Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы правового статуса особо охраняемых природных территорий
Научные статьи
17.06.10 15:27

Орлов В.П.

Голубинская Т.Е.

Давыдова М.В.
 
ЕврАзЮж № 1 (20) 2010
Экологическое право
Орлов В.П., Голубинская Т.Е., Давыдова М.В.
Проблемы правового статуса особо охраняемых природных территорий
Действующие в отношении ООПТ природоохранные нормы в ряде случаев со­провождаются чрезмерными ограничениями для хозяйственной деятельности на­селения и препятствуют социально-экономическому развитию территорий. Анализ ситуации, широко обсуждаемой в российском и международном экспертных сооб­ществах, свидетельствует о необходимости упорядочения сложившихся отношений и внесении изменений в законодательство об ООПТ с целью его гармонизации с ин­тересами экономической деятельности. Статья подготовлена на основе материалов Международной экономической конференции в г. Улан-Удэ, проходившей в рамках Байкальского экономического форума–2009.

Особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С момента принятия Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в Российской Федерации было создано более 13 тысяч ООПТ различных категорий, которые сегодня занимают 12 процентов общей площади страны. На федеральном уровне они представлены 101 государственным природным заповедником, 69 государственными природными заказниками федерального значения, 40 национальными парками и другими категориями, в совокупности составляющими 3,3 % площади страны. Остальные имеют региональную и муниципальную принадлежность.
Цели создания ООПТ изначально были обозначены как сохранение уникальных природных объектов, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за происходящими изменениями, а также экологическое воспитание населения (ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Однако правоприменительная практика впоследствии показала, что отдельные вопросы организации и функционирования ООПТ прописаны недостаточно четко либо полностью не урегулированы, что существенно затрудняет осуществление важнейших природоохранных мероприятий, приводит к неоднозначному толкованию норм  в зависимости от интересов различных субъектов.
Постоянный мониторинг вопросов о состоянии и перспективах развития особо охраняемых территорий, их влиянии на хозяйственную деятельность и экономику страны в настоящее время позволяет говорить о том, что стремление законодателя закрепить особый статус данных образований и обеспечить дополнительные гарантии их защиты, сохранения в них экологического баланса, во многих случаях сопровождается чрезмерными ограничениями для социально-экономического развития регионов и препятствует осуществлению нормальной жизнедеятельности на этих территориях. Анализ ситуации свидетельствует о том, что назрела необходимость упорядочения отношений, связанных с применением норм по регулированию данных объектов национального достояния, и уточнения содержания их правового статуса.
Данные проблемы с возрастающей тенденцией обсуждаются на протяжении последних лет представителями всех уровней государственной власти и экспертным сообществом. Широкое освещение они получили также на Международной экономической конференции в г. Улан-Удэ, проходившей в рамках Байкальского экономического форума–2009 под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В число основных тем, всесторонне рассмотренных участниками круглого стола «Особенности использования природных ресурсов в условиях правового режима охраны природных объектов (на примере Байкальской природной территории)», вошли проблемы управления природными территориями, правового регулирования порядка изменения их границ, допустимости осуществления в их пределах отдельных видов деятельности, развития туризма, разработки стратегии развития ООПТ и создания новых подходов к их функционированию. Подробное изучение актуальных проблем показало, что для налаживания ситуации в этой сфере необходима разработка стратегии развития особо охраняемых природных территорий и незамедлительное принятие комплекса политических и социально-экономических мер, направленных на конкретизацию их правового статуса и обеспечение должных организационных и финансовых условий для этих природных сокровищниц.
Одним из самых важных вопросов в настоящий момент является различное правовое регулирование режима ООПТ в зависимости от вида или категории территории, с соответствующим объемом ограничений деятельности на ней.
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, в числе основных направлений государственной экологической политики рассматривает создание и развитие особо охраняемых территорий разного уровня и режима. Согласно статье 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» существуют следующие их виды: государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. При этом они могут быть федерального, регионального и муниципального значения. Каждая категория ООПТ имеет свой механизм удержания от разрушения и серьезного изменения природного комплекса или отдельных его структурных частей.
На федеральном уровне основной формой территориальной охраны природы, играющей важнейшую роль в сохранении и изучении естественного хода природных процессов и явлений, фауны и флоры, являются государственные природные заповедники. Эта форма приоритетного значения насчитывает уже почти вековую историю существования в России – первый общегосударственный заповедник, «Баргузинский», был создан на озере Байкал в 1917 году. Особый режим охраны заповедников характеризуется тем, что все имеющиеся на их территории природные ресурсы полностью изымаются из хозяйственного оборота, тогда как в национальных парках, природных заказниках и других категориях ООПТ допускается ограниченная хозяйственная деятельность.
Запретительная идеология нормативного регулирования, традиционная в отношении охраны природы во всем мире, изначально объяснялась стремлением законодателя  создать благоприятные и надежные условия для сохранения уникальных природных богатств в заповедных местах, обеспечить целостность и неизменность экосистемы. Однако в условиях постоянного расширения границ особо охраняемых территорий, в пределах которых оказываются населенные пункты и промышленные объекты или места с высоким производственным потенциалом, мы получаем обратный эффект, который сводится лишь к «замораживанию» традиционных видов деятельности и ограничивает активность коренного населения, препятствует созданию новых рабочих мест, негативно отражается  на доходной части местных бюджетов.
Установленные запреты, в том числе на освоение и добычу полезных ископаемых в границах охраняемых природных территорий, существенным образом затрудняют развитие данных территорий, а зачастую являются фактором, понижающим уровень жизни проживающего на них населения, интересы которого при их образовании  не учитываются. Ярким примером такой ситуации является Байкальская природная территория, запретительный режим которой в отношении определенных видов деятельности (в том числе осуществляемых в связи с нахождением на ней Байкальского целлюлозно-бумажного комбината) привел к избыточным ограничениям хозяйственной деятельности и падению уровня жизни населения. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» не работает на Байкальскую природную территорию и на местных жителей и, по сути, направлен против них.
Опасной тенденцией также является стремление к постоянному увеличению количества ООПТ в стране  и расширению границ уже созданных территорий. При планировании необходимо учитывать все возможные последствия кардинального изменения правового режима, особенно с учетом того, что многие российские ООПТ занимают огромные пространства, нередко сопоставимые с площадью отдельных государств, а иногда и превышающие их размеры.
Очень часто на территории ООПТ оказываются месторождения полезных ископаемых, которые не были учтены в процессе ее учреждения в результате игнорирования экспертных заключений геологов. Также отдельного подхода требуют ситуации, при которых объекты транспортной или энергетической инфраструктуры приходится удлинять в обход границ ООПТ после их создания.
На сегодняшний день, по данным Федерального агентства по недропользованию, в пределах особо охраняемых природных территорий «заморожено» более 1150 месторождений полезных ископаемых, из которых  102 – углеводородное сырье, 101 – твердое топливо, 581 – металлы и 379 – неметаллы.
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н.Бавлов, корень проблем недропользования на особо охраняемых природных территориях состоит в том, что «правовое регулирование пользования недрами и режим особо охраняемых природных территорий относятся к разным отраслям законодательства, и анализ действующего законодательства показывает, что на особо охраняемых природных территориях не устанавливается единых требований с точки зрения недропользования».
Таким образом, освоение огромных запасов и выявление новых месторождений фактически не осуществляется, отсутствует возможность лицензирования месторождений, попадающих в зону особо охраняемых природных территорий, в связи с законодательным запретом добычи здесь полезных ископаемых. Как следствие, регионы лишаются возможности реализации экономического потенциала своих земель, а значит и существенной доли своего дохода. В Камчатском крае, например, в результате вхождения районов концентрации золоторудных месторождений в состав региональных ООПТ из хозяйственного оборота выводится сырье стоимостью более 100 млрд. руб. Образование на территории Республики Бурятия в 1991 году Тункинского национального парка в границах всего административного района явилось причиной социально-экономической деградации района, значительных финансовых потерь, роста безработицы и формально исключило возможность даже для местного населения использовать местные природные ресурсы для удовлетворения собственных нужд.
Такое положение дел еще раз подчеркивает необходимость пересмотра подхода к планированию размещения ООПТ в Российской Федерации с целью пресечения тенденции к постоянному расширению этих территорий и увеличению их количества без учета всех последствий. Принимая во внимание значительные запасы полезных ископаемых в границах рассматриваемых земель, представляется целесообразным расширение возможности осуществления здесь рационального недропользования, использование новых критериев выделения в составе особо охраняемых территорий отдельных участков. При этом часть прибыли от добычи минеральных ископаемых может быть направлена на развитие ООПТ, расширение биологического природного капитала.
Решению обозначенных задач и проблем могло бы способствовать проведение инвентаризации всех ООПТ и получение экспертной оценки о степени полезного использования их естественного потенциала.
Актуальность принятия указанных мер обуславливается также отсутствием четкой системы учета особо охраняемых территорий. Закрепленные за Министерством природных ресурсов и экологии РФ задачи по разработке и утверждению правил ведения государственного кадастра ООПТ и порядка публикации кадастровых сведений в настоящее время не реализуются в полном объеме. Площадь земель данной категории, переданных в ведение министерства согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р, превышает их площадь  по кадастровому учету более чем в полтора раза – 53,6 млн. га против 34,4 млн. га земли. Подобная несогласованность приводит к снижению степени защиты их от нецелевого использования, а также препятствует налаживанию системного процесса управления данными территориями и проведению единого мониторинга их состояния.
Исходя из изложенного, требуется разработать механизм создания и ликвидации ООПТ, изменения их границ и ведения полного кадастрового учета земель.
Особое внимание необходимо уделить взаимодействию органов власти федерального, регионального и местного уровней с целью упорядочивания процесса согласования решений об образовании новых региональных и местных ООПТ или изменении их границ, учитывая, что на территориях регионального и муниципального уровня находятся природные ресурсы общенационального значения. Очевидно, что вопрос о режиме использования федеральных земель должен решаться на соответствующем уровне. Существующая практика, применяемая сегодня в регионах на основе актов регионального законодательства,  предусматривающая необходимость учета муниципалитетами при разработке планов социально-экономического развития параметров региональных схем развития и размещения ООПТ на территории субъекта,  требует уточнения и закрепления в нормах федерального законодательства. Необходимо конкретизировать правила и процедуры согласования муниципалитетами решений об образовании ООПТ с региональными и федеральными органами власти.
Вместе с задачей по оптимизации количественного состава особо охраняемых природных территорий также важно рассмотреть проблему приоритетных видов, или категорий, особо охраняемых природных территорий, в пользу которых должен быть сделан выбор.
Следует отметить, что наиболее распространенной формой установления охранительного режима природных территорий во многих странах является национальный парк.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Закон предусматривает, что в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.
С точки зрения совмещения природоохранных задач и деятельности, обеспечивающей основные потребности населения, правовой режим национальных парков является оптимальной формой, позволяющей решать как экологические, так и культурно-оздоровительные функции, что следует из статей 13 и 15 базового федерального закона, закрепляющих их основные задачи и режим особой охраны их территорий.
В национальных парках предусмотрено разграничение на функциональные зоны, в том числе заповедную, особо охраняемую с режимом строго регулируемого посещения, познавательного туризма, рекреационную, хозяйственного назначения с возможностью ведения допустимой хозяйственной деятельности. При этом закон строго запрещает осуществление здесь любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.
В России национальные парки стали создаваться только с 1983 года, и сегодня они занимают небольшую долю среди других категорий особо охраняемых природных территорий. На федеральном уровне  функционирует лишь 40 национальных парков, тогда как только государственных природных заповедников насчитывается более 100. 
Во многих экономически развитых странах, в том числе в США и Канаде, выбор в пользу национального парка как наиболее распространенной формы охраны природы позволяет успешно реализовывать различные задачи, и прежде всего экологические, но через активное привлечение  бизнеса, развитие туризма и соответствующей инфраструктуры.
Анализ особенностей статуса национальных парков с учетом положительного зарубежного опыта позволяет сделать вывод о целесообразности распространения и в нашей стране такой формы охраны природных территорий,  сочетающей высокий уровень защиты окружающей среды и широкое развитие экологического туризма, и увеличения их доли в общем количестве особо охраняемых территорий.
Таким образом, важной задачей является реформирование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование ООПТ на всех уровнях. Необходимо внесение комплексных поправок в действующее законодательство, обеспечивающих базу для формирования стройной системы, предусматривающей проведение эффективной политики управления ООПТ и рациональное использование находящихся на них природных богатств, при условии сохранения их экологического баланса.
Базовый закон «Об особо охраняемых природных территориях» не учитывает всего спектра отношений в рамках правового статуса ООПТ и предусматривает обращение к другим нормам отраслевого законодательства, разрозненным подзаконным актам, значительное количество которых существенно затрудняет положение правоприменителя. Нет закрепленной процедуры изменения границ особо охраняемых территорий, сокращения их территорий или изменения статуса в целом. Между тем такая возможность должна быть четко прописана в законе, поскольку нередки случаи, когда по причинам природного или техногенного характера происходят значительные изменения природных особенностей отдельных территорий, в результате которых признаки отнесения их к категории ООПТ меняются или полностью исчезают. 
Поэтому представляется необходимым внесение изменений и дополнений в базовый закон, принятие в его исполнение соответствующих подзаконных нормативных актов и методических рекомендаций, а также гармонизация с нормами смежного законодательства, в частности Гражданского, Земельного, Лесного кодексов и других отраслевых нормативных правовых актов.
Данная задача выполнима, если на государственном уровне будет пересмотрен традиционный подход к нормативному правовому регулированию особо охраняемых территорий и проводимая политика в этой сфере будет сосредоточена в рамках полномочий единого ответственного органа государственной власти. 
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» управление ООПТ относится к компетенции специально уполномоченных государственных органов власти. На сегодняшний день в структуре федеральных органов исполнительной власти не предусмотрено наличие специального органа, обеспечивающего комплексное регулирование и контроль за их функционированием и реализующего весь спектр необходимых полномочий.
До 01.01.2009  государственные природные заповедники, национальные парки, государственные заказники федерального значения находились в ведении различных структур (Росприроднадзора, Российской академии наук, Агентства по образованию, Федеральной службы охраны, Министерства сельского хозяйства РФ). При этом многие территории не были обеспечены нормативными актами, определяющими их ведомственную принадлежность. Несмотря на отнесение с 2009 года национальных парков, государственных заповедников и почти всех заказников в ведение Минприроды России, говорить о четком распределении компетенции в администрировании всей системы ООПТ пока не приходится, и положение базового закона об управлении ими специально уполномоченным государственным органом власти в области охраны окружающей среды до сих пор остается ориентиром на будущее. Между тем, необходимость создания такого органа давно назрела.
Разными странами уже накоплена столетняя практика успешного управления особо охраняемыми территориями единым специализированным органом, являющимся аналогом российских федеральных служб и агентств (США, Канада, Австралия, ЮАР и др.).
Исходя из ряда экспертных оценок и основываясь на предписаниях базового законодательства, необходимо уточнить полномочия Минприроды России в части регулирования всей системы ООПТ и рассмотреть вопрос о создании специализированного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего все функции государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых территорий, а также о передаче в его ведение всех особо охраняемых территорий федерального значения. Реализация данных мер способствовала бы последующей координации и упорядочению функций остальных исполнительных органов, в том числе региональных, выполняющих отдельные полномочия в области регулирования деятельности особо охраняемых природных территорий.
Помимо решения концептуальных задач по централизованному управлению ООПТ, необходимым представляется повышение квалификации работников данной сферы. Для этого предлагается проведение аттестации руководящих кадров и разработка программ повышения квалификации и переподготовки, а также принятие мер по устранению противоречий между организационной формой управления ООПТ и социальной защищенностью их работников. По мнению заместителя директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ В.Б.Степаницкого, существенное значение имеет выполнение задачи по обеспечению востребованности научной продукции заповедников и повышения материальных стимулов их деятельности. К сожалению, пока приходится констатировать, что зарплата работников ООПТ остается одной из самых низких в стране.
Важной проблемой, связанной с развитием и государственным управлением особо охраняемыми территориями, является их финансирование.
Рассматривая этот сложный вопрос, все эксперты отмечают, что «уровень базового финансирования федеральных ООПТ не обеспечивает возможность реализации комплекса сложных задач, поставленных перед этими структурами», а существующая практика работы этой системы в отрыве от реального учета практических интересов регионов приводит к возникновению экономических проблем и социальных конфликтов, связанных с нерешенными вопросами компенсации субъектам Российской Федерации выпадающих доходов при образовании федеральных ООПТ и иных территорий с особым режимом охраны. С такой ситуацией вынужденно сталкиваются все регионы, в границах которых функционируют особо охраняемые территории. Одним из наиболее ярких примеров в этой части является Республика Бурятия, где создание Байкальской природной территории привело к значительным затруднениям осуществления традиционных видов хозяйствования. 
В соответствии со статьями 11 и 16 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки финансируются за счет средств федерального бюджета.
Однако за многие годы функционирования ООПТ в России закрепилась постоянная тенденция существенного превышения потребностей обеспечения данных территорий над плановыми расходами.  И последние годы, несмотря на активное стремление власти к решению проблем экологии и охраны окружающей среды, к сожалению, не являются исключением. 
Объем финансирования заповедных территорий в других странах, в частности США, в десятки раз превышает показатели по России. Слабая финансовая поддержка, спорные вопросы, возникающие в связи с распределением полномочий федеральной, региональной и местной власти, отсутствие существенной доходной части деятельности в рамках режима ООПТ препятствуют развитию данных территорий и, в конечном счете, минимизируют выполнение основной задачи их создания – сохранения уникальной природной среды и ведения мониторинга ее состояния.
Учитывая, что собственные средства природных заповедников и национальных парков составляют в среднем менее 40 % от объема финансового обеспечения их деятельности,  одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед государством, является увеличение бюджетного финансирования до уровня, обеспечивающего их полноценную деятельность, привлечение средств субъектов Российской Федерации к финансированию федеральных территорий, выделение средств на модернизацию системы ООПТ с целью последующего рационального использования их ресурсов, а также планирование расходов на реструктуризацию территорий и создание новых объектов охраны.
Кроме того, предлагается активнее использовать внутренние ресурсы заповедных территорий, связанные с созданием туристической инфраструктуры, привлечением граждан к культурно-познавательному освоению территорий,  ориентацией на инвестиционные экологические проекты. По словам В.Г.Степаницкого, «познавательный, не развлекательный, тщательно регламентированный туризм в заповедниках… только поднимет рейтинг нашего заповедного дела, повысит социальную значимость заповедников, будет способствовать росту их авторитета в глазах населения и государственных институтов, чего у заповедников так не хватает».
Общей задачей, требующей скоординированных действий, должно стать повышение эффективности деятельности ООПТ, уточнение гарантий существующих сегодня охраняемых территорий и создание новых в приоритетных экологических регионах – там, где это действительно обусловлено задачами сохранения уникальных природных объектов и не приносит ущерба сложившимся правоотношениям.
Необходима разработка комплекса законодательных, социально-экономических, теоретических и методологических основ создания и функционирования ООПТ, управления их системой, а также поддержка существующих особо охраняемых территорий, привлечение местного населения к их работе, повышение квалификации сотрудников. При этом следует учитывать, что основной целью подобных мероприятий должна быть гармонизация задач охраны природы с соблюдением интересов регионов и всей страны в целом. Особо охраняемые территории должны не оставаться инородными телами, а органично вливаться в инфраструктуру регионов, максимально реализуя свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал без ущерба для природоохранных задач.
Иными словами, принимаемые государством меры должны быть направлены на обеспечение условий гармоничного совмещения интересов экономического и социального развития с интересами сохранения устойчивых экосистем с благоприятной средой обитания. Экстенсивный путь развития особо охраняемых территорий неприемлем. Необходимо пересмотреть подход к правовому регулированию статуса ООПТ. Требуется системное решение накопившихся вопросов и внесение концептуальных изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», его согласование с нормами федеральных кодексов (прежде всего Гражданского и Земельного), а также с другими актами смежного законодательства, в части уточнения категорий особо охраняемых территорий и порядка изменения их границ, установления возможности проведения геологоразведочных работ и совершенствования арендных отношений, развития регулируемого экологического туризма, привлечения новых источников финансирования деятельности, активизации механизма самообеспечения ООПТ. Отдельного внимания требует вопрос о реформировании системы управления особо охраняемыми территориями и создании специализированного органа исполнительной власти, осуществляющего администрирование данной сферы в полном объеме.
Таким образом, уточнение правового статуса особо охраняемых природных территорий вместе с модернизацией системы управления ими будет способствовать формированию стратегии их дальнейшего развития и позволит усовершенствовать систему отношений по рациональному использованию их потенциала, активизировать различные направления деятельности с усилением природоохранной составляющей и одновременно обеспечить интересы различных субъектов хозяйствования, местных и региональных органов управления и всего государства.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика