Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об определении криминологической характеристики коррупции
Научные статьи
08.05.15 16:35

вернуться


К вопросу об определении криминологической характеристики коррупции

УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Абдулмуслимова Л. Г.
3 (82) 2015
Данная статья посвящена коррупции. Здесь раскрыто понятие коррупции и ее виды. Указаны причины и последствии коррупции, методы борьбы с ней.


     Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает суще­ствовать в настоящее время практически во всех странах мира

На протяжении всей истории взяточничество традицион­но существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправо­мерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

Коррупция демонстрирует полное безразличие государ­ственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой слияние монополии вла­сти, неограниченных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчет­ности и подконтрольности чиновников.

В наиболее общем виде коррупцию (от латинского гла­гола «rumpere», означающего «нарушить что-либо») можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды. Проявлений коррупции — великое множество. Это и неформальные пла­тежи в отношениях власти и бизнеса («деловая» коррупция), и межфирменные подкупы работников коммерческих фирм («корпоративная» коррупция), и бесконечные подарки и под­ношения населения обслуживающим инстанциям («бытовая» коррупция), и отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов («партийная» коррупция). Но во всех этих случаях мы имеем дело с единым в сущности явлением. В общем виде потенциал коррупции прямо зависит от монополии определенных субъектов на выполнение некото­рых видов деятельности, от их бесконтрольности, но обратно зависит от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребле­ния. Реализация же потенциала — результат сложного сочета­ния факторов, далеко выходящих на пределы калькулируемых оснований деятельности.

Различают следующие виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядо­вых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вы­несения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное по­ведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Современная актуальность темы коррупции связана с раз­нообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на эко­номические процессы, коррупция имеет выход в социально-по­литическое пространство. В чем именно состоит это влияние, нам предстоит разобраться.


 

Негативное влияние коррупции на экономику. Шведский экономист Г. Мюрдаль, основоположник экономических ис­следований коррупции, обобщая опыт модернизации стран Третьего мира, заклеймил в 1960-е гг. коррупцию как пре­пятствие экономическому развитию. Эту позицию разделяют многие современные исследователи, ставящие в вину корруп­ции следующее:

- средства, аккумулируемые с помощью взяток, как прави­ло, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (желательно, в иностранных банках);

- предприниматели вынуждены расходовать время на диа­лог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если уда­ется избежать взяток;

- поддерживаются неэффективные проекты, финансируют­ся раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

- коррупция стимулирует создание чрезмерного числа ин­струкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

- из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;

- возникают препятствия для реализации макроэкономи­ческой политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают пере­даваемую правительству информацию и подчиняют реализа­цию намеченных целей собственным интересам;

- коррупция деформирует структуру государственных рас­ходов, т. к. коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельно­сти, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;

- увеличиваются затраты для предпринимателей (в особен­ности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымога­телями). Взятки превращаются всвоего рода дополнительное налогообложение;

- коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно, зару­бежные);

Впрочем, четкой отрицательной корреляции между уров­нем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из ко­торой есть много исключений.

Негативное влияние коррупции на социально-политиче­ские процессы прослеживается в следующем:

- усиливается социальная несправедливость в виде нечест­ной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может не са­мая эффективная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

- коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

- коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоя­нием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

- коррумпированный управленческий персонал психологи­чески не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;

- коррупция дискредитирует правосудие, поскольку пра­вым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравствен­ных самозапретов;

- коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;

- лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;

- коррупция в аппаратах, отвечающем за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе, и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;

- коррумпированные режимы редко пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Репутация советской номенклатуры как коррумпированного сообщества в значительной степени легитимировала свержение советского строя. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б. Н. Ельцина в глазах большин­ства россиян.

Позитивная функция коррупции как амортизатора ин­ституциональных сдвигов. Участниками дискуссий о корруп­ции выдвигалось мнение, что коррупция имеет не только не­гативные, но и позитивные последствия. Одним из первых на это указал в начале ХХ в. знаменитый немецкий социолог М. Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе фор­мирования рациональной бюрократии как исторически пре­ходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Некоторые современные исследователичасто склоняются к частичному оправданию коррупции если не с моральной, то с функциональной точки зрения — как возможности пере­распределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматрива­ется ими как рациональная альтернатива вооруженной борь­бы за власть. Коррупция тем масштабнее, чем кардинальнее смена общественного курса, чем отчетливее расхождение норм и намерений уходящего и нарождающегося порядка. На при­мере сначала развивающихся, а потом и развитых стран был показан позитивный вклад коррупции в пластичность и бес­конфликтную трансформацию институтов. Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения.

Согласно логике функционалистов, коррупция отмирает сама собой по мере ослабления противостояния двух норма­тивных систем, когда новые правила вытесняют старые и одна элита сменяет другую. Другими словами, коррупция 1990-х годов в России объяснима неотлаженностью, а зачастую и ва­куумом институтов, мешаниной институциональных систем старого и нового типа. И в этом смысле коррупция реализо­вывала свой позитивный потенциал, компенсируя многочис­ленные институциональные сбои и создавая компромиссное равновесие уходящей и нарождающейся элиты. Согласно этой логике, по мере институционального строительства и уничто­жения «двоевластия» элит, что стало достижением 2000-х го­дов, коррупция, исчерпав свой позитив, должна уйти со сцены. Эмпирика сопротивляется такому выводу. В постсоветской Рос­сии с окончанием периода бурных социально-политических и экономических перемен не произошло исчезновения или кардинального уменьшения коррупции. Аналогично, во мно­гих развивающихся странах коррупция не уменьшилась после завершения модернизационного рывка. Появились сомнения в правомочности идеи об эволюционном отмирании корруп­ции по мере исчерпания ее функциональности, понимаемой как способность примирять конкурирующие нормативные системы в переходные периоды.

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает суще­ствовать в настоящее время практически во всех странах мира. Она представляет опасность не только отдельным институтам общества, но и обществу в целом и государству.

Оценивая перспективы антикоррупционной борьбы, надо заметить, что не плохое государство порождает коррупцию, а государственность как таковая с присущей ей бюрократи­ческой формой управления. Любое государство вынуждено мириться с определенным уровнем коррупции. Однако раз­личие институциональных систем приводит к варьированию масштабов коррупции.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране на­чал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действо­вать систематически и прогрессивно. Надо усовершенствовать наше законодательство. Надо создать уполномоченный орган по противодействию коррупции, координирующего и направ­ляющего антикоррупционную деятельность. Самое главное надо формировать антикоррупционное мировоззрение у рос­сийских граждан.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика