Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу структуры правового сознания
Научные статьи
25.03.15 15:16
вернуться

К вопросу структуры правового сознания

alt 
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Джафаров И. Х.
2(81)2015
В статье правосознание рассматривается как юридическая категория, объединяющая целый комплекс элементов правовой реальности. Отмечается, что в структуре правосознания, наряду с идеологическими и психологическими компонентами, следует выделить также поведенческий элемент. Кроме того, в соответствии с авторским подходом, комплексное исследование структуры правосознания предполагает не только простое перечисление ее элементов, но и определение аспектов их соотношения.

Проблема структуры правового сознания тесно связана с иными аспектами данного правового феномена. В частности, без анализа структуры правового сознания невозможно по­нять особенности его функционирования. Следует заметить, что правовые элементы, с которыми правовое сознание тесно взаимодействует, сами включены в различные структуры. Так, право входит в систему социальных норм, правоотношения являются разновидностью общественных отношений, право­мерная деятельность в юридической сфере входит в систему всей социальной деятельности людей, правопорядок является составной частью общественного порядка, законность охваты­вает все явления государственной и общественной жизни.

Репатриация в Израиль на сегодняшний день стала острой темой для жителей стран СНГ, в особенности для украинцев. Вылет из Украины вся подробная информация на сайте http://jewspace.org

На основе вышесказанного можно образно утверждать, что правовое сознание является «зеркалом», отражающим определенный уровень законности, состояние законодательства и юридической практики. По существу, это совокупность всех компонентов правовой действительности. Правовое сознание является ключевой конструкцией национальной правовой си­стемы.

Правовое сознание общества представляет собой юридиче­скую категорию, объединяющую целый комплекс элементов правовой реальности, олицетворяющих правовые понятия и явления материальной и духовной жизни, которые нахо­дятся в состоянии непрерывного совершенствования и тем самым характеризуют прогресс в развитии правовой системы общества.

Необходимо отметить, что каждый элемент правового сознания имеет свои особенности, связанные, прежде всего, со специфической формой отражения правового объекта, своеобразием связей каждого из элементов структуры с по­родившей его причиной, с их неодинаковой функциональной ролью и т.д. Изучение структуры правового сознания дает возможность уяснить различную степень соотношения объ­ективного и субъективного в тех или иных проявлениях право­вого сознания.

Кроме того, изучение структуры правового сознания имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В част­ности, оно дает возможность конкретно решать вопрос о вы­боре наиболее целесообразных форм и методов правового воспитания граждан.


Структуру правового сознания в целом можно рассматри­вать как внутреннюю организацию данного вида сознания, выражающуюся в его строении, т.е. в расчлененности на со­ставные элементы, а также во взаимосвязи и взаимодействии этих элементов. Другими словами, правовое сознание — это определенное единство составляющих его элементов, их взаи­моотношений в целостности.

Классификацию элементов правового сознания в целом невозможно проводить по одному какому-либо формальному признаку. Здесь необходимо учитывать различные аспекты рас­смотрения структуры правового сознания, связи и взаимодей­ствия элементов, образующих эту структуру, место и роль каж­дого из них в общей системе социальных отношений. Такими аспектами являются: уровень и форма отражения обществен­ных отношений, субъект правового отражения, специфический предмет правового отражения, роль различных элементов правового сознания в развитии общества.

В правовом сознании традиционно различают правовую идеологию и правовую психологию. Нельзя не согласиться с В.А. Сусловым в том, что правосознание есть «разноплано­вый сплав идеологии и психологии». «Ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей. Именно им принадлежит определяющее место в процессе вы­работки стратегии и реализации людьми на практике своего юридически значимого поведения, хотя нельзя недооценивать и значения правовых чувств и эмоций».

C. C. Алексеев вообще не признает наличие у правосозна­ния структуры: «Все эти уровни, слои, сферы...не есть струк­тура целостного органического образования. Это лишь под­разделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосо­знания — того, что под термином «правосознание» имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой пра­ва, но не образующие органичной целостности».

Однако, подавляющее большинство авторов придержива­ется позиции, в соответствии с которой «правосознание — это целостное образование, обладающее внутренним строением».

В этой связи, на наш взгляд, анализ структуры правосознания не должен ограничиваться лишь простым перечислением ее элементов и их общей характеристикой. Необходимо выявить соотношение этих элементов. Очевидно, это не простая их сумма, а единство, в котором направляющие элементы (обще­ственное правосознание, рационально-идеологические компо­ненты) и вторичные элементы (индивидуальное правосознание, эмоционально-психологические компоненты) тесно взаимо­действуют между собой.

В современной юридической науке структура правосозна­ния в целом представлена двумя подходами. Если первый под­ход характеризуется детализацией элементов правосознания путем включения в его структуру идеологических и психологи­ческих компонентов, то с позиции второго подхода в структуре правосознания, наряду с вышеотмеченными, выделяется также поведенческий элемент. Что касается вопроса резко негатив­ного отношения со стороны некоторых авторов к включению поведенческого элемента в структуру правового сознания, то он представляется излишне категоричным. Так, Т. Ю. Смолова утверждает, что это ведет к подмене понятия «правовое созна­ние» понятием «правовая культура».

Анализ различных точек зрения позволяет отвергнуть как резкое противопоставление, так и отождествление указанных правовых понятий. В составе правовой культуры следует вы­делить три компонента: право, правосознание и правовую де­ятельности, т.е. правосознание само выступает необходимым структурным элементом правовой культуры. В целом правовое сознание граждан общества и их правовая культура являются неотъемлемыми элементами механизма правореализации, который следует рассматривать как непрерывную цепь по­ступков людей, т.е. сознательных и волевых действий. Таким образом, осмысленное отношение к действиям, направленным на соблюдение, исполнение, применение норм права, можно определить как правосознание.

Согласно мнению Я. В. Турбовой, «структура правосознания может быть представлена в виде взаимосвязанных элементов и образований, различаемых, во-первых, по признаку социаль­ной общности субъектов, носителей правосознания; во-вторых, по их содержанию; в-третьих, по глубине познания правовых явлений (уровни правосознания)».

Из сложного взаимодействия и взаимопроникновения ос­новных элементов социальной структуры правосознания скла­дываются его уровни, характеризующие социальную структуру правосознания с точки зрения глубины познания правовых явлений с целью их использования субъектами в практической деятельности в сфере правового регулирования. Этот аспект исследования структуры правосознания имеет существенное, ключевое значение для правильной разработки многих про­блем, в том числе роли правосознания в реализации права и правоприменительной деятельности.

И. М. Максимова отмечает активный, обычный, пассивный уровни правосознания.

Некоторые исследователи выделяют уровни в самих струк­турных компонентах правосознания. К примеру, Р. С. Байния- зов выделяет четыре уровня правовой идеологии:

1) идеология отдельно взятой личности;

2) идеология небольшой социальной группы;

3) идеология большинства членов общества;

4) идеология, включающая достижение общемирового ду­ховно-правового прогресса. С учетом того, что традиционно носителями правовой идеологии выступают коллективные субъекты права, выделение идеологии отдельно взятой лич­ности представляется нам ошибочным.

Е. А. Белканов выделяет не уровни, а слои. По его мнению, слои правосознания включают в себя:

- представления о должном в праве, т.е. что должно быть в правовой действительности с точки зрения требований обще­ства, этноса;

- представления о сущем в праве, т.е. отражение существу­ющих на данный момент элементов правовой действитель­ности;

- представления о желаемом в праве, т.е. какие элементы правовой действительности хотелось бы включить в нее.

Представляется, что введение вышеуказанного термина еще более усложнит понятие правосознания, так как он не содер­жит рационального зерна. Такая категория выражает отноше­ние к праву больше со стороны профессиональных юристов, чем рядовых граждан.

Правовую психологию и правовую идеологию нельзя характеризовать и как уровни правового сознания. В этой связи верным представляется мнение В. Иванова о том, что «общественная психология и идеология представляют собой не уровни общественного сознания, а своеобразные способы его проявления».




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика