Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ведовство, магия и религия в раннесредневековой Европе
Научные статьи
05.05.15 14:41

Ведовство, магия и религия в раннесредневековой Европе



Безносова Я. В.

Кондратьева А. Н.

Романовская В. Б.

Романовская Л. Р.

Федюшкина А. И.
 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Безносова Я. В., Кондратьева А. Н., Романовская В. Б., Романовская Л. Р., Федюшкина А. И.
3 (82) 2015
Ведовство, колдовство, магия, суеверия и религиозная вера играли важную роль в формировании социального правосознания народов западной Европы. Авторы обращаются к теме ведовства и магии в контексте их связи с религией и правом. В статье рассматриваются вопросы развития юридической ответственности за колдовство и ведовство в Европе периода раннего Средневековья. Уделяется внимание вопросам соотношения колдовства, магии и религии. Авторы анализируют нормы права различных раннесредневековых европейских государств, направленные на искоренение указанных явлений в целях обеспечения идеологического единства общества и защиты государственной религии.


Феномен ведовства имеет большое значение для понима­ния истории жизни народа, заселившего просторы некогда могучей Римской империи. Современные западноевропейские государства, возникшие в ее пределах, стали наследниками великой античной культуры, восприняв от нее не только ла­тиницу и философию, но и множество других самых разно­образных культурных феноменов, в том числе нумерологию, магию, астрологию, календарь, суеверия и пр. Явление ведов­ства можно рассматривать как находящееся на стыке религии и магии. Последняя, как самостоятельный способ миропони­мания и мировосприятия, была распространена повсеместно, и на всех континентах. Существует она и сейчас, в эпоху научно­технического прогресса, достижений науки и секуляризации всех социальных и государственных институтов.

Часто магию ассоциируют с суеверием, как и тысячи лет назад, понимая под этим невежество и людскую глупость. Многие ученые, особенно атеистического мировоззрения, обо­значают этим термином все, что не вписывается в картину материалистического мира и что невозможно объяснить в его рамках. Другие исследователи, двигающиеся по направлению сближения науки и религии, опираясь на альтернативные ме­тоды познания, исследуя те или иные феномены «паранор­мальности», не связывают их с суевериями. Сегодня су­ществуют научные работы, где с различных позиций (исторических, социальных, психологических, политиче­ских) исследуются феномены магии и ведовства.

Связь ведовства с магией на протяжении всей истории европейской цивилизации была очевидна. Подтверж­дение находится в религиоз­ных, литературных, фольклорных источниках. Корни западно­европейской магии стоит искать в вавилонской нумерологии и астрологии, философских идеях Пифагора и древних греков, в традициях Персии (откуда и пошло слово «маги», т.е. му­дрецы, провидцы), в древнееврейской каббале. Считалось, что есть магия высокая, которая служит средством приобщения к богам. Другая разновидность магии — низкая или бытовая — имеет целью получение практического результата, на­пример, вызвать дождь, устранить или причинить боль и пр. В языческий период эти практики были достаточно распро­страненными. В Римской империи дохристианского периода, отличавшейся толерантностью к разным религиям и тради­циям, сосуществовало множество культов, сопряженных с га­даниями, ворожбой, магическими практиками. Заметим, что никакого государственного преследования за подобную прак­тику в те времена не было. Римское право не содержало норм о наказании магов, за исключением случаев, если был нанесен реальный имущественный ущерб.

Многие исследователи отрицают связь высокой магии с религией и проводят четкую грань между ними. Другие же, напротив, считают, что связь такая присутствует, поскольку на практике часто молитвы служат заклинаниями, а таинства церкви сродни магии. К тому же люди обычно не чувствуют разницы между чудом и колдовством. С точки зрения истори­ко-правового исследования необходимо акцентировать внима­ние на том, что именно христианская церковь всеми силами старалась подавить магию, в то время как ученые и философы часто сами занимались магическими практиками, в частности алхимией. Можно утверждать, что начало химии, физики, био­логии и других естественных наук можно найти в магических практиках древности и раннего Cредневековья.


 

Историки и правоведы неоднократно обращались к изуче­нию феноменов колдовства и ведовства, поскольку их история есть часть истории европейской цивилизации, причем не луч­шая ее часть. Трехсотлетний кошмар, длившийся с 1450 г. до 1750 г., четко ограничен католической Западной Европой, что само по себе есть материал для размышления. Уточним, что протестантская церковь ничуть не уступала своему като­лическому оппоненту в вопросах преследования инакомыслия и ведовства. Большое количество трудов английских, американ­ских, немецких исследователей было посвящено именно этому периоду, однако не меньший интерес может представлять и более ранний период истории, предшествующий тотальному обличению ведовства и магии.

Интересно проследить процесс развития негативного от­ношения к этим явлениям со стороны государственной власти, приведший в итоге к средневековой инквизиции. Заметим, что религия и право в средневековой Европе были очень тесно связаны и взаимно влияли друг на друга. Одним из наиболее часто встречающихся преступлений против христианской ре­лигии в раннесредневековом обществе было колдовство и ведовство.

Неверно было бы полагать, что эти составы появились только в христианский период. На самом деле уже самые ранние источники права в древних государствах упоминают о колдовстве как об опасном деянии. Еще в древнем Египте «околдование человека магическими знаками и заклинания­ми» считалось опасным преступлением, за которое следовала смертная казнь. Британский египтолог Джеральдина Пинч из Кембриджского университета рассматривает связи между мифом и магией, отмечая важность их изучения и анализа.

    Древнеиндийские дхармашастры признавали грехом «чаро­действо и колдовство посредством кореньев» (Дхармашастра Ману, XI. 64). В ветхозаветных нормах мы также встречаем неоднократное упоминание об опасности ворожбы и колдов­ства (Втор. 18:9-11 «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопро­шающий мертвых»), как и у античных римлян, и, конечно, у германских и скандинавских народов.

Древние германцы, предки тех, что заполнили простран­ство Римской империи и создали на ее основе новое государ­ство франков, подобно другим первобытным народам вери­ли в существование разных сверхъестественных существ. Они олицетворяли силы природы, полагая, что эти существа могут оказывать помощь человеку или вредить ему. Древние народы верили в волшебство и различали доброе чародейство (белых магов) и злое колдовство (черных магов). К первым относились с почтением, а вторых боялись и ненавидели. Люди верили в оборотней, их способность превращаться в зверей и птиц, из­водить человека посредством различных действий, причинять телесные повреждения, бесплодие, лишать рассудка, наносить разную порчу, используя мази, травы, амулеты, кольца и пр. Причем лечение мазями, травами, настоями от болезней счи­талось хорошим делом, а использование тех же ингредиентов для других целей — колдовством. Люди считали, что колдуны могут привораживать, возбуждать страсть напитками, заго­ворами. Еще в дохристианскую эпоху люди боялись ведьм, причинявших, по их мнению, большой вред здоровью. Ин­тересным обстоятельством являлось то, что тайные искусства, в том числе и ведовство, в сознании древних германцев, равно как и римлян, были тесно связаны с отравлениями. Считалось, что занимались этим преимущественно женщины. Вообще в народе подобное искусство считалось позорным и преступ­ным. Законы германских племен назначали разные наказания за причинение смерти или порчи людям или хозяйству зельем или другими волшебными действиями, так, к примеру, Рипуарская и Салическая правды назначали за это высшую пеню — 200 солидов. Вестготская правда и право северных народов, а также англосаксонские правовые обычаи были еще суровее и допускали в определенных случаях смертную казнь.

   Неудивительно, что в христианскую эпоху подобного рода деяния не остались незамеченными. Они стали рассматривать­ся как составная часть идолопоклонства, т.е. приверженность языческому культу, который активно истреблялся. Франкские короли активно боролись против идолопоклонства и языче­ских обрядов, среди которых распространенными были по­читание святых источников, деревьев и рощ, а также гадания, предсказания, сожжение тел умерших и др.. Согласно учению христианской церкви ведовство было связано с действиями дьявола, который, как считалось, всячески содействовал ведь­мам, придавая им нечеловеческую силу и различные умения, в частности, не чувствовать физическую боль. Заметим, что идея связи с дьяволом получила развитие именно в христиан­ской теологии. Появляются специалисты в «диагностике» этой связи, так называемые демонологи. И специальная отрасль теологии — демонология. Интересно, что ничего похожего не встречается в дохристианскую эпоху и у других народов. Так называемая связь с дьяволом делала ведовство опасней­шим преступлением и тяжелым грехом. В период Высокого Cредневековья данное преступление считалось отпадением от Бога и подлежало суровому наказанию. С XIII века колдов­ство начинает трактоваться как религиозное преступление. В более позднее время эта тенденция продолжилась и полу­чила грандиозные масштабы, начиная с периода Высокого Cредневековья и вплоть до начала Нового времени. Имен­но идеологам католической церкви принадлежит ведущая роль в создании самой «научной» системы демонических сил, системы, против которой она и боролась. Каноническое право римской католической церкви содержало большое ко­личество норм, регулирующих ответственность за ведовство и колдовство, а также процессуальных правил ведения рассле­дования по этим категориям дел. Нельзя не отметить огром­ную положительную роль канонического права в развитии юриспруденции, но в вопросах о ведовстве здравый смысл у теоретиков отказывал. Подавляющее большинство демоно­логических трактатов принадлежало перу церковных авторов тех времен.

«Золотой век» религиозной терпимости Римской импе­рии закончился с триумфом христианства в Европе, и почти полторы тысячи лет вопрос о религиозной терпимости в Ев­ропе не ставился. Лишь протестантская Реформация вновь актуализировала эту тему, но не привела к ее разрешению. Понятно, что прямой связи между суевериями, гаданиями, ве­довством, колдовством и религиозной толерантностью отнюдь не существует. Католическая Европа и Европа протестантская соревновались друг с другом в вопросе преследования ведьм. Однако как связь опосредованная, латентная, она может быть обозначена и обнаружена. По крайней мере, в государствах с высокой степенью толерантности преследования ведовства или не было вовсе, или оно носило эпизодический и более мягкий характер.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика