Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Заочное обучение: реализация права на образование работающих граждан
Научные статьи
12.03.15 15:28

вернуться

Заочное обучение: реализация права на образование работающих граждан


Альмухаметов А. А.

Исхакова Г. И.
 
1(80)2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Альмухаметов А. А., Исхакова Г. И.
В статье анализируются изменения нормативно-правовой базы образовательного процесса по заочной форме обучения, актуализируются вопросы документального обеспечения образовательной деятельности.

В современном обществе система образования переживает нелегкие времена. Реформирование стало не разовым меро­приятием, а стабильным трендом. Идеологическим основани­ем образовательной политики государства стала Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. На ос­новании этого документа в стране проводится единая госу­дарственная политика в области образования. Основные ее цели и направления зафиксированы в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Продакшн-студия предлагает изготовление аудиороликов и радиорекламы, создание звуковых роликов для трансляции в торговых центрах, рынках. Продакшн студия Starvideo вся подробная информация на сайте http://starvideo.com.ua

На современном этапе правовая политика должна соот­ветствовать идеалам правового государства и развитого граж­данского общества. Принцип приоритетности прав человека и потребности развития общества должны находиться в центре внимания.

Образовательная деятельность личности традиционно счи­талась подготовкой к трудовой деятельности, но в современном мире образовательная и трудовая деятельности развиваются параллельно. Увеличение студентов, обучающихся заочно, под­тверждает, что образование рассматривается современным человеком как динамичный процесс создания ресурса для раз­вития в будущем: профессиональное совершенствование, ка­рьерный рост, смена поля профессиональной деятельности.

Общероссийская статистика свидетельствует, что рост ко­личества студентов заочных факультетов и отделений есть от­вет на изменение ситуации, как в экономике, так и в обществе в целом. Уже не достаточно одной специальности, чтобы быть уверенным в гарантированности рабочего места и заработка.

Заочная форма обучения в учебных заведениях нашей стра­ны существует с 1938 г., когда было принято постановление Со­внаркома СССР от 29 августа 1938 г. № 951 «О высшем заочном образовании».

Факультет заочного обучения Уфимского государственного нефтяного технического университета был образован в 1960 г. За время существования факультета было выпущено более 8500 специалистов. В настоящее время на факультете обучаются около трех тысяч студентов, проживающих в различных реги­онах России и зарубежья. Факультет заочного обучения за годы работы накопил богатый опыт взаимодействия с работодате­лями различных форм собственности (от крупных нефтегазо­вых компаний до небольших частных, индивидуальных предпринимателей).

Практическая реализа­ция права на образование в современном обществе имеет ряд трудностей. Рас­смотрим самые очевидные.

Студент факультета заоч­ного обучения — уже рабо­тающий человек, которому согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.173 в редакции ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185 ФЗ) работодатель предоставляет дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для:

- прохождения промежуточной аттестации;

- подготовки и защиты выпускной квалификационной ра­боты и сдачи итоговых государственных экзаменов.

Без сохранения заработной платы:

- работникам, допущенным к вступительным испытани­ям.


 

Рассмотрим процесс реализации данной статьи. Учебное заведение за месяц до начала сессии выдает обучающемуся справку-вызов для получения дополнительного отпуска. Форма справки-вызова утверждена Приказом Министерства образо­вания и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1368.

Как видим, законом декларируются гарантии получения отпуска для учебных целей. Но в реальной практике проблемы начинаются с самых первых дней учебного года первого курса. Обучение на факультете заочного обучения начинается с уста­новочной сессии студентов первого курса. На установочной сессии студенты первого курса получают студенческий билет, зачетную книжку, знакомятся с графиком учебного процесса, с системой организации учебной деятельности, получают ком­плект учебно-методической литературы.

Но в утвержденной форме справки-вызова нет понятия установочная сессия, как нет его и в Трудовом кодексе РФ, на основании которого эта справка-вызов была разработана. Установочная сессия по графику учебного процесса укладыва­ется в одну календарную неделю. Для работающего человека отсутствие на рабочем месте без документального подтвержде­ния — фактически прогул. Какой документ может подтвердить присутствие обучающегося на сессии? В нашем вузе студенту на руки выдается справка о том, что он является студентом, и календарный график учебного процесса. Как будут тракто­ваться эти документы бухгалтерией работодателя — этот во­прос уже не в нашей компетенции. Многие крупные компании рекомендуют обучающимся брать на это время дополнитель­ный отпуск без сохранения зарплаты или ежегодный отпуск. Как видим, гарантия права и реализация права на образование расходятся. Установочная сессия первого курса является не­обходимой составной частью учебного процесса, но отсутству­ет как понятие в утвержденной форме справки. По нашему мнению, документы должны быть приближены к реальной практике, и при разработке таких важных, касающихся прав большого количества людей, документов следует идти от прак­тики, а не от формальных заявлений. Как исправить ситуацию? Кто будет формулировать и решать проблему?

Следующей, не менее сложной проблемой, является вы­дача справки-вызова для прохождения промежуточной атте­стации.

Учебное заведение справку-вызов для прохождения проме­жуточной аттестации на лабораторно-экзаменационной сессии высылает студенту за месяц до начала сессии при условии, что у студента нет задолженностей. Академическая задолженность, к сожалению, есть у многих студентов. Возникает задолжен­ность не только по вине студента, который не был готов к экза­мену или зачету, но и по вине работодателя, который вызывает обучающегося из ученического отпуска или вообще не дает возможность прибыть на сессию. Студент, имеющий задол­женность, не вправе получить справку-вызов. Таким студентам до декабря 2013 г. выдавалось извещение о сроках прохожде­ния промежуточной аттестации, что давало обучающемуся возможность получить дополнительный отпуск за свой счет. Но теперь вуз не вправе выдавать такой документ. Заявленные в Трудовом кодексе гарантии не работают. Многие из студентов приезжают на сессию во время очередного отпуска, график которого на многих предприятиях составляется на год впе­ред. Работодатели не всегда идут навстречу своим работникам в определении даты, что приводит к порочному кругу: на сес­сию не отпустили, появилась задолженность, справка-вызов не выдается, на следующую сессию опять не отпустили.

Отдельные положения ст. 173 Трудового кодекса РФ не вы­полняются работодателями и гарантии существуют лишь на бумаге. Перечислим лишь некоторые: дополнительный отпуск для прохождения вступительных испытаний, опла­та проезда к месту обучения, сокращенная рабочая неделя на период перед началом итоговой аттестации. В нашей прак­тике единичны случаи оплаты проезда до места учебы, заяв­ленные четыре месяца для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы редко предоставляются, порой на защиту диплома студенту с трудом удается прибыть. По­чему закон и кодекс далеки от реальной жизни? Изменение нормативно-правовой базы должны происходить в результате совместной работы всех заинтересованных сторон, но юристы не знают реалий организации учебного процесса, работники вузов не обладают достаточным уровнем юридических знаний, потому не могут формулировать проблемы на языке юристов. В учебных заведениях один юрисконсульт решает множество проблем, на предприятиях юристов, компетентных в области образования, единицы. Изменения в регулировании образова­тельной деятельности происходят постоянно, документооборот усложняется, требования становятся жестче. Сам обучающийся отстаивать свои права и не пытается: рабочее место ему доро­же, чем заявленные права, он с напряжением сил самостоятель­но будет преодолевать трудности, чем надеяться на помощь государства.

Реализация п. 1 (8) ст. 3 Закона РФ «Об образовании» «обе­спечение права на образование в течение всей жизни в соот­ветствии с потребностями личности...» по Трудовому кодексу вообще маловероятна: все гарантии, которые предоставляются на предприятиях, относятся только к работникам, получа­ющим первое высшее образование. Вопрос регламентации получения второго высшего образования требует отдельного рассмотрения и развития нормативно-правовой базы. В дан­ный момент только сам обучающийся своими силами и за свой счет решает все возникающие проблемы. Рост темпов развития технологической базы производственных процессов потребует специалистов с новыми компетенциями. Система професси­онального образования адекватно ответить на вызов времени сможет только при условии анализа существующих проблем и перспективных тенденций.

Проблемы, возникающие в вопросах обеспечения норма­тивной базы, должны быть в центре внимания руководителей и юристов учебных заведений.

Образовательное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика