Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - 3. Развитие правовой базы ОДКБ с 2002 г. по нынешнее время
Научные статьи
23.03.15 10:59
Оглавление
Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
2. ОДКБ: правовая природа, органы и процесс принятия решений
3. Развитие правовой базы ОДКБ с 2002 г. по нынешнее время
4. Заключение
Все страницы








       3. Развитие правовой базы ОДКБ с 2002 г. по нынешнее время

Как изложено выше, одной из главных задач ОДКБ является осуществление внешнеполитического взаимодействия, коорди­нация и выработка общих подходов к развитию современной международной обстановки. Поэтому, конечно же, приобрета­ют особый смысл согласованные действия государств — членов ОДКБ в рамках ООН и на других международных форумах. В этой связи следует отметить, что 2 декабря 2004 г. Генераль­ная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 5 октября 2007 г. был подписан Меморандум о взаимопонима­нии между секретариатами ОДКБ и ШОС, а 18 марта 2010 г. была принята Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ. Однако ОДКБ не удалось уста­новить каких-либо формальных отношений с НАТО.

В то время как США и многие другие страны НАТО активно поддержали т.н. «цветные революции» в Грузии (2002 г.), Укра­ине (2004 г.) и Кыргызстане (2005 г.), Россия и другие страны ОДКБ крайне отрицательно отнеслись к подобным политиче­ским процессам. Такое же негативное отношение к «цветным революциям» и роли западных стран в них, в особенности по­сле Андижанских событий в мае 2005 г., стало главной причи­ной сближения ОДКБ с Узбекистаном. В результате 23 июня 2006 г. было принято решение СКБ «О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ».

Далее следует отметить, что 28 апреля 2003 г. был при­нят комплект документов, регламентирующих деятельность Объединенного штаба ОДКБ, что позволило с 1 января 2004 г. иметь постоянно действующий рабочий орган ОДКБ, который отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ и по решению СКБ может преобразовываться в межгосударственный орган военного управления силами и средствами системы коллективной безопасности. В тот же день было принято Соглашение о созда­нии единой системы технического прикрытия железных дорог государств — членов ОДКБ, предусматривающее определение основных железнодорожных направлений, подлежащих пред­варительному техническому прикрытию, разработку и реали­зацию соответствующих мероприятий по его осуществлению, порядок использования сил и средств государств — членов ОДКБ для восстановления железных дорог. В его развитие в 2005 г. были утверждены Единый план технического прикры­тия и Положение о техническом прикрытии.

18 июня 2004 г. было подписано Соглашение об опера­тивном оборудовании территории, совместном использова­нии объектов военной инфраструктуры государств — членов ОДКБ. Данное Соглашение определяет порядок оперативного оборудования территории и совместного использования объ­ектов военной инфраструктуры сторон для предотвращения и отражения внешней военной агрессии или для проведения контртеррористических операций, а также для проведения командно-штабных и войсковых учений в мирное время в ин­тересах обеспечения военной безопасности договаривающихся сторон.

Далее, 18 июня 2004 г., были приняты Основные направле­ния коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, а 23 июня 2005 г. — План их реализации. Данные документы учитывают прак­тически все аспекты военного строительства в рамках ОДКБ. Также 23 июня 2005 г. было принято Соглашение о подго­товке военных кадров для государств — членов ОДКБ, на­правленное на формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров. Оно обязывает государства-чле­ны выделять квоты для обучения военнослужащих других государств на безвозмездной и льготной основе, развивать практику совместного обучения военнослужащих принима­ющей и направляющей сторон на основе согласованных про­грамм. Кроме того, в развитие данного Соглашения в ноябре 2005 г. решением СМО ОДКБ утвержден Перечень вузов со­вместной подготовки военных кадров, нарабатываются другие документы по механизму его реализации. Также была до­стигнута договоренность с Министерством обороны России о подготовке руководящих кадров органов исполнительной власти государств — членов ОДКБ на базе Военной академии Генерального штаба.

Также 18 июня 2004 г. были приняты Соглашение об опе­ративном оборудовании территории, совместном использова­нии объектов военной инфраструктуры государств — членов ОДКБ, определяющее порядок оперативного оборудования территории, совместного использования объектов военной инфраструктуры сторон в интересах коалиционных (регио­нальных) группировок войск (сил), а также Соглашение о вза­имном обеспечении сохранности секретной информации, ре­гламентирующее порядок взаимного обеспечения сохранности секретной информации во внешнеполитической, военной, военно-технической, разведывательной и иной деятельности, осуществляемой в рамках ОДКБ.

23 июня 2005 г. была учреждена Межгосударственная ко­миссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ и утверждено Положение о ней, что позволит использовать потенциал льготного военно-технического сотрудничества для углубления военно-экономической интеграции, в том числе в оборонно-промышленном комплексе государств — членов ОДКБ, в частности, были предприняты практические шаги по созданию совместных предприятий в сфере разработки, производства и ремонта вооружений.

23 июня 2006 г. государства — члены ОДКБ приняли Де­кларацию о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации. Отмечая произо­шедшие с момента учреждения ОДКБ позитивные сдвиги во взаимодействии в сфере внешней и оборонной политики, государства — члены ОДКБ приняли ряд принципов, вклю­чая такие, как ненанесение ущерба интересам коллективной безопасности, приоритетность союзнических обязательств государств — членов ОДКБ, а также координация внешней поли­тики, защита и обеспечение коллективных и национальных ин­тересов государств — членов ОДКБ на международной арене. В этой связи интересно отметить, что, например, в последние годы государства — члены ОДКБ занимали единую позицию относительно урегулирования конфликтных и кризисных си­туаций в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в Афганистане, выступая за невмешательство во внутренние дела эти стран и решение проблем только дипломатическими средствами.

Следующим шагом в развитии ОДКБ стало принятие Со­глашения о миротворческой деятельности ОДКБ от 6 октября 2007 г. В целях их комплектования государства-члены согласи­лись выделить на постоянной основе миротворческие контин­генты. Эти контингенты проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регуляр­ных совместных учениях. Решение о проведении миротворче­ской операции на территории государств-членов принимается СКБ на основании официального обращения государства-чле­на или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории любого государства, не входящего в ОДКБ. Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации СМИД, СМО и КССБ. Для участия в конкретной миротвор­ческой операции из состава Миротворческих сил создаются коллективные миротворческие силы ОДКБ (КМС). Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для каждой миротворческой операции в отдельности. КМС в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются Командующему КМС, который назначается СКБ и подотчетен ему. Координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.

Другим важнейшим развитием стало подписание 14 июня 2009 г. Соглашения о Коллективных силах оперативного реа­гирования (КСОР) ОДКБ. КСОР определяются как компонент постоянной готовности и предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств- членов. Состав КСОР утверждается СКБ на основе предло­жений государств-членов. Решение о сроках развертывания и применении контингентов КСОР принимается СКБ на ос­новании официального обращения одного или нескольких государств-членов или с согласия государств-членов, для ко­торых настоящее Соглашение вступило в силу. Для непосред­ственного руководства той или иной операцией СКБ по пред­ставлению СМО и/или КССБ назначается Командующий из числа представителей принимающего государства-члена. Кроме того, предусмотрено, что КСОР может получить в свое распоряжение силы специального назначения, состоящие из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций.

Стоит отметить, что Беларусь подписала Соглашение о КСОР лишь 15 октября 2009 г. ввиду экономических разно­гласий с Россией, а Узбекистан вообще отказался подписывать данное Соглашение. Узбекистан настаивал на необходимости соблюдения принципа консенсуса при принятии решения на развертывание и применение контингентов КСОР. По его мнению, решение на развертывание и применение КСОР должно было приниматься СКБ только на основе консенсуса, а не «с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу». Кроме того, Узбекистан выразил свое особое мнение и по поводу того, что КСОР не может использоваться как военная составляющая на пространстве СНГ и в государ­ствах ОДКБ для решения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами. Также следует отметить, что по тем же причинам Узбекистан не ратифи­цировал Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ от 6 октября 2007 г., а в декабре 2010 г. не подписал Заявление о Миротворческих силах ОДКБ.

В данном Заявлении от 10 декабря 2010 г. государства — члены ОДКБ выразили готовность, используя миротворческий потенциал Организации, внести свой вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возника­ющих конфликтных и кризисных ситуаций. К тому же, вслед­ствие кризисных событий на юге Кыргызстана, были приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирова­ния ОДКБ. Был создан механизм мониторинга и предотвра­щения возможных конфликтов. Обязательства по взаимной поддержке были распространены и на случаи нападения не­законных вооруженных формирований. Также была введена возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств-членов и создана правовая ос­нова для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

Кроме того, 10 декабря 2010 г. государства — члены ОДКБ подписали Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Согласно данному Соглашению вооруженные силы одного из государств-членов могут направляться на территорию принимающей стороны в соответствии с официальным обращением последней для реализации права на коллективную оборону в случае угрозы и/ или совершения вооруженного нападения (агрессии) в отноше­нии одной или нескольких Сторон, противодействия другим вызовам и угрозам коллективной безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для проведения совместных командно-штабных и войсковых учений.

20 декабря 2011 г. был подписан Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях госу­дарств — членов ОДКБ, согласно которому государства — чле­ны ОДКБ могут принимать решения о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной ин­фраструктуры государств, не являющихся членами Органи­зации, только после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими Сторонами и при отсутствии их офи­циальных возражений.

19 декабря 2012 г. было принято Решение СКБ об утвержде­нии Основных направлений развития военного сотрудничества государств — членов ОДКБ на период до 2020 г., которые пред­усматривают наращивание КСОР ОДКБ, улучшение их техни­ческой оснащенности современными образцами вооружения, а также повышение уровня их подготовленности посредством продолжения проведения совместных комплексных учений, таких как «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Кобальт» и «Гром».

23 сентября 2013 г. на очередном заседании СКБ было в частности принято соглашение «Об оказании помощи Ре­спублике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы». Было отмечено, что ОДКБ придает принципиальное значение предотвращению внешних угроз и вмешательства извне, усилению совместного противодействия международ­ному терроризму и экстремизму, незаконному обороту нар­котиков и оружия, нелегальной миграции и торговле людьми, использованию информационно-коммуникационных техно­логий в противоправных целях, в том числе по линии полу­чивших международное признание комплексных оператив­но-профилактических операций «Канал», «Нелегал», а также «ПРОКСИ».
    





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика