1487. Особо ценные объекты культурного наследия включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Использование наименований и изо­бражений особо ценных объектов культурного наследия ре­гулируется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Объекты все­мирного культурного или природного наследия определе­ны в Списке всемирного наследия, который в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия составляется Межправительственным комитетом по охране культурного и природного наследия. Так, к объ­ектам всемирного наследия относятся Ниагарский водопад, Гавайские острова, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Церковь Вознесения в Коломенском, Московский Кремль и Красная площадь и т.п. Список объектов всемирного культурного или природного наследия постоянно пополняется (его можно по­смотреть на сайте http://whc.unesco.org).

Пункт 5 ст. 1483 ГК — в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государ­ственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств-участников этого междуна­родного договора в качестве обозначений, позволяющих иден­тифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репу­тацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак пред­назначен для обозначения вин или спиртных напитков, не про­исходящих с территории данного географического объекта.

В этом случае место происхождения, само по себе является товарным знаком, который можно регистрировать. Например для вин «Абрау Дюрсо» такой знак может регистрировать толь­ко настоящий производитель в этом географическом месте, поскольку вино разлитое в другом месте уже не есть «Абрау Дюрсо».

Иные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Пункт 6 ст. 1483 ГК — не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на реги­страцию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистра­цию товарного знака не отозвана или не признана отозван­ной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Россий­ской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.

3) товарными знаками других лиц, признанными в установ­ленном Кодексом порядке общеизвестными в Российской Феде­рации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении одно­родных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных выше, допускается только с согласия правообладателя.

Обозначение считается тождественным другому обозначе­нию, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначе­нием, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на не­которые отличия. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализа­ции товаров, круг потребителей и иные признаки. Например, однородными товарами будут «пальто, пиджаки, платье, жаке­ты», поскольку они относятся к одной родовой группе «одеж­да». Также необходимо обратить внимание, что однородные товары не обязательно содержатся в одном классе МКТУ, в ко­тором могут оказаться неоднородные товары. Так, однородные товары содержатся в 1-м классе МКТУ — химические вещества, используемые для брожения вин; во 2-м классе МКТУ — кра­сители для ликеров, напитков; в 29-м классе МКТУ — паста томатная; в 30-м классе МКТУ — соус томатный.

   Пункт 7 ст. 1483 ГК — не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обо­значения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с Гражданским кодексом, за исключением слу­чая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, име­ющего исключительное право на такое наименование, если ре­гистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Пункт 8 ст. 1483 ГК — не могут быть в отношении одно­родных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смеше­ния с охраняемым в Российской Федерации фирменным наи­менованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наи­менованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достиже­ний, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Пункт 9 ст. 1483 ГК — не могут быть зарегистрированы в ка­честве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (ст. 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п. 1 ст. 1256 ГК) или про­изводному от них обозначению, портрету или факсимиле из­вестного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследников;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемо­го товарного знака.

Относительно первого пункта — об использовании в ка­честве товарного знака известных произведений, персонажей и т.д. — следует отметить, что далеко не все произведения ох­раняются авторским правом. Статья 1281 ГК определяет срок действия исключительного права на произведение, который действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, счи­тая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По ис­течении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, мо­жет свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского возна­граждения. При этом охраняются авторство, имя автора и не­прикосновенность произведения (ст. 1282 ГК).

Таким образом, обыгрывание в процессе позиционирова­ния образов известных персонажей или цитат из таких произ­ведений не только эффективно, но и законно. Однако получить исключительные права на такое использование невозможно, и они могут быть включены в товарный знак только в качестве неохраняемых элементов.

Как указывает А. Дорский в своей книге «Правовое обе­спечение PR», совершенно правомерной будет регистрация товарного знака, эксплуатирующего имя известного персо­нажа, поскольку это имя может принадлежать кому угодно. Так, без согласия авторов (правопреемника А. Милна и Б. За- ходера) Центру торговых марок удалось зарегистрировать имя Винни в качестве товарного знака для производства детских товаров.

  Известным в юридической практике также является кейс с товарным знаком ресторана «Обломов». В декабре 2000 г. «ИБГ Компани» обратилась в суд с иском о защите ее прав  наименование возникает со дня госу­дарственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключе­ния фирменного наименования из еди­ного государственного реестра юри­дических лиц в связи с прекращением существования юридического лица либо изменением его фирменного наименова­ния (п. 2 ст. 1475 ГК)

Таблица 2 Сроки действия исключительных прав на средства индивидуализации

 


   Исключительное право правообладателя использовать НМПТ удостоверяется сви­детельством об исключительном праве на НМПТ, срок действия которого может быть продлен по истечении 10 лет со дня подачи заявки на НМПТ, при соблюдении условий, установленных в п. 2 ст. 1531 ГК

   Регистрация НМПТ действует бессрочно. НМПТ охраняется в течение всего време­ни существования возможности произ­водить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соот­ветствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1521 ГК) на зарегистрированный товарный знак «Обломов», под кото­рым ею открыт ресторан. Нарушителем прав, с точки зрения истца, явились Антон и Олег Табаковы — владельцы ресторана «Обломов на Пресне» (открытый, кстати, на несколько месяцев раньше, чем ресторан «ИБГ Компани»). Через четыре месяца разбирательств суд пришел к выводу, что образ Обломова является общественным достоянием в соответствии со ст. 28 Закона «Об авторском праве и смежных правах» (Закон утра­тил силу в связи с введением ч. 4 Гражданского кодекса РФ, см. гл. 70 «Авторское право», ст. 1282 «Переход произведения в общественное достояние») и не может принадлежать одному собственнику. В результате Роспатент отменил регистрацию товарного знака «ИБГ Компани».

При этом подобного рода обозначения могут быть вклю­чены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента. Так, подлежит правовой охране товарный знак ресторана «Кафе Пушкинъ», выполненный в виде словесного сочетания. Кроме того, возможна регистрация в качестве товарного знака ориги­нальной манеры написания имени известного литературного персонажа, как в случае с названием ресторана «TVRANDOT», написанного буквами латинского алфавита.

Сроки действия исключительных прав на средства индиви­дуализации. Исключительные права на средства индивидуали­зации действуют в течение определенного срока. Продолжи­тельность срока действия исключительного права на средство

индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основа­ния и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока уста­навливаются ГК (п. 2 ст. 1230 ГК).





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика