Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Разграничение полномочий в сфере социальной политики
Научные статьи
06.05.15 12:12

вернуться



Разграничение полномочий в сфере социальной политики


Хайруллина Н. Г.
alt

Щербаков Г. А.
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Хайруллина Н. Г., Щербаков Г. А.
3 (82) 2015
В статье рассматриваются проблемы перераспределения полномочий в социальной политике и практике между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением, анализируются законодательные документы, выявляются недостатки. Показано, что основная часть противоречий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации сосредоточена в сфере межбюджетных отношений. По мнению авторов, реализация законодательства по распределению социальных полномочий еще требует отработки четкого механизма взаимоотношений между местными и федеральными бюджетами.

В начале 2000-х годов в Российской Федерации было по­ложено начало проведению масштабной работы по перерас­пределению полномочий в социальной политике и практи­ке между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением. Одной из причин проведения такой работы явилась нечеткость в разграничении полномочий между уровнями публичной власти. Данная проблема имеет прямое отношение к одной из важных функций государства — социальному обслуживанию населения. В последние годы сло­жилась определенная система разграничения правового регу­лирования и финансового обеспечения полномочий органов власти разных уровней.

Вместе с тем выявились и недостатки: отсутствие систем­ности и неполное соответствие существующему законодатель­ству; отсутствие ответственности, возлагаемой на различные уровни и ветви публичной власти; возложение полномочий по предметам ведения Российской Федерации на органы госу­дарственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; чрезмерно детальное регулирование полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения нормативными право­выми актами федеральных органов государственной власти; перегруженность законодательства декларативными, устарев­шими и нереализуемыми нормами; вмешательство государ­ства в регулирование вопросов местного значения и наделение органов местного самоуправления государственными полно­мочиями без предоставления финансового обеспечения; на­личие многочисленных натуральных льгот (по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте...), не позволяющих разграничить финансовую ответственность за их предоставление.

Основная часть противоречий между федеральными ор­ганами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации сосредоточена в сфере межбюджетных отношений. В их числе: чрезмерная центра­лизация финансовых потоков на федеральном уровне; несба­лансированность между рас­ходными обязательствами и доходными источниками бюджетной системы; неста­бильность распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной си­стемы, размывающая от­ветственность органов публичной власти перед населением; отсутствие законодательно установленных критериев и меха­низмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Наделение органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, особенно органов местного самоуправле­ния, крайне ограниченными формальными (законодательно установленными) полномочиями по формированию доходов и расходов обусловило ряд негативных последствий. Это замед­ляет темпы проведения социальных реформ и, в частности, со­вершенствование социального обслуживания населения и раз­витие системы социальной защиты. Кроме того, существующая система породила недостаток ответственности за проведение на местах рациональной социальной политики и увеличивает нагрузку на федеральный бюджет.

Становление трехуровневой системы власти (федеральный центр, региональная власть, местное самоуправление) означает принципиальный переворот в системе социальной политики Российской Федерации. В данном исследовании выявлено, что в настоящее время влияние федерального центра на реализа­цию социальной политики на местах значительно снизилось (не более 20%), тогда как региональные власти играют здесь важнейшую роль (70%); а вот местное самоуправление весьма ограничено в своих возможностях: степень влияния местных органов власти на реализацию социальной политики на местах составляет сегодня не более 10%.

Основные подходы к разграничению полномочий феде­ральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов определены Конституцией Рос­сийской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Результаты нашего исследования доказывают, что основ­ным критерием передачи полномочий с одного уровня власти на другой является исключительно фактор рациональности их осуществления на конкретной территории, как с точки зрения удовлетворения интересов проживающего там населения, так и с учетом эффективности деятельности органов публичной власти.


С целью совершенствования федеративных отношений и местного самоуправления, начиная с 2002 г. в Российской Федерации проводится административная реформа, которая реализуется поэтапно. На первом этапе реформы подготовле­ны и приняты изменения и дополнения в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти из­менения определили структуру и полномочия органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления, принципы их финансового обеспечения, новую территориальную организацию местного самоуправления. На втором этапе реформы Правительством РФ разработана Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и приняты изменения и дополнения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, что по­зволило установить разграничение бюджетных и налоговых полномочий, расходных обязательств и доходных источников, определить формы и механизмы финансовой поддержки бюд­жетов всех уровней власти.

В целях реализации Концепции на территории Тюмен­ской области реализован переход на нормативное подушевое планирование и реорганизация бюджетных учреждений, как основные предпосылки для внедрения новых форм бюджет­ного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг.

Переход на нормативное финансирование осуществлялся поэтапно. На региональном уровне проведена работа по оп­тимизации сети бюджетных учреждений, преобразованию бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, предоставляющие бюджетные услуги, разработаны отраслевые системы оплаты труда, нормативно-правовая база о введении расчетных нормативов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению бюджетных услуг для межбюд- жетного регулирования.

Дальнейшим шагом явилось внедрение нормативного финансирования на муниципальном уровне. Это позволило муниципальным образованиям регулировать бюджетные от­ношения с учреждениями в рамках определенных нормативов бюджетного финансирования на одного потребителя услуг, применяя при этом индивидуальные поправочные коэффи­циенты, учитывающие специфику учреждений (наличие мало­комплектных классов, классов компенсирующего обучения, на­полняемости классов и др.). На муниципальном уровне также проведена работа по изменению организационно-правовых форм бюджетных учреждений. Это позволило создать конку­рентоспособную среду по предоставлению услуг населению и повысить заинтересованность организаций в расширении видов услуг и улучшении их качества.

На третьем этапе реформы стояла задача приведения ре­гионального законодательства в соответствие с федеральными законами, а также воплощение в жизнь нормативной и фи­нансовой основы новой системы государственного устройства и управления в Российской Федерации.

Рассмотрим, какими полномочиями в социальной сфе­ре в настоящее время наделены федеральный, региональный и муниципальный уровни власти.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Россий­ской Федерации находятся следующие вопросы социальной сферы:

- регулирование и защита прав и свобод человека и граж­данина; регулирование и защита прав национальных мень­шинств;

- установление основ федеральной политики и федераль­ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Таким образом, на федеральном уровне принимаются кон­цептуальные, основополагающие решения в области соци­альной политики, то есть определяется социальная стратегия государства.

Федеральным законодательством к полномочиям федераль­ных органов и соответственно финансированию из федерально­го бюджета отнесены полномочия по поддержке Героев СССР, Героев России, Героев Социалистического Труда, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, членов семей погибших военнослужащих граждан, пострадавших от воздействия радиации, доноров, а также со­циальной защиты и социальной реабилитации инвалидов всех групп.

В соответствии с федеральными законами конкретизиро­ваны полномочия субъектов Российской Федерации в таких сферах, как пользование недрами и природными ресурсами, обеспечение жильем, здравоохранение, воспитание, образова­ние, наука, социальное обеспечение, культура, миграционная политика, борьба с катастрофами, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и в других обла­стях, отнесенных в соответствии со ст. 72 Конституции Россий­ской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации наделены новыми полно­мочиями, выполняемыми ими самостоятельно за счет средств региональных бюджетов в сфере образования и науки, здра­воохранения, искусства и культуры, социального обслужива­ния и социальной поддержки, безопасности граждан, охраны окружающей среды и недропользования, сельского хозяйства и транспортного обслуживания.

Передача значительного объема полномочий субъектам Российской Федерации привела к росту самостоятельности и побудила регионы увеличить свои бюджетные расходные обязательства.

Смысл внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении заключается в проведении реформы на мест­ном уровне. Этот институт самоорганизации населения играет, по мнению автора, исключительную роль в реализации со­циальных гарантий для граждан. Согласно Конституции Рос­сийской Федерации органы местного самоуправления не вхо­дят в систему органов государственной власти. В то же время Конституция допускает использование административной ин­фраструктуры местного самоуправления для осуществления государственной политики. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финан­совых средств.

Нововведения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» касаются структуры и функций органов местного самоуправления, а также меж- бюджетных отношений, формирования доходных и расходных полномочий местного уровня.

В заключение отметим, что обновленное законодательство по разграничению полномочий между уровнями государствен­ной власти и местным самоуправлением вызвало очень много вопросов. Закономерно встает вопрос и о функционировании системы социальной защиты. В настоящее время проводится большая нормотворческая работа, предусматривающая внесе­ние изменений и дополнений в правовые акты, обеспечиваю­щие выполнение этих законов.

   Реализация законодательства по распределению социаль­ных полномочий еще требует отработки четкого механизма взаимоотношений между местными и федеральными бюд­жетами. Разграничение полномочий между уровнями власти проводится таким образом, чтобы обеспечить оптимизацию использования государственных ресурсов, способствовать привлечению других финансовых источников, всех структур гражданского общества к решению социальных проблем в ин­тересах граждан — потребителей социальных услуг. Все это требует значительной организационной, методической и разъ­яснительной работы. В дальнейших работах проанализируем, как распределение полномочий отразилось на особенностях правовой и нормотворческой деятельности центра и регионов в сфере формирования и реализации социальной политики и стратегии.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика