Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционные основания институционализированных уровней политического лидерства в современной России
Научные статьи
06.04.15 11:52

вернуться


Конституционные основания институционализированных уровней политического лидерства в современной России

alt
Гилязов Г. З.

Вальков А. А.
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Гилязов Г. З., Вальков А. А.
2 (81) 2015
В статье рассматриваются правовые основы уровней политического лидерства в современной России. Авторы предлагают дополнить принятую в политической науке классификацию уровней политического лидерства «региональным политическим лидерством». Предложение обосновано положениями Конституции РФ о федеративном устройстве государства, разделении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, осуществлением регионами собственного правового регулирования.

Большинство современных словарей по политологии схо­дятся в том, что политическое лидерство — один из важней­ших элементов механизма регулирования отношений инди­видов, социальных групп и институтов в сфере политики. Оно проявляется в деятельности особых субъектов политических отношений — лидеров. Политическое лидерство представляет собой способ организации власти, основанный на интеграции различных социальных субъектов посредством выдвигаемой лидером программы решения социально-политических про­блем и задач общественного развития. Лидер — политик, дей­ствующий в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде политического института (например, глава государства, глава исполнительной власти).

В целом, политическое лидерство — это процесс взаимо­действия между людьми, в котором наделенные реальной вла­стью, имеющие лидерские качества люди легитимно, решаю­щим образом влияют на общество (часть общества), отдающее лидерам часть своих полномочий и прав. В то же время это и процесс по формированию политического лидера, обеспе­чению ему условий для осуществления лидерских и властных полномочий.

Следовательно, содержанием политического лидерства признается система, элементами которой являются, с одной стороны, лидер, а с другой — ведомые (последователи) на раз­ных уровнях: группы, общности или общество в целом.

Как правило, в политической науке, говоря о политическом лидерстве, рассматривают следующие аспекты этой научной категории: уровни политического лидерства, его функции и типы.

Уровнями политического лидерства принято считать:

1) лидерство в малой группе. У лидера этого уровня орга­низующую роль играют, в первую очередь, личные качества: способность брать на себя ответственность и принимать реше­ния, он — «мозговой центр» группы;

2) лидерство общественного движения (организации, поли­тической партии). Такому лидеру доверяют, поддерживают по­литически и ожидают от него удовлетворения своих интересов.

Он воздействует на сообще­ство не только силой личных качеств, но и сами сторонни­ки имеют потребность в та­ком лидере;

3) лидерство государ­ственного масштаба (феде­ральный уровень). От лиде­ра такого уровня требуется

умение формулировать общие цели, пути их достижения, удовлетворять потребности последователей, взаимодейство­вать с ними и защищать их.

Однако широко известно, что эмпирически существует еще и региональный уровень политического лидерства, проявив­ший себя и в постсоветской России, но не выделенный в нашей науке в качестве особого уровня и недостаточно изученный исследователями.

Мы предлагаем дополнить вышеприведенную классифи­кацию уровней политического лидерства «региональным по­литическим лидерством», расположив его между уровнями лидеров общественного движения и лидеров государствен­ного масштаба. Приемлемость предложенной теоретической и практической новизны исследования доказывается смыслом и содержанием Конституции Российской Федерации 1993 г.: «Российская Федерация — Россия есть демократическое фе­деративное правовое государство с республиканской формой правления». Федеративное устройство РФ предусматривает определение статуса субъекта РФ собственной Конституцией (Уставом) принимаемой законодательным (представительным) органом власти соответствующего субъекта РФ на основе Кон­ституции РФ. Кроме того, Конституция РФ предусматривает как совместное ведение, так и разделение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, а вне пределов веде­ния РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой госу­дарственной власти, осуществляют собственное правовое ре­гулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Представленный правовой акт неизбежно предполагает региональный уровень политического руковод­ства и, следовательно, политического лидерства.

   Я хочу рассказать о России простыми языком. Необязательно говорить о Родине громкими словами. И как я люблю свою маму, так и я люблю свою Родину. Россия всегда была вечной заступницей от темных сил, зла и разрушения. Вся подробная информация на сайте http://moiarussia.ru/patriotizm-v-rossii/

Исследуем последовательно функции политического лиде­ра общегосударственного уровня (России) и регионального по­литического лидера (на примере Республики Башкортостан), выявим общее в функциях политических лидеров двух уровней и особенное в региональном политическом лидерстве. В каче­стве основного правового источника при этом используем кон­ституции Российской Федерации и Республики Башкортостан 1993 г. Заметим при этом, что схожие правовые установления существуют в конституциях всех республик России, в уставах других субъектов РФ.


 

Итак, Президент Российской Федерации является главой государства и является гарантом Конституции РФ, прав и сво­бод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и госу­дарственной целостности. Обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Функция гаранта справедливости, законности и порядка Президента Российской Федерации изложена в присяге, кото­рую он приносит народу при вступлении в должность. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Другие основные функции Президента Российской Феде­рации (организаторская, управленческая, мобилизационная, новаторская, коммуникативная, интегративная) изложены в Конституции Российской Федерации в виде полномочий и обязанностей, приведем некоторые из них. Президент Рос­сийской Федерации:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- по предложению Председателя Правительства РФ назна­чает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для на­значения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судей других федеральных судов, Ге­нерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов и районов;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверж­дает военную доктрину РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Кроме того, Президент РФ назначает выборы Государствен­ной Думы, распускает Государственную Думу, назначает ре­ферендум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы и обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Фе­дерации. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.

Президент Российской Федерации решает вопросы граж­данства РФ и предоставления политического убежища, награж­дает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осу­ществляет помилование.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдви­нутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, под­твержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Основные функции регионального политического лиде­ра — в нашем исследовании Президента Республики Башкор­тостан — изложены в Конституции Республики Башкортостан 1993 г. (статьи 82-91).

Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. Президент Республики Баш­кортостан:

- гарантирует реализацию прав и свобод человека и граж­данина, защищает экономические и политические интересы РБ, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;

- определяет основные направления социально-экономи­ческого развития РБ;

- формирует Правительство РБ, руководит его деятельно­стью и возглавляет его;

- определяет структуру исполнительных органов государ­ственной власти РБ;

- назначает и освобождает от должности заместителей Пре­мьер-министра Правительства республики Башкортостан, ми­нистров, председателей государственных комитетов и руково­дителей ведомств Республики Башкортостан;

- обнародует законы РБ либо отклоняет их;

- вносит законопроекты в Государственное Собрание РБ;

- обращается с Посланием к Государственному Собранию РБ; представляет Государственному Собранию ежегодные от­четы о результатах деятельности Правительства РБ, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием РБ;

- издает указ о досрочном прекращении полномочий (ро­спуске) Государственного Собрания РБ;

- представляет Государственному Собранию РБ кандидату­ры для назначения на должности:

а) Председателя, заместителя Председателя, судей Консти­туционного Суда РБ;

б) мировых судей;

в) Уполномоченного по правам человека в РБ, Уполномо­ченного по правам ребенка в РБ;

г) Председателя Контрольно-счетной палаты РБ;

- формирует межведомственный Совет общественной без­опасности РБ;

- обеспечивает координацию деятельности органов ис­полнительной власти РБ с иными органами государственной власти РБ;

- подписывает договоры и соглашения от имени РБ;

- назначает в пределах своих полномочий членов Централь­ной избирательной комиссии РБ;

- награждает государственными наградами РБ, присваивает почетные и иные звания РБ.

Президент Республики Башкортостан формирует Совет ре­спублики — консультативный орган при Президенте РБ. Честь и достоинство Президента РБ охраняются законом. Полномо­чия Президента РБ прекращаются досрочно в случаях, пред­усмотренных федеральным законом.

Изложенное позволяет выявить общее в функциях полити­ческих лидеров федерального и регионального уровней. Они:

- гаранты Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечивают согласованное функционирование и вза­имодействие (координацию деятельности) органов государ­ственной власти;

- назначают на должность и освобождают от должности заместителей Председателя Правительства;

- представляют кандидатуры для назначения на должность судей конституционных судов;

- распускают Государственную Думу (Государственное Со­брание РБ);

- формируют Совет безопасности РФ (межведомственный Совет общественной безопасности РБ);

- обращаются к Федеральному Собранию (Государственно­му Собранию РБ) с ежегодными посланиями.

Особенным в функциях регионального политического ли­дера на примере Республики Башкортостан является:

- определение основных направлений социально-экономи­ческого развития республики;

- право возглавлять Правительство республики;

- представление Государственному Собранию ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства республики;

- формирование Совета республики — консультативного органа;

- представление кандидатур в Государственное Собрание для назначения уполномоченных по правам человека и правам ребенка, Председателя Контрольно- счетной палаты, мировых судей;

- назначение в пределах своих полномочий членов Цен­тральной избирательной комиссии республики.

Анализ особенного в функциях регионального политиче­ского лидера показывает его самостоятельный статус, а раз­деление полномочий между федеральным центром и субъек­тами РФ дает возможность политическим лидерам регионов быть самостоятельными в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина, организации избирательного про­цесса, работы по контролю исполнения планов социально­экономического развития и обеспечения общественной без­опасности регионов.

Функции политических лидеров федерального и реги­онального уровней схожи и подчинены государственным и общественным интересам этих двух уровней власти. При исполнении перечисленных функций важную роль играют личностные качества политических лидеров: ум, решитель­ность, энергия, способность брать на себя ответственность, убеждать и сплачивать последователей для сохранения един­ства многонационального народа, суверенитета и целостности государства (региона).

Таким образом, Основной Закон Российской Федерации, а также Конституции ее республик и Уставы других субъектов федерации создают прочный правовой фундамент функциони­рования институционализированных уровней политического лидерства в современной России.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика