Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль профсоюзов Республики Таджикистан в развитии и осуществлении социального законодательства
Научные статьи
05.03.15 11:15
вернуться

Роль профсоюзов Республики Таджикистан в развитии и осуществлении социального законодательства


Нематов А. Р.

Гоибова М. А.
 
ПРАВО СТРАН СНГ
Нематов А. Р., Гоибова М. А.
В статье констатируется наличие в Республике Таджикистан конституционного права человека, независимо от его места занятости в народнохозяйственной сфере, создавать добровольные объединения в форме профессиональных союзов для представления и защиты его интересов. Анализируется их роль в развитии социального законотворчества, осуществляемого в соответствии с общепризнанными международными документами. На основе научных мнений, адаптируемого законодательства и примеров из реализуемой практики рассматриваются положительные аспекты их применения и влияния на совершенствование государственной социальной политики.


С получением политической независимости Республика Таджикистан стала полноправным членом международного сообщества, развивающимся как правовое, демократическое, светское государство, осуществляющим свою жизнедеятель­ность с опорой на фундаментальные положения действующей Конституции Республики Таджикистан.

В соответствии со ст. 28 Основного закона страны ее граж­дане имеют право объединяться, участвовать в создании по­литических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, а также в организации профессиональных союзов, добровольно входить и выходить из них.

Тем самым она закрепляет право человека, работающего в различных сферах народного хозяйства, создавать професси­ональные союзы для представления и защиты своих интересов. Это реализуемое право на объединение стало одним из важ­нейших показателей цивилизованной направленности жизне­деятельности общества, правовое поле которого регулируется Законом Республики Таджикистан «О профессиональных со­юзах», гарантирующим, упорядочивающим их отношения с органами государственной власти, работодателями, другими общественными объединениями, физическими и юридически­ми лицами.

Профессиональный союз — это добровольная обществен­ная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами в производственной и непроизводственной сферах деятельности для защиты трудовых, социально-экономических и других прав и интересов своих членов.

Право на объединение в профессиональные союзы включает в себя:

- право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюро­кратических формальностей создавать по своему выбору про­фсоюзы и присоединяться к ним;

- право образовывать профсоюзные федерации и конфе­дерации;

- право членов профсоюзов избирать своих представителей, участвовать во внутриполитической жизни;

- право свободно осуществлять профсоюзную деятель­ность.

Представителями работников в организации являют­ся лица, избранные трудящимися ее органов в соответствии с действующим законодательством страны. Представитель­ство интересов работников в трудовых отношениях и защиту их интересов могут осуществлять профессиональные союзы и их выборные органы в организации, иные избираемые ра­ботниками органы. Права профессиональных союзов и их вы­борных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются законодательством Республики Таджикистан, соглашениями и коллективными договорами.


 

Важной гарантией деятельности профсоюзов служит их независимость от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, политических и об­щественных объединений, поскольку они неподконтрольны и неподотчетны этим субъектам.

Исходя из вышеизложенного, законодательство Республи­ки Таджикистан о профессиональных союзах основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из Зако­на Республики Таджикистан «О профессиональных союзах», ряда нормативно-правовых актов, а также соответствующих международных документов, признанных Республикой Тад­жикистан.

В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны ан­глийским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который дал определение профсоюзов и разделил их на зарегистри­рованные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному дей­ствующему до настоящего времени закону некоторые права (право собственности, право иметь льготы по налогам и др.).

Законодательное закрепление права на объединение в про­фессиональные союзы — это условие наделения и организа­ционно-правовая форма осуществления всех принадлежащих профсоюзам прав в различных отраслях права в целях удовлет­ворения интересов трудящихся в различных сферах обществен­ной жизни. В этом смысле право на объединение в профессио­нальные союзы является базовой юридической конструкцией межотраслевого института правового положения профсоюзов и соотносится с правом на участие в управлении предприяти­ями как однопорядковое понятие трудового права, а с правом представительства — как общее и особенное. Право представи­тельства в этой связи рассматривается как условие наделения и организационно-правовая форма осуществления прав про­фсоюзов по вопросам производства, труда, культуры и быта, т.е. как базовая юридическая конструкция института трудового права — профессионального союза. Право на объединение в профессиональные союзы является элементом их правово­го статуса, равно как рабочих и служащих. Структура права на объединение в профессиональные союзы как соответствую­щего элемента образуется из: права на вступление в профсо­юзы, права на образование профсоюзных организаций, права на участие в управлении предприятиями через профсоюзы, права на защиту прав и законных интересов рабочих и служа­щих профсоюзами, права на пользование преимуществами члена профсоюза.

Профсоюзы Таджикистана образованы в 1926 г. Федерация профсоюзов Таджикистана создана в 1991 г. как правопреем­ник Совета профсоюзов Республики Таджикистан. Профсоюзы республики объединяют в своих рядах более 800 тыс. человек. Они представляют 19 отраслевых республиканских профсо­юзов, 3 областных совета (Федерация профсоюзов Сугдской области, Хатлонский областной совет профсоюзов, Горно-Ба- дахшанский областной совет профсоюзов) и 1 городской совет (Кулябский городской совет профсоюзов), 28 отраслевых об­комов, 27 горкомов и 157 райкомов профсоюзов. Более 10 тыс. первичных профсоюзных организаций защищают социально­экономические и правовые интересы людей труда. Устав Фе­дерации профсоюзов Таджикистана был принят на XV съезде профсоюзов Таджикистана в 1991 г., а на XVI, XVII и XVIII съез­дах в него внесены частичные изменения. Профессиональные союзы, объединенные в Федерацию независимых профсоюзов Таджикистана, определили следующие основные направления своей работы:

- способствовать стабилизации экономики путем активной поддержки предприятий, организаций и хозяйств, независимо от форм собственности;

- совершенствовать практику заключения и контроля за вы­полнением коллективных договоров и соглашений;

- реально обеспечивать права трудящихся на труд, постоян­но контролируя исполнение Закона Республики Таджикистан «О занятости населения»;

- вносить в Правительство Республики предложения о раз­работке государственной программы по созданию новых рабо­чих мест, переобучению и трудоустройству граждан;

- не допускать систематических задержек выплаты заработ­ной платы, пенсий, пособий, предусмотрев при этом компен­сацию потерь в случае их несвоевременной выплаты;

- оказывать содействие в адресной социальной помощи малообеспеченным и наиболее уязвимым слоям населения;

- активно участвовать в процессах разгосударствления и приватизации государственной собственности, защиты ин­тересов трудовых коллективов;

- разрешать трудовые споры и конфликты в духе социаль­ного партнерства.

Следует подчеркнуть, что профсоюзы Таджикистана явля­ются авторитетной общественной организацией, с мнением которой считается Правительство Республики при решении вопросов социально- экономического значения.

По инициативе их Федерации в 2005 г. был опубликован перечень конвенций Международной организации труда, ра­тифицированных Республикой Таджикистан.

Будучи, по выражению Президента страны, в состоянии социального партнерства как одного из средств обеспечения социальной стабильности и социально-трудовых гарантий в обществе, Правительством Республики 2 декабря 2005 г. было подписано постановление «О Генеральном соглашении меж­ду Правительством Республики Таджикистан, объединения­ми работодателей и Федерацией профсоюзов Таджикистана на 2006-2008 гг.».

На этой основе заключены соответствующие отраслевые и региональные соглашения, коллективные договоры в тру­довых коллективах, ратифицированы 44 конвенции и 20 ре­комендаций Международной организации труда. Ежегодно Федерация независимых профсоюзов Таджикистана (ФНПТ) информирует Правительство, Министерство труда, миграции и занятости населения, Министерство здравоохранения и со­циальной защиты населения и Международную организацию труда о проделанной работе по их применению, в т.ч. при разработке нормативно-правовых актов.

Федерация независимых профсоюзов Таджикистана яв­ляется полноправным членом — организацией Всемирной конфедерации профсоюзов, поддерживает тесные отношения с центрами профсоюзов стран СНГ, контакты с Международ­ной конфедерацией профсоюзов и дружественные связи с Все­китайской федерацией профсоюзов и профсоюзами Турции. Широкие международные связи имеют также и отраслевые профсоюзы республики. Совместно с Международной орга­низацией труда проводится большая работа по решению про­блем трудовой миграции.

Возможность через законодательные и нормативные акты добиться установления правовых норм и социальных гаран­тий, действенным образом защищающих наемного работника, не должна быть упущена профсоюзами. Формы участия в зако­нотворческом процессе с учетом международного и собственного опыта, конкретной ситуации и имеющихся возможностей каждым профсоюзным органом выбираются самостоятельно. Однако в любом случае профсоюзы могут настаивать на вклю­чение своих представителей в рабочие группы по разработке законопроектов или готовить по ним экспертные заключения, либо разрабатывать альтернативные варианты.

Одним из путей достижения цели учета предложений про­фсоюзов по рассматриваемым законопроектам может быть формирование общественного мнения в средствах массовой информации, а также представление аргументированной информации отдельным депутатам и парламенту в целом. По предложению Федерации независимых профсоюзов Тад­жикистана были приняты:

— Закон Республики Таджикистан «Об охране труда в Ре­спублике Таджикистан» (24 декабря 1991 г.);

— Закон Республики Таджикистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (12 марта 1992 г;

— Закон Республики Таджикистан «О социальном пар­тнерстве, соглашениях и коллективных договорах» (25 ноября 1992 г.) и др.

Конституционное право профсоюзов участвовать в управ­лении государственными и общественными делами включает в себя следующие основные элементы:

- право участвовать в нормотворческой деятельности го­сударства;

- право участвовать в применении законодательства;

- право осуществлять общественный контроль и государ­ственный надзор за соблюдением законодательства при при­нятии и применении правовых норм хозяйственными орга­нами.

В реальной жизни все три элемента находятся в тесном взаимодействии. При представительстве профсоюзов перед государственными органами одни вопросы решаются с учетом обусловленного совещательным правом их мнения, другие — по согласованию или совместно с ними.

Право на представительство и защиту реализуется на­делением общественных объединений и их органов возмож­ностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию дей­ствующих и готовящихся к внедрению социально-трудовых, нормативно-правовых актов; согласовывать с работодателями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов, нормы труда; посещать организации и рабочие места для осуществления проверок соблюдения безопасности условий труда; защищать право ра­ботников свободно распоряжаться своей способностью к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию, осуществлять работниками права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Работодатель, создав проект локального трудового норма­тивно-правового акта, направляет его выборному профсоюз­ному органу, который в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим пред­ложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к согла­шению путем совместных консультаций. При недостижении согласия работодатель принимает локальный акт в собствен­ной редакции.

Не подлежит сомнению, что роль профсоюзов в разви­тии и осуществлении социального законодательства будет тем значительнее, чем эффективнее, успешнее они смогут осу­ществлять свое главное предназначение-защиту трудовых и социально-экономических интересов работников, особенно в условиях социальной напряженности.

В настоящее время во многих, даже развитых странах мира, наблюдается тенденция к урезанию социальных завоеваний, происходит ревизия всей сложившейся социальной практики. Связано это, в первую очередь, с глубинными демографически­ми, миграционными, структурно-экономическими и иными процессами глобального масштаба, которые не обошли сто­роной и Республику Таджикистан.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, от профсо­юзов требуется серьезная переоценка не только форм и мето­дов своей деятельности, но и самой идеологии, приемлемой для традиционного индустриального общества в соответствии со стадией его развития.


Право стран СНГ


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика