Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Торговля несовершеннолетними: современное состояние проблемы
Научные статьи
04.02.15 16:36

вернуться


Торговля несовершеннолетними: современное состояние проблемы

alt 
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Бисярина А. Н.
В статье анализируется современное состояние проблемы противодействия преступности в сфере торговли несовершеннолетними. Рассматриваются негативные факторы, способствующие торговле несовершеннолетними, а также международные и внутригосударственные меры, направленные на улучшение положения детей и их защиты. Констатируется, что острота существующих проблем свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер, направленных на улучшение положения детей и укрепление международного, регионального и межнационального сотрудничества. Особое внимание уделяется правовым основам борьбы с торговлей несовершеннолетними. Предлагаются действия, позволяющие снизить уровень преступности в сфере торговли несовершеннолетними.

 

Обеспечение безопасности личности от преступных посяга­тельств является основной обязанностью любого государства. В условиях бурно развивающейся реальности возникают про­блемы, решение которых возможно лишь совместными уси­лиями всего мирового сообщества. Сегодня для многих стран серьезной социальной, правовой проблемой, угрожающей национальной безопасности, является торговля несовершен­нолетними.

По данным Генеральной Ассамблеи ООН (по состоянию на 3 апреля 2012 г.), почти два с половиной миллиона человек во всем мире являются жертвами современной работорговли. Управление ООН по наркотикам и преступности считает, что этот незаконный бизнес ежегодно приносит организованным преступным группировкам около 32 миллиардов долларов. Эта цифра сравнима с их доходами от нелегальной торговли наркотиками и оружием. Следует отметить, что приведенные данные указывают на количество всех потерпевших, ставших жертвами торговли. К сожалению, распространенность тор­говли несовершеннолетними не поддается статистическому учету.

В последнее время наблюдается значительное распростра­нение фактов торговли несовершеннолетними. Несмотря на от­сутствие полных статистических данных, это подтверждает­ся сообщениями пресс-служб правоохранительных органов и многочисленными публикациями в СМИ. Так, пресс-служба МВД Таджикистана сообщила, что жительница г. Курган-Тюбе задержана сотрудниками милиции по подозрению в прода­же новорожденного. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что 23 июля 2014 г. женщина продала своего че­тырехмесячного ребенка жительнице Шахринавского района.

За ребенка женщина получила 1 тыс. сомони ($ 200). 4 августа 2014 г. стало известно, что в городе Балыкчи Иссык-Кульской области Киргизии арестована местная жительница, продав­шая свою 10-месячную дочь за 4 тыс. сомов (около $ 75). Ин­формационное агентство «Новости Казахстана» со ссылкой на пресс-службу Департамента внутренних дел региона со­общает, что арестована гражданка Узбекистана по обвинению в торговле детьми в сговоре с третьими лицами в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что 5 июля 2014 г. гражданка Узбекистана продала младенца своей знакомой за 75 тыс. тенге (более 14 тыс. рублей) врачу-гинекологу районной больницы, который в дальнейшем отдал новорожденного женщине, про­живающей в Чимкенте.

Аналогичные примеры встречаются не только в странах Центрально-Азиатского региона, но и в Российской Федерации. Так, в Октябрьском районе Оренбургской области по подо­зрению в торговле несовершеннолетней арестован 29-летний местный житель. По данным следственных органов, 3 декабря 2013 г. мужчина продал 17-летнюю девушку, получив от поку­пателя (в его роли выступил сотрудник правоохранительных органов) 25 тыс. рублей, после чего был задержан.

Как показывает анализ, чаще в роли покупателей несовер­шеннолетних выступают:

а) лица, у которых не может быть детей;

б) лица, заинтересованные в пособиях и бесплатной рабо­чей силе;

в) лица, использующие детей для удовлетворения сексуаль­ных потребностей (гомосексуалисты, педофилы и др.);

г) лица, занимающиеся изготовлением и распространением детской порнографии, использующие детей для занятия про­ституцией;

д) лица, состоящие в военных и террористических организа­циях, использующие детей в военных конфликтах, в том числе в качестве убийц;

е) члены организованных преступных групп, торгующие человеческими органами.

Следовательно, наиболее распространенными мотивами продавцов являются:

а) получение материальной выгоды;

б) избавление от ребенка;

в) улучшение условий жизни ребенка;

д) получение иных личных выгод.

Проблема противодействия преступности в сфере торгов­ли несовершеннолетними — объект повышенного внимания как специалистов (сотрудников правоохранительных орга­нов, ученых, государственных служащих и др.), так и общества в целом. Несмотря на длительное и достаточно пристальное внимание к этой проблеме и принятые на международном, региональном, федеральном уровнях документы, торговля не­совершеннолетними продолжает существовать и приобретает новые формы. В настоящее время правовую основу борьбы с торговлей несовершеннолетними составляет ряд различных по статусу документов.

Важным шагом в обеспечении прав детей стала приня­тая на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка, которая провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен являться объектом торговли, в какой бы то ни было форме.

К концу 1970-х годов мировое сообщество признало, что принципов, указанных в вышеуказанной Декларации, недоста­точно, развитие общества и как результат — новые проблемы требуют принятия документов, закрепляющих меры и спо­собы защиты прав детей. Первым международным докумен­том, наиболее полно излагающим права несовершеннолетних, явилась Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязывающая государства уважать и обеспечивать права детей, находящихся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социаль­ного происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, а также прини­мать все необходимые меры, направленные на предотвраще­ние похищений детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. Заслуживающим внимание является тот факт, что Конвенция дает определение понятию «ребенок», под которым понимается каждое человеческое су­щество до достижения

18-летнего возраста, если по закону, применимому к дан­ному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Далее это положение нашло свое отражение в ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

О проблеме противодействия торговле несовершеннолет­ними говорится и в принятом в 2000 г. Факультативном про­токоле к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, рати­фицированном Российской Федерацией 7 мая 2013 г. Торговля детьми понимается Протоколом как любой акт или сделка, посредством которых ребенок пере­дается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или иное любое возмеще­ние. Согласно указанному документу государства-участники обязаны принимать все необходимые меры по укреплению международного сотрудничества путем заключения много­сторонних, региональных и двусторонних договоренностей в целях предупреждения, обнаружения, расследования, уголов­ного преследования и наказания лиц, виновных в совершении деяний, связанных с торговлей детьми, детской проституцией, детской порнографией и детским секс-туризмом; содейство­вать развитию международного сотрудничества, направлен­ного на оказание детям-жертвам помощи в их физическом и психологическом восстановлении, социальной реинтеграции и репатриации, а также в целях устранения основных причин, таких как нищета и недостаточное развитие, усугубляющих уязвимость детей; при наличии средств оказывать финансо­вую, техническую или иную помощь в рамках существующих программ.

В России вопросы, связанные с торговлей несовершеннолет­ними, регулирует Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Так, ст. 127.1 УК РФ предусматривает повы­шенную ответственность за торговлю людьми, совершенную в отношении несовершеннолетнего

(п. «б», ч. 2 ст. 127.1 УК РФ). Отнесение торговли несовер­шеннолетними к числу отягчающих обстоятельств обусловле­но, во-первых, особенностями объекта данного преступления: посягательство происходит как на основной непосредственный объект — личную свободу человека, так и на дополнитель­ный — общественные отношения, обеспечивающие нормаль­ное развитие несовершеннолетнего.

Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ дает определение торговле детьми, которая понимается как «купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершен­ные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение», а жертва торговли и (или) эксплуатации детей — как «несовершеннолетний, пострадав­ший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согла­сия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей».

Стоит также отметить вступивший в силу в 2005 г. Феде­ральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидете­лей и иных участников уголовного судопроизводства», который предусматривает меры безопасности, направленные на защиту жизни, здоровья, имущества, а также меры социальной защи­ты указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроиз­водстве уполномоченными на то государственными органами. Недостатком документа, на наш взгляд, является отсутствие раздела, касающегося защиты интересов несовершеннолетних жертв и свидетелей преступлений. Кроме того,

1 июня 2012 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 761 «О национальной стратегии действий в инте­ресах детей на 2012-2017 годы», в котором, в частности, указано, что развитие высоких технологий, открытость страны мирово­му сообществу привели к незащищенности детей от противо­правного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. В связи с этим 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Россий­ской Федерации

от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от инфор­мации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регули­рующий отношения, связанные с защитой детей от информа­ции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информацион­ной продукции.

Действительно, правоохранительным органам выявить и изобличить преступников, специализирующихся на торгов­ле несовершеннолетними, становится все сложнее. Это связано и с развитием информационных технологий, в том числе с се­тью Интернет. Преступники активно осваивают виртуальную реальность, эксплуатируют ее в противоправных целях. Если несколько лет назад мало кто мог позволить себе иметь в доме компьютер с доступом к сети Интернет, то сейчас без этого не может обойтись большая часть населения мира.

По данным опроса Всероссийского центра изучения обще­ственного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., в России пользуются Интернетом 66% граждан от 18 лет и стар­ше (76,3 млн человек), 89% подростков в возрасте 12-17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет еще около 10 млн пользователей. По количеству пользователей Интернета Россия еще в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия, и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

С развитием общества трансформируется и преступность. Преступники, желая остаться безнаказанными, изобретают новые способы совершения преступления. Осложняет ситу­ацию тот факт, что преступность в сфере торговли несовер­шеннолетними носит транснациональный характер. Сегодня в мире нет государства, которое бы не столкнулось с пробле­мой торговли несовершеннолетними. Острота существующих проблем указывает на то, что правовые меры, направленные на улучшение положения детей и их защиты, укрепление международного, регионального и межнационального со­трудничества не всегда являются эффективными. Однако про­блема требует безотлагательного решения. О важности по­нимания этой проблемы свидетельствуют и слова, сказанные не юристом, но человеком, разбирающимся в жизни и людях. Британский драматург, режиссер, киносценарист и критик Том Стоппард справедливо отмечает: «Когда рождается ребе­нок, взрослые думают, что его задача вырасти. Нет, это не так. Смысл его жизни — просто быть ребенком. В природе есть существа, которые живут всего один день. Благо жизни в ее течении, в настоящем моменте. У каждого человека, каждого из нас есть только „сейчас"».

Нельзя не согласиться с мнением ученых, которые считают, что проблема изучения торговли людьми в современном мире и выработки эффективных стратегий противодействия ей яв­ляется межотраслевой. Соответственно, государствам следует внедрять и активно осуществлять всеобъемлющие междисци­плинарные стратегии, затрагивающие все уровни, от индиви­дуальной работы с отдельными лицами до международного сотрудничества.

Для эффективной борьбы в сфере торговли несовершен­нолетними, во-первых, необходимо искоренить ее первопри­чины: бедность, которая имеет ряд последствий, таких как ограниченный доступ многочисленных контингентов населе­ния к качественному дошкольному и школьному образованию, социальной защите, занятости, рост неблагополучных семей, сиротство, алкоголизм, наркомания и др.

Во-вторых, для предотвращения, выявления жертв и пре­ступных фактов правоохранительным органам, социальным службам и органам социальной защиты, в том числе с привле­чением неправительственных некоммерческих организаций, необходимо регулярно проводить информационную и профи­лактическую работу с населением и группой риска. Указанные органы не должны допускать попадания несовершеннолетнего в тяжелую жизненную ситуацию, делающую его уязвимым, а в случае выявления такой ситуации — незамедлительно принимать меры, направленные на оказание помощи несо­вершеннолетнему и его семье. Кроме того, развивать инфор­мационно-просветительскую деятельность в образовательных организациях, особенно в школах, воспитывать у детей нетер­пимость к насилию, любой форме эксплуатации.

В-третьих, усилить работу правоохранительных органов в выявлении распространения любой информации в сети Ин­тернет в целях поиска потенциальных жертв. Так, к примеру, авторы научно-практического пособия «Правовые и организа­ционные основы механизма противодействия торговле людь­ми» отмечают, что особенностью размещаемых в средствах массовой информации и сети Интернет объявлений членов организованных преступных групп является то, что предлагая работу, они, как правило, обращаются к лицам без образова­ния, не имеющим семьи.

В целях вербовки большего количества лиц, а также выбора более подходящих кандидатур в таких объявлениях зачастую обещаются завышенные суммы заработной платы, не соответ­ствующие существующим для указанных видов работ. Также внимание сотрудников правоохранительных органов должны привлекать объявления о трудоустройстве за границей, в кото­рых не указаны данные кадровых агентств — адрес, городской телефон и т.д.

В-четвертых, необходимо разработать специальные госу­дарственные программы, способствующие развитию служб для сирот, поддержки неблагополучных семей и поддержки принимающих семей и др. Имеется ряд хороших примеров комплексных стратегий и национальных планов действий, направленных на борьбу с торговлей людьми. Так, Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, анализируя опыт государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, отмечают, что борьба с тор­говлей людьми стала приобретать в странах СНГ все более системный характер, который выражается в консолидации сил всего общества на основе Национальных планов действий. В качестве примера упоминаются Национальные планы дей­ствий по борьбе с торговлей людьми, принятые в Узбекистане, Таджикистане, Республике Молдова и других странах СНГ.

В-пятых, необходимо законодательно закрепить меры без­опасности и социальной защиты интересов несовершенно­летних жертв и свидетелей преступлений. А также важным является обеспечение применения этих мер в работе право­охранительных органов государств. Например, в Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» включить раздел, касающийся защиты интересов несовершеннолетних жертв и свидетелей преступлений.

В связи с этим необходимо систематически обучать со­трудников правоохранительных органов с целью повышения квалификации в вопросах, касающихся торговли несовершен­нолетними.

Эти требования не являются исчерпывающими, вместе с тем некоторые из них не требуют серьезных финансовых затрат, но позволят в кратчайшие сроки снизить уровень пре­ступности в сфере торговли несовершеннолетними.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика