Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формирование социально-педагогической среды для обеспечения роста карьерной компетентности выпускников вузов
Научные статьи
07.05.15 11:06

вернуться

Формирование социально-педагогической среды для обеспечения роста карьерной компетентности выпускников вузов

alt
Алексеева Е. Н.
alt
Ефремова С. М.
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Алексеева Е. Н., Ефремова С. М.
3 (82) 2015
В статье рассматриваются условия формирования социально-педагогической среды для обеспечения роста карьерной компетентности выпускников вузов в современных условиях.
Особое внимание уделяется вопросу гармонизации и способам развития профессиональных компетенций в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Актуализация вопросов роста карьерной компетентности выпускников высших учебных заведений определяется сегодня двумя базовыми аспектами: экономическим и правовым. Эко­номический аспект диктует необходимость быстрой адаптации молодого специалиста к требованиям рынка труда. Правовой аспект выступает в качестве гаранта обеспечения соответствия выпускника требованиям современного рынка труда.

    Если вы занимаетесь поиском работы, то стоит задействовать все возможные рычаги: знакомства, тематические разделы «Вакансии» в различных изданиях и, конечно же, поиск работы в Нижнем Новгороде на сайте http://hotwork.ru. Это может серьезно облегчить задачу соискателя и желанная работа в Нижнем Новгороде станет реальностью. Главное преимущество поиска работы в Интернет – удобство и простота.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об обра­зовании в Российской Федерации» «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полез­ной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в ин­теллектуальном, культурном и нравственном развитии, углу­блении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы «приоритетом решения про­блемы массовой подготовки специалистов для рынка труда» названо «внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте». При этом следует отметить, что главная цель Госпрограммы-2020 — «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняю­щимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики».

Все это повышает ответственность сотрудников высшей школы за результаты своей деятельности, требует создания бо­лее благоприятных условий для стимулирования их личност­ного и профессионального вклада в развитие профессиональ­ной и карьерной компетентности студентов и выпускников.

Вместе с тем в практической деятельности высших учебных заведений имеется ряд противоречий между:

- ростом потребности общества в мотивированных к про­фессиональному и социальному карьерному росту молодых специалистах и недостаточной как теоретической, так и прак­тической проработанностью педагогических основ, обеспечива­ющих в процессе обучения формирование таких компетенций у студентов;

- сформировавшейся системой обучения сту­дентов и несоответствием ее современным условиям рынка труда, требующим изменения профессиональ­ного мышления субъектов образовательного процесса;

- ориентированностью образовательной политики высшего образования на вы­сокие достижения препода­вательского состава и недостаточной разработанностью про­цесса проектирования ими научно-обоснованной стратегии своего профессионального и карьерного роста;

- потребностью в формировании личности будущего вы­пускника высшей школы с высоким уровнем готовности к реа­лизации профессиональных задач и функций и недостаточно полным концептуальным обоснованием сопровождения его профессионально-личностного самоопределения в карьероо­риентированном образовательном процессе.


 

Можно выделить два основных подхода к формированию личности выпускника как специалиста в рамках высшего про­фессионального образования. Первый подход ориентирован на формирование профессионально важных качеств выпуск­ника. При этом преподавательская деятельность строится в соответствии с нормативно-правовыми документами, про­фессионально-квалификационными характеристиками, опре­деляющими модель будущего специалиста.

С точки зрения представленного подхода целесообразно создать условия, которые будут обеспечивать формирование мотивов выбора конкретной профессии, профессионально­го мышления, дисциплинированности, работоспособности и т.п.

Второй подход предполагает перестройку и развитие ие­рархии «профессиональных» ценностей выпускника. При­оритетными здесь будут такие характеристики выпускника, как трудолюбие, ответственность, значимые для любого вида профессиональной деятельности.

   Анализ работ по проблемам развития профессионализма выпускников вуза (М. В. Александрова, М. Д. Ильязова, Т. А. Ка- плунович, Р. М. Шерайзина и др.) позволяет выделить наибо­лее важные характеристики их профессионально-личностного развития, такие как: карьерные компетентности, карьерные возможности, карьерные ориентации.

Карьерную компетентность студента и выпускника целе­сообразно рассматривать как способность и готовность его планировать свой индивидуальный карьерный маршрут как на этапе обучения в вузе, так и после его окончания.

Карьерные возможности предполагают обоснованность вы­бора путей успешной самореализации как в вузе, так и в жиз­ни.

Карьерные ориентации рассматриваются как направлен­ность выпускника вуза на профессиональные достижения.

Управление образовательным процессом по стимулирова­нию профессионального и личностного развития реализуется сегодня в условиях ориентации выпускника на рынок и конку­ренцию. С этой позиции формирование социально-педагоги­ческой среды для обеспечения роста карьерной компетентно­сти выпускников вызов должна быть построена с учетом таких принципов как:

- принцип социальной инициативности и индивидуально­сти (развитие инициативы выпускника как источника познания окружающей реальности с целью ее преобразования и вклю­чения в процесс социально-педагогического проектирования, совместный поиск карьерных ориентиров, личностно-ориен­тированных ценностей);

- принцип диалога и обратной связи (создание возможно­сти на паритетных началах участвовать в решении социально­образовательных задач и проблем с целью получения как кол­лективного, так и индивидуального продукта их решения);

- принцип публичности и постоянства (создание условий для непрерывного творческого развития, свобода творческого и культурного самоопределения, вариативность личностной организации образовательной и культурной деятельности);

- принцип единства (обеспечение взаимодействия всех ком­понентов социально-педагогической среды формирования карьерной компетентности выпускников вузов).

Социально-педагогическая среда формирования карьерной компетентности выпускника вуза предполагает4:

- осуществление совместного планирования и использо­вание мер, способствующих организации карьерориентиро- ванной учебной работы, преимущественное применение ин­тегративных форм организации учебной и воспитательной деятельности, мотивирующих к карьерному росту;

- обеспечение поддержки и развития функций социально­педагогической среды.

Дискуссионным остается вопрос критериальной оценки эффективности вузовской системы социально-педагогической среды. С позиции социальной среды представляется уместным в качестве критерия оценки выделить такие параметры, как:

- соответствие выбора карьерной стратегии целевому заказу на выпускников;

- востребованность выпускников.

Выбранные критерии вполне соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 56).

       С точки зрения педагогической среды приоритетна карьерная компетентность выпускников вузов.

Кроме того, целесообразно разграничивать понятия «ка­рьерный потенциал» выпускников вуза и «достижения вуза». Последние оцениваются по показателям качества высшего об­разования, образовательным программам и условиям их осу­ществления. Карьерный потенциал студентов и выпускников университета оценивается по сформированности карьерной ориентации, результатам трудоустройства выпускников.

В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» создана и постоянно развивается социально-педагогическая среда для обеспечения роста карьерной компетентности вы­пускников. В ходе карьероориентированной учебной и вне- учебной работы в университете проектируются конкретные «достижения» студентов и выпускников, преподаватели и сту­денты вовлекаются в реализацию социально-образовательных и профессиональных проектов, позволяющих отследить со­вместно с работодателями формирование их карьерной компе­тентности. Рейтинговая оценка востребованности выпускников за 2009-2014 гг. (по шкале от 0 до 25 баллов) по показателям трудоустройства выпускников по специальности и количеству их обращений в службу занятости составила 24 балла. Уровень востребованности выпускников на рынке труда за рассмотрен­ный период составил в среднем 98%. Опрос работодателей за последние пять лет (в опросе принимало участие 138 работо­дателей) показал соответствие профессиональной подготовки выпускников требованиям, предъявляемым к рабочему месту, на 89%, уровень социальной адаптированности составил 92%, карьерные амбиции реализовали 53% выпускников.

Положительная динамика карьерного потенциала вы­пускников университета в достаточной мере подтверждается результатами анализа сформировавшейся социально-педаго­гической среды, ростом результативности карьероориентиро­ванной учебной и воспитательной работы.

Образовательное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика