Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Современные теоретические и практические проблемы реализации российского аграрного права
Научные статьи
26.03.15 15:33


Современные теоретические и практические проблемы реализации российского аграрного права

     
 
АГРАРНОЕ ПРАВО
Быстров Г. Е.
2 (81) 2015
В статье рассматриваются понятие аграрного права как отрасли российского права, дается характеристика предмета, методов, аграрной политики государства, принципов аграрного права, продовольственной безопасности, нормативного материала как важнейшего юридического критерия существования этого комплексного правового образования.

Предмет аграрного права (виды аграрных отношений как отрасли права). Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Главным материальным основа­нием для разграничения норм права по отраслям выступает предмет правового регулирования.

Предметом правового регулирования аграрного (сельскохо­зяйственного) права как комплексной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву. Этим объясняется необходимость уста­новления круга и структуры общественных отношений, регу­лируемых аграрным правом, их взаимосвязей с другими си­стемами общественных отношений, составляющими предмет правового регулирования гражданского, административного, трудового и других отраслей права.

Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере сельскохозяйствен­ной деятельности в статье рассматриваются и другие критерии, по которым строится аграрное право. К ним относятся полити­ка государства, принципы аграрного права, нормативный ма­териал — важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.

    Но мы не будем полагаться на случай, некоторые знания о тонкостях выращивания бархатцев вам обязательно пригодятся. Выращивание бархатцев вся подробная информация на сайте http://vtrave.ru

Принято считать, что идея комплексных отраслей права впервые возникла в конце 60-х — начале 70-х гг. ХХ в. как ре­зультат второй дискуссии о системе советского права, в кото­рой выделялось две структуры: традиционная и комплексная, именуемая вторичной.

Комплексный характер аграрного права предполагает выделение и анализ структуры аграрных отношений как ре­шающего критерия выделения аграрного права. Речь идет о многообразии видов общественных отношений в сельском хозяйстве, которые в совокупности нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфи­ка аграрных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве. Дан­ная концепция рассматривается в статье при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, развивающихся в связи со становлением аграрного права как вторичной структуры в системе права.

Для того чтобы определить круг общественных отношений, регулируемых аграрным правом, необходимо остановиться на характеристике сельскохозяйственной деятельности. Это имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во- первых, для того, чтобы отграничить аграрное право от других отраслей права. Во-вторых, для того, чтобы решить вопросы, связанные с предоставлением налоговых, финансовых, кре­дитных, социальных льгот сельскохозяйственным товаропро­изводителям. Решающее значение для установления природы общественных отношений, регулируемых аграрным правом, имеет, таким образом, определение сельскохозяйственной де­ятельности как объекта аграрных правоотношений.

В статье проводится идея расширенного понимания сель­скохозяйственной деятельности. Переход от узкого к широкому пониманию сельскохозяйственной деятельности наметился в 1988 г. в Союзном законе о кооперации и закреплен дей­ствующим законодательством, регулирующем деятельность сельскохозяйственных кооперативов, банкротство, налоговые отношения в сельском хозяйстве. Со всей определенностью он выражен в п. 1 ст. 3 ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохо­зяйственной кооперации» (в ред. от 11 июня 2003 г.). Закон признает сельскохозяйственными производственными коо­перативами те кооперативы, которые созданы гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выпол­нения иной не запрещенной законом деятельности, основан­ной на личном труде членов кооператива.

К разрешенной законом сельскохозяйственной деятель­ности относится деятельность перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих, снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих, кредитных, страховых, иных потребительских кооперативов. В законодательстве за­креплены таким образом различные признаки, по которым дается правовая характеристика сельскохозяйственной деятель­ности как объекта правового регулирования аграрного права. Производимая сельскохозяйственная продукция кооператива как юридического лица должна составлять более 50% от общего объема производимой продукции, и не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами. Таково было требование ранее действовавшего законодательства, которое наделяло сельскохозяйственные про­изводственные кооперативы общей правоспособностью, но не устанавливало способа для определения объема производимой кооперативом сельскохозяйственной продукции.

12 февраля 1997 г. Государственная Дума РФ с полным осно­ванием внесла изменения и дополнения в абзац седьмой ст. 1 ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации». К разряду сельскохозяйственных относятся лишь товаропро­изводители, осуществляющие производство сельскохозяй­ственной продукции. В стоимостном выражении доля этой продукции должна составлять более 50% общего объема про­изводимой продукции. Для рыболовецких колхозов произ­водство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных ресурсов должны составлять в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой про­дукции.

На основе широкого понимания сельскохозяйственной деятельности строится система правового регулирования аграрных отношений в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий. ФЗ от 29 дека­бря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» выделяет пять категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это, прежде всего, организации, зарегистрированные в установ­ленном порядке в качестве юридических лиц, и граждане — индивидуальные предприниматели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, ее первичной переработ­кой и последующей (промышленной) переработкой и реали­зацией этой продукции. Доход предпринимателей от такой деятельности должен быть не менее чем 70% своего дохода. Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей ут­верждается Правительством РФ.

На основе широкого понимания сельскохозяйственной де­ятельности, закрепленной в действующем законодательстве, субъектами аграрных отношений признаются и другие ка­тегории сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяй­ственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Широкое понимание сельскохозяйственной деятельности является доминирующим и для зарубежного аграрного права. И если иметь ввиду главные тенденции развития советской, в том числе и российской аграрно-правовой теории, то по рассматриваемому вопросу они были выявлены более 50 лет назад профессором Л. И. Дембо при анализе им аграрного законодательства капиталистических стран XIX и первой по­ловины XX века. С того времени является доминирующим взгляд о том, что «расширение аграрного законодательства за пределы узко-поземельных отношений привело к включе­нию в него правового института сельскохозяйственного пред­приятия в качестве центрального правового института в сфере регулирования сельскохозяйственной деятельности».

Такое же широкое понимание сельскохозяйственной де­ятельности как предмета аграрного права обнаруживается в современной зарубежной, в том числе испанской аграрно­правовой литературе. В связи с этим привлекает внимание концепция земледельца, которая относит к ним любое лицо, достигшее определенного возраста и в результате свободного волеизъявления объявившее о своем желании заниматься сель­скохозяйственной деятельностью. Речь идет о деятельности, капиталистических стран связанной непосредственно с выращиванием растений, содер­жанием домашних животных, сельскохозяйственной деятель­ности, являющейся по отношению к основной только допол­нительной; дополнительной и иной, связанной с предыдущей деятельностью, которая подчинена тому же юридическому режиму, что и основная деятельность. Определение, основан­ное на этих критериях, охватывает сельскохозяйственную дея­тельность тех лиц, которые осуществляют ее профессионально, когда «профессия по выполнению трудовых обязанностей зем­ледельца» требует «специальной подготовки и соответствую­щей организации труда».


 

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное зако­нодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает три взаимосвязанные сферы правового ре­гулирования. Одна их них — традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохо­зяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства, промышленной переработке сельскохозяйственной продукции и ее реализации самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Другая группа общественных отношений — это отношения агрообслуживания, которые возникают между сельскохозяй­ственными товаропроизводителями и обслуживающими орга­низациями, осуществляющими закупку сельскохозяйственной продукции, материально-техническое и производственно-тех­ническое обслуживание сельского хозяйства. Аграрное пра­во регулирует договорные отношения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, материально-технического обеспечения, производственного, научно-технического и ин­формационного обслуживания сельскохозяйственных това­ропроизводителей. Однако общественные отношения, свя­занные с самой предпринимательской деятельностью таких предприятий АПК, обслуживающих сельскохозяйственных товаропроизводителей, не входят в предмет правового регули­рования аграрного права. Регулирование таких отношений от­носится к сфере гражданского и предпринимательского права, поскольку эти отношения являются гражданско-правовыми и предпринимательскими.

Третья группа общественных отношений, непосредственно связанных с аграрными отношениями, не входящими в пред­мет аграрного права, это отношения в сфере социально-куль­турной и бытовой деятельности сельскохозяйственных това­ропроизводителей. Законодательство о социальном развитии села ориентировано на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создание социальной инфраструктуры села, мате­риальной базы устойчивого развития сельских территорий. Их обычно называют относительно аграрными отношениями, в регулировании которых доминирующее положение занима­ют гражданское, административное, финансовое, налоговое, земельное, экологическое право и иные смежные с аграрным правом отрасли права.

Подводя итог изложенному, можно заключить, что пред­метом правового регулирования аграрного права являются аграрные отношения как органический комплекс взаимосвя­занных между собой земельных, имущественных, трудовых, ор­ганизационно-управленческих отношений, основанных на част­ной, государственной, муниципальной формах собственности, складывающихся в сфере предпринимательской и иной эконо­мической деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан.

Методы правового регулирования в аграрном праве. При выделении такой комплексной специализированной отрас­ли права, как аграрное право, нельзя отталкиваться только от предмета правового регулирования, поскольку каждый предмет может многократно дробиться и создавать базу для формирования множества новых отраслей права. В качестве дополнительного критерия для выделения аграрного права в комплексную отрасль права правовая доктрина признает ме­тод правового регулирования, поскольку не могут существовать отрасли права с различными предметами, но с тождествен­ными методами, точно так же, как при данных исторических условиях один и тот же предмет не может регулироваться при помощи различных юридических методов.

Говоря о методе правового регулирования как о спосо­бе воздействия на регулируемые отношения, следует иметь в виду, что, поскольку предмет аграрного права составляет не единое отношение (это характерно для традиционных са­мостоятельных отраслей права), а комплекс тесно связанных между собой отдельных видов аграрных отношений, нельзя выделить единый, присущий только аграрному праву, метод правового регулирования.

В данном случае нужно говорить о методах правового регу­лирования. Применительно к тому или иному виду аграрных отношений, входящих в предмет аграрного права, и с учетом содержательной стороны этих отношений будет применять­ся и метод их регулирования (например, метод равноправия сторон в имущественных отношениях, метод дозволения в хо­зяйственных отношениях, метод власти и подчинения, метод координации в организационно-управленческих отношениях). При этом одни и те же методы правового регулирования могут применяться как в различных основных традиционных отрас­лях права (например, в административном и земельном пра­ве), так и одновременно в основных и комплексных отраслях права (например, метод равноправия сторон в гражданском и аграрном праве).

Основные принципы аграрного права. Юридическую спец­ифику любой отрасли права, в том числе и аграрного пра­ва, отражают не только предмет, методы, законодательство, но и другие юридические признаки, прежде всего, принци­пы данной отрасли права. По этой причине особое внимание должно быть обращено на изучение объективного и субъек­тивного в аграрном праве, что позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера аграрных отно­шений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства, заинтересованного в установлении единых для сельского хозяйства институтов, принципов, ис­точников аграрного права. И хотя содержание этих принципов определяется сущностью аграрных отношений, наличие спец­ифических принципов в области правового регулирования аграрных отношений является одним из решающих признаков выделения аграрного права в системе российского права в каче­стве комплексной интегрированной отрасли права. Принципы аграрного права имеют объективную природу и появляются после того, как сложились соответствующие аграрные отно­шения. Они во многом предопределяют содержание правовых принципов, получивших закрепление в нормах аграрного пра­ва. Аграрно-правовая доктрина исходит, таким образом, из со­единения анализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием субъективного характера принципов аграрного права, на основе которых стро­ится правовое регулирование аграрных отношений.

Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, необходимо учитывать и то, что прин­ципы, идеи и категории соответствуют тем общественным от­ношениям, которые отвечают уровню развития материального производства.

Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных руководя­щих начал правового регулирования общественных отноше­ний. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, — объективная необходи­мость и нормальное явление правовой формы, призванной

внести упорядоченность в развитие общественных отношений. Аграрное право объективно по своему происхождению, содер­жанию, закономерностям развития.

Под принципами аграрного права понимаются выражен­ные в нормах права, регулирующих аграрные отношения, нор­мативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность и един­ство правовым нормам, объединенным по предмету и методам правового регулирования в аграрное право.

К основным принципам российского аграрного права, от­ражающим объективные закономерности развития аграрных отношений в условиях значительного вовлечения сельскохо­зяйственных предприятий и их объединений, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств в систему рыночных отношений, вызвавших к жизни рыночное аграрное законода­тельство, можно отнести следующие:

- право российских граждан на полноценное питание;

- равенство участников аграрных правоотношений;

- право добровольного выбора крестьянами форм и направ­лений трудовой и хозяйственной деятельности;

- расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства;

- всемерная охрана и укрепление множественности форм собственности и базирующихся на них охрана организаци­онно-правовых форм хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- органическая связь трудовой деятельности с природно­климатическими условиями аграрного предпринимательства, экологическая направленность этой деятельности;

- хозяйственная и юридическая самостоятельность, мате­риальная заинтересованность и ответственность сельскохозяй­ственных коммерческих организаций (предприятий) за резуль­таты предпринимательской деятельности;

- полнота правового регулирования аграрных отношений, непрерывность обновления аграрного законодательства, обе­спечение законности в деятельности всех участников рыночных аграрных отношений;

- закрепление за государством регулирующих функций в сфере сельскохозяйственной деятельности;

- демократизация системы управления агропромышлен­ным комплексом;

- реальность и гарантированность субъективных прав участ­ников аграрных правоотношений.

В дополнение к указанным принципам аграрного права ФЗ от 26 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» на пер­вое место выделяет принцип социального приоритета, в со­ответствии с которым государство определяет комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уров­ня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

Наряду с этим особо должны быть выделены принципы равной доступности к ресурсам (включая информационные) всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и адресность государственной поддержки, активность государственного ре­гулирования агропродовольственного рынка.

В отраслевых принципах аграрного права, как справедливо полагает Е. Л. Минина, получают свое выражение общие прин­ципы российского права9, поэтому особое внимание должно быть обращено на изучение такого специфического принципа, как органическая связь трудовой деятельности с природно­климатическими условиями аграрного предпринимательства, экологическая направленность этой деятельности.

Будучи юридически закрепленными, отраслевые принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты аграрного права.

Есть два важных принципа, которое достойны того, чтобы привлечь особое внимание в условиях реализации програм­мы импортозамещения продовольствия в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности в Российской Федерации».

Первый. В тех формулировках, в которых говорится об ос­новных началах стратегии национальной безопасности, звучит твердая направленность на правовое обеспечение продоволь­ственной безопасности, связанной с запретом импорта сельско­хозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Королевства Норвегии. Цен­тральную координирующую роль реализации программы им- портозамещения продовольствия должно играть государство, которое не только имеет право, но и обязано осуществлять государственное регулирование сельским хозяйством.

Второй. Правовая доктрина выделяет в качестве важнейшей функции государственного регулирования продовольственного рынка реализацию права российских граждан на полноценное питание. Ситуация с обеспечением продовольственной, гене­тической и экологической безопасности России в современ­ных условиях остается напряженной, так, с 2000 г. стоимость ввезенного продовольствия ежегодно увеличивается на 30% в год, и в 2011 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 42,5 млрд дол. США против 35,2 дол. в 2008 г. и 36,4 млрд дол. в 2010 г.

Ключевыми факторами обеспечения продовольственной безопасности являются приоритет либо поддержка сельско­хозяйственного товаропроизводителя и гарантированное мак­симальное самообеспечение всеми видами продовольствия потребителя либо равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей сельскохозяйствен­ной продукции. В России можно использовать оба варианта поддержки и потребителей, и сельскохозяйственных товаро­производителей.

В результате сокращения доходов населения и обеднения части россиян по оценке экспертов «складывается противо­речивая картина: продовольственное эмбарго и увеличение стоимости в АПК толкает цены на продукты вверх. А сокра­щение реальных доходов населения через сокращение спроса толкает цены вниз...Однако, совершенно ясно точно: главным донором для российского сельскохозяйственного сектора ста­нет не государство, а население. Россияне сами из уменьшаю­щихся доходов профинансируют правительственные лозунги об импортозамещении и продовольственной независимости страны».

В связи с этим выдвигаются обоснованные предложения внести изменения в ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах го­сударственного регулирования торговой деятельности в Рос­сийской Федерации» и установить в законе нижний предел закупочных цен на товары сельскохозяйственных товаропро­изводителей и максимальную торговую наценку для всей це­почки поставщиков от поля до прилавка. В средствах массо­вой информации обсуждаются также предложения ввести по опыту США продовольственные талоны для малоимущих граждан России.

Аграрное законодательство — юридическая основа для формирования аграрного права. Юридическим критерием выделения аграрного права в качестве комплексной интегри­рованной отрасли права является наличие достаточного право­вого материала в виде большой совокупности актов аграрного законодательства, учитывающих особенности предпринима­тельской и иной экономической деятельности сельскохозяй­ственных товаропроизводителей.

Комплексные отрасли права являются наглядным под­тверждением удвоения структуры права. Это находит свое выражение в том, что сырьем, строительным материалом для формирования комплексных отраслей права служат нормы права, которые взяты из основных отраслей права. Длитель­ное время нормы гражданского права и других основных от­раслей права, регулирующие аграрные отношения, занимали доминирующее положение в системе источников аграрного права. На базе таких норм права, которые не перестают быть нормами основных отраслей права, принимаются специальные комплексные нормативные правовые акты, которые не отно­сятся к иным отраслям законодательства и образуют в своей совокупности аграрное законодательство как целостное си­стемное образование, составляющее юридическую основу для выделения аграрного права как комплексной интегрированной отрасли права.

В этом и состоит специфика источников аграрного права, большинство норм которого устанавливается комплексными нормативными правовыми актами, для которых характерна общность коренных положений, единство в юридическом со­держании регулируемых аграрных отношений.

Именно в этом отличается аграрное право от других ком­плексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других от­раслей права. Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют в себе лишь разноотраслевые нормы.

В рамках учения о соотношении системы законодательства и системы права, характерного для формирующихся отрас­лей права, возникает, таким образом, необходимость четкого отграничения таких понятий, как аграрное законодательство и законодательство о сельском хозяйстве. В литературе неред­ко отождествляются эти понятия, так как в состав аграрного законодательства, выделившегося в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением, включаются все нормативные акты земельного, гражданского, административного, финансового и других отраслей законодательства, имеющих юридическое значение для сельского хозяйства.

Тенденция усиления публично-правового регулирования предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей характерна и для современного рос­сийского аграрного права. Эта тенденция нашла отражение и на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружа­ющей среды в сельском хозяйстве России, Украины, Белорус­сии, Казахстане, других странах СНГ», организованной в марте 2010 г. Российским государственным аграрным университетом и Российским университетом Дружбы народов.

В результате проведенного анализа предмета и методов правового регулирования, а также принципов и источников аграрного права можно прийти к следующему выводу. Аграр­ное право — это комплексная специализированная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством органическую систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности.

Аграрное право как отрасль юридической науки и юриди­ческая учебная дисциплина. Действующая номенклатура спе­циальностей научных работников предусматривает в качестве самостоятельной научной специальности 12.00.06: «земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграр­ное право». Наука аграрного права — одна из специальных отраслей юридической науки. Ее предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная реальность, сложившаяся на основе объеди­нения взаимосвязанных норм, составляющих комплексную от­расль права. Правовые нормы, составляющие аграрное право, правовая наука изучает как целостную органическую систему, связанную внутренним единым, юридическим содержанием, для которой характерна дифференциация по правовым инсти­тутам и иным структурным подразделениям.

Правовая наука изучает также практику применения аграр­ного законодательства федеральными органами государствен­ной власти и субъектами Федерации, органами местного само­управления, сельскохозяйственными товаропроизводителями, органами юстиции, судами и прокуратурой.

Аграрно-правовая наука прошла этап осмысления карди­нальных проблем, относящихся к раскрытию сущности и ос­новных принципов организации правового регулирования аграрных отношений. Многочисленные дискуссии по важней­шим теоретическим проблемам формирования аграрного права позволили сформулировать основные понятия этой но­вой отрасли права, более четко определить предмет и систему аграрного права, системообразующие факторы его формиро­вания, источники и принципы, а также основополагающие институты самого аграрного права. Было убедительно показа­но, что оптимальное правовое регулирование аграрных отно­шений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей сельского хозяйства, прежде всего, многоуклад- ности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности.

Произошли изменения в методике аграрно-правовых исследований. Активнее стали использоваться методы срав­нительного правоведения, конкретные социологические ис­следования. Материалы исследований юристов-аграрников изучаются и обобщаются экономистами, философами, соци­ологами. Проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК.

В 2005 г. в Москве была проведена Всероссийская на­учно-практическая конференция по проблемам правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно­продовольственных рынков в Российской Федерации. На ос­нове коллективного обсуждения проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» были разработаны рекомен­дации по укреплению нормативной базы и правовому обеспе­чению эффективного функционирования агропромышленного комплекса России.

В 2007 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ состоялась Междуна­родная научно-практическая конференция на тему «Правовые проблемы развития сельского хозяйства». На конференции рассматривался широкий круг проблем, связанных с право­

вым регулированием отношений в области сельского хозяй­ства: «Это и общие вопросы формирования государственной аграрной политики, системы аграрного законодательства, и конкретные направления совершенствования управленче­ских, договорных, финансовых, статутных и иных отношений в агропромышленном комплексе, отдельных отраслей сельско­хозяйственной деятельности и социальной сферы на селе».

В 2010 г. была проведена Международная научно-практи­ческая конференция «Актуальные проблемы правового регу­лирования аграрных, земельных отношений, природополь­зования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, других странах СНГ». В рамках новой концепции гражданского законодательства были выра­ботаны рекомендации по подготовке проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», обеспечи­вающего сосуществование сильного государственного, част­ного сектора, социально ориентированного кооперативного сектора.

Формирование новой структуры сельского хозяйства, соз­дание рыночной инфраструктуры, демократизация системы управления АПК, потребовали реформирования преподава­ния аграрно-правовых дисциплин и изменения номенклатуры юридических специальностей, изучаемых в юридических вузах страны. Это связано с введением в юридических вузах страны вместо курса «сельскохозяйственное право» новой учебной дисциплины «аграрное право». Ученым Советом МГЮА и Со­вещанием заведующих кафедрами аграрно-правовых дисци­плин стран СНГ была утверждена Программа курса «Аграрное право» для юридических институтов и факультетов универси- тетов.

Федеральный образовательный стандарт третьего поколе­ния по подготовке бакалавров в сфере юриспруденции необо­снованно исключает аграрное право из базовой (общепрофес­сиональной) части стандарта и относит преподавание учебной дисциплины «Аграрное право» к вариативной части стандарта, изучение которой осуществляется по выбору обучающегося на основе решения Ученого Совета вуза.

В соответствии с Программой курса «Аграрное право» для юридических институтов и факультетов университетов автор­ский коллектив в составе ученых кафедры аграрного и экологи­ческого права МГЮА, ИГП РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и ряда других научных и вузовских учреждений под руководством профессора Г. Е. Быстрова и профессора М. И. Козыря под­готовили и издали учебник «Аграрное право», который был переиздан в 2000 г..

В 2007 г. издан одобренный Ученым Советом Института законодательства и сравнительного правоведения при Прави­тельстве Российской Федерации учебник «Аграрное право» под редакцией доктора юридических наук, профессора С. А. Бого­любова и кандидата юридических наук Е. Л. Мининой.

В 2013 г. в Екатеринбурге опубликован для студентов выс­ших сельскохозяйственных учебных заведений учебник «Аграр­ное право». Книга 1. Часть общая, Книга 2. Часть особенная и Курс лекций по аграрной политике и аграрному праву ЕС, Украины, Белоруссии и Казахстана (62, 9 п.л.) Ответственными редакторами учебника и курса лекций являются доктор юри­дических наук, профессор Г. Е. Быстров и доктор юридических наук, профессор Б. А. Воронин. Авторский коллектив учебни­ка видных ученых юристов РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, ИГП РАН, Государственного университета — Высшей школы экономики, Всероссийского научно- исследовательского ин­ститута экономики, труда и управления сельским хозяйством, Ставропольского государственного университета, Уральской государственной сельскохозяйственной академии награжден в 2014 г. Дипломом серебряного призера на VI Всероссийском конкурсе «Аграрная учебная книга». В 2012 г. в Ульяновске опу­бликован для студентов высших юридических учебных заве­дений учебник «Аграрное право» (34, 6 п.л.) Ответственными редакторами учебника являются доктор юридических наук, профессор Г. Е. Быстров и доктор юридических наук, профес­сор В. Е. Лукъяненко.

Термин «аграрное право» введен в номенклатуру специаль­ностей научных работников по юридическим наукам приказом Министерства и образования науки РФ от 25 февраля 2009 г. Тогда научная специальность 12 00 06 именовалась «природо­ресурсное право, аграрное право, экологическое право». В соот­ветствии с поручением Министерства образования и науки РФ Экспертный совет ВАК принял решение о разработке измене­ний и дополнений в паспорта Номенклатуры специальностей научных работников в сфере юриспруденции. При экспертном совете ВАК была создана рабочая группа, которая предложила новую редакцию специальности 12 00 06 «экологическое право; земельное право; природоресурсное право». В новой редакции специальности 12 00 06 категория «аграрное право» исключа­лась из списка научных специальностей.

Эти предложения обосновывались тем, что аграрное право в постсоветское время утратило самостоятельное значение. По этой причине предлагалось готовить диссертационные исследования по специальности «земельное право» или «по не правовым специальностям («сельскохозяйственным)».

Аграрное право имеет длительную историю, изучение ко­торой позволяет извлекать позитивный и негативный опыт, весьма полезный для современного правотворчества и право­применения. В связи с этим следует напомнить, что еще в на­чале ХХ века было выявлено несовпадение терминологического значения земельного права, регулирующего земельные отно­шения, основанные на земельной собственности, с предметом правового регулирования сельскохозяйственной деятельно­сти крестьян, который не укладывается в рамки земельного и гражданского права. В связи с этим и был введен в научный оборот для обозначения особенностей законодательства о де­ятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей тер­мин «аграрное право», предметом правового регулирования которого являются аграрные отношения, как органический комплекс взаимосвязанных между собой земельных, имуще­ственных, трудовых, организационно-управленческих отноше­ний, основанных на частной, государственной, муниципальной формах собственности, складывающихся в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности сельскохозяй­ственных коммерческих организаций, крестьянских (фермер­ских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан.

С учетом отечественных традиций и опыта зарубежных стран данное право, определяющее порядок ведения пред­принимательской деятельности сельскохозяйственных товаро­производителей в условиях рынка, регулирующее отношения, связанные с осуществлением этой деятельности, вполне оправ­данно рассматривается в качестве аграрного права. Можно признать, что аграрное право, как комплексная специализи­рованная отрасль права — это результат реализации аграр­ной реформы и с полным основанием может рассматриваться в качестве правопреемника, законного наследника русского крестьянского и советского сельскохозяйственного права.

Авторы Проекта новой номенклатуры научных специаль­ностей ошибочно отождествляли предмет правового регули­рования земельного и аграрного права, так как предметом проводимых в аграрном праве исследований является не толь­ко законодательство о правовом режиме земель сельскохозяй­ственного назначения и правовое регулирование их рациональ­ного использования и охраны. При этом следует учитывать, что аграрное право изучает также регулируемые аграрным законодательством имущественные, трудовые, организаци­онно-управленческие отношения, связанные с предпринима­тельской и иной деятельностью сельскохозяйственных товаро­производителей.

Аграрное законодательство последних 20 лет переживает серьезные изменения.

Во-первых, под влиянием рыночных реформ в сельском хозяйстве обновляется и обогащается его нормативная база: возникают новые направления правового регулирования (на­пример, оптовые продовольственные рынки, биржевые сделки, оборот земель сельскохозяйственного назначения, селекцион­ная деятельность в сельском хозяйстве).

Во-вторых, изменилась структура аграрного законодатель­ства: вместо законодательства о государственных и кооператив­ных сельскохозяйственных предприятиях (колхозах и совхозах) интенсивно развивается законодательство о сельскохозяйствен­ных коммерческих организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах.

В-третьих, законодательство выделяет комплексные специ­ализированные договоры, которые содержат не только частно­правовые, но и публично-правовые начала. В качестве примера можно привести договоры в сфере финансирования и кре­дитования сельского хозяйства, которые заключаются между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрациями субъектов РФ.

В-четвертых, изменилось соотношение различных институ­тов аграрного права. Так, в связи с введением в единого сельско­хозяйственного налога в соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ упрощаются налоговые отношения между сель­скохозяйственными товаропроизводителями и налоговыми органами государства, отменяется для сельскохозяйственных организаций уплата налогов на прибыль организаций; нало­га на добавленную стоимость (за исключением налога на до­бавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК при ввозе на таможенную территорию); налога на имущество организаций: единого социального налога. Со­ответствующие изменения внесены в налогообложение инди­видуальных предпринимателей.

В современных условиях предметом диссертационных ис­следований являются проблемы правового положения раз­личных сельскохозяйственных товаропроизводителей, их фи­нансового оздоровления, форм и методов государственного регулирования сельского хозяйства (лизинг с участием госу­дарства, кредитование с субсидированием процентных ставок и другие специфические формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей). Эти и другие диссертации по проблемам правового положения крестьян­ских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граж­дан, сельскохозяйственных кооперативов невозможно отнести к научной специальности «земельное право».

При этом следует учитывать принципиальную особенность объекта исследования, предмета и метода правового регулиро­вания аграрного права, как комплексной специализированной отрасли права. Важным основанием обособления аграрного права является наличие аграрного законодательства, которое и составляет юридическую основу для формирования одно­именной отрасли права. В сфере правового регулирования предпринимательской и иной деятельности сельскохозяй­ственных товаропроизводителей принимаются специальные комплексные нормативные правовые акты, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства. Поэтому большинство из аграрно-правовых проблем о правовом по­ложении сельскохозяйственных товаропроизводителей, кре­стьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, правовом обеспечении устойчивого развития сельских терри­торий, государственном регулирования сельского хозяйства, правовом регулирования финансовых и кредитных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций, правовом регулировании налогообложения сельскохозяйственных то­варопроизводителей, договорах сельскохозяйственных това­ропроизводителей, правовом регулировании селекционной деятельности, семеноводства и племенного животноводства, юридической ответственности за нарушения аграрного зако­нодательства не могут быть раскрыты в рамках гражданского, предпринимательского, трудового права.

Предложения рабочей группы экспертного совета ВАК об исключении аграрного права из новой номенклатуры блока аграрно-правовых и юридических наук обосновывались и тем, что диссертационные исследования в сфере сельского хозяй­ства могут защищаться в Советах по не правовым специаль­ностям (сельскохозяйственных). Такой аргумент, по мнению юридического научного сообщества, вообще не выдерживает критики, так как знания о технологии производства сельско­хозяйственной продукции находятся за пределами такой юри­дической науки и научной специальности, как аграрное право, содержание которой определяется содержанием отрасли пра­ва и одноименной отрасли законодательства, регулирующей общественные отношения, связанные с предпринимательской и иной деятельностью сельскохозяйственных товаропроизво­дителей.

Попытки исключить аграрное права из номенклатуры на­учных специальностей ВАК (из специальности 12 00 06) могут оказать крайне негативное влияние на качество подготовки специалистов-юристов, способных обеспечить реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства, Доктрины продовольственной безопасности, аграрных законов судебными и правоохранительными органами, органами госу­дарственного управления сельским хозяйством и АПК. Но, по­жалуй, самой больной проблемой, связанной с исключением специальности «аграрное право» из номенклатуры специаль­ностей научных работников в области аграрно-правовых и эколого-правовых наук, будет некачественная подготовка юристов, не способных защитить экономические интересы сельскохо­зяйственных товаропроизводителей от криминального мира при хищении бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьян­ских (фермерских) хозяйств, использование не по назначению государственных целевых средств, сокрытие доходов (прибыли) от налогообложения, преступной перекачки средств и недви­жимости из коллективных форм в частные и др.

Помимо этого исключение специальности аграрное право из номенклатуры специальностей научных работников в об­ласти аграрно-правовых и эколого-правовых наук не отвечает современным задачам полноценной подготовки высококвали­фицированных юридических кадров, связанной с включением России в мировой продовольственный рынок и присоединени­ем к ВТО. Известно огромное влияние Европейского Комитета аграрного права на развитие аграрного права в Европе, и этот положительный опыт Россия должна учитывать, опираясь на европейскую модель организации продовольственного рын­ка.

В апреле 2011 г. заведующим кафедрой аграрного и земель­ного права РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, профессором Г. Е. Быстровым были отправлены письма в Министерство сельского хозяйства РФ, Совет Федерации Федерального Со­брания РФ, губернаторам Воронежской и Белгородской об­ластей, в которых была доказана необоснованность изменения номенклатуры специальностей научных работников по юриди­ческим наукам и необходимость восстановить аграрное право в номенклатуре 12 00 06: «природоресурсное право; аграрное право; экологическое право». Е. Б. Скрынник (Министр сель­ского хозяйства РФ), Г. А. Горбунов (Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйствен­ному комплексу АПК Совета Федерации Федерального Со­брания РФ), А. В. Гордеев (Губернатор Воронежской области), В. И. Савченко (Губернатор Белгородской области) поддержали ходатайство профессора Г. Е. Быстрова о сохранении специаль­ности аграрное право в номенклатуре 12 00 06: «природоресурс­ное право; аграрное право; экологическое право».

На Межведомственном совещании Министерства обра­зования и науки РФ 28 апреля 2011 г., в работе которого при­нял участие профессор Г. Е. Быстров, состоялась дискуссия по обсуждению проекта изменений и дополнений в паспорта Номенклатуры специальностей научных работников в сфере юриспруденции. Межведомственное совещание поддержало предложение заведующего кафедрой аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, профессора, Вице­президента Европейского Комитета аграрного права Г. Е. Бы­строва о сохранении специальности «аграрное право» в но­менклатуре юридических научных специальностей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2012 г. специальность «аграрное право» сохранена в номенклатуре специальности 12 00 06: «земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право».

Содержание учебной дисциплины «Аграрное право» опре­деляется содержанием изучаемой отраслевой юридической наукой отрасли права и одноименной отрасли законодатель­ства, которые служат основным строительным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, на­выков и умений студентов-выпускников юридических вузов.

  Аграрное право


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика