Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Подготовка бакалавров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы)
Научные статьи
12.03.15 15:23

вернуться

Подготовка бакалавров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы)

alt
Вильданова В. Ф.
alt

Заглядина О. Н.
 
1(80)2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Вильданова В. Ф., Заглядина О. Н.
В статье говорится о новых подходах в педагогическом образовании, применяемых в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.


С 2003 г., подписав Болонскую декларацию, российские вузы стали постепенно переходить на европейскую двухуров­невую систему подготовки профессионалов с высшим образо­ванием — бакалавриат и магистратуру. С 2011 г. квалификации бакалавра и магистра стали основными для абитуриентов.

Олимпиада для творческих, активных, талантливых. Можно показать себя в самых разных областях творчества,  олимпиады все на сайте http://propedagog.ru

По сравнению со специалитетом, на который до недавнего времени были ориентированы все российские вузовские про­граммы, международная двухуровневая система лучше соот­ветствует запросам времени. Она дает возможность студенту менять свою образовательную траекторию во время обучения. Закончив бакалавриат в одном вузе и получив качественную профессиональную базу, студент может пойти в магистра­туру по другой специальности даже в другом вузе. В связи с этим учебный процесс в вузах организован с использова­нием системы зачетных единиц (кредитов). Эта организация осуществляется по следующей схеме: 1) обеспечение свободы вуза в формировании основных образовательных программ (ООП); 2) введение более совершенной системы планирования и организации учебного процесса, увеличение доли самостоя­тельной работы студентов; 3) расширение возможности выбора направления или специальности подготовки, личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана; 4) введение системы зачетных единиц для тру­дозатрат студентов по каждой дисциплине; 5) менеджмент качества обучения на основе балльно-рейтинговой системы для оценки уровня овладения студентами учебных дисциплин; 6) вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в выборе образовательной траекто­рии, в выборе изучаемых дисциплин и др.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 разрешена подготовка бакалавров педагогического об­разования одновременно по двум профилям «с иным сроком обучения», т.е. 5 лет. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46 на терри­тории Российской Федерации утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт выс­шего профессионального образования по направлению под­готовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр")» (с изменениями от 31 мая 2011 г.).

Модернизация в сфере профессионального педа­гогического образования должна ориентироваться на формирование способно­сти выпускника вуза, в том числе педагогического, при­нимать решения в рамках обозначенных ФГОС ВПО ви­дов и направлений деятель­ности и нести ответствен­ность за сделанный выбор и осуществляемые действия.

Бакалавру по направлению «педагогическое образование» должно быть присуще умение оценивать тенденции к изменению ситуации в школе и про­ектировать образ обновляющейся школы.

Так, в БГПУ им. М. Акмуллы реализуется подготовка по на­правлениям «Педагогическое образование» с совмещением двух профилей (срок обучения — 5 лет). В настоящее время по направлению подготовки «Педагогическое образование» профили определяют ООП подготовки к определенной про­фессиональной предметной области. В рамках формирования индивидуальной траектории обучения студенты второго курса пятилетнего бакалавриата, поступившие в 2015 г. на направ­ление 050100.62 Педагогическое образование (всего 10 про­филей) с открытым вторым профилем, с января 2017 г. будут иметь самостоятельную возможность выбора второго профиля подготовки (безопасность жизнедеятельности, биология, гео­графия и т.д. (всего 28 профилей)). Для этого будет организо­вано собрание этих студентов с руководством университета, где подробно будут рассматриваться порядок и процедуры выбора второго профиля, обсуждаться возникшие у студентов вопросы, проведена презентация вторых профилей руководи­телями 28 образовательных программ. На сайте университета создана отдельная страница, посвященная организации проце­дуры выбора второго профиля. Здесь размещены программы вступительных испытаний по всем 28 предложенным вторым профилям, а также бланк заявления, который необходимо заполнить каждому студенту данного направления. Здесь же будет размещаться вся информация, необходимая для даль­нейшей работы по данному вопросу.


 

Совмещение профилей призвано решить важные зада­чи, причем как для самих выпускников педагогического вуза, так и для государства. А именно: повысить востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобиль­ность; укомплектовать высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения, в том числе сельские; осуще­ствить профессиональную подготовку учителей по тем пред­метам, по которым непродуктивно готовить в течение 4-х лет; обеспечить выпускникам полную занятость; подготовить за 5 лет одновременно с учителями и педагогов дополнительного образования; обеспечить преподавание отдельных предметов в дошкольном и начальном звене профильными специалиста- ми-учителями.

Совмещение профилей позволит за счет использования новых технологий обучения высвободить время для практи­ческой подготовки будущих педагогов к работе в реальных условиях школы. Стандарт 5-летнего бакалавра направлен целевым образом на подготовку выпускника для работы в си­стеме среднего общего образования по двум школьным пред­метам или на разных ступенях общего образования (например: математика и обществознание, химия и информатика).

В связи с вышесказанным возникает вопрос о том, каким образом нужно совмещать профили. Естественно, что осно­ваниями для совмещения профилей подготовки бакалавров являются: мониторинг перспективных потребностей регио­нов в педагогических кадрах, анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы ее будущих изменений, учет актуаль­ных задач развития системы образования.

В основе концепции совмещения профилей лежит при­знание содержательного равноправия совмещаемых профи­лей, которые не разделяются на основной и дополнительный. Отличия бакалавриата связаны с профессиональными компе­тенциями учителя двух предметов, в том числе с усилением его практической подготовки непосредственно в системе об­разования.

Таким образом, в основе концепции совмещения профилей лежат стандарты общего образования, а поэтому системно-де­ятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерыв­ному образованию будущих педагогов;

- проектирование и конструирование развивающей обра­зовательной среды для обучающихся;

- активную учебно-познавательную деятельность обучаю­щихся;

- построение образовательного процесса с учетом инди­видуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В основе стандартов высшего профессионального образо­вания лежит компетентностный подход, который предусма­тривает ориентацию процесса профессиональной подготовки на получение конкретных результатов решения профессио­нальных педагогических задач. Построение профессиональной подготовки педагогических кадров должно быть направлено на ожидаемый результат — становление профессиональной компетентности учителя. Таким образом, содержание дисци­плин, взаимодействие дисциплин учебного плана, последова­тельность их освоения должны обеспечивать формирование профессиональной компетентности учителя в соответствии с задачами модернизации современного педагогического об­разования России.

Поэтому при проектировании ООП бакалавров необходи­мо учитывать и основания системно-деятельностного подхода, включая в ООП соответствующие содержание и технологии. Компетенции, представленные в ФГОС ВПО, необходимо со­измерять с личностными, метапредметными и предметными результатами освоения ООП.

Инициатива разработки федерального государственного образовательного стандарта принадлежала, как отмечает рек­тор МПГУ В. П. Матросов, Московскому педагогическому госу­дарственному университету, была поддержана Министерством образования и науки и нормативно закреплена постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 1136 от 30 декабря 2009 г. Таким образом, на государственном уровне поддержана инициатива, основанная на понимании необходимости и пер­спективности многопрофильной подготовки педагогов для современной школы. Традиционно (и справедливо) речь шла о важности такой подготовки для сельской малокомплект­ной школы. Но совмещение профилей актуально для системы общего образования в целом, поскольку позволяет за счет рас­ширения спектра профессиональных компетенций педагогов гибко и с опережением решать новые задачи, обеспечить пол­ную занятость педагогов, а значит, и их закрепление в системе образования.

Образовательное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика