Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - 2. ОДКБ: правовая природа, органы и процесс принятия решений
Научные статьи
23.03.15 10:59
Оглавление
Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
2. ОДКБ: правовая природа, органы и процесс принятия решений
3. Развитие правовой базы ОДКБ с 2002 г. по нынешнее время
4. Заключение
Все страницы






       2. ОДКБ: правовая природа, органы и процесс принятия решений

Учрежденная на основе международного договора, пре­следующая четко определенные цели, обладающая системой постоянно действующих органов и призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответ­ствии с предоставленными ей полномочиями, ОДКБ являет­ся по своей правовой природе классической международной организацией. Таким образом, ОДКБ была наделена между­народной правосубъектностью и, следовательно, может вы­ражать свою волю, которая не обязательно должна совпадать с волей каждого из ее членов. При этом Устав ОДКБ четко определяет, что положения ДКБ и принятых в его развитие международных договоров и решений СКБ являются обяза­тельными как для государств — членов ОДКБ, так и для самой Организации.

Также следует отметить, что согласно своему Уставу ОДКБ является организацией регионального характера (ст. 1 Устава). Членом ОДКБ может стать любое государство региона, которое разделяет цели и принципы ОДКБ и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в действующих в рамках ОДКБ международных договорах и решениях. Кроме того, любому государству может быть предоставлен статус наблюдателя. Решение о приеме в Организацию и о предоставлении статуса наблюдателя принимается СКБ. Также любое государство-член вправе выйти из ОДКБ после урегулирования своих обяза­тельств в рамках Организации и направив депозитарию Устава (Генеральному секретарю ОДКБ) официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода.

ОДКБ может сотрудничать с государствами, не являющи­мися ее членами, поддерживать отношения с международ­ными организациями, действующими в сфере безопасности, и заключать с ними международные договоры. Также следует отметить, что Соглашение о правовом статусе ОДКБ предо­ставляет постоянным органам Организации привилегии и им­мунитеты, которые полностью соответствуют международной практике и стандартам. Финансирование деятельности посто­янно действующих рабочих органов осуществляется за счет средств бюджета ОДКБ, который формируется за счет долевых взносов государств-членов и не может иметь дефицита.

Целями ОДКБ являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на кол­лективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Следует также отметить, что создание ОДКБ олицетворяет идею создания т.н. многополярного мира, т.е. такой системы международного устройства, при которой в мире существует несколько полюсов силы, государств или союзов государств — центров экономического и политического влияния, действую­щих в качестве обеспечения мировой стабильности, безопасно­сти и независимости развития. Подтверждением тому служит положение, согласно которому ОДКБ «содействует форми­рованию справедливого, демократического миропорядка, ос­нованного на общепризнанных принципах международного права» (ст. 4 ОДКБ).

Относительно деятельности ОДКБ можно выделить следу­ющие основные направления: 1) формирование действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллек­тивную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету; 2) координация усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснаци­ональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов; 3) согласование и координация внешнеполитических позиций по международ­ным и региональным проблемам безопасности; и 4) развитие договорно-правовой базы, регламентирующей функциониро­вание системы коллективной безопасности, а также гармони­зация национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Согласно Уставу ОДКБ органами Организации являются: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет мини­стров иностранных дел (СМИД); в) Совет министров обороны (СМО); г) Комитет секретарей советов безопасности (КССБ); и д) Постоянный совет. Кроме того, выделяются т.н. постоянно действующие рабочие органы: Секретариат, Объединенный штаб ОДКБ, а также орган межпарламентского сотрудниче­ства — Парламентская ассамблея ОДКБ.

СКБ является высшим органом ОДКБ, в состав которого входят главы государств-членов10. СКБ рассматривает прин­ципиальные вопросы деятельности Организации и принима­ет решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Также данный орган утверждает бюджет Организации и может создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомога­тельные органы Организации. Председателем СКБ является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, если Совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии Совета.

СМИД, СМО и КССБ являются консультативными и испол­нительными органами. СМИД координирует взаимодействия государств-членов в области внешней политики, СМО — в об­ласти военной политики, военного строительства и военно-тех­нического сотрудничества, а КССБ — в области обеспечения их национальной безопасности. В ходе заседаний данных органов Организации рассматриваются наиболее актуальные пробле­мы обстановки в зоне ее ответственности, готовятся решения по мерам обеспечения безопасности и продвижения коллек­тивных интересов государств-членов на мировой арене. Посто­янный совет, состоящий из постпредов, назначаемых главами государств-членов в соответствии с их внутригосударственными процедурами, является координационным органом, который в период между сессиями СКБ занимается вопросами сотруд­ничества в рамках ОДКБ и совместно с постоянно действую­щими рабочими органами Организации обеспечивает реа­лизацию решений, принимаемых СКБ, СМИД, СМО и КССБ. Постпреды, другие сотрудники Представительств, а также сами Представительства обладают согласно Соглашению о правовом статусе ОДКБ дипломатическими привилегиями и иммуни­тетами.

СКБ вправе принимать решения в ограниченном фор­мате при условии, что ни одно из государств-членов не воз­ражает против такого порядка принятия решения. Решение в ограниченном формате может быть принято, если ни одно из государств-членов не возразит против такого решения. Государство-член, не проголосовавшее за принятие решения в ограниченном формате, не несет ответственности за послед­ствия принятого решения. В соответствии с Правилами про­цедуры СКБ от 26 мая 1995 г. решение о сроках проведения и предварительной повестке дня каждой очередной сессии Со­вета, как правило, принимается на предыдущей сессии Совета. Проект повестки дня формируется Секретариатом и должен быть согласован, как правило, не позднее 30 дней до начала очередной сессии Совета. Включение вопросов в проект по­вестки дня позднее указанного срока допускается только при необходимости принятия безотлагательных решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Проект повестки дня очередной сессии Совета считается согласованным, если его поддержало не менее половины государств-членов. Хотя со­гласно Правилам процедуры и Положению о Совете коллек­тивной безопасности от 6 июля 1992 г. сессии СКБ должны проводиться не менее двух раз в год, сложившейся практикой является проведение одной сессии в год. Также могут прово­диться и внеочередные сессии СКБ. Сессии СКБ проводятся, как правило, в городе Москве. Однако по договоренности сес­сия Совета может быть проведена на территории любого дру­гого государства-члена. На сессии Совета председательствует глава государства, на территории которого проводится сессия, либо Совет избирает председательствующего на данной сессии из числа своих членов. Сессии Совета, как правило, являются закрытыми, если Совет не примет иного решения.

Решения СКБ и принимаемые в их исполнение решения СМИД, СМО и КССБ являются обязывающими для государств- членов и исполняются в порядке, устанавливаемом националь­ным законодательством. Решения СКБ, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Рабочим языком СКБ, СМИД, СМО и КССБ является русский язык. Любое государство может отразить свою особую пози­цию по отдельным аспектам или конкретным вопросам при­нимаемых документов, что не является препятствием для при­нятия решения в целом.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика