Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Дефекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды: некоторые пути преодоления
Научные статьи
29.04.15 14:50

вернуться

Дефекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды: некоторые пути преодоления


alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Солнцев А. М.
3 (82) 2015
Международное экологическое право, которое призвано содействовать сохранению и защите окружающей среды, не всегда в состоянии эффективно выполнять свою функцию и вносить вклад в поддержание устойчивого развития. Падение эффективности регулятивных возможностей правового воздействия связано с дефектностью образующих его компонентов. Сегодня создано огромное количество международных экологических соглашений, которые охватывают широкий круг вопросов охраны окружающей среды, включая регулирование опасных и химических веществ, предотвращение загрязнений и борьбу с ними, опустынивание, рациональное использование и сохранение природных ресурсов, биоразнообразие, сохранение дикой живой природы, а также защиту экологических прав человека. Здесь, на наш взгляд, и возникает существенный дефект в регулировании — чрезмерный нормативно-правовой массив, отсутствие вертикальной связи между нормами различных соглашений и слабая горизонтальная связь между ними. В силу юридической природы международного права вертикальную связь в данном случае не получается наладить, поскольку все соглашения юридически равны между собой. О методах усиления горизонтальных связей между международными экологическими соглашениями как средстве борьбы с дефектами международного экологического права мы и хотели бы поговорить в настоящей статье.


Сегодня с сожалением приходится констатировать, что окружающая среда находится в стабильно деградирующем состоянии. Причин тому множество. Международное эколо­гическое право, которое призвано содействовать сохранению и защите окружающей среды, не всегда в состоянии эффектив­но выполнять свою функцию и вносить вклад в поддержание устойчивого развития. Как отмечает Н. И. Хлуденева, «прак­тика правового регулирования охраны окружающей среды, потенциал экологического права в обеспечении публичных и частных экологических интересов недостаточно высок»1. Се­годня многие юристы отмечают, что падение эффективности регулятивных возможностей правового воздействия связано с дефектностью образующих его компонентов.

О некоторых дефектах международно-правового регули­рования нам уже приходилось писать, в частности о важности создания Международной экологической организации, Меж­дународного экологического суда, всеобъемлющей экологи­ческой конвенции, которые явно способствовали повышению эффективности, развитию системности и упорядоченности правоприменительной практики.

В рамках настоящей статьи представляется возможным отметить и обобщить некоторые пути повышения эффективности регулятивного воздействия международного экологи­ческого права.

Международное экологическое право является одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей международного публичного права. При этом международ­ный договор является основным источником международного экологического права, а количество их неуклонно растет. Се­годня принято более 1200 многосторонних международных экологических соглашений (МЭС) и более 1600 двухсторонних экологических соглашений.

Действующие сегодня МЭС охватывают широкий круг во­просов охраны окружающей среды, включая регулирование опасных и химических веществ, предотвращение загрязнений и борьбу с ним, опустынивание, рациональное использование и сохранение природных ресурсов, биоразнообразие, сохране­ние дикой живой природы, а также защиту экологических прав человека. Стоит отметить, что МЭС интенсивно развиваются и со временем каждый МЭС образует международно-правовой режим, который состоит из существенного нормативно-право­вого массива, ряда научно-технических и контролирующих договорных органов. Здесь, на наш взгляд, и возникает суще­ственный дефект в регулировании — чрезмерный норматив­но-правовой массив, отсутствие вертикальной связи между нормами различных МЭС и слабая горизонтальная связь меж­ду ними. При этом поскольку в силу юридической природы международного права вертикальную связь в данном случае не получается наладить, так как все МЭС юридически равны между собой, то методах повышении горизонтальных связей между МЭС как средстве борьбы с дефектами международного экологического права мы и хотели бы поговорить в настоящей статье.

В зарубежной науке и практике международного эколо­гического права эта проблематика стала рассматриваться на рубеже XX-XXI вв. Именно в 1999 г. прошла конференция, посвященная проработке взаимосвязей между МЭС с целью рационализации и повышения уровня управления защитой окружающей средой. В действительности происходит нераци­ональное использование и финансов, и человеческих ресурсов, и снижение эффективности международно-правового регули­рования защиты окружающей среды.

С тех пор количество МЭС не перестало ежегодно увели­чиваться, а необходимость повышения эффективности растет с каждым днем.


 

В качестве примера можно привести проблематику синер­гизма или гармонизации международного права в области химической безопасности. Сегодня этот вопрос регулируется тремя конвенциями (Базельская конвенция, Роттердамская конвенция и Стокгольмская конвенция). С этой целью про­водятся совместные заседания конференций сторон трех кон­венций, регулирующих экологически безопасное обращение химических веществ и опасных отходов на глобальном уровне. Такие заседания прошли в 2010 г., 2013 г. и планируется в 2015 г. Уже можно отметить существенный прогресс, достигнутый в рамках совместных мероприятий по улучшению сотрудни­чества и координации трех химических конвенций, что позво­лило повысить эффективность расходования средств. На со­вместных заседаниях подчеркивается необходимость обмена отходов и их удалением (Базель, 22.03.1989); Конвенция о при­менении процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Роттердам, 10 сентября 1998 г.); Кон­венция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22.05. 2001 г.).

 Информацией и проведения совместных мероприятий между техническими органами Конвенций, а также эффективного участия экспертов и наблюдателей в совещаниях. В 2013 г. было принято решение разработать руководство для оказания сторо­нам Роттердамской конвенции и Комитету по рассмотрению химических веществ помощи в их работе в тех случаях, когда химическое вещество из списка Роттердамской конвенции яв­ляется стойким органическим загрязнителем. Принято также решение вовлекать экспертов Базельской конвенции в работу Комитета по рассмотрению стойких органических загрязните­лей, когда обсуждаются вопросы, касающиеся отходов. В ходе обсуждения вопросов синергизма было решено подготовить доклад об осуществлении совместных мероприятий, включая создание совместного информационно-координационного механизма для Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, для рассмотрения конференциями сторон на их совещаниях в 2015 г.

Как отмечается, общее количество предварительных мате­риалов на совместном совещании в 2013 г. составило более 150 документов и проектов, не считая тех, что появлялись в ходе пленарных заседаний и на рабочих и контактных группах и были доступны для обсуждения только в электронном виде. Наибольшее внимание Секретариат уделил вопросам фор­мирования бюджета конвенций и финансированию, по кото­рым весь период сессии работали контактные группы. В тоже время не удалось принять решения по вопросам контроля за выполнением конвенций, а также смысловым вопросам, таким как включение веществ, рекомендованных экспертами, оценка предлагаемых новых веществ для последующего вклю­чения под юрисдикцию конвенций. Все это привело к тому, что по многим вопросам к концу сессии не был достигнут консенсус, и Секретариат вынужден был перенести заплани­рованное обсуждение на следующее заседание, намеченное предварительно на 2015 г. Было также решено завершить под­готовку руководящего документа по развитию региональных и национальных центров информационно-координационного механизма и разместить руководящий документ на веб-сайте конвенций.

Проблематика усложняется еще и тем, что разные го­сударства являются сторонами этих конвенций. Перечень международных документов в этой области периодически пополняется — так, в 2006 г. был принят всеобъемлющий до­кумент по экологической безопасности — Стратегический подход к международному регулированию химических ве­ществ (СПМРХВ), задача которого состоит во взаимодействии с другими МЭС по вопросам экологической безопасности, предусматривающий ограничение и экологический контроль за опасными химическими веществами. Плюс ко всему в 2013 г. была принята Конвенция Минамата по ртути, цель которой заключается в защите окружающей среды за счет ликвидации и снижения негативного воздействия антропогенных источни­ков ртути и ртутных отходов, в сокращении общего количе­ства ртути, циркулирующей в глобальной окружающей среде. Предполагается, что Конвенция Минамата должна способ­ствовать минимизации выбросов ртути путем установления контроля за промышленными процессами, в ходе которых ис­пользуется или выбрасывается ртуть; изъятия из оборота опасных ртутьсодержащих продуктов, включая сферу медицины; регулирования должным образом ртутьсодержащих отходов; разработки механизма ограничения поставок и торговли рту­тью, мониторинга загрязнения ртутью объектов окружающей среды и представления информации о выбросах ртути. Рос­сийская Федерация является Стороной всех трех конвенций, участвует в СПМРХВ и подписала Конвенцию Минамата. На­циональным координатором по перечисленным конвенциям и СПМРХВ является Минприроды России, по Роттердамской конвенции вторым Национальным координатором является также Минздрав России.

В связи с вышесказанным стоит вопрос укрепления сотруд­ничества между секретариатами МЭС, особенно в случае по­ступления просьб от государств — членов соответствующих МЭС.

Сотрудничество между конвенциями является важным средством в повышении эффективности международно-право­вого регулирования защиты окружающей среды. Необходимо изучать также возможности соответствующих международных организаций и конвенций, которые могут оказывать содей­ствие эффективному осуществлению потенциала.

Приведем другой пример. В 2006 г. была основана Инициа­тива «Экологическая таможня» (ИЭТ), в состав которой входят Программа Организации Объединенных Наций по окружа­ющей среде (ЮНЕП), секретариаты Базельской конвенции, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Стокгольмской конвенции по ликвидации стойких органиче­ских загрязнителей, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении от­дельных опасных химических веществ и пестицидов в между­народной торговле, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, а также Управление ООН по наркотикам и преступности, Организации по запрещению химического оружия, Всемирной таможенной организации и Интерпол. Цель Инициативы «Экологическая таможня» состоит в расширении возможностей сотрудников таможен и других соответствующих правоохранительных органов про­водить мониторинг законной торговли и оказывать ей содей­ствие, выявлять и предотвращать незаконную торговлю теми товарами или веществами, воздействующими на экологию, которые подпадают под действие соответствующих договоров. Цель инициативы предполагается осуществлять путем повы­шения осведомленности обо всех соответствующих между­народных соглашениях, а также предоставления уполномо­ченным органам инструментов создания потенциала. ИЭТ предназначена для дополнения и расширения существую­щей деятельности по профподготовке таможенных служащих в рамках соответствующих соглашений.

Информация и профподготовка, обеспечиваемые в рам­ках Инициативы «Экологическая таможня», образуют еди­ный комплекс аспектов, связанных с торговлей, различных конвенций и процессов. Такая практика оказалась намного более рентабельной, эффективной и далеко идущей, чем про­ведение индивидуальной профподготовки в рамках каждого из отдельных соглашений. Инициатива обеспечивает, кроме того, возможность осуществления сотрудничества и обмена информацией среди партнеров.

Важным представляется секретариатам МЭС осуществлять сотрудничество с Всемирной торговой организацией (ВТО), ко­торая нередко принимает решения, явно ненацеленные на за­щиту окружающей среды. Секретариаты вправе обратиться в ВТО за получением статуса наблюдателя в соответствующих комитетах ВТО и продолжать следить за ходом переговоров и обсуждений в данных комитетах, в том числе путем под­держания связи с сотрудниками секретариата ВТО. Особенно большая нагрузка ложится на Комитет по торговле и окру­жающей среде. Получение статуса наблюдателя в Комитете ВТО по торговле и окружающей среде дает право принимать участие в работе очередных сессий Комитета, и на регулярной основе на официальных совещаниях специальной (переговор­ной) сессии Комитета.

Секретариат Картахенского протокола по биобезопасности осуществляет сотрудничество в рамках Меморандума о догово­ренности с Рабочей группой Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) по согласованию мер надзора за применением биотехнологии, вследствие чего ОЭСР будет автоматически передавать в секретариат документацию о ре­шениях ее государств-членов касательно живых измененных организмов (ЖИО). Секретариат продолжает также сотрудни­чество с Международным центром генной инженерии и био­технологии (МЦГИБ). С этой целью обеспечена возможность проведения через МПБ поиска научных библиографических данных, поддерживаемых МЦГИБ. В процессе укрепления сотрудничества между секретариатами Конвенции о биоло­гическом разнообразии (КБР) и Международной конвенции по защите растений (МКЗР) проводятся совместные совеща­ния секретариатов, где в том числе обсуждаются следующие вопросы: разработка стандартов, представляющих взаимный интерес; совместные мероприятия по созданию потенциала и оказание технического содействия; дополнительные меха­низмы обмена информацией. Такие же совещания проводятся с секретариатом Орхусской конвенции.

Таким образом, можно сделать вывод: в процессе исследо­вания выявлен дефект в международно-правовом регулиро­вании защиты окружающей среды — чрезмерный норматив­но-правовой массив, отсутствие вертикальной связи между нормами различных соглашений и слабая горизонтальная связь между ними. В качестве укрепления горизонтальных свя­зей между международными экологическими соглашениями как средств борьбы с дефектами международного экологи­ческого права предлагается проведение на системной основе совместных заседаний секретариатов международных эколо­гических соглашений и подписание меморандумов о взаи­мопонимании как между соглашениями, так и между секре­тариатами соглашений и международными организациями и их компетентными органами. Предложенные меры смогут повысить эффективность международного экологического пра­ва и, соответственно, способствовать устойчивому развитию международного сообщества.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика