Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Научные статьи
23.03.15 10:59
Оглавление
Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
2. ОДКБ: правовая природа, органы и процесс принятия решений
3. Развитие правовой базы ОДКБ с 2002 г. по нынешнее время
4. Заключение
Все страницы

вернуться











Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

   


 
ЕВРАЗИЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Кембаев Ж. М.
2 (81) 2015
В статье рассматривается процесс построения системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве, который берет свое начало с подписания 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности (ДКБ). В статье анализируются основные положения ДКБ, а также раскрываются основные положения других связанных с ним международно-правовых документов, принятых в период с 1992 по 2002 гг. Далее рассматриваются правовая природа и органы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также процесс принятия решений в данной организации. Кроме того, статья изучает основные аспекты взаимоотношений между ДКБ/ОДКБ и НАТО. Также в статье излагаются основные нормы и принципы международно-правовых документов, принятых уже в рамках ОДКБ, и делается вывод, что ОДКБ — это многофункциональная региональная организация коллективной безопасности, действующая на принципах равенства, взаимного уважения и оказывающая стабилизирующее влияние на обстановку в Евразии. В то же время утверждается, что будущее ОДКБ несомненно зависит от дальнейшего развития ее государств-членов, от их способности сформировать конкурентоспособные экономики, успешно осуществить планы экономической интеграции, построить экономический союз и на его основе постоянно совершенствовать свое военно-политическое взаимодействие.
      

1. Предыстория

Процесс построения системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве берет свое начало с подписания 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасно­сти (ДКБ) шестью государствами Содружества Независимых Государств (СНГ): Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Подписание ДКБ стало результатом возникновения абсолютно новых геополити­ческих условий, ставших следствием распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и создания государства­ми — участниками СНГ собственных вооруженных сил. В этих условиях Россия при поддержке других заинтересованных постсоветских государств начала незамедлительно осущест­влять действия в целях создания эффективной системы коллек­тивной безопасности на территории бывшего СССР.

В целом содержание ДКБ полностью отвечает принци­пам международного права. Прежде всего подчеркивается, что государства — участники ДКБ обязуются воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, а также разрешать все разногласия между со­бой и с другими государствами мирными средствами (ст. 1 ДКБ). Также они согласились, что использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с законодательствами государств — участников ДКБ и Уставом ООН. Кроме того, До­говор закрепляет, что ДКБ не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам, заключенным государствами-участниками с дру­гими государствами, и не направлен против третьих стран (ст. 8 ДКБ).

Все же квинтэссенцией ДКБ, безусловно, являются следу­ющие положения: «Если одно из государств-участников под­вергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В слу­чае совершения акта агрессии против любого из государств- участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в со­ответствии со ст. 51 Устава ООН. О мерах, принятых на основа­нии настоящей статьи, государства-участники незамедлительно известят Совет Безопасности ООН» (ст. 4 ДКБ).

ДКБ был заключен на пять лет с возможностью последую­щего продления и подлежал ратификации каждым подписав­шим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Кроме того, Договор провозглашал, что он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы. Таким образом, к мо­менту завершения ратификационных процедур и вступления Договора в силу 20 апреля 1994 г., ДКБ был также подписан Азербайджаном — 24 сентября 1993 г., Грузией — 9 сентября 1993 г. и Белоруссией — 31 декабря 1993 г.


 

Таким образом, девять государств СНГ согласились по су­ществу построить между собой военно-политический союз и сохранить доставшееся с советских времен единое военно­политическое пространство. При этом следует отметить, что согласно существующей международной практике любое го­сударство может быть членом только одного военно-политиче­ского союза и должно своими действиями способствовать без­опасности всех государств союза. Данное правило находит свое отражение и в ДКБ, согласно которому «государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника» (ст. 1 ДКБ).

Положение о том, что государства-участники не будут вступать и принимать участие в других военно-политических союзах, относится прежде всего, конечно же, к НАТО — Орга­низации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO), международной военно-политической организации, созданной подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Созданное в годы хо­лодной войны, НАТО было основано на принципе коллектив­ной безопасности и ставило перед собой цель не допустить рас­ширения влияния Советского Союза в Европе и во всем мире. В качестве противовеса НАТО 14 мая 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД) — военный союз европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза. Однако с завершением холодной войны и прекращением существования биполярного (между США и СССР) миропорядка ОВД была упразднена 1 июля 1991 г. В то же время НАТО продолжило свою деятельность и, более того, начало активно планировать и готовиться к расширению за счет стран бывшего социалистического блока.

Несмотря на то, что после окончания холодной войны Рос­сия значительно утратила свое влияние в международных от­ношениях, она по-прежнему оставалась одной из мировых держав, жизненно заинтересованной в сохранении своего гео­политического веса хотя бы на территории бывшего СССР. Следовательно, Кремль всячески пытался остановить и не до­пустить расширения НАТО на постсоветском пространстве.

Кроме того, российское руководство, несомненно, наде­ялось, что окончание холодной войны приведет и к роспуску НАТО, и к созданию абсолютно новых систем обеспечения мира и безопасности. Это подтверждается положением ДКБ, гласящим, что «в случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью до­говоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, государства-участни­ки вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых намерений в настоящий До­говор» (ст. 1 ДКБ).

Государства — участники ДКБ договорились консультиро­ваться друг с другом по всем важным вопросам международ­ной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовы­вать по этим вопросам позиции. Особо следует отметить, что государства — участники ДКБ обязались не заключать между­народные соглашения, несовместимые с ДКБ и, таким образом, не вступать в какие-либо другие международные организации, основанные на принципе коллективной безопасности (ст. 8 ДКБ). Таким образом, членство в ДКБ по сути означает отказ от стремления к членству в НАТО.

Координация и обеспечение совместной деятельности государств-участников в рамках ДКБ была возложена на Со­вет коллективной безопасности (СКБ) государств-участников и создаваемые им органы (ст. 5 ДКБ). Первоначально предпо­лагалось, что Совет коллективной безопасности будет состоять из глав государств-участников, а также главнокомандующего Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ (ст. 3 ДКБ). В этой связи следует отметить, что после развала СССР Россия пред­принимала попытки создания Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ2. Однако в условиях глубокого экономического кризиса, укрепления мер доверия в мире и сокращения воору­жений, а также ускоренного строительства национальных госу­дарств на постсоветском пространстве, российское руководство быстро осознало тщетность процесса создания ОВС. Тем более что большинство стран СНГ уже начали активно строить свои собственные вооруженные силы, а целый ряд стран (и прежде всего Украина) открыто противодействовали любым планам военно-политической интеграции. Как следствие, ввиду не­удержимо продолжавшегося раздела Советской армии, ОВС СНГ с каждым месяцем все более становились фикцией, и уже 15 июня 1993 г. было принято решение упразднить должность главнокомандующего ОВС СНГ, а 24 сентября 1993 г. Главное командование ОВС СНГ было реорганизовано в Штаб по ко­ординации военного сотрудничества государств — участников СНГ. Таким образом, с июня 1993 г. членами СКБ были только главы государств-участников.

Уже в первые годы своего существования ДКБ сыграл важ­ную роль в урегулировании гражданской войны в Таджики­стане, став надежной преградой на пути вмешательства извне и важным инструментом обеспечения безопасности в зоне сво­его действия. Заинтересованность ряда государств СНГ в раз­витии ДКБ проявилась, в частности, в принятии 10 февраля 1995 г. двух следующих документов: 1) Концепции коллектив­ной безопасности государств — участников ДКБ и 2) Основ­ных направлений углубления военного сотрудничества госу­дарств — участников ДКБ. В частности, в данных документах предусматривалось поэтапное формирование системы коллек­тивной безопасности. При этом на первом этапе необходимо было завершить создание вооруженных сил государств-участ- ников. На втором этапе предполагалось создать коалиционные группировки войск для отражения возможной агрессии, соз­дать совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, а также рассмотреть вопрос о создании объединен­ных вооруженных сил. На третьем этапе планировалось завер­шить создание эффективной системы коллективной безопас­ности. Кроме того, согласно Концепции государства-участники согласились проводить консультации в целях координации своих позиций в отношении НАТО. Отмечая, что завершение глобального противостояния между Востоком и Западом зна­чительно снизило опасность возникновения мировой войны, они в то же время констатировали, что по-прежнему остаются разногласия по целому ряду международных и внутригосудар­ственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты.

Таким образом, несмотря на окончание холодной войны, отношения между Россией и НАТО были далеко не безоб­лачными. В этой связи следует отметить, что в 1994 г. в рамках НАТО была создана программа «Партнерство во имя мира» (англ. Partnership for Peace), предусматривавшая налаживание тесного военного сотрудничества НАТО с европейскими госу­дарствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являлись членами организа­ции. Следует отметить, что 10 февраля 1995 г. (в тот же день, когда была принята Концепция коллективной безопасности государств — участников ДКБ) главы государств-участников ДКБ приняли Декларацию, в которой они заявили, что рассма­тривают выдвинутую НАТО программу «Партнерство во имя мира» в качестве реальной альтернативы механическому рас­ширению НАТО. По их мнению, ее практическое осущест­вление должно было быть ориентировано на формирование универсальной общеевропейской структуры военно-политиче­ского сотрудничества, укрепляющей фундамент ОБСЕ, а кон­кретные формы и содержание такого партнерства должны были стать предметом обсуждения государств-участников. Однако данные надежды не оправдались. 24—25 апреля 1999 г. первая группа государств, вовлеченных в «Партнерство во имя мира» (Венгрия, Польша и Чехия), стала членами НАТО во вре­мя юбилейного саммита в Вашингтоне, посвященного 50-летию создания НАТО, а целая группа других стран, включая респу­блики бывшего СССР, начала целенаправленно готовиться к вступлению в Североатлантического блока.

Интересно отметить, что в том же месяце, 2 апреля 1999 г., Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджики­стан, ввиду того, что действие ДКБ истекало 20 апреля 1999 г., решили не только продолжить свое сотрудничество в рамках Договора, но и обеспечить непрерывность его действия. Таким образом, они продлили действие ДКБ на пять лет, а также до­говорились, что Договор будет автоматически продлеваться на очередные пятилетние периоды. В то же время следует от­метить, что первоначальные члены ДКБ, такие как Азербайд­жан, Грузия и Узбекистан, отказались продлевать действие Договора. Более того, на том же Вашингтонском юбилейном саммите 24-25 апреля 1999 г. данные страны совместно с Укра­иной и Молдовой решили создать организацию ГУУАМ (на­звание, которое сложилось из первых букв наименований вхо­дящих в него стран). Данная группировка преследовала цель стать альтернативой продвигаемым Россией интеграционным проектам. Кроме того, она стремилась наладить тесное сотруд­ничество между ее странами для их совместного продвижения к членству в Европейском союзе и НАТО.

Все же Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Рос­сия и Таджикистан были настроены на продолжение строи­тельства своего самостоятельно военно-политического союза. Такому настрою способствовало не только негативное отно­шение к расширению НАТО, желание поддерживать тесные связи с Россией, но и, несомненно, также продвижение дви­жения Талибан в Афганистане и резкое усиление исламского фундаментализма. В развитие принятых в 1995 г. Концепции и Основных направлений, вышеуказанные шесть государств приняли ряд решений и документов, непосредственно направ­ленных на практическое формирование системы коллективной безопасности3. Так, 24 мая 2000 г. на очередном заседании СКБ были приняты следующее документы: а) Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на примене­ние сил и средств системы коллективной безопасности, опре­деляющее последовательность деятельности и взаимодействие всех органов системы коллективной безопасности, а также вновь формируемых межгосударственных структур; б) Основ­ные положения коалиционной стратегии государств — участ­ников ДКБ и Модель региональной системы коллективной безопасности, включающие в себя формы и методы подготовки и осуществления совместных действий в целях пресечения агрессии, а также организации управления силами и средствами системы коллективной безопасности; и в) Меморандум о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современ­ной геополитической ситуации, закрепивший согласие сторон регулярно обмениваться информацией по актуальным между­народным проблемам и проводить консультации на высоком уровне для выработки согласованных позиций по ним.

20 июня 2000 г. государства — участники ДКБ заключи­ли Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества. Признавая военно-техническое сотрудниче­ство одним из важнейших факторов формирования системы коллективной безопасности, государства — участники ДКБ решили осуществлять поставки продукции военного назна­чения на льготных условиях, т.е. на основе цен, устанавливае­мых для национальных вооруженных сил (ст. 1 Соглашения). В случае совершения акта агрессии против одного из госу­дарств — участников ДКБ, либо когда оно станет объектом актов терроризма или других угроз своему суверенитету и тер­риториальной целостности, другие стороны в кратчайшие сроки обязались предоставить посильную военно-техническую помощь (ст. 10 Соглашения). Кроме того, 5 февраля 2002 г. СКБ принял Решение о механизме реализации Соглашения об ос­новных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками, который, в частности, закрепил порядок осуществления контроля над целевым использовани­ем продукции военного назначения, поставляемой в рамках указанного Соглашения.

11 октября 2000 г. было принято Соглашение о статусе фор­мирований сил и средств системы коллективной безопасности, являющееся правовой базой для временного пребывания во­инских формирований одной стороны (нескольких сторон) на территории другой стороны для выполнения задач по пре­сечению агрессии и проведения совместных контртеррористи­ческих операций.

25 мая 2001 г. было подписано Соглашение о Коллектив­ных силах быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР), которые были сформированы 1 августа 2001 г. В их состав вошли подразделения вооруженных сил Ка­захстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. В тот же день был подписан Протокол о порядке формирования и функци­онирования сил и средств системы коллективной безопасности государств — участников ДКБ, позволяющий осуществлять практические меры по созданию, подготовке, применению и всестороннему обеспечению региональных группировок во­йск (сил).

Террористические атаки в США 9 сентября 2001 г. и на­чавшаяся война против терроризма кардинальным образом изменили международные отношения. Россия и другие стра­ны ДКБ объявили о своей полной поддержке США в борьбе против новых угроз и вызовов международной безопасности. 12 сентября 2001 г. они приняли совместное Заявление в связи с террористическими актами в США, а 7 декабря 2001 г. мини­стры иностранных дел государств — членов НАТО и России выступили с заявлением о необходимости объединения усилий и начале совместных действий в борьбе с терроризмом. 28 мая

2002 г. была подписана Римская декларация «Отношения Рос­сия - НАТО: новое качество», в соответствии с которой был создан Совет Россия - НАТО. Однако НАТО по-прежнему было решительно настроено продолжить свое дальнейшее рас­ширение. К синхронному вступлению как в НАТО, так и в Ев­ропейский союз активно готовились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония.

В таких условиях шесть государств — участников ДКБ ре­шили укрепить сложившиеся между ними связи и сформиро­вать полноценную международную организацию. В результате 7 октября 2002 г. они учредили Организацию Договора о кол­лективной безопасности (ОДКБ), приняв два основополагаю­щих акта: Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Как отмечается в одном из документов Межпарламентской Ассамблеи СНГ: «Военное сотрудничество из фрагментарного превратилось в комплексное, направленное на формирова­ние полномасштабного и действенного военного потенциала адекватного реагирования на возможные вызовы и угрозы на­циональной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика