Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О некоторых аспектах политико-правовых воззрений Аль-Фараби
Научные статьи
06.03.15 16:05

О некоторых аспектах политико-правовых воззрений Аль-Фараби

 
1(80)2015
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Нагиев Г. Г.
В наше время, в условиях попытки построения глобального мира с правовыми ценностями, весьма актуальны воззрения античных и средневековых философов, их учение о политике, о политическом лидерстве, о свободе, счастье, о справедливости, равенстве. В этом плане многие политико-правовые идеи известного мыслителя, представителя восточного аристотелизма аль-Фараби (873–950) актуальны, своевременны и принципиально важны и сегодня. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты политико-правового учения в воззрениях аль-Фараби.

Идеи добродетельного человеческого общества, правового государства, свободной личности с политическими и граждан­скими правами, идеалы справедливого правления на основе закона и посредством закона занимают особое место в поли­тико-правовом учении Абу Насра аль-Фараби.

Абу Наср аль-Фараби является одним из известнейших мыслителей Восточного ренессанса, основоположником ари­стотелизма на Среднем и Ближнем Востоке, одним из вели­чайших представителей мировой истории общественно-по­литической и политико-правовой мысли.

Аль-Фараби (на латинском как Alpharabius) впервые сфор­мулировал основные положения и принципы политической философии, разработал четко продуманную общефилософ­скую систему, его считают родоначальником восточной раци­оналистической философии, духовным наставником много­численных мыслителей на Среднем и Ближнем Востоке (Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Туфайл, аль- Бируни, Ибн Баджа, Низами Гянджави, Рудаки, Фирдоуси, Руми, аль-Кинди и др.)

Аль-Фараби родился в Васите, недалеко от города Фараба исторического Туркестана, который был известен как круп­ный экономический, торговый и культурный центр на границе между Арабским халифатом и владениями кочевых тюркских племен. Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово «тархан» (владетель) в составе его полного имени: Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн Тар­хан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.


 

В эпоху, в которую жил и творил аль-Фараби, завершилось формирование новых социально-экономических и политиче­ских отношений на всем средневековом Востоке. Появились подходящие социально-политические и экономические ус­ловия для развития и расцвета материальной и духовной культуры, науки, быстрого роста и укрепления городов, где некоторые мыслители создали свои школы, стали пропа­гандировать свои собственные общественно-политические и правовые идеи. Особое значение для развития научной мысли имело образование в Багдаде в 20 г. IX в. по приказу халифа ал-Мамуна академии — «Дома мудрости» («Байт-ул-хикмат»), в которой большое внимание уделялось изучению философии, истории, права, медицины и естествознания.

В таких благополучных условиях значительного развития достигли не только литература, поэзия, но и идеи полити­ческой свободы, правового равенства людей, формирования справедливого государства с добродетельным государственным деятелем — правителем.

Обучение в Багдадском «Доме мудрости» и принятие при­глашения халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани (943-967), покровителя передовых людей наук и искусств своего времени, сыграли огромную роль в формировании политико­правовой концепции аль-Фараби.

Изучение наследия древнегреческих философов, особенно Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида, Птолемея и др., пере­вод и комментирование сочинений этих философов и пропа­ганда их учений стали для аль-Фараби необходимой базой для создания оригинальных работ по различным вопросам фило­софии, в частности, философии политики и права.

Политико-правовые взгляды аль-Фараби формировались в обстановке идейного конфликта между традиционными языческими верованиями тюркских племен и монотеистиче­ской Исламской религией — официальной идеологией всего Арабского халифата. Наиболее распространенным верованием среди тюркских племен того времени было манихейство, унас­ледовавшее от более древней, зороастрийской религии дуа­листическую концепцию мира. Согласно ей все сущее — это проявление извечной борьбы двух противоречивых, но равно­правных начал: Добра и Зла, Света и Тьмы.

Однако оставаясь сыном своей эпохи, аль-Фараби защищает ислам и его церковные догматы, пытается найти ответы на во­просы, связанные с происхождением, сущностью и формами государственного правления.

«Второй Учитель» (после Аристотеля) положил начало восточному утопическому воззрению на правовое государство, идеального лидера, свободного жителя — гражданина, взаимо­отношение личности и государства.

В известных социально-политических трактатах («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о до­стижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах») аль-Фараби рас­сматривает принципы и нормы политических объединений, человеческих сообществ, идеальных городов и государств, проблемы высших форм общения людей и народов. В этих произведениях отражено представление аль-Фараби о про­блемах совершенного государственного устройства, доброде­тельного правителя, высоконравственного гражданина, места и роли закона в правильных организациях общественных структур, взаимоотношениях между жителями-членами го­сударства.

Великий философ спроектировал государство, где «благо и счастье», «максимальное (совершенное) благо» обеспечива­ется благодаря добродетельности граждан этого государства, членов общества. Счастье достигается человеком именно в пра­вовом (добродетельном) государстве, которое по своей форме правления должно быть независимым, суверенным, но в то же время верховным по отношению к подданным.

Идеалы аль-Фараби о правовом государстве, вернее, о не­которых аспектах этой сложной и многогранной политиче­ской системы можно наблюдать в построенных ими прин­ципах классификации городов (государств) и человеческих сообществ. На основе таких этических категорий, как добро и зло, по видам истинных и ложных благ, аль-Фараби делил города на добродетельные (идеальные) и противоположные им невежественные. В добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на высших принципах нрав­ственности людей, которые, поддерживая друг друга, достига­ют истинного счастья. В таких государствах все слои населения связаны взаимной поддержкой, справедливыми отношениями. В «Гражданской науке» (наука об искусстве управления) аль- Фараби раскрывается суть истинного и ложного счастья, даются рекомендации по применению законов, рассказывается о видах искусства управления, способах организации добродетельного действия и поведения, объясняются авторитетные действия, благодаря которым упрочиваются добродетельные деяния, благие поступки. Аль-Фараби считал, что добродетельные нор­мы и нравственные поступки, ведущие к истинному благу, осуществляются посредством определенной политической (государственной) организации, глава которой осуществляет меры по их сохранению. «...Точно так же и глава данного го­рода должен существовать в первую очередь, чтобы служить затем причиной существования городского объединения и его членов, причиной возникновения в них тех свойств, которые имеют своим источником волю, так что если приходит в рас­стройство один из членов городского объединения, то именно глава города обеспечивает устранение этого расстройства».

Совершенное человеческое объединение аль-Фараби по­казано как своеобразная модель Вселенной, космоса, где тор­жествуют гармония, порядок, слаженность, согласованность и соразмерность.

Невежественный город не знает истинного блага, гонит­ся за наслаждениями, богатством, стяжательством. Жители этого города не стремятся к счастью, которое оценивается аль-Фараби, как высшее интеллектуальное совершенство. Аль-Фараби более подробно описывает невежественный город, он выделяет этот город среди других недобродетельных городов.

Этот город имеет множественные виды: город нужд — где стре­мятся удовлетворить только насущные требования выживания; город обмена — где достижение богатства есть самоцель; город низости — где царствует гедонизм; город честолюбия — где все стремятся к власти; город сластолюбия — где главенствует пол­ная распущенность; безнравственный город -его жители знают истинные ценности, но не стремятся к ним; переменчивый город — был Добродетельным, потом отвернулся; заблудший город — его жители сбились с правильного пути, надеются то, «что счастье будет после этой жизни».

Для совершения добродетельных действий, благородных поступков необходим определенный порядок в обществе (в го­роде) и совместное усилие. Государство является орудием, ор­ганизованно устанавливающим правила поведения, нравствен­ные нормы, мобилизующим своих жителей для достижения совершенного счастья.

Аль-Фараби рисовал общество будущего как совершенное и справедливое, в котором воцарятся свобода, всеобщее ра­венство, взаимное уважение: полное благополучие — к чему стремится современное человечество.

Главной доминантой совершенного общества являются ду­ховное здоровье, моральное совершенство граждан, что явля­ется основой экономического и политического благополучия государств.

В идеальной политической системе аль-Фараби видит согласованность и слаженность — совершенный порядок. «У каждой группы, у любого поколения, у населения всякой местности [свои] природы, иные, чем у других», «всем людям не обязательно придерживаться одного и того же установле­ния; у каждой группы — свои установления, необязательные для других», — утверждает аль-Фараби. Разнообразность, раз­нохарактерность, самостоятельность и независимость — ха­рактерные особенности Вселенной и ее составляющих, у аль- Фараби являются главными чертами идеального государства (общества) и самого человека.

Согласно аль-Фараби, добродетельное государство (го­род) немыслимо без свободы и равноправия, справедливости и взаимопонимания. Части (жители) города объединяются и взаимодействуют с целью защиты и продолжения совер­шенного и благого счастья, жители таких государств свободны в выборе.

Главной функцией правового государства является уберечь своих граждан от всяких угроз, не допускать произвол властей, тем самым гарантируя независимость и неприкосновенность частной жизни. Рассматривая аспекты отношений государства с индивидами, аль-Фараби считает, что благодаря твердому государственному управлению достигается всеобщее счастье, создаются условия для формирования и существования со­обществ свободных людей. Государство устанавливает правила поведения и нормы, справедливые отношения между людьми, занимается их просвещением и воспитанием в духе равно­правия и взаимного уважения, должно мобилизовать своих граждан для достижения совершенного счастья.

Преимущественный интерес для аль-Фараби представляет устроение общества с целью достижения максимального со­вершенства его граждан, роль и функции главы государства (города) в идеальном обществе. Соответствующие взгляды вы­сказаны им во многих трактатах, в том числе в двух крупных сочинениях — «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» и «Гражданской политике».

Политическим лидером — правителем добродетельного (идеального) города, согласно аль-Фараби, должен быть философ, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно­символической, т.е. религиозной форме. Правитель — глав­ный член городского объединения — должен обладать исклю­чительным совершенством, пророческим даром, выполнять функцию «сердца» в механизме сложного общественного организма. Ему должны быть присущи определенные нрав­ственные и гражданские достоинства. Глава государства «... должен соблюдать гордость в том, что порицается людьми, быть благовоспитанным, легко подчиняться добру и справед­ливости, обладать большим благоразумием. Кроме этого, он должен быть воспитан по законам и обычаям, соответствую­щим его природному предрасположению, должен обладать правильным убеждением во взглядах религии, в которой он вырос.».

В иерархической социальной организации общества аль- Фараби верхнюю ступень занимает единоличный глава города, который владеет высшим из всех искусств — управлением. Оно поистине принадлежит только тому, кто достиг ступени актуального разума и, как подчеркивает, сумел соединиться с действенным разумом, управляющим подлунным миром. Глава города должен превосходить всех остальных граждан по своим способностям и добродетельности.

Главой добродетельного города может быть человек, во-первых, по своей природе готовый управлять, а во-вторых, обладающий волей к реализации заложенных в нем способ­ностей — «управление выпадает на долю того, кто предрас­положен к нему от природы».

Человек, обладающий искусством управления, никем дру­гим не управляется, он «достиг совершенства и стал разумом и понятием в действии». Такой человек должен обладать выс­шей степенью совершенства и находиться на вершине счастья. Именно такому человеку, именуемому имамом (араб. — «на­ходящийся впереди, предводитель»), и подобает быть главой добродетельного города.

Имам как глава добродетельного города (государства) уста­навливает для всех единые истинные законы. Добродетельность города и его жителей в решающей степени зависит от этого акта первоначального установления, которое даруется в от­кровении свыше. Вот почему «первый» (т. е. устанавливающий законы) имам должен обладать пророческим даром, в отличие от «последующих», эти законы поддерживающих и применя­ющих.

Аль-Фараби перечисляет двенадцать врожденных качеств, которыми должен обладать первый имам: здоровье, понятли­вость, память, проницательность, ясная речь, любовь к позна­нию, воздержанность в еде и удовольствиях, любовь к правде и ненависть ко лжи, благородство души, презрение к мирско­му, справедливость, решительность. Совершенный глава может устанавливать законы, а сменяющие его главы города, если они менее совершенны, но способны поддерживать установленные порядки, должны следовать ему.

    Поскольку совмещение этих качеств в одном лице — вещь крайне трудная, он дает укороченный список из шести качеств, достаточных для поддержания порядка в государстве (городе): быть мудрым, быть знающим и хранящим в памяти законы, проявлять изобретательность, обладать проницательностью и догадливостью, уметь словом своим направлять к исполне­нию законов, обладать телесной силой.

У правителя на первом месте должны оказаться его каче­ства как воспитателя. Правитель должен заниматься про­свещением жителей города — обучением и воспитанием всех с целью достижения каждым счастья — «цели существования человека». Такое счастье обеспечивается в совершенном го­сударстве, его правителем, который обладает всеми добро­детелями. Политические деятели делают жителей городов хорошими, приучая их делать добро.

В трактате «О главном члене городского объединения» ве­ликий философ-гуманист писал: «Во главе добродетельного города не может стоять любой, какой случится, человек, так как управление зависит от двух вещей: во-первых, от того, чтобы человек по своей природе был готов к управлению, во-вторых, от положения и способностей, имеющих своим источником волю».

Данный подход аль-Фараби близок современной концеп­ции лидерства «теории черт», согласно которой природа лидерства объясняется особыми врожденными качествами личностей. «Управление выпадает на долю того, кто предрас­положен к нему от природы. Не всякое искусство может быть средством управления; напротив, большинство искусств — это искусства, которыми служат в городе, равно как боль­шинство природных способностей являются способностями к служению», — пишет он.

В отличие от Платона, считает, что правителем может быть любой, обладающий указанными качествами, не только пред­ставители имущих слоев. В добродетельном городе «прави­тель является правителем благодаря профессии и способности пользоваться (этим) искусством, независимо от того, властвует он над людьми или нет, богат он или беден». Рассуждая о спо­собностях правителя, аль-Фараби пишет, что ему (правите­лю) через посредство деятельного разума открывается Аллах, благодаря чему он становится мудрецом, философом, затем пророком, прорицателем будущего и истолкователем теку­щих частных событий. «.Он должен вместе с тем обладать способностью хорошо, образно передавать словами все, что он знает; он должен уметь наилучшим образом направлять людей к счастью и к тем действиям, посредством которых оно достигается.».

Справедливость как главная ценность и один их основных критерий становления правового государства рассматривает­ся аль-Фараби как общая норма в совершенных человеческих объединениях. Аль-Фараби определяет справедливость как равенство в возможностях и распределении. Равное распре­деление общих благ (богатства, благополучия, почести и т. д.) среди всех жителей и сохранение этих благ осуществляется именно с помощью этого благородного инструмента — спра­ведливости.

Человек и человеческое счастье аль-Фараби ставит выше всех, даже религиозных предписаний и требований. В связи с тем, что человеком руководит его свободная воля (желание) и свободный выбор, он может реализовать свою мечту — до­стичь счастья только в государстве (обществе), где торжествует порядок-закон.

Закон — «номос (намус)» у аль-Фараби гарантирует «благо и счастье», «максимальное благо», которые являются следстви­ем добродетельности людей.

Обладая добродетельностью, люди исключают саму по­требность в законе — намусе: «Когда люди добры и добро­детельны, то они совершенно не нуждаются в законах, буду­чи очень счастливыми. Нуждается же в законах тот, чей нрав не прям и не хорош».

У аль-Фараби добродетельный город — идеальное обще­ство, общественной жизни которого свойственны принципы высокой нравственности, «призван обеспечить благоприятные условия для свободного выбора, который позволит людям стать счастливыми».

Обращение к политико-правовому учению аль-Фараби по­зволяет сделать вывод о том, что его политические взгляды и правовые идеи приобретают большую актуальность в усло­виях создания правового государства и гражданского общества, утверждения принципов согласия и консенсуса в обществе. В этом плане политические взгляды и идеи аль-Фараби мо­гут стать ценным источником при политическом воспитании подрастающего поколения. Все стороны политико-правовой концепции аль-Фараби в данной статье отразить, естественно, невозможно. Однако хочется отметить его большой вклад в раз­витие мировой истории общественно-политической мысли и культуры, необходимость изучения богатого наследия вели­кого философа-мыслителя с целью освоения культурного на­следия прошлого как важнейшего звена борьбы за социальный прогресс и гуманизм.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика