Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сущность, характер и механизм реализации международно-правовых норм в области прав человека
Научные статьи
23.03.15 15:13

Сущность, характер и механизм реализации международно-правовых норм в области прав человека

alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Алиев С. Ф.
2 (81) 2015
В период холодной войны различные идеологические взгляды между Западом и Востоком были связаны с неподготовкой и непринятием пактов в течение длительного времени. Запад, принимающий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод в качестве модели, был предрасположен к ограничению положений пактов. Западные европейские государства для защиты человека от государственного вмешательства больше доверяют судам и были заинтересованы в реализации прав, закрепленных в пактах посредством судов. Государства же восточного блока были заинтересованы в защите экономических, социальных и культурных прав человека и возложении на государство обеспечения соблюдения этих прав. В статье раскрываются проблемы механизма реализации международно-правовых норм в области прав человека.

После 18-летних подготовительных работ Генеральная Ас­самблея ООН приняла в 1966 г. два международных пакта — Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах. В 1976 г. эти пакты вступили в силу после ратификации 35 государствами. Согласно сведениям за 2013 г., Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах подписали 160 государств, а Между­народный пакт о гражданских и политических правах — 164 государства. Данный факт дает основание полагать, что пакты имеют глобальную силу и влияние.

В период холодной войны различные идеологические взгля­ды между Западом и Востоком были связаны с неподготовкой и непринятием пактов в течение длительного времени. За­пад, принимающий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод в качестве модели, был предрас­положен к ограничению положений пактов. Западные евро­пейские государства в защите человека от государственного вмешательства больше доверяют судам и были заинтересованы в реализации прав, закрепленных в пактах посредством судов. Государства же восточного блока были заинтересованы в за­щите экономических, социальных и культурных прав человека и возложении на государство обеспечения соблюдения этих прав.

Вместе с Всеобщей декларацией прав человека данные пак­ты именуются «Международным биллем о правах человека». В целом, подписание и вступление в силу пактов преобразо­вало утопические идеи в связи с правами человека в систему обязательной правовой силы. Это является базовым договор­ным механизмом в реализации международно-правовых норм в области прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является основным комплексным до­кументом в области универсальной защиты экономических, социальных и культурных прав. В Пакте права разделены по ча­стям. Первая часть Пакта устанавливает права человека в связи с самоопределением, во второй части изложены обязательства государств, подписавших Пакт, в третьей части — основные гарантии, в 4-й части — имплементация пакта, в пятой части закреплены вопросы, связанные с подписанием и заключитель­ными положениями.

В Пакте частично определены экономические права (ста­тьи 6-8), социальные права (статьи 9-12) и культурные права (статьи 13-15). Согласно ст. 16 Пакта государства-участники обязуются представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, при­знаваемых в этом Пакте. Все доклады представляются Гене­ральному секретарю ООН, который направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет в со­ответствии с положениями настоящего Пакта. Генеральный секретарь ООН также препровождает специализированным учреждениям экземпляры докладов или любые соответству­ющие части докладов участвующих в настоящем Пакте го­сударств, поскольку такие доклады или части этих докладов относятся к любым вопросам, входящим в рамки обязанностей вышеуказанных учреждений в соответствии с их учредитель­ными актами.

Пакт не предусматривает процедуру подачи индивидуаль­ных жалоб, однако дополнительный Протокол от 10 декабря 2008 г. закрепляет данную процедуру.



 

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах считается всесторонним комплексным кодифицированным документом в сфере универсальной защиты гражданских и по­литических прав. Этот Пакт, так же как и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, разделен на части. Первая часть Пакта устанавливает права человека на самоопределение, вторая часть — обязательства государств, подписавших Пакт, третья часть — основные гарантии (статьи 6-11), четвертая часть — Комитет по правам человека (статьи 28-45), пятая часть — ограничения (статьи 45-46), в шестой же части закреплены вопросы, связанные с подписанием и заклю­чительными положениями (статьи 46-53).

Дополнительный протокол к Пакту, предусматривающий процедуру подачи индивидуальных жалоб, был принят 19 де­кабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В соответствии с Протоколом Комитет по правам человека вправе принимать к рассмотрению жалобы отдельных лиц, находящихся под юрисдикцией государства, если это государство является участ­ником Пакта и утвердило Протокол, а также признает полно­мочия Комитета. Наступивший факт и действия рассматри­ваются сразу после вступления в силу Пакта и Протокола для этих государств. Особенность данной процедуры заключается также в том, что все внутригосударственные средства должны быть исчерпаны и анонимные жалобы не принимаются.

15 декабря 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был при­нят Второй факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу реализация права каждого на жизнь связана с отменой смертной казни. Государства-участники могут применять смертную казнь лишь в период войны за более серьезные нарушения. Функции кон­троля за соблюдением положений Протокола осуществляются Комитетом по правам человека.

К договорам, направленным на защиту конкретных прав че­ловека, относятся Конвенция от 1948 г. о предупреждении пре­ступления геноцида и наказания за него, Конвенция от 1965 г. об отмене всех форм расовой дискриминации, Конвенция от 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция от 2006 г. о предотвращении насильственных ис­чезновений всех лиц.

Среди международных договоров, направленных на защиту отдельных групп (женщин, детей, мигрантов, беженцев и др.), можно отметить следующие договоры — Конвенция о статусе беженцев от 1951 г., Конвенция о политических правах женщин от 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации против женщин от 1979 г., Конвенция от правах детей от 1989 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 1990 г., Конвенция о защите прав инвалидов от 2006 г.

Наряду с универсальными договорными механизмами международно-правовых норм в области защиты прав челове­ка, существуют также региональные договорные механизмы, отражающие в себе особенности различных регионов. Спец­ифичность региональных договорных механизмов заключается в том, что признак, характерный для одного региона, может отсутствовать в другом регионе. Например, правила, присущие для арабских государств, где действуют исламские религиозные нормы, могут не встречаться в Африке или Америке.

Основным договорным механизмом в области защиты прав человека в Европе является Европейская конвенция о защи­те прав человека и основных свобод. Конвенция, подписан­ная в городе Риме 4 ноября 1950 г., по структуре состоит из 59 статей, за ее основу взяты положения Всеобщей декларации о правах человека от 1948 г.

Европейская социальная хартия. Принята 18 октября 1961 г. Европейская социальная хартия, пересмотренная в Страсбурге 3 мая 1996 г., утверждена с соответствующими заявлениями.

Основная цель Хартии заключается в обеспечении создания условий, обеспечивающих эффективное осуществление прав человека. Согласно Хартии граждане любой из сторон имеют право заниматься на территории любой другой стороны лю­бой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой стороны за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными при­чинами.

Парижская хартия для новой Европы. Парижская хартия для новой Европы как один из важных документов в области защиты прав человека подписана 19-21 ноября 1990 г. гла­вами государств — участников на Парижской конференции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В со­ответствии с Парижской хартией права и основные свободы человека принадлежат всем людям от рождения, они неотъ­емлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им — высшая обязанность государств. Соблюдение и полное осуществление прав и свобод человека является основой сво­боды, справедливости и мира. В Хартии закреплены следую­щие права и свободы человека: свобода слова, чести и досто­инства, совести; свобода выражения своего мнения; свобода ассоциации и мирных собраний; свобода передвижения; право владеть собственностью; единолично или совместно с другими заниматься предпринимательской деятельностью; пользоваться своими социальными, экономическими и куль­турными правами.

Межамериканская конвенция по правам человека была принята на Межамериканской конференции по правам че­ловека, проведенной 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе, и вступила в силу 18 июля 1978 г. Конвенция не ратифицирована США, Канадой и некоторыми карибскими государствами, но эта Конвенция сыграла важную роль при подачи жалоб в Межаме­риканский комитет по правам человека и Межамериканский суд по правам человека за нарушение его положений. Суд как довольно сложная система принял по настоящее время более 100 решений по делу.

В перечне прав и свобод, провозглашенных в Межамери­канской конвенции, не отражены некоторые права, закреплен­ные в Международном пакте о гражданских и политических правах, такие как право народа на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др.

Государства — участники Конвенции обязуются уважать права и свободы, закрепленные в Конвенции, обеспечивать для всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, свободное и полное осуществление этих прав и свобод без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического, сословного или какого-либо иного социального положения.

Для осуществления прав или свобод, закрепленных в Кон­венции, государства-участники обязуются принимать в соот­ветствии со своим национальным законодательством и консти­туционными процедурами другие соответствующие меры. Как и в предыдущих международно-правовых документах по защи­те прав человека, в этой Конвенции также закреплены личная свобода, свобода объединения, право собственности, свобода передвижения. Каждый имеет право на свободу и личную не­прикосновенность. Никто не может быть лишен свободы, при условии что это заранее не определено в конституции и законе государства-участника (ст. 7).

Сравнительный анализ деятельности европейских и аме­риканских региональных органов по защите прав человека показывает, что эта деятельность может быть эффективной лишь на основе сходства политических систем, политической и правовой стабильности, исторического опыта, близости уровня социально-экономического развития, общих правовых традиций. Вышеуказанные факторы подробнее разъясняют причину успеха деятельности Европейской комиссии и Суда по правам человека по сравнению с Латинской Америкой. Деятельность институциональных механизмов по защите прав человека также слаба и в Азии.

По содержанию Американская конвенция о правах чело­века, принятая Организацией американских государств через два десятилетия после Американской декларации прав и обя­занностей человека от 2 мая 1948 г., сходится с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, однако отражает и некоторые дополнительные права. К дополни­тельным правам относятся равенство каждого перед законом (ст. 3), национальные права (ст. 20), участие в общественной жизни (ст. 23) и минимальные социальные права (ст. 26). Такие права, как право на работу (ст. 6) и право на образование (ст. 13), закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, нашли свое отражение в До­полнительном протоколе, принятом 17 ноября 1988 г. (Сан- Сальвадорский протокол). Протокол от 8 июня 1990 г. об от­мене смертной казни запретил смертную казнь как в мирное время, так и в период войны. Во втором случае государство вправе внести оговорку в связи с особо тяжкими преступле­ниями.

Африканская хартия прав человека и народов. Хартия принята государствами — участниками Организации афри­канского единства 26 июня 1981 г. в Найроби, вступила в силу 21 октября 1986 г. В ст. 1 Хартии отмечается, что государства- участники, подписавшие этот документ, признают провозгла­шенные права, свободы и обязанности и принимают законо­дательные и иные меры для их реализации.

В отличие от азиатских стран, африканские государства создали в 1981 г. региональную организацию по правам че­ловека, приняв Африканскую хартию о правах человека и на­родов, предусматривающую специфические особенности за­дач государств-участников и континента. В этом документе на передний план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом и иностранным господством, про­блемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами.

К иным конвенциям Африки можно отнести Африканскую хартию прав и благополучия ребенка, принятую в июле 1990 г., а также Дополнительный протокол к Банджульской хартии о правах африканских женщин, принятый 11 июля 2003 г.

Совет Лиги арабских государств на Среднем Востоке при­нял 15 сентября 1994 г. Арабскую хартию о правах человека. Ее положения соответствуют в основном Всеобщей Декларации прав человека и Пактам о правах человека от 1966 г. Однако, поскольку эти положения не ратифицированы никаким госу­дарством, 22 мая 2004 г. была принята пересмотренная версия Арабской хартии о правах человека. После седьмой ратифика­ции Хартия вступила в силу 15 марта 2008 г.

Контроль за Хартией осуществляет Арабский Комитет по правам человека, организованный из семи независимых лиц. Этот орган уполномочен рассматривать только отчеты государства, а потому не вправе заниматься индивидуальными жалобами.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Конвенция подписана 26 мая 1995 г. в городе Минске. В ст. 1 Конвенции отмечается, что договаривающиеся стороны обе­спечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдик­цией, права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции.

В целом международные организационно-правовые (ин­ституциональные) механизмы реализации международно­правовых норм включают государства, организации и органы (комитеты, комиссии, судебные органы). Они осуществляют свою деятельность посредством встреч, переговоров, конферен­ций, согласительных комиссий, судебного разбирательства.

В определении места и роли той или иной организаци­онной формы в процессе реализации норм международного права важными факторами являются уровень сотрудничества, количество участников, заинтересованных в рассмотрении кон­кретного вопроса, срочность, сложность рассматриваемого вопроса.

Международные организационные механизмы реализации международно-правовых норм в сфере прав человека условно можно объединить с универсальными и региональными орга­низационными механизмами.

В процессе реализации международно-правовых норм в сфере прав человека особое место занимает непосредствен­но оперативная деятельность международных межправи­тельственных организаций. Они создаются для координации сотрудничества государств в определенной сфере и оказыва­ют в меру возможности государствам необходимую помощь в реализации договоров в конкретной сфере сотрудничества. Государства, в свою очередь, способствуют достижению целей, поставленных в уставах международных организаций.

Что касается правового обеспечения реализации междуна­родно-правовых норм, то международные организации могут наделяться весьма широкими и разнообразными полномо­чиями. Они принимают конкретизирующие правовые акты (например, Декларация о принципах международного права 1970 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН) и акты тол­кования (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 дека­бря 1974 г. об определении агрессии), осуществляют контроль за исполнением международных обязательств (обсуждение докладов о мерах по исполнению обязательств, обсуждение эффективности реализации договоров, осуществление про­верок и т.д.).

Международные организации играют важную роль в раз­решении международных и национальных споров в сфере прав человека. Они могут предоставлять благотворительные услуги в споре о толковании и применении международно­правовых норм (например, ЮНЕСКО). Они осуществляют функции и правоприменительных органов — от выяснения обстоятельств до приня-тия решений. Международные орга­низации (Совет Безопасности и Международный суд ООН) также применяют санкции.

Механизмы ООН по реализации прав человека основыва­ются либо на договоре ООН, либо на Уставе ООН. Различие между организациями, основанными на договоре или Уста­ве, имеет значение на прагматическом уровне. Организации, основанные на Уставе, финансируются членскими взносами участников ООН, организации, основанные на договоре, фи­нансируются лишь за счет добровольных выплат государств — участников договора. В рамках охранительной системы ООН имеются такие органы, как суды, трибуналы, комитеты, специ­альные процессуальные механизмы, рабочие группы, доклад­чики, эксперты и представители.

Обратим внимание еще на один вопрос. Нормы, определен­ные международным правом, могут быть ограничены нацио­нальным правом. В любом случае такое ограничение и вмеша­тельство должно быть законным и обоснованным. Например, право на жизнь, свобода мнения и слова, предупреждение пыток и другие такие права закрепляются нормами между­народного права и не могут быть ограничены. Однако, как указано выше, вмешательство должно быть законным и обо­снованным.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика