Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Концепция демократического государства в трудах академика Г. С. Сапаргалиева
Научные статьи
05.03.15 10:58
вернуться

Концепция демократического государства в трудах академика Г. С. Сапаргалиева


 
ПРАВО СТРАН СНГ
Манин С. Н.
В статье раскрывается колоссальная работа академика Г. С. Сапаргалиева по разработке концепции демократического государства. Процесс становления демократии в Республике Казахстан имеет два взаимосвязанных этапа, выделенных Г. С. Сапаргалиевым. В первом выделяет процесс становления, который начинается с первых государственно-правовых документов. Во втором этапе он выделяет процесс функционирования всех демократических институтов. Ученым выработаны основные концептуальные аспекты построения демократического государства.


В период становления суверенного государства Республики Казахстан Г. С. Сапаргалиев разрабатывал проблемы ее госу­дарственного строительства. Актуальность работ академика Г. С. Сапаргалиева определялась политической и правовой об­становкой в республике. После распада СССР в декабре 1991 г. Казахстан стал самостоятельным государством, объявил о своей политической независимости. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»1, который провозгласил государственную независимость. В нем говорилось, что Республика Казахстан, как независимое госу­дарство, обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.

В процессе образования государства возник вопрос о вы­яснении его социальной сущности. Республика Казахстан как государство отказывалось от социалистических, недемократи­ческих методов, руководство обществом отходило от социали­стического выбора и от тоталитарного политического режима. Возникла насущная потребность создания другого государства, основанного на новых социальных принципах. В стране возник­ла непростая ситуация. Став независимой республикой, она жила еще почти два года по Конституции Казахской ССР, в ко­торой высшим органам государственной власти признавался Верховный Совет. В Советском государстве был провозглашен принцип верховенства Верховного Совета, соответственно эти­ми полномочиями он был наделен в Казахской ССР.

На самом деле, он не был подлинным парламентом. Од­ной из причин этого утверждения считается неприятие прин­ципа разделения властей на ветви. Сам Верховный Совет Ка­захской ССР был подчинен Верховному Совету СССР, не был самостоятельным государственным органом. К тому же он не признавался постоянно действующим законодательным органом. В государственной власти отсутствовало разделение ветвей власти, хотя было формально провозглашено, отсутство­вала система сдержек и противовесов, так как Верховный Совет являлся органом, стоящим над исполнительной и судебной властью. Непостоянно действующий Верховный Совет Респу­блики Казахстан не мог стать парламентом. Парламентская республика в Казахстане не состоялась. Необходимо было тео­ретически обосновывать форму правления в стране.

Многие из насущных проблем становления конституцион­ного строительства в Республике Казахстан были разработаны академиком Г. С. Сапаргалиевым. Участвуя в подготовке про­екта конституции 1993 г., он ставил вопрос об определении, «в какой стране будем жить»?

Необходимость новой конституции, утверждал Г. С. Сапар­галиев, вызвана коренными изменениями в экономической, по­литической, духовной жизни. Действующий Основной Закон не отвечал требованиям, которые предъявляют к нему быстро изменяющиеся общества. Уже принят Закон «Об учреждении поста Президента КазССР», разграничены полномочия между законодательной и исполнительной ветвями власти, преоб­разованы экономические основы общества: законами «О част­ной собственности», «О земле», «Об аренде», «О кооперации», «О приватизации». Верховный Совет Республики не успевает вносить изменения. «К тому же в основе действующей Консти­туции лежит концепция „развитого социализма", какого, как теперь известно, в реальной жизни не существует».

Г. С. Сапаргалиев заключает, что нужна новая конституция, основанная на совершенно других целях, теоретических поло­жениях, отвечающих задачам построения общества, способ­ного подняться до уровня передовых стран, обеспечивающего нормальные условия жизни своим гражданам.

Наше бывшее государство, советское, основывалось на всев­ластии советов. Единственным источником и носителем власти снизу вверх и обратно были, советы, но это было формаль­но, на самом деле фактически власть принадлежала КПСС.

По существу все государственные органы ни за что не отвечали, а КПСС тоже не несла ответственности, так как не являлась го­сударственной организацией. Г. С. Сапаргалиев твердо уверен, что этот порочный круг привел нас к осознанию: «дальше так продолжаться не может».

Для того, чтобы создать концепцию новой конституции, нужно разобраться в ключевых теоретических проблемах конституционного законодательства и ответить на главный вопрос: «Конституцию какого государства, общества нужно создавать?». Для этого нужно определить и четко обозначить исторический период, в котором сейчас развивается респу­блика. Социалистическая система разрушилась, и в названии Республики Казахстан официально убрали слово «социалисти­ческая». В настоящее время господствующей в мире является система капиталистических отношений, в Республике Казах­стан узаконили частную собственность, и мы должны признать, утверждает Г. С. Сапаргалиев, что «...мы находимся на самом начальном этапе перехода к капитализму».

Мы пытались обмануть, обойти закономерные ступени раз­вития человеческого общества, в частности в период перестрой­ки, но избежать законов развития общества не удалось. Хоте­лось бы верить, как утверждает Г. С. Сапаргалиев, что на процесс становления политических и правовых систем «.нового об­разца будут оказывать влияние гуманистические, демократи­ческие, интернационалистические идеи, взгляды, которых мы придерживались ранее, хотя они не реализовывались, и которые признаны международным прогрессивным сообществом».

Отказавшись от социалистической сущности государства, Республика Казахстан отказалась от принципов тоталитарного политического режима: от всеобщей идеологизации общества, формального провозглашения прав и свобод, а реального их отсутствия, признания лишь одной правящей партии, суще­ствования строгой цензуры, жесткой централизации власти, жесткого контроля всех сфер общества, ставя вопрос, каким должно быть государство переходного периода.

Остро назрел вопрос об утверждении нового политического режима. Изучая теоретические разработки мыслителей про­шлого и обобщая опыт деятельности политических режимов развитых государств Запада, Г. С. Сапаргалиев утверждал, что государство переходного периода Республику Казахстан «... можно назвать „демократическим", вернее, демократизирую­щимся государством, поскольку принимаются законы, позво­ляющие формировать демократические институты, разруша­ющие административно-командную систему».


 

Процесс формирования демократического государства в Республике Казахстан был долгим и упорным. Теоретиче­ские разработки принципов и признаков демократического государства были сформулированы академиком Г. С. Сапар- галиевым.

«Современная демократия характеризуется следующими чертами: участием большинства людей в управлении, уважени­ем и гарантией основных прав и свобод личности, ответствен­ностью Правительства перед Парламентом, подчинению букве законов всех, возможностью иметь оппозицию».

Здесь указываются общие контуры демократического госу­дарства, впоследствии они получат в его трудах дальнейшую конкретизацию.

В общеведческой литературе выделяются основные при­знаки демократии:

1. Признание народа источником власти в суверенном го­сударстве. Это выражается в том, что народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически их сменять. В ряде стран народ также имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

2. Равноправие граждан. Демократия как минимум предпо­лагает равенства избирательных прав граждан.

3. Выборность основных органов власти.

4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнений.

Любые демократические государства строят свой механизм политического управления на базе этих фундаментальных по­зиций. Современные демократические государства основыва­ются еще на ценностях либерализма, принципы демократии они дополняют принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения прав меньшинства, права иметь свое мнение и отстаивать его, верховенства закона.

Г. С. Сапаргалиев, анализируя Конституцию Республики Казахстан 1995 года, подчеркивает, что она является правовой основой демократии в республике, и отмечает, что процесс становления демократии в Республике Казахстан имеет два взаимосвязанных этапа.

1. Первый — этот процесс становления, начался с первых государственно-правовых документов: Декларации «О государ­ственном суверенитете КазССР», Закона «О государственной независимости». Завершился этот этап принятием Конститу­ции Республики Казахстан от 28 января 1993 года. Но этот процесс продолжался. Утверждение национального и народно­го суверенитета является проявлением демократизма государ­ства. Народный суверенитет выражается в возможности распо­ряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере.

2. Второй этап — процесс функционирования всех демо­кратических институтов. Началом его явилось принятие пре­зидентского Указа, имеющего силу конституционного закона, «О референдуме». Проведение двух референдумов в течении одного года, думается, убедительно доказывает, что начинает функционировать важнейший институт демократии — воле­изъявление народа — констатирует Г. С. Сапаргалиев.

Властные органы, и в первую очередь Президент, решились на проведение референдума, что является доказательством реаль­ного признания народа как источника государственной власти.

Этот основополагающий принцип деятельности государ­ства — решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами — стал конституционным. Сюда относятся проведение референдумов, процедура голосо­вания в Парламенте.

Г. С. Сапаргалиев особенно обращает внимание, что именно народ принял Конституцию Республики Казахстан 1995 года. «В ней в каждой статье, в каждой норме выражена воля на­рода. Она не просто Основной Закон государства, это высший нормативный акт — договор между народом и государством о том, какие они имеют права и обязанности. Государство и его органы получают от народа полномочия и действуют от имени народа и в интересах народа».

Демократизм государства выражается в возможности граж­дан, их объединений оказывать влияние на содержание управ­ленческих решений государственных органов и процессов их реализации для защиты своих интересов. Это проявляется в установлении институтов представительной и непредстави­тельной демократии. Цель их в том, чтобы обеспечить участие граждан в формировании государственных органов, в опреде­лении политики государства и в ее реализации.

Анализируя такой признак демократии, как выборность основных органов власти, Г. С. Сапаргалиев отмечает, что казах­станская система выгодно отличается от избирательных систем многих других демократических стран.

В частности, это касается субъектов, имеющих право выдви­гать кандидатов в Президенты, в депутаты Мажилиса. Во мно­гих демократических государствах только политические пар­тии участвуют в формировании представительных органах государства, «...у нас же всем республиканским и местным общественным объединениям предоставлено право выдвигать соответственно в депутаты Мажилиса и Маслихатов. Думается, что это расширяет демократическую основу формирования представительных органов».

Выборность главы государства, депутатов Парламента, мест­ных представительных органов — это тоже основополагающий принцип демократии.

Характеризуя демократические черты государства Респу­блики Казахстан, Г. С. Сапаргалиев отмечает, что оно допускает политический плюрализм, народ осуществляет государствен­ную власть на основе политического и идеологического много­образия. Конституция гарантирует политическим партиям, общественным объединениям, движениям равные правовые возможности для участия в государственной жизни, не уста­навливает государственные идеологии.

Согласно Конституции человеку должны предоставляться свобода слова, печати, право свободно высказывать свои взгля­ды, свобода совести и вероисповедования.

Государство должно ориентировать законодательство на че­ловека, на удовлетворение его жизненных интересов и потреб­ностей, создавать социальную защиту от безработицы, следить за социальным обеспечением, за установлением социальной справедливости.

Демократический характер государства Республики Ка­захстан проявился и при формировании законодательного органа — власти Парламента, который по структуре явля­ется двухпалатным (Сенат и Мажилис). «При двухпалатном Парламенте, — утверждает Г. С. Сапаргалиев — расширяется демократическая основа для законотворческого процесса. За­коны, принимаемые Мажилисом, будут как бы перепрове­ряться Сенатом, который должен не просто одобрять приня­тые Мажилисом законопроекты, а рассматривать их глубоко и по существу».

Поскольку Сенат состоит из представителей администра­тивно — территориальных единиц и Президента, законы будут рассматриваться с позиции не только общих государственных, но и местных интересов. У Сената есть возможность возвраще­ния законов, что должно повысить ответственность депутатов Мажилиса за некачественную работу. «Ведь демократия озна­чает не только свободу действий и деятельность, но и реальную юридическую ответственность».

Поэтому в Конституции предусмотрено, что за некаче­ственную работу и разногласие между Мажилисом и Сенатом, в случае политического кризиса, Президент может распустить Парламент (ст. 63).

При подготовке конституций 1993 и 1995 годов Г. С. Сапар- галиев доказывал, что нужно выделить такой основополагаю­щий принцип демократии, что народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. Поэтому он обладает учредительной властью. Именно посред­ством Конституции народ учредил государство, определил формы его правления и устройства, основы социально-эко­номического строя, статуса человека и гражданина. Ученый отмечал, что в Декларации «О государственном суверенитете», в Законе «О государственной независимости» «определена со­циальная основа государства — народ Казахстана как совокуп­ность всех людей, проживающих в республике и признанных ее гражданами». В другом месте отмечает, что именно «народ Казахстана является единственным носителем государственно­го суверенитета и источником государственной власти.».

Конституция Республики Казахстан, отмечал Г. С. Сапарга­лиев, в области прав человека в полной мере должна исходить из общепризнанных норм международного права, полностью отвергать «какую бы то ни было дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убежде­ний, национального и социального происхождения».

Демократия выступает в настоящее время скорее как при­влекательный идеал, а не как характеристика реальных демо­кратических государств. Уже понятие „демократия" содержит в себе противоречия. Ведь в полном смысле слова, оно обозна­чает народовластие, самоуправление народа, что отрицает на­личие политического органа государства. Поэтому подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии, как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Подводя итоги, нужно отметить колоссальную работу ака­демика Г. С. Сапаргалиева по разработке концепции демокра­тического государства.

1. Раскрывая социальную сущность строящегося суверен­ного государства Республики Казахстан, он указал, что к мо­менту принятия Конституции 1995 г. в обществе сложились и находятся на стадии функционирования демократические институты: институт волеизъявления народа. Референдумом на основе добровольного и свободного волеизъявления граж­дан, прямого, всеобщего и равного участия при тайном голо­совании, гласности народ принял Конституцию, что является доказательством реального признания народа источником государственной власти, его обладания учредительной властью. Народ определил форму и устройство государства, статус че­ловека, гражданина, права человека.

2. В государстве функционирует Парламент по разрабо­танным им демократическим принципам в форме двух Палат (Сената и Мажилиса). Для обоснования такой формы Парла­мента Г. С. Сапаргалиеву пришлось изучить опыт функциони­рования Парламента во многих западноевропейских демокра­тических государствах.

3. На демократических началах функционирует государ­ственная власть, на основе принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов — законодательная, ис­полнительная и судебная. Академик обогатил конкретным содержанием концепцию разделения властей, разработал ос­нования для выделения ветвей власти в самостоятельные.

4. Он обосновал ключевую характеристику демократии — политическое равенство всех граждан перед законом.

5. В своих разработках по демократическому государству академик требовал закрепить в Конституции широкие граж­данские права и свободы и обеспечить гарантию их реализа­ции в соответствии с требованиями международного права, утвердить народный и национальный суверенитет.

Во многих странах в их выборе участвуют только политические партии, он же обосновал необходимость расширить демо­кратическую основу формирования представительных орга­нов — предоставить право выдвигать всем республиканским и местным общественным объединениям кандидатов в депу­таты Мажилиса (нижней Палаты Парламента) и Маслихата 5.


Право стран СНГ


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика