Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общечеловеческие ценности в контексте общей теории прав человека: проблемы дефиниций
Научные статьи
30.04.15 16:09
вернуться

Общечеловеческие ценности в контексте общей теории прав человека: проблемы дефиниций

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Юсупов Р. М.
3 (82) 2015
Статья посвящена проблематике, связанной с трудностями определения понятия «общечеловеческие ценности». Автор рассматривает данное понятие с позиций общей теории прав человека.


На современном этапе глобализации человечество оказа­лось перед весьма непростым выбором: обеспечить безопас­ность государств и права человека на основе соблюдения Уста­ва ООН и укрепления Организации Объединенных Наций или бороться с терроризмом и другими нарушениями прав человека путем односторонних действий с применением во­оруженной силы и дальнейшим ограничением основных прав и свобод человека

Права человека являются одной из так называемых «веч­ных» проблем исторического, социально-культурного развития человечества, неизменно находившихся в фокусе внимания политико-правовой, этической, религиозной, философской мысли. Как утверждают авторы коллективной монографии «Общая теория прав человека», история наглядно показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не тре­бовались усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида. Каждое поколение по-своему отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием таких великих цен­ностей, как свобода и права человека.

Таким образом, непосредственно права и свободы человека представляют собой ценности. На данное обстоятельство одно­значно указывает известный юрист-международник профессор В. А. Карташкин, особо подчеркивая, что права человека имеют в своей основе не только определенные ценности, но и пред­ставляют ценность сами по себе.

   Одна из ключевых аксиом современной доктрины междуна­родного права заключается в том, что безопасным мир может стать только при соблюдении прав человека. Данная связь четко закреплена в ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, в которой подчеркивается, что «каждый индивид имеет право на такой социальный и международный порядок, при кото­ром права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены».


 

Особую роль в деле обеспечения и защиты прав и основных свобод человека играют общечеловеческие ценности, которым уделяет существенное внимание Совет ООН по правам челове­ка в контексте того, каким образом более глубокое понимание таких традиционных ценностей человечества, как достоинство, свобода и ответственность, лежащих в основе международных норм и стандартов в области прав человека, может содейство­вать поощрению и защите прав человека и основных свобод.

Сложность данной проблемы заключается в том, что среди ученых и дипломатов существуют различные подходы к опре­делению обсуждаемых понятий и их толкованию по существу.

   Следует подчеркнуть, что в научном сообществе предметом острых дискуссий являются не только аспекты, непосредствен­но связанные с ролью и значением общечеловеческих ценно­стей, но и само содержание данного понятия, его структура и критерии. Так, например, профессор Чикагского университе­та Р. Инглхарт, утверждая, что число ценностей в мире практи­чески бесконечно, считает, что, во-первых, большинство из них (70%) являются достаточно близкими, а во-вторых, они эво­люционируют в одном направлении. Израильский социолог Ш. Шварц выделяет десять базовых ценностей, признаваемых, по его мнению, во всех культурах. В данном смысле, с его точки зрения, они могут быть названы «традиционными (универсаль­ными)», поскольку отвечают трем главным видам потребностей человеческого существования в биологическим потребностям (например, продолжение рода), потребностям социального взаимодействия (например, честность, равенство), потребно­стям эффек-тивного функционирования и выживания соци­альных общностей (например, национальная безопасность, мир во всем мире). В свою очередь, американский психолог М. Рокич выявляет 36 социальных ценностей, которые он делит на два типа: терминальные ценности (или цели существова­ния), и инструментальные ценности (или образ поведения) в достижении цели. К числу первых указанный ученый относит и социетальный универсализм: равенство (братство, равенство шансов для всех), мир во всем мире (мир без войн и конфлик­тов), мир прекрасного (красота природы и искусства).

Российские ученые В. С. Магун и М. Г. Руднев в своей статье «Базовые ценности - 2008: сходства и различия между россия­нами и другими европейцами» приводят следующее опреде­ление понятия «ценности». С точки зрения названных авторов, «ценности определяются как убеждения человека в значимо­сти (или важности) лично для него некоторого объекта или явления; базовые ценности - те конечные, целевые ценности человека, на основе которых формируется все множество ин­струментальных (оперативных, текущих) ценностей, направля­ющих его жизнедеятельность».

Понятие «ценность» является фундаментальным для со­циальной философии и социологии, этики и юриспруденции, психологии и антропологии, культурологии и педагогики. Ценности определяют правила индивидуального и группового поведения человека, лежат в основе обычаев, традиций и куль­тур народов, выступают источниками юридических законов.

Не вызывает сомнений тезис, согласно которому исчер­пывающего перечня традиционных ценностей человечества не существует. На различных этапах исторического развития они неодинаковы. К ним нельзя относить противоречащие человеческому достоинству и нарушающие права человека практику, даже укоренившуюся в традициях, а также ценно­сти, характерные только для одного или нескольких народов и цивилизаций, но не принятых на мировом уровне. Буду­чи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому, как эталон должного.

Так, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г., подчеркивает, что «существенно важ­ное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей» (пункт 6 раздела I «Ценности и принципы»). К ним Декларация относит свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, а также общую обязанность народов мира по управлению гло­бальным экономическим и социальным развитием, устране­нию угроз международному миру и безопасности.

«Глобальная повестка дня для диалога между цивилиза­циями», принятая резолюцией 56/6 Генеральной Ассамблеи от 9 ноября 2001 г., содержит в себе следующие словосочетания: «основные ценности», «единые ценности», «универсальные человеческие ценности».

Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. говорит о «ценности различных инициатив в отношении диалога между культурами и цивилизациями» (п. 144), подчеркивая, в то же время, что «общие основные ценности, включая свобо­ду, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе, и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отношений» (п. 4).

Таким образом, общечеловеческие ценности с позиций общей теории прав человека являются достоянием всего че­ловечества. В качестве ключевых составляющих их специфики выступают общепринятость и общепризнанность в мировом масштабе, позитивная коннотация. Исходя из изложенного ранее, можно сделать вывод обобщающего плана о том, что к общечеловеческим ценностям относятся общепринятые и общепризнанные исторически устойчивые нематериальные категории позитивного характера, адекватным образом отра­жающие общественные отношения на соответствующих этапах развития социума.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика