Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международная экономическая интеграция в сфере международного права
Научные статьи
26.02.15 14:15

Международная экономическая интеграция в сфере международного права



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Гусейнов О. Р.
Сегодня государства активно включаются в международные экономические отношения, экономическая интеграция государств приобретает все более сложные формы. Составной частью глобализации мирового хозяйства является международная региональная экономическая интеграция. Автор выделяет несколько организационно-правовых уровней подобного рода интеграции. Евразийский экономический союз выступает полноправным субъектом международного права. Право ЕАЭС является частью международного права.


Развитие интеграционных процессов ведет к усилению конкуренции между странами, входящими в объединение, что приводит к регионализации и созданию общего рын­ка. Это позволяет в определенном географическом про­странстве эффективнее организовать производственные процессы в условиях глобализации, что, в свою очередь, приводит к еще большему нарастанию конкуренции в ми­ровой экономике.

В условиях глобализации государства активно втягиваются в международные экономические отношения, экономическая интеграция государств приобретает новые качественные и ко­личественные параметры, и при этом многие традиционные методы государственного регулирования теряют свою эффек­тивность, тем более если они осуществляются без должного учета международной практики регулирования таких отно­шений. Экономическая интеграция государств приобретает все более сложные взаимопересекающиеся и взаимопрони­кающие друг в друга формы. В то же время центр экономиче­ской силы в современном мире необязательно формируется посредством регионального объединения государств.

Международная экономическая интеграция как процесс хозяйственного и политического объединения стран на ос­нове разделения труда между отдельными национальными хозяйствами и развития глубоких устойчивых взаимосвязей на различных уровнях и в различных сферах их экономик стала предпосылкой и движущей силой глобализации миро­вой экономики.

Одной из ведущих тенденций развития современной ми­ровой экономики наряду с глобализацией мирового хозяй­ства является международная региональная экономическая интеграция. Развитие современной мировой экономики опре­деляется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны, происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой — рост региональной и субрегиональной интеграции. На современном этапе региональные экономические организации все в боль­шей мере начинают выполнять координирующие функции, что позволяет им выходить вовне в качестве единых структур и отстаивать объединенными усилиями общие региональные интересы, что мы видим, так или иначе, и на примере СНГ, ЕАЭС.

Сущность принципа открытого регионализма не огра­ничивается углублением сотрудничества только существую­щих региональных и субрегиональных группировок, данный принцип предполагает также и расширение взаимовыгодного сотрудничества между разными интеграционными союзами. Именно поэтому абсолютно беспочвенны попытки противо­поставить процессы глобализации и регионализации.

В настоящее время в рамках международной экономиче­ской системы усиливается тенденция к созданию региональ­ных интеграционных объединений, каждое из которых — это концентрация экономической силы, способ сократить издержки и представить мировому рынку товары, услуги и инвестиции конкурентного качества, завоевать своими ре­сурсами определенную долю на глобальном рынке. Конкурен­ция государств в глобальной экономике выходит на уровень конкуренции между интеграционными блоками.

Рассматривая межгосударственную интеграцию с точки зрения доктрины международного права, один из основопо­ложников советской науки международного права Е. Т. Усен­ко определяет интеграционный процесс как формирование единого для всех существующих государств международного права. Возникновение «общего международного права» он, классик российской науки международного права, называет генеральным интеграционным процессом.

Число региональных экономических интеграционных об­разований постоянно увеличивается, они набирают свои вес и силу в мировой экономике. На европейском континенте интеграционные процессы идут в рамках Европейского союза и Содружества Независимых Государств.

Следует выделить несколько организационно-правовых уровней интеграции, в зависимости от степени вовлечения экономик государств-участников между собой, которая по­степенно возрастает.

1. Зона свободной торговли. Эта форма характеризуется тем, что государства-участники отменяют таможенные по­шлины в торговле между собой, но каждое из этих государств сохраняет свои собственные экспортно-импортные таможен­ные тарифы в отношении товаров из третьих стран.

2. Таможенный союз. В этом случае государства-участни­ки вводят единый таможенный тариф в отношении товаров из третьих стран.

3. Общий рынок. На данном этапе открываются не только таможенные, но и административные границы: отменяются таможенные и нетаможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов.

4. Экономический союз. Характерным признаком его яв­ляется проведение единой внешнеэкономической политики, появление и расширение наднационального метода регули­рования интеграционных процессов.

5. Единое экономическое пространство. Такая форма пред­полагает определенно стройную политическую надстройку, характерную для конфедеративного устройства.

Процесс становления свободной торговли между государ­ствами — членами ЕС длился более 20 лет. Отмена таможен­ных пошлин на границах между государствами — членами завершилась к началу 1993 г.

ЕАЭС имеет международно-правовой статус полноценной и полноформатной международной организации. Являясь международной региональной организацией, Евразийский экономический союз выступает на международной арене ее полноправным субъектом. Право ЕАЭС является частью международного права, поскольку учредительный договор ЕАЭС квалифицируется как международный договор.


После образования Таможенного союза и Единого эко­номического пространства мы получили возможность пред­метно подойти к следующему этапу интеграции — созданию Евразийского союза государств, который соответствует поли­тико-экономическим потребностям трех государств. Все эти процессы позволяют говорить о том, что наша интеграция является не только императивом, но и реальностью.

В условиях глобализации экономическая интеграция го­сударств приобретает все более сложные формы. Для СНГ характерна множественность форм интеграции с участием как одних и тех же, так и разных государств-участников. Напри­мер, на постсоветском пространстве было создано несколько интеграционных объединений, в том числе само СНГ; Союз­ное государство России и Белоруссии; Организация Централь­но-Азиатского сотрудничества (ОЦАС); Таможенный союз; Евразийское экономическое сообщество, а теперь Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Межгосударственная экономическая интеграция осущест­вляется в определенных организационно-правовых формах:

- зона свободной торговли (например, Зона свободной торговли СНГ, созданная Договором в 2011 г., который пред­усматривает сведение к минимуму исключений из номен­клатуры товаров, к которым применяются импортные по­шлины);

- таможенный союз (например, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, на основе которого создана общая таможенная территория трех государств);

- общий рынок (форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и ус­луг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами обще­го рынка);

- экономический союз (форма экономической интегра­ции, отличается от общего рынка единой фискальной и мо­нетарной политикой);

- единое экономическое пространство (форма экономиче­ской интеграции, в рамках которой достигается высокая сте­пень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической по­литики).

Единую таможенную территорию (ТС) составляют совре­менные границы России, Казахстана и Беларуси. Результатом реального движения в сторону единения стало обустройство Единого экономического пространства. ЕЭП включает общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, функционирование единой инфраструктуры, гармонизацию, а затем и унифика­цию законодательств Сторон.

Роль международного права в интеграционных процессах определяется как характером объекта интеграции, так и осо­бенностями действующих на момент интеграции условий экономического сотрудничества. При этом речь идет о меж­дународном праве как средстве интеграции и, в качестве ее предпосылки, об интеграционных процессах, происходящих в рамках самих правовых систем посредством их гармониза­ции и унификации.

Глобализация международного права на основе единых принципов требует, прежде всего, формирования идентич­ной правовой системы в рамках регионов. Создание регио­нальных систем права, возможно, станет эффективным шагом на пути к глобальному правовому пространству.

В рамках регионального сотрудничества, например, СНГ, в том числе в сфере иностранных инвестиций, также проис­ходит унификация национальных законодательств. При этом проблема соотношения и взаимодействия международно­го права и национального права, как двух самостоятельных взаимосогласованных правовых систем, представляет одну из наиболее важных и сложных проблем юриспруденции. Дальнейшая эволюция международного права, углубление его взаимодействия с внутригосударственным правом орга­нично обусловлены всесторонней интернационализацией национальных правовых систем.

В международном экономическом праве создан правовой институт экономической интеграции. Его можно определить как совокупность принципов и норм международного эко­номического права, регулирующих процесс осуществления межгосударственной экономической интеграции.

Что же собой представляет интеграция с точки зрения международного права?

Интеграцию С. В. Бахин рассматривает как объединение материальных, организационных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов отдельных стран для совместно­го решения проблем, связанных с их функционированием и развитием.

По мнению В. М. Шумилова, интеграция — это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвести­ции, рабочая сила.

Отдельно отмечается необходимость институциональной основы интеграции, в качестве которой должны выступить органы с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка.

В рамках интеграционных объединений появляются эле­менты «права интеграции», обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к международному праву. Специалист в области инте­грации стран СНГ Н. К. Исингарин определяет интеграцию как форму интернационализации хозяйственной жизни го­сударств, регионов.

В результате регионализации экономик государств, рас­положенных в соседстве друг с другом, их национальные осо­бенности во многих их проявлениях не только сохраняются, но и усиливаются. Устойчивые региональные интеграцион­ные образования, в значительной степени по доброй воле их участников, все более берут на себя выполнение координиру­ющих функций, что позволяет им выходить на глобальный уровень в качестве единых структур для защиты общих реги­ональных интересов.

В связи с этим особо подчеркнем, что развитие современ­ного мирового хозяйства находится в сложном, неоднознач­ном, противоречивом взаимодействии. Особую значимость эта проблема имеет для государств — участников СНГ в связи с их вступлением в ведущие межгосударственные экономи­ческие организации, в том числе в ВТО, а также жесткими требованиями, предъявляемыми данными организациями к государствам-членам.

Чтобы национальная экономика оставалась конкуренто­способной на глобальном рынке, она должна быть интегри­рована в состав того или иного суперрегиона — достаточно мощной группы стран, обладающих собственным научно­техническим потенциалом и развитыми человеческими ре­сурсами. Таковым суперрегионом, на наш взгляд, являются государства СНГ, расположенные в центре евразийского эко­номического пространства.

Сегодня центром экономической интеграции в СНГ стал именно Евразийский экономический союз. Очевидно, что евразийская интеграция, как правовое явление, означает соз­дание «специального» — внутриинтеграционного правового режима для регулирования перемещения товаров, услуг, ка­питалов и рабочей силы.

Региональные интеграционные союзы рассматриваются многими развивающимися странами в качестве наиболее эф­фективного способа улучшения конкурентоспособности и от­дельных стран, и всего региона в целом на фоне некоторых не­гативных последствий, связанных с глобализацией. Во многом обозначившееся стремление к расширению регионального сотрудничества на новом витке стало ответом на глобализа­ционные процессы. Укрепление хозяйственных региональных связей, институтов локальной кооперации, а также сотруд­ничество в других сферах создают, как показывает мировая практика, лучшие перспективы социально-экономического развития отдельных стран, отдельных регионов, стало быть, в конечном итоге, мирового сообщества в целом.

Мировой опыт показывает, что экономическая интегра­ция стран реально возможна и эффективна при условии достаточно высокой степени их экономического развития. Аграрно-сырьевые страны практически не заинтересованы во взаимной торговле; они, как правило, выступают не как взаимно дополняющие друг друга экономические системы, а как конкуренты, борющиеся за внешние рынки сбыта и ис­точники финансовой помощи.

Практика региональных интеграционных объединений показывает, что государства-члены большое внимание уде­ляют формированию организационно-правовой структуры. При этом заметна следующая тенденция: в основу постро­ения организационно-правовой структуры объединения закладывается определенный управляющий механизм ре­гулирования международных экономических отношений между государствами-участниками. Некоторые ученые этот механизм именуют термином «наднациональность», или «надгосударственность», или «наднациональный метод ре­гулирования».

Основные принципы международного права распростра­няются и на экономическую область взаимоотношений госу­дарств. Очевидно, что уже существующие интеграционные блоки имеют свою международно-правовую основу, которая состоит из источников, принимаемых как непосредственно государствами-членами, так и институтами интеграционного объединения. Это относится к принципу суверенного равен­ства. Ведь «экономический суверенитет — это не суверени­тет в экономической области, а суверенитет экономического содержания».

Итак, международная экономическая интеграция как следствие глобализации способствует созданию общего правового пространства и является предметом исследования международного права.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика