Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в системе высших учебных заведений
Научные статьи
05.02.15 15:37


вернуться

Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в системе высших учебных заведений


alt
Баймяшкина Е. Ю.

Рязанцева И. М.
 
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Баймяшкина Е. Ю., Рязанцева И. М.
Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. В качестве эффективной системы формирования нравственности мы предлагаем использовать в процессе обучения этнопедагогические особенности, как один из ключевых факторов, активно влияющий на становление духовности и нравственности у студенческой молодежи. В статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ориентиров молодого поколения.


С начала XXI в. российское образование, как один из педаго­гических и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения и с переменой менталитета обще­ства и личности в целом.

Поиск новой образовательной системы осуществляется в двух направлениях, а именно: 1) в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности — без должной заботы о духовно­сти и 2) по пути формирования традиционных российских ценностей. Наряду с открывшимися новыми возможностями, такими как свобода совести, открытость общества, широкий доступ в информационные сети Интернет и другими, в России стали нарастать негативные явления. Начавшиеся в России в 1990-х гг. реформы обусловили кризис советских идеалов, норм и взглядов на мир огромной страны, оставив целый народ без ориентиров и веры в светлое будущее.

Целью нашего исследования, проведенного на базе Чу­вашского государственного университета в г. Казани (фили­ал), стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для духовно­нравственного воспитания личности в системе высших учеб­ных заведений. Методическую основу исследования составили: диагностические методы — анкетирование, беседы; прямое, косвенное, включенное наблюдение; ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности, математи­ческие методы анализа данных.

Духовно-нравственное развитие молодого поколения и во­просы, связанные с ним, традиционно находились в центре философской научной проблематики. Философы античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и другие), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Про­свещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.) решали вопрос о роли и месте человека в мире в соот­ветствии с установками современной им исторической эпохи.

Известно, что в деятельности каждой личности имеют ме­сто системообразующие факторы (цель, ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), органи­зационные механизмы (методы, организационные и мораль­ные принципы, механизмы мотивации), организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой личности имеется свое пред­ставление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор последовательных действий и направление движения за­висят от нее самой.

В системе методов фор­мирования духовно-нрав­ственных ценностей моло­дого поколения существует этнопедагогический метод.

Г. Н. Волков ввел понятие «этнопедагогики» — науки, изуча­ющей процесс социального взаимодействия и общественно­го воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; которая собирает и систематизирует народные знания о вос­питании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и прочее, черпает знания в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-куль­турного формирования личности.

В связи с этим опыт народной педагогики, сохранившей свои традиционные методы и способы воспитания, особенно важен для работы с подрастающим поколением. Средства, приемы, методы народной педагогики, факторы среды взаи­мосвязаны между собой, обладают свойствами целостности, системности в формировании тех или иных качеств личности. Важным также является сочетание теоретической базы воспи­тательной работы в народной среде с практической — в ходе включения воспитуемого в традиционные виды деятельности своего народа. Через становление взрослеющего человека как представителя определенного этноса происходит процесс ус­воения молодым поколением культурного наследия предков. Существующая этнокультурная среда, которая его окружает, в свою очередь, закрепляет и упрочняет «национальное чув­ство» в человеке.

Жизненный опыт народа хранит в себе вопросы, волную­щие каждого человека, пишет С. А. Беличева. По мере усвоения народных ценностей и культуры, готовых форм поведения и способов решения проблем на примере предков подрас­тающее поколение получает представления и знания о жиз­ни, сопоставимые с теми, которые они могли бы получить из собственного опыта. При этом, безусловно, перенятый опыт предостерегает молодежь от совершения ошибок и подготав­ливает ее к самостоятельной взрослой жизни.

Проведенное нами исследование (анкетирование 230 сту­дентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным миро­воззрением (68% опрошенных). Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и ка­ковы подлинно человеческие ценности (57%).

Проблемы студенческой молодежи, по своей сути, пред­ставляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Рассмотрим ряд спец­ифических проблем, относящихся к молодежной среде.

Наше исследование выявило наиболее важные, по мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69% опрошенных), наркомания (67% ре­спондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстника­ми, отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%), пассивность, асоциальный или не­организованный досуг (38%).

Студенческая молодежь, по мнению ученого А. Н. Леонтье­ва, является самой восприимчивой к изменениям жизни ча­стью социума, включая и негативные явления, так как подрост­ковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размы­ты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно».

Человек находится в состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект выходного дня»). Так, у студентов постепенно теряется смысл существования и опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных про­блем (наркомания, алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин возникновения «внутренней пустоты». Сознание подростков и молодежи, как губка, впиты­вает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не опреде­ляя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой формирования будущей личности и влия­ют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие нравственному развитию.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь и любовь к Родине, привели к не­гативным последствиям в обществе. Преподаватели начинают ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может ут­верждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравствен­ное развитие человека. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного вос­питания личности студентов в структуре этнопедагогического профессионального образования с ее вопросами различного содержания, форм, средств и методов в процессе духовно-нрав­ственного развития личности, проблемами, связанными с вос­питательными возможностями этнокультурной среды того или иного народа.

Проводя мероприятия в рамках этнопегагогической концеп­ции, мы стимулируем интерес и потребность личности в сопри­частности происходящему вокруг, возникает потребность в по­знании, самоанализе, признании окружающими, происходит выбор вектора духовного, нравственного развития.

Духовно-нравственное воспитание студентов является при­оритетным направлением в воспитательной работе в высших учебных заведениях. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспи­тательной деятельности вузов и других высших учебных заве­дениях и имеет целью формирование духовности как фунда­ментального качества личности, определяющего ее позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

В результате проведенного исследования основными на­правлениями духовно-нравственного воспитания мы опре­деляем: 1) формирование и развитие системы духовно-нрав­ственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности в учебной и общественной дея­тельности; 2) формирование у студентов сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей; 3) формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезен- тации, аргументации и принятия решений.

Образовательное право

английский язык для начинающих в москве

сантехника



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика