Формирование организаторских способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие эффективности их профессиональной деятельности |
Научные статьи | |||
05.02.15 16:15 | |||
вернуться Формирование организаторских способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие эффективности их профессиональной деятельности
Жизнь человека похожа на мозаику, собранную из отдельных событий. Основополагающую составляющую в ней, независимо от возраста, составляет деятельность, которая, являясь важным средством существования жизни, способствует одновременному развитию личности. К такому выводу мы пришли в результате анализа закономерностей развития деятельности, выделенных Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Д. И. Фельдштейном и др.. Не исключение и профессиональная деятельность. На взаимозависимость развития личности и профессиональной деятельности указывает в своих работах Е. И. Рогов. Автор отмечает, что, исследуя личность как целостный субъект деятельности, необходимо ввести профессиональную деятельность, в которой выявляются и максимально проявляются потенциальные возможности личности. Рассмотрение профессиональной деятельности с позиции акмеологического подхода (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Т. В. Зобнина, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) раскрывает ее как «целостный непрерывный процесс развития субъекта этой деятельности, высшей точкой которого является профессионализм». Психологическая структура последнего, в свою очередь, представляет собой единство мотивационно-смысловой, операциональной сфер и профессионально важных психологических качеств. Профессиональное становление личности является, с одной стороны, процессом получения и освоения теоретических знаний и закрепления их на практике, с другой — формированием специалиста с определенным стилем поведения, базирующимся на его психологических и личностных особенностях, способствующих эффективному выполнению его трудовой деятельности. Очевидно, что стиль поведения формируется в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть эти особенности в рамках профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и выявить необходимые условия профессиональной подготовки к этой деятельности в рамках образовательного процесса соответствующего высшего учебного заведения. Юридическая деятельность в современных условиях, отличающихся динамизмом и противоречивостью социально-экономических процессов, происходящих в обществе, предъявляет и особые требования к уровню профессионализма сотрудника правоохранительных органов. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом, что может быть достигнуто, на наш взгляд, путем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной профессиональной деятельности, в период обучения в стенах высшего учебного заведения. Служебная деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС) предъявляет определенные требования к уровню профессиональной компетентности своих сотрудников. Проанализировав состояние современной практики деятельности правоохранительных органов, Е. Д. Шульгин отмечает, что сотрудники правоохранительных органов не всегда получают необходимые знания, умения и навыки практической социально-педагогической деятельности. Слабость социально-педагогической подготовки не только снижает эффективность деятельности сотрудника правоохранительных органов, но и затрудняет его противостояние факторам профессиональной деформации личности, которая проявляется в узковедомственном способе мышления, немотивированной агрессивности, ослаблении нравственных ориентиров и др. Работник пенитенциарной системы постоянно испытывает эмоциональные и физические перегрузки. Повышенная психическая напряженность деятельности сотрудника УИС, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и психическим качествам. Кроме того, сама специфика труда (нормативность поведения, невозможность немедленного снятия эмоционального напряжения, необходимость сдерживать свои эмоции и др.) создает определенные личностные проблемы. Одним из решений возникшей проблемы выступает Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., приоритетным направлением деятельности в которой стало «Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала»7 с целью обеспечения оптимальных условий труда сотрудникам. Огромную роль в решении этой задачи играют кадры, уровень профессионализма и компетентности которых должен отвечать современным требованиям развития экономики, образования, культуры. Понятие «компетентность» связывается с определенной областью деятельности. Профессионал — это человек, который выполняет свою работу качественно, эффективно, компетентно. Так, К. А. Маркова замечает, что «профессионал — это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе». Сотрудник УИС — это специалист, который является не только носителем статуса должностного лица, наделенного определенными правами и полномочиями (компетенцией), но и обладает необходимой эрудицией, широким кругозором, профессиональными компетенциями, к числу которых непременно относится умение общаться с людьми, организовывать их деятельность и умение поддерживать свое психическое здоровье. Его мастерство как специалиста в юридической сфере складывается из юридической и профессионально-психологической подготовленности. Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусством общения с людьми, воздействий на них. Оно не сводится к безукоризненному выполнению действий по ведению юридических дел. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности. Таким образом, профессиональную компетентность сотрудника УИС можно подразделить на два вида — юридическую и психолого-педагогическую. Очевидно, что профессионально-образовательная подготовка сотрудников УИС во многом определяет эффективность их деятельности. Данные специалисты больше, чем представители других профессий, непосредственно занимаются оказанием правовой, социальной, психологической поддержки граждан, способствуют социальной стабилизации в обществе. Деятельность сотрудников УИС в основном осуществляется в сфере общественных отношений типа «человек — человек», поэтому решение служебных задач неразрывно связано с умением общаться и строить свои отношения в коллективе, адаптироваться к особенностям несения службы. Кроме того, данная работа, как правило, связана со сложными, конфликтными условиями, высоким эмоциональным напряжением, с реализацией их сотрудниками властных полномочий, с необходимостью применять в определенных случаях меры государственного принуждения. Власть, данная сотрудникам, налагает на них повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий. Анализ нормативных актов, регламентирующих работу с кадрами, позволяет выделить три группы требований (качеств), которым должен соответствовать каждый сотрудник этих органов: 1) деловые качества, определяющие общую профессиональную пригодность сотрудника; 2) оптимальные личные качества, служащие психологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач; 3) специальные профессиональные качества, включающие владение специальными знаниями, умениями и навыками, а также определенные личные качества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения служебных обязанностей по конкретно занимаемой должности — оперуполномоченного, сотрудника служб охраны, режима и надзора и др. При изучении большинства тем, входящих в учебник по математике за 5 класс, у учащихся возникают дополнительные вопросы и уточнения, разобраться с которыми не так просто, как кажется, гдз Математика 5 клас Тарасенкова все на сайте http://matematika-doma.orgВышесказанное актуализирует необходимость формирования организаторских способностей будущих специалистов, которые можно рассматривать как профессионально значимые качества, необходимые курсантам в их будущей профессиональной деятельности, выступающие в качестве основных средств эффективного выполнения сотрудниками УИС поставленных перед ними задач. Организаторские способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного овладения организаторской деятельностью и ее осуществления. При этом в их структуре выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий. Большое количество психолого-педагогических работ (Ф. Ф. Аунапу, Р. В. Габдреев, А.Л. Журавлев, А. Н. Лутошкин, С. Г. Спасибенко, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский, А. Ф. Филиппов, В. В. Цалобанов и др.) посвящено классификации организаторских способностей, основанной на их функциональных возможностях в осуществлении соответствующей деятельности. Так, основоположник организаторской деятельности Л. И. Уманский делит их на общие (необходимые для любой деятельности, но недостаточные для организаторской) и специальные. Под общими он понимает: - направленность, выраженную в целеустремленности и убежденности, принципиальности, коллективизме, честности, чувстве ответственности и долга, дисциплинированности, общественном характере интересов и мотивов деятельности; - подготовленность (знания, навыки, умения, опыт) личности. К специальным относит: - психологическую избирательность (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, С. В. Кондратьев, А. С. Крикунов, Г. И. Якушева) — способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения общегрупповой задачи; - практически-психологическую направленность ума — владение практической психологией, готовность применить данные о психологических феноменах к практике решения организаторских задач; - психологический такт — способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с организуемыми, адекватное их и своим психологическим особенностям. Волевой компонент в организаторских способностях обозначают также Е. Жариков, Е. Крушельницкий, И. С. Мангутов, Л. И. Уманский и др.; - общественную энергичность — способность организатора заражать и заряжать своей энергией организуемых, создавать у них стенические чувства и волевое усилие. Характеризуется и устанавливается по эмоциональной и волевой воздействен- ности, которую оказывает речь, мимика, пантомимика организатора на организуемых; - требовательность организатора к организуемым — способность осуществлять требование в соответствии с организаторской ситуацией и оптимальной силой воздействия. Требовательность проявляется в смелости, с которой организатор выдвигает требование, в адекватности и многообразности их форм (намек, предложение, вопрос, шутка, просьба, указание, распоряжение, приказ), в их постоянстве, самостоятельности, гибкости, индивидуализации. Вслед за Л. И. Уманским подобную классификацию проводят Ф. Ф. Аунапу, Р. В. Габдреев, А. Л. Журавлев, А. Н. Лутош- кин, С. Г. Спасибенко, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский, А. Ф. Филиппов, В. В. Цалобанов, но под общими организаторскими способностями они понимают общительность, активность, глубину ума, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность, самостоятельность, сообразительность и т.д. Исходя из вышесказанного, а также из особенностей профессиональной деятельности УИС, содержания понятия «организаторские способности», мы пришли к выводу, что при профессиональной подготовке будущих работников УИС, наряду с формированием когнитивного и поведенческого компонентов организаторских способностей, особое внимание необходимо обратить на эмоционально-волевой компонент. Это связано с тем, что сотрудникам приходится постоянно наталкиваться на различные формы противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и учреждений, организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо обладать навыками и умениями, позволяющими действовать в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативным воздействиям, умением управлять конфликтами и твердой убежденностью в социальной значимости избранной профессии. Таким образом, основное содержание эмоционально-волевого компонента должны составлять: самообладание и выдержка, сосредоточенность в экстремальных условиях, решительность, самостоятельность, оперативность в принятии решений, а также настойчивость, инициативность, принципиальность, организованность, требовательность к себе и другим. При этом когнитивный и поведенческий компоненты также приобретают свою специфику. Так, когнитивный должен включать в себя знания о целях и задачах организаторской деятельности, о методах и формах ее осуществления, об особенностях личности осужденных и деятельности в рамках уголовно-исправительной системы; о требованиях, предъявляемых к процессу и результатам организаторской деятельности; знания юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций и др. актов. Содержание поведенческого компонента организаторских способностей работника УИС составляют: специальные умения и навыки, опыт практической работы, владение оперативной и криминалистической техникой, специальными средствами; умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями разных слоев населения; уважение к критике и самокритичность; принципиальность и т.д.. Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является более сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знаний для решения практических задач. У сотрудника УИС должны быть сформированы три группы умений: 1) организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя; 2) командные умения, необходимые для эффективного руководства личным составом при выполнении функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; 3) педагогические умения, необходимые для реализации воспитательных функций. Организаторские умения связаны с реализацией управленческого цикла (перспективного и текущего планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых решений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации основных форм работы руководителей: организовывать и вести служебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, вести телефонные разговоры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха. Организаторские умения руководителя связаны также с организацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной работы, организация взаимодействия между подразделениями, умение работать с людьми. Последнее, в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприятный морально-психологический климат, предупреждать и разрешать конфликты, работать с ближайшими помощниками и активом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением. Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жизненной мудрости, требует обширных знаний в области психологии. Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: рационально и эффективно использовать силы и средства, добиваться максимальных результатов при минимизации трудовых и материальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу сотрудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа. Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. Нацеливая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего должностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать высокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику. Командные умения руководителя в УИС характеризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использовать вверенные силы и средства для выполнения поставленных задач; способность проявлять твердую волю и принимать оптимальные решения в самых критических ситуациях; обладания навыками командования людьми. Педагогические умения составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высоких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Эти умения базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и методов воспитательной работы. Они предполагают наличие у руководителя педагогического такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный подход к конкретной личности, владеть устной речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте. Особую роль в формировании содержания организаторских способностей у сотрудника УИС играют, по нашему мнению, методы воздействия на него субъекта управления и использование практикоориентированной модели обучения. Рассмотрим более подробно предлагаемую нами модель такого обучения. Она предполагает комплексный межкафедральный характер обучения, который позволяет скоординировать процесс определения содержания образования, а также с большей степенью логичности и целесообразности разработать практикоориентированный учебный план и согласовать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик. При этом образовательный процесс должен носить непрерывный формирующий характер. При этом в основу разработки содержания профессионального образования должны быть положены: - универсальность — полный набор дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и специализированной образовательной программами с требованиями работодателей; - интегративность — междисциплинарная кооперация учебных дисциплин, содержательное и структурное единство учебного процесса; - целостность профессиональных понятий, создаваемых на основе единства целей и требований профессиональных задач; - фундаментальность знаний, определяемая высоким качеством гуманитарной, общепрофессиональной и специальной подготовки, что обеспечивает целостность восприятия профессиональных знаний в социокультурной среде; - профессиональность — овладение различными специальными технологиями, что позволит скорейшей адаптации молодых специалистов в профессиональной сфере деятельности; - вариативность — гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин и дисциплин по выбору курсантов с широким спектром специализированных курсов и профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с личностными возможностями курсантов, обеспечивающие индивидуальный подход к обучению. Как результат работы по данной модели выступает выпускник, который должен: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; - осознавать себя и свое место в современном обществе, - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, - уметь научно организовать свой труд, быть готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; - стремиться к профессиональному постоянному росту, приобретению новых знаний, - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации. Комплекс заданных, желаемых результатов образования, который представляет собой модель выпускника, формируется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы, Федеральной службы исполнения наказаний в лице профильных управлений (режима и надзора; организации деятельности тюрем и следственных изоляторов; охраны и конвоирования), а также территориальных органов ФСИН России. Институтом совместно с профильными управлениями устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной основной образовательной программы. После согласования компетенций, исходя из направления подготовки выпускников, на каждую компетенцию готовится паспорт и программа ее формирования. Паспорт компетенции в этой ситуации выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями. Паспорт и программа формирования у студента ВУЗа обязательной компетенции является одним из ключевых документов основной образовательной программы, в котором в обязательном порядке представляется характеристика конкретной компетенции выпускника, информация о содержании обучения и образовательных технологиях, с помощью которых компетенция формируется в условиях вуза, а также о средствах и технологиях оценивания уровня и качества ее сформированности. Наличие паспортов компетенций позволяет оптимизировать и скоординировать процесс определения содержания образования и формирования на этой основе состава учебных курсов, дисциплин, модулей, практик. Кроме того, это позволяет с большей степенью логичности и целесообразности разработать компетентностноориентированный учебный план и спроектировать согласованные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, практик, т.к. одна и та же компетенция может формироваться при изучении нескольких дисциплин. В результате у обучающегося появляется возможность овладеть навыками реализации организационно-управленческих функций в рамках малых коллективов исполнителей в системе правоохранительных органов. На основе работ И. Буденко, Г. П. Герта, А. П. Коренева, С. С. Маилян, С. Г. Реброва, В. С. Чернявского, доказавших, что методы управления раскрывают наиболее рациональные способы достижения целей, воздействуют на волю людей, выступающей в качестве регулирующего фактора сознания и выраженной в способности человека совершать целенаправленные действия, мы пришли к выводу, что немаловажным аспектом в формировании организаторских способностей у будущих работников УИС является использование в процессе подготовки к профессиональной деятельности методов, адекватных этому процессу. Возникает вопрос: какие методы управления наиболее целесообразно использовать для формирования организаторских способностей специалиста? Поиск ответа на поставленный вопрос мы начали с изучения методов управления и сопоставления их функциональных возможностей с профессиональной деятельностью сотрудников УИС. В связи с тем, что административная деятельность ФСИН России, как субъекта исполнительной власти, является видом управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, ее методам присущи все признаки методов управления. На сегодняшний день существует много классификаций методов управления. Так, З. А. Алиева выделяет такие их виды, как общенаучные и специальные; Ю. Ерошкин классифицирует их как планирование, прогнозирование, взаимодействие, координацию и контроль; В. П. Сальников классифицирует их через: отношение к функциям управления (познание воздействия), форму выражения (правовые, неправовые), характер воздействия (прямые, косвенные), содержание (административные, экономические, психологические), отношение к объекту применения (индивидуальные, групповые, массовые); Н. И. Буденко, Г. П. Герт, А. П. Коренев, С. С. Маилян, С. Г. Ребров, В. С. Чернявский подразделяют их на экономические, организационно-административные, социально-психологические и комплексные. В нашем исследовании мы рассматриваем классификацию методов А. П. Камышникова, В. И. Махинина и рассматриваем их в рамках содержания, психологической и социальной мотивации. В зависимости от содержания авторы выделяют метод регламентов (устанавливают правила и нормы, определяющие статус, содержание и порядок служебной деятельности в стандартных ситуациях) и метод распоряжений (управленческие решения используются в нестандартных условиях). При этом отметим, что метод регламентов упорядочивает служебную деятельность с помощью правовых норм (метод деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы правовых регламентов) и моральных норм (метод моральных регламентов). В рамках психологической мотивации А. П. Камышников и В. И. Махинин рассматривают универсальные методы, влияющие на сознание, волю и поведение людей (методы убеждения и принуждения). При этом авторы подчеркивают, что убеждение «способствует закреплению у исполнителей необходимых форм служебной деятельности, побуждает их соотносить свои действия с интересами правоохранительных органов (их организационных звеньев) в целом». Принуждение применяется только в случае недолжного поведения исполнителей. Наконец, методы социальной мотивации раскрываются авторами как методы опосредованного влияния на личности исполнителей через условия их деятельности (повышения оклада, надбавки — метод материальных стимулов; присвоения звания, наград — метод духовных стимулов т.д.). Анализ содержания всех перечисленных методов управления, используемых в рамках деятельности сотрудника ФСИН России, привел нас к выводу о том, что, независимо от выбора классификации все они потенциально направлены на формирование отдельных показателей структурных компонентов организаторских способностей. Итак, анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей сущность организаторских способностей, а также анализ особенностей деятельности в УИС позволил нам представить организаторские способности сотрудника УИС как интегральные свойства личности, характеризующиеся проявлением совокупности личностных качеств и умений, обеспечивающих успешное выполнение организаторской деятельности, связанной с организацией деятельности сотрудников и осужденных. Однако, приходится констатировать, что развитие конкретных качеств и свойств личности юриста пока остается слабым звеном в учебной деятельности специализированных образовательных учреждений, направленных в основном на формирование знаний и умений в правовой области. Во многом это происходит из-за недооценки того факта, что сотруднику УИС для совершенствования его компетентности и профессионализма необходимы не только чисто юридические знания, но и активное развитие навыков общения, владение разнообразными умениями, свойствами и приемами из психологической практики. Это позволит сотруднику выстраивать свои отношения в коллективе, быстро привыкнуть к особенностям несения службы; осуществлять профессиональную деятельность в сложных конфликтных условиях, в условиях высокого эмоционального напряжения, и, самое главное, избежать профессионально-нравственной деформации. Таким образом, формирование у курсантов юридических вузов ФСИН России организаторских способностей облегчит процесс их адаптации к условиям профессиональной деятельности и позволит им успешнее выполнять свои профессиональные обязанности. Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|