Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о взаимосвязи образования и языка в многонациональном регионе: социально-философский анализ
Научные статьи
02.04.15 10:56


вернуться

К вопросу о взаимосвязи образования и языка в многонациональном регионе: социально-философский анализ

alt
Мажитова А. Р.

Лукиянов М. Ю.

ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Мажитова А. Р., Лукиянов М. Ю.
2 (81) 2015
В статье рассматривается специфика распространения национальных языков в многонациональном регионе. Изучены степень влияния семьи, школы, иных социальных институтов на формирование языковой принадлежности, сознания человека.

Республика Башкортостан является многонациональным субъектом России. В республике особый колорит — это меж- культурная коммуникация и межэтническое взаимодействие 160 национальностей и 13 входящих в них этнических групп. Башкортостан является регионом с высоким уровнем этноконфессиональной толерантности, низким уровнем межна­циональной напряженности и конфликта. Как показывают результаты социологического исследования, респонденты чувствуют себя наиболее защищенными от притеснений из-за религиозных убеждений (58,6%), ущемления из-за националь­ности (58,1%), притеснений из-за возраста или пола (54,3%). Но, их больше беспокоит незащищенность от преступности (44%), бедности (41%), произвол чиновников и правоохрани­тельных органов (35%).

Действительно, между разными народами в республике сложились дружеские и родственные отношения. Судя по от­ветам респондентов межнациональные отношения в респу­блике хорошие (52%) и лишь 5% опрошенных указывают, что дела обстоят плохо.

В данной статье авторы исследуют специфику и ос­новные уровни распростра­нения национальных языков в многонациональном реги­оне. Изучены степень вли­яния семьи, школы, иных социальных институтов на формирование языковой принадлежности, сознания человека.

Юридический статус го­сударственных языков име­ют башкирский и русский языки. Однако в многонациональном регионе степень владе­ния башкирским языком довольно низкая и языком межэт­нического общения выступает русский язык. При контактах в государственных, культурных учреждениях, общественных местах доминирует русский язык. В то же время в кругу семьи, друзей, родственников заметно повышается использование языка своей этнической группы.

Овладение родным языком проходит легче и успешнее, если ребенок воспринимает родной язык через повседневную жизнь. Поэтому необходимо отметить роль семьи в приобще­нии человека к его родному языку. В полной мере изучить родной язык можно, лишь находясь в определённой языко­вой среде, общаясь с носителями языка. Судя по результатам опроса, 90% респондентов отметили, что навыки родной речи ими были освоены в родительской семье. Среди опрошен­ных 45% считают, что их родители приложили очень много усилий по приобщению их к родному языку. Около четвер­ти (26,8%) оценивают усилия родителей в этом отношении как значительные. При этом городские жители, владеющие родным языком, более высоко оценивали усилия своих ро­дителей.

Основы этнокультурного образования закладываются в се­мье в раннем возрасте. Судя по ответам респондентов, значи­тельная часть семей поддерживают общение на родном языке. На это указали башкир (61%) и татары (41,5%). Старшее поко­ление (родители респондентов) гораздо чаще общаются дома на родном языке (82% башкир и 81% татар).

Таким образом, несмотря на относительно высокий уро­вень общения на родном языке из поколения в поколение, масштабы общения на нем в семейной сфере сужаются (рис. 1).


По результатам социологического исследования, 64,3% респондентов осознают важность знания национальной куль­туры, традиций и обычаев своего народа. 22,2% респондентов выразили мнение о неважности знания национальной культу­ры, в особенности, удмурты, украинцы, белорусы.

В процессы овладения навыками родной речи, респон­денты, после семьи (90%), указали школу (7,3%) и детский сад (2,3%).

Главным институтом формирования как общечеловече­ской, так и национальной культуры является образовательные учреждения.

Итоги Всероссийской переписи населения (ВНП) показы­вают, что население республики обладает относительно высо­ким образовательным потенциалом. Сравнительный анализ данных ВПН 2010 г. и 2002 г. показывает, что увеличилась доля лиц с высшим и средним профессиональным и сократилась

доля лиц с начальным профессиональным образованием. Однако, согласно данным, число лиц с высшим образовани­ем в 2010 г. еще не достигло среднего для России значения 2002 г. Общий уровень образования в регионе повышается, но отстает от средних значений по России. Позитивно, что за отчетный период в 2,6 раза возросло число тех, кто имеет послевузовское образование.

В целом, ценность образования в сознании населения по­высилась, особенно высшего профессионального образования, о чем свидетельствуют уменьшение количества поступающих в начальные и средние профессиональные учебные заведения и увеличение таковых в вузах.

Родители имеют гарантированное право на выбор язы­ка обучения для своих детей. Согласно данным Башкортостанстата, в республике в дошкольных учреждениях функ­ционируют группы на родных языках. Так, в период с 2000 по 2013 гг. численность детей по русскому, башкирскому, марийскому языкам обучения увеличилась, соответственно 1,7 и 1,3 раза. В то же время, уменьшилось количество детей изучающие татарский (1,7 раза), чувашский и удмуртский (1,4 раза) языки.

В общеобразовательных учреждениях в 2 раза сократи­лось количество детей изучающих родные (нерусские) языки (башкирский, татарский, марийский, чувашский, удмуртский, немецкий, украинский, латышский), как предмет. Но, немно­го увеличилось количество детей изучающих белорусский и мордовский языки.

Таблица 2. Как Вы считаете, необходимо ли сегодня изучать родные языки в школах?, %

Таблица 3. По Вашему мнению, существуют или не существуют недостаточное внимание развитию национальной культуры, образования, языка проблемы в национальной сфере в нашей республике?,%


Судя по ответам, большинство респондентов (69%) от­мечают необходимость изучения родных языков в школах, в особенности башкиры (79%), представители других нацио­нальностей (76%), татары (74%) и русские (52%). Необходимо отметить, тот факт, что 27% русских, 15% башкир, 14% татар против изучения родных языков в школе (см. табл. 2).

Стабильность и устойчивость межнациональных отноше­ний в республике показывают результаты опроса. Так, 84% респондентов не сталкивались со случаями неуважительного отношения к их родному языку.

Итоги социологического исследования «Социально-по­литическое и экономическое развитие Республики Башкор­тостан» показывают, что 55% респондентов считают, что нет проблем по развитию национальной культуры, образования, языка в республике, 5% думают, что проблема стоит остро (см.: табл. 3).

    Таким образом, основы языкового поведения, овладение родной речью и, в дальнейшем, идентификация по языковому принципу, закладываются в семье. Семья — первый институт, в котором живет и воспитывается человек. В настоящее время, большинство семей, независимо от национальности, исполь­зуют в повседневной речи русский язык, поскольку русский язык является универсальным средством коммуникации. Специфика языкового распределения в Башкортостане тако­ва, что там, где социальные связи достаточно плотные (Уфа, города Башкортостана, крупные райцентры), распространен­ность русского языка как средства общения выше. В сельских районах выше распространенность башкирского, татарского и иных языков Башкортостана в зависимости от того, люди какой национальности проживают в этих районах.

Башкортостан — регион, обладающий значительным об­разовательным и культурным потенциалом. Но, для поддер­жания социального комфорта в социуме необходимо удов­летворять потребности в родном языке и культуре. Думаем, что в республике в настоящее время созданы все условия для удовлетворения духовных потребностей. Люди нуждаются в свободе, чтобы открыто исповедовать свою религию, го­ворить на родном языке, гордиться своим этническим или религиозным наследием без боязни оказаться осмеянными и наказанными или лишенным возможностей, доступных другим. Процессы оптимизации в системе образования, демо­графический спад, вследствие чего и сокращение предметов по родным языкам вызывают тревогу. Образование в России всегда привлекало особое внимание общества. Поэтому, не­обходимо продумать приоритеты образовательной и нацио­нальной политики.

Философия права

Работа оператор ПК



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика