Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Концепция согласованного функционирования органов государственной власти в воззрениях Г. С. Сапаргалиева
Научные статьи
29.04.15 15:19
вернуться

Концепция согласованного функционирования органов государственной власти в воззрениях Г. С. Сапаргалиева

 
ПРАВО СТРАН СНГ
Манин С. Н.
3 (82) 2015
В данной статье рассматривается концепция согласованного функционирования органов государственной власти. Раскрывается принцип разделения власти на ветви. Г. С. Сапаргалиев дает свое определение системе сдержек и противовесов. Подробно проанализировав согласованное функционирование органов государственной власти, Г. С. Сапаргалиев формулирует основные принципы согласованного функционирования органов государственной власти, которые ранее в специальной литературе не прорабатывались.


Принцип разделения власти известен мировому сообще­ству с давних времен и сыграл большую роль при рассмотре­нии эволюции современных государств. Государственная власть в любой стране осуществляется государственными органами, образующими единую систему. Если в государстве признается разделение власти, то внутри системы государственных органов тоже происходит ее разделение, что в совокупности составляет единую систему реализации власти.

Во всех теоретических исследованиях по данной проблеме указывается главная функция принципа разделения властей: в соответствии с провозглашенными приоритетами принцип разделения властей направлен на то, чтобы предотвратить возвышение одной ветви государственной власти над дру­гой.

С этой функцией разделения властей согласны О. Е. Кутафин, Л. Б. Тиунова и другие. Так, Н. М. Коркунов отмечает, что «взаимное сдерживание отдельных органов власти полу­чается не только при осуществлении различных функций вла­сти различными органами, но точно также и при совместном осуществлении одной и той же функции несколькими орга­нами. Однако этим не исчерпываются возможные способы установить взаимное сдерживание таких вольностей, которы­ми определяются и направляются действия государственной власти».

Эту точку зрения поддерживает и Г. С. Сапаргалиев, под­черкивая, что система сдержек и противовесов призвана свести к минимуму возможные ошибки в управлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам. Лишь с опре­делением понятий, отмечает Г. С. Сапаргалиев, можно рас­крыть механизм согласованного функционирования органов государственной власти.

Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» определяет «разделение властей» как принцип организации и осуществления государственной власти.

Академик Г. С. Сапаргалиев доказывает, что данный подход дает возможность «узкого» толкования в соответствии с консти­туционным законодательством каждой страны. Реальная же структура механизма государства шире, чем три ветви власти. В «широком» смысле к ветвям государственной власти можно отнести те самостоятельные органы, которые по Конституции страны не входят ни в одну из ветвей власти.

Теория разделения властей нашла свое признание в ми­ровой науке и практике, но она осуществима, прежде всего, в плане общего принципа, начала, которым следует руковод­ствоваться при создании структуры государственных органов и в определении пределов их полномочий.

Только в этом случае она будет создавать возможность для согласованного функционирования государственной власти. При этом следует учитывать, что процесс ее реализации в той или иной стране всегда будет зависеть от конкретно-историче­ских условий, от формы правления государства, формы госу­дарственного устройства, политического режима, националь­ных и политических традиций.

«В современных государствах намечается не только тенден­ция роста властей, сейчас мы имеем возможность наблюдать тенденцию взаимопроникновения властей».

Так, к примеру, в Республике Казахстан утверждение па­латами Парламента многих должностных лиц, предложение о назначении судей Президентом и утверждение их Сенатом Парламента, полномочия конституционного суда свидетель­ствуют о ярко выраженном стремлении взаимопроникновении и взаимодействии властей.

В первую очередь это взаимодействие выражается в орга­низационно-функциональном их сближении на основе закона, во вторую — в усилении элементов взаимоконтроля.

Об этом свидетельствует многообразие реализации систе­мы сдержек и противовесов. В соответствии с п. 4 ст. 3 Консти­туции Республики Казахстан «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Г. С. Сапаргалиев считает, что эта формулировка допускает возможность расширенного толкования принципа разделения властей.

Конституция не дает прямого толкования понятию «систе­ма сдержек и противовесов», она лишь закрепляет положение о том, что с ее помощью ветви государственной власти могут взаимодействовать между собой.

В юридических источниках есть определение системы сдержек и противовесов. Так, в энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» под системой сдержек и противовесов понимают разделение компетенции между ор­ганами государственной власти, которая позволяет им взаимно контролировать друг друга.

Казахстанский ученый, анализируя данное определение, указывает, что оно не совсем полно и точно, так как разделение компетенции между органами власти объективно обусловлено структурой государственного механизма, каждый из которых выполняет необходимые функции. К тому же не все ветви вла­сти наделены контрольными функциями (например, Прави­тельство Республики Казахстан не имеет полномочий по кон­тролю за деятельностью Парламента или Верховного Суда).

Г. С. Сапаргалиев дает свое определение системе сдержек и противовесов — это «совокупность установленных в Кон­ституции организационных и правовых норм, обеспечива­ющих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение».

Каждый орган, в соответствии с Конституцией, наделен соответствующими полномочиями, должен выполнять их и не должен вмешиваться в полномочия других органов. На это указывала и российский правовед Л. Б. Тиунова: «Разделение власти предполагает целую систему конституционно закре­пленных механизмов, рычагов, «довесков», обеспечивающих уравновешенное состояние механизма, ее целостность, не за счет того, что одна власть «подминает» под себя обе другие, а за счет именно их дополняемости и взаимного контроля».

Академик Г. С. Сапаргалиев отмечает, что до сих пор в спе­циальной литературе система сдержек и противовесов пони­малась лишь как организационно-правовой инструмент, каса­ющийся деятельности только ветвей государственных органов. На самом деле система «... служит формированию и синхрон­ному функционированию всего государственного механизма, преодолению трудностей, кризисных ситуаций, выполнению государством всех его функций».


 

В своих трудах он доказывает, что сдержки и противовесы являются разными элементами системы. «Сдержки — это та­кие организационные и правовые средства, которые направле­ны на то, чтобы обеспечить законность в процессе формиро­вания органов государства, не допускать нарушения органами государственной власти своих полномочий или исправление допущенных нарушений». «Противовесы — это такие организационные и правовые средства, которые создают условия для нормального функционирования ветвей государственной власти в целостном механизме правового регулирования».

Таким образом, система сдержек и противовесов, по мне­нию ученого, выполняет две функции, которые проявляются по-разному:

1) функцию формирования органов государственной власти;

2) функцию обеспечения деятельности органов государ­ственной власти в соответствии с положениями Конституции и законодательством.

При формировании органов государственной власти сдерж­ки и противовесы направлены на реализацию конституцион­ных положений о политическом и идеологическом многообра­зии, на обеспечение свободного волеизъявления избирателей, на создание легитимных органов власти, на недопущение на­рушений конституционной законности. Необходимо отметить, что функции формирования и обеспечения деятельности ор­ганов государственной власти реализуются последовательно и органически связаны между собой.

Это взаимодействие и взаимовлияние осуществляется как на уровне формирования органов власти, так и в процессе их функционирования. Но факторы их реализации имеют отли­чительные признаки в каждой отдельной стране в зависимости от политического режима, формы правления, территориаль­ного устройства.

В процессе формирования органов государственной власти и ее осуществления избиратели применяют систему сдержек и противовесов. Существуют определенные конституцион­ные издержки: основная масса граждан имеет право избирать и быть избранными в государственные органы и органы мест­ного самоуправления, участвовать в республиканском референ­думе, но не все граждане являются избирателями. Не имеют этого права недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Центральная избирательная комиссия обладает арсеналом сдержек и противовесов, которые призваны служить гаранти­ей реализации избирательных прав с момента составления списков избирателей до подведения итогов выборов. К ответ­ственности привлекаются члены избирательных комиссий, со­вершившие подлог избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосова­ния.

Конституционный Совет Республики Казахстан решает во­просы спора о правильности проведения выборов Президента Республики Казахстан по обращению Президента Республики, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее 1/5 от общего числа депутатов Парламента. В случае признания Конституционным Советом выборов не соответствующими на участках, где были нарушения, ЦИК принимает решение о признании их недействительными и проводит в них повтор­ное голосование.

Таким образом, Конституция и избирательное законода­тельство устанавливает средства сдержек против нарушения правовых положений о выдвижении, регистрации, выборов в президенты, подведении итогов выборов, обеспечивающих законность и легитимность избрания Президента.

Граждане Республики Казахстан являются объектом воз­действия установленных Конституцией сдержек и в отношении выборов в Сенат и Мажилис.

Следует отметить, что существуют факторы, которые по­рождают противоречия в государственных органах. К таким факторам Г. С. Сапаргалиев относит:

1) завышение полномочий, когда один орган вторгается в сферу деятельности другого;

2) возможный параллелизм в полномочиях различных го­сударственных органов, тогда оба органа «сталкиваются» друг с другом;

3) пробел в компетенциях государственных органов, что приводит к снижению эффективности работы, либо служит поводом для вмешательства одного органа в деятельность дру­гого;

4) непрофессионализм руководителей государственных органов, политических и административных государственных служащих, незнание ими статуса руководимых органов, нару­шение законности, правил профессиональной этики;

5) издание противозаконных актов.

Сбалансированное функционирование ветвей власти не оз­начает, что все органы власти наделены одинаковым объемом полномочий. Сохранение баланса означает самостоятельное функционирование каждой ветви государственной власти, взаимодействие и взаимное сотрудничество. Это проявляется в том, что каждая ветвь власти выступает от имени народа, го­сударство не должно выходить за пределы своих полномочий, быть ответственным за нарушение конституционных полно­мочий.

Подробно проанализировав согласованное функционирова­ние органов государственной власти в Казахстане, Г. С. Сапаргалиев пришел к выводу, что оно основывается на принципах, для которых академик выводит основания их взаимодействия. Он утверждает, что они вытекают из природы государства из единства внутренних и внешних функций государства, в осу­ществлении которых участвуют все государственные органы сверху донизу.

В условиях модернизации государственного строя суверен­ных государств СНГ при осуществлении конкретных полити­ческих реформ с целью создания действительно демократи­ческих и правовых государств важное место занимает вопрос солидарного, согласованного взаимодействия органов государ­ственной власти. Теоретически он прорабатывался русскими неолибералами конца XIX начала — XX в. С. А. Котляревским, Б. А. Кистяковским, Л. И. Петражидским. С. А. Котляревский, будучи сторонником конституционализма и парламентаризма, сумел не только исследовать становление парламентаризма в различных странах, но и выявить некоторые специфические черты. Основой парламентаризма он объявлял солидарность Правительства и Представительства. Там, где нет солидарности, не может быть и Парламентаризма. «Солидарность Правитель­ства и народного представительства, — писал он, — может быть только политической. Смысл этого положения заключается в том, что на главные вопросы текущей государственной жизни Правительство смотрит одинаково с народными представите­лями, то есть с его большинством».

Взаимодействие органов власти не является всеобъемлю­щим. Оно происходит только тогда, когда на решение опре­деленных вопросов необходимы усилия всех государственных органов. Исходя из современных реалий, Г. С. Сапаргалиев формулирует основные принципы согласованного функцио­нирования органов государственной власти:

1) принцип единства государственной власти в Республике Казахстан;

2) принцип согласованного сотрудничества и взаимодей­ствия ветвей государственной власти и органов, не входящих в систему ветвей;

3) принцип разрешения коллизий между ветвями госу­дарственной власти, между ними и органами, не входящими в систему ветвей государственной власти;

4) принцип открытости и гласности государственных орга­нов в процессе взаимодействия;

5) принцип демократизма во взаимодействии и сотрудни­честве государственных органов;

6) принцип взаимной ответственности;

7) принцип взаимодействия органов государственной вла­сти и общественных организаций.

Раскрывая принцип единства государственной власти в Ре­спублике Казахстан, академик отмечает, что нередко в юри­дической литературе говорят о существовании трех ветвей государственной власти как о различных областях. На самом деле это три ветви, вырастающие на одном дереве. Каждая из ветвей формируется и функционирует не только самосто­ятельно, но и взаимодействуя друг с другом, общими усилия­ми осуществляя внешние и внутренние функции государства. Каждая из ветвей государственной власти самостоятельна в осу­ществлении своих полномочий до тех пор, пока не нуждается в содействии других ветвей. Но при осуществлении общего­сударственных функций они действуют согласованно своими методами, способами, присущими только им в силу спец­ифического предназначения, определенного Конституцией.

Академик доказывает необходимость признания помимо трех ветвей власти власть Президента, Конституционного Со­вета, Прокуратуры, Центральной избирательной комиссии как единую систему государственной власти. Это связано с тем, что в процессе осуществления своих конституционных полно­мочий все они должны взаимодействовать как единая государ­ственная власть.

Раскрывая сущность принципа согласованного сотрудни­чества и взаимодействия ветвей власти, органов, не входящих в систему ветвей, ученый доказывает, что все органы государ­ственной власти при необходимости вступают во взаимодей­ствие для выполнения конституционных и предусмотренных законодательством полномочий.

Эти полномочия Г. С. Сапаргалиев делит на «три группы:

1) полномочия, которые осуществляют органы самостоя­тельно, без взаимодействия с другими;

2) полномочия, которые реализуются совместными усили­ями различных органов государственной власти;

3) полномочия, которые осуществляется различными орга­нами совместно до определенной стадии».

Процесс согласования происходит не в инициативном по­рядке: вопросы, которые решаются в процессе взаимодействия, и процедура их решения регламентируются Конституцией и нормативно-правовыми актами разного уровня. Как принято почти во всех демократических государствах, на основе согла­сованного взаимодействия органов государственной власти решают следующие вопросы: 1. нормотворчества; 2. организа­ционные; 3. кадровые.

Каждое государство в Конституции закрепляет согласован­ные действия органов государственной власти: кто участвует в законотворческой работе, какие органы имеют законодатель­ную инициативу, где тот или иной законопроект обсуждается, кем утверждается.

Например, в Республике Казахстан законотворческий про­цесс начинается с согласованного плана работы Парламента и Правительства на определенный период. Проделанная ра­бота по разработке законопроекта представляется на рассмо­трение Мажилиса Парламента (нижней палаты), представите­лями Правительства. На этом заканчивается взаимодействие Правительства и Мажилиса Парламента. Далее начинается самостоятельная законодательная деятельность Мажилиса Парламента.

Между Парламентом и Президентом действует принцип согласованного взаимодействия следующим образом: Парла­мент дает согласие Президенту на назначение Премьер-ми­нистра Республики Казахстан, Председателя Национального банка; Сенат Парламента дает согласие на назначение Пре­зидентом Генерального Прокурора, Председателя Комитета Национальной Безопасности и так далее. Все это не формаль­ные акты, а результат совместного согласованного взаимодей­ствия.

В Конституции Российской Федерации (ст. 83) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, принимает решение об отставке Правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру на назначение на должность Председателя Центрального банка, по предложению Председателя Прави­тельства назначает на должность и освобождает от должно­сти заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Вер­ховного Суда, а также кандидатуру Генерального Прокурора Российской Федерации.

Третий принцип — принцип разрешения коллизий. В кон­ституциях стран СНГ установлены процедуры разрешения кон­фликтных ситуаций. Так, в Республике Казахстан Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения зако­нов, а также объявить рассмотрение проекта закона срочным. Парламент его должен рассмотреть в течение месяца со дня его внесения. Если Парламент может не исполнить консти­туционные требования, то возникает конфликтная ситуация, разрешение которой предусмотрено Конституцией Респу­блики Казахстан: Конституционные положения дают право Президенту Республики издать Указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона.

Но Президент может не воспользоваться этим правом, тог­да коллизия считается исчерпанной. Конституция предусма­тривает и бескомпромиссный характер решения коллизий: в случае, если парламент повторно отклоняет программу пра­вительства, то это означает вотум недоверия.

В Конституции Российской Федерации в пп. 3, 4 ст. 111 указываются процедуры разрешения коллизий. Государствен­ная Дума рассматривает представленную Президентом канди­датуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидату­ре. После трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Это импера­тивный, бескомпромиссный характер решения коллизий.

Если между ветвями государственной власти и другими органами государства в процессе взаимодействия будет на­рушена законность, то прокуратура должна принять меры воздействия.

В конституциях демократических государств провозглаша­ется принцип открытости и гласности государственных органов в процессе взаимодействия. Предусматриваются совместные и раздельные заседания палат Парламента. Президент, Пре­мьер-министр и члены Правительства, Председатель Нацио­нального банка, Генеральный Прокурор и другие должностные лица вправе присутствовать на любых открытых и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными. Парламент и его палаты могут принять решение о необходимости при­сутствия на их заседаниях должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Одним из принципов осуществления правосудия является открытость и гласность. Поскольку в демократических государ­ствах высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы, то в конституциях реализацию принципа открыто­сти и гласности деятельности государственных органов доводят до каждого гражданина. В Конституции Республики Казахстан в соответствии с п. 2 ст. 18 отмечается, что государственные органы и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 24) эта воз­можность также закреплена: «органы государственной власти и органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с до­кументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Принцип демократизма во взаимодействиях и сотрудниче­стве государственных органов воплощается, по утверждению Г. С. Сапаргалиева, либо в решении вопросов на приоритетных началах, либо с учетом интересов, мнений сторон. Приоритет­ность проявляется или в правовой, или в организационных формах. Академик анализирует действие принципа согласо­ванного взаимодействия ветвей власти на примере их функ­ционирования и взаимодействия в Республике Казахстан. Так, например, обе палаты парламента (Сенат и Мажилис) при рассмотрении вопросов на совместном заседании выступают как равноправные. В этом случае действует принцип паритета и демократизма внутри законодательной ветви власти. Не­которые паритетные начала устанавливаются Конституцией и между органами власти. Например, между Президентом Республики Казахстан и Парламентом: Президент назначает ряд высших должностных лиц с согласия Парламента.

В других взаимоотношениях государственных органов рас­сматриваемые вопросы строятся по принципу иерархии: Мажилис — нижняя палата, а Сенат — верхняя, например, при обсуждении республиканского бюджета.

Принцип демократизма проявляется во взаимодействии Парламента и Правительства Республики Казахстан. Так, при обсуждении законопроекта, инициированного депутатами Парламента, предусматривающего сокращение или увеличе­ние государственных доходов и расходов, могут быть вынесены на рассмотрение Мажилиса только при наличии положитель­ного заключения Правительства Республики. Таким образом, это конституционное требование закрепляет преимущество Правительства.

Раскрывая сущность принципа взаимной ответственности в процессе согласованного взаимодействия органов государ­ственной власти, ученый особо подчеркивает, «что взаимодей­ствие органов государственной власти — это способ достиже­ния эффективных результатов во всех сферах жизни общества, на которое оказывает воздействие государство».

Взаимодействие государственной власти тем эффективнее и результативнее, чем выше ее ответственность. В процессе взаимодействия органы государственной власти оценивают уровень и качество работы других органов государственной власти. Например, в Республике Казахстан качество законо­проектной работы оценивает Сенат Парламента. Если Сенат отклоняет большинством голосов проект закона, то он возвра­щается в Мажилис. Если же повторно будет отклонен проект закона Сенатом, то в эту сессию проект закона не может быть внесен в Сенат на обсуждение.

В этом случае можно говорить о некачественной работе депутатов при разработке и обсуждении законопроекта, ха­латном отношении к обязанностям, недостаточном уровне парламентского профессионализма. Парламент может откло­нить и программу Правительства, но при обязательном усло­вии — указании оснований, по которым программа отклонена. Таким образом, в Республике Казахстан вопрос о взаимной ответственности органов государственной власти возникает на всех уровнях их функционирования.

Академик Г. С. Сапаргалиев считает одним из важных принцип взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями. В Конституции Республики Казахстан на законодательном уровне закрепляются органи­зационные формы, способы, процессуальные и процедурные вопросы взаимодействия государственных органов и обще­ственных организаций. Так, при Президенте Республики Ка­захстан функционирует высший Судебный Совет Республики Казахстан, который является автономным, независимым уч­реждением. Как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан работает Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Целью Комиссии является выработка мер по совершенствова­нию политической системы демократизации общества.

Парламентарии считают данный принцип важным фак­тором совершенствования работы государственных органов: «в повышении эффективности законодательного процесса нам не обойтись и без дальнейшего укрепления взаимодействия власти с институтами гражданского общества, которые долж­ны пропускать законопроекты как бы через общественную экспертизу».

Предложения общественных организаций имеют только рекомендательный характер, но они дают возможность мак­симально учитывать общественное мнение, способствуют от­крытости деятельности государственных органов.

Вышеприведенный анализ показывает обоснованность на­учного интереса академика Г. С. Сапаргалиева к проблемам согласованного функционирования органов государственной власти и системе сдержек и противовесов, которую он разра­ботал. В эволюции теории государств система сдержек и про­тивовесов считается ключевым понятием.

Не потеряли своего значения и выводы ученого, связанные с выделением основания для определения ветвей власти, кото­рые позволяют обосновать возможность функционирования новых ветвей власти: помимо законодательной, исполнитель­ной и судебной Г. С. Сапаргалиев предлагает выделить в осо­бые ветви власти Президента и его администрацию, Консти­туционный Совет, Прокуратуру, Центральную избирательную комиссию.

Изучая сущность взаимодействия ветвей власти и их со­гласованного функционирования, Г. С. Сапаргалиев затронул актуальную проблему современных демократических право­вых государств: он вывел механизм правового регулирования и функционирования органов государственной власти, преде­лы их полномочий.

Следует отметить, что Г. С. Сапаргалиев творчески решил проблему согласованного взаимодействия и функционирова­ния органов государственной власти, что может стать методо­логической основой для выработки механизма взаимодействия государственных органов при разработке модели правового, демократического государства.


Право стран СНГ


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика