Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли российского права
Научные статьи
13.05.15 10:43

вернуться


Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли российского права



alt
Заидова М. У.
alt

Мусаева А. Г.
 
ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО
Заидова М. У., Мусаева А. Г.
3 (82) 2015
В статье рассматриваются проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли российского права. В настоящее время в юридической науке все чаще и чаще звучат предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет —правоотношения с участием несовершеннолетних. В связи с усложнением жизни появляются все новые и новые ранее не урегулированные правовые проблемы. Действительно, в ходе становления отечественного законодательства вопросам защиты интересов детей практически не отводилось места. История отечественного семейного права свидетельствует скорее об их жестоком ущемлении.
 

В настоящее время в юридической науке все чаще и чаще звучат предложения о выделении новой отрасли права, ко­торая регулировала бы особый предмет — правоотношения с участием несовершеннолетних. В связи с усложнением жиз­ни появляются все новые и новые ранее не урегулированные правовые проблемы.

Действительно, в ходе становления отечественного зако­нодательства вопросам защиты интересов детей практически не отводилось места. История отечественного семейного права свидетельствует скорее об их жестоком ущемлении.

Очевидно, недостаточная защищенность несовершеннолет­них действительно существует. Предложение о создании новой отрасли вызвано отчасти отставанием отраслевых наук, таких как гражданское, уголовное, семейное право, процессуальные отрасли, которые не успевают меняться вслед за динамичной действительностью. Проблемы молодежи требуют скорейшего вмешательства, нежели пройдут ожидаемые перемены дей­ствующего законодательства, уже устоявшихся традиционных отраслей права.

Исходя из интересов несовершеннолетних, метод регулиро­вания указанных отношений должен быть императивным для пресечения возможных злоупотреблений правом несовершен­нолетних. Это находит серьезные возражения со стороны уче­ных, которые склонны отнести ювенальное к частному праву.

Если взять за основу новый подход регулирования семейно­го права, можно воспользоваться таким примером: включать в ювенальную отрасль только те отношения, касающиеся не­совершеннолетних, которые непосредственно урегулированы конкретным нормативным актом.

Одним из механизмов, направленных на создание дей­ственных механизмов защиты прав детей, является ювенальная юстиция, т.е. специальная система правосудия для несовер­шеннолетних. Главная задача ювенальной юстиции — защи­щать права детей, а не просто рассматривать дела о правона­рушениях несовершеннолетних.

В настоящее время, когда значительно возросли темпы социальных изменений, Уголовный кодекс должен не толь­ко карать за реально со­вершаемые преступления, но и предупреждать возмож­ные общественно опасные деяния. Поэтому рядом ав- Мусаева А. Г. торов предпринята попытка изучения системы уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в случае совершения общественно опасного деяния лицом, не достигшим совер­шеннолетия, либо в случае совершения преступления против него, и охраняющих процесс формирования и развития несо­вершеннолетнего в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Рассматриваемые нормы образуют относительно самостоятельную группу, что позволяет утверж­дать, что в уголовном праве России оформляется ювенальное уголовное право.


 

Е. Г. Слуцкий, президент Национальной академии ювенологии, отмечает, что ювенальная политика общества не может претендовать на некий всеобъемлющий «закон о молодежи», универсальный и единый на все времена. Она формируется и реализуется с учетом времени, а также специфики субъектов Федерации, федеральных округов — регионов, представляя со­бой систему законов, правовых и нормативных актов.

В зависимости от характеристик объекта ювенальной по­литики (например, в его структуре доминируют подростки) можно акцентировать внимание на социальной защите или создавать благоприятные условия для полноценной эффек­тивной трудовой деятельности, если в группе больше молодых людей в возрасте 20-25 лет. Отсюда также возникают реальные предпосылки для формирования многовариантности, создания различных моделей ювенальной политики, учитывающих все многообразие ситуаций на конкретной территории в данный период времени.

Эффективность проводимой ювенальной политики опре­деляет качество нынешнего подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым стандартам реализации стратегии развития общества. По­этому генеральная цель ювенальной политики связана с обе­спечением государственной безопасности России на основе активизации и перспективного параметрирования будущего человеческого потенциала.

Формирование и реализация ювенальной политики не­возможны без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям нынешней ситуации в стране.

Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

Ювенальная юстиция для России является хоть и не из­вестной в достаточной мере, но и не новой формой социально­правового обращения с несовершеннолетними. Ювенальные суды существовали в короткий промежуток времени с 1910 по 1918 гг., и, надо отметить, зарекомендовали себя не только с лучшей стороны, но и признавались в то время в мире одной из наиболее прогрессивных и развитых подобных систем.

Следует также отметить, что в сегодняшней России мно­жество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссии по делам несовер­шеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования и многие другие. Однако, не­смотря на это самое множество органов и организаций, пре­ступность среди несовершеннолетних неуклонно и угрожающе растет. Следовательно, исходя из сегодняшней ситуации, мож­но с полной уверенностью сказать, что «у семи нянек дитя без глазу». Об этом свидетельствуют самые разнообразные отчеты и данные.

Статистика сегодня, впрочем, как и всегда, кроме как «эф­фекта пожара», ничего произвести не может. Многочисленные статистические исследования свидетельствуют о росте моло­дежной, подростковой и даже детской преступности.

Необходимо воссоздание российской ювенальной юстиции. Наряду с этим, следует понимать, что такая реформа должна будет продвигаться в следующих направлениях:

а) реформирование российской системы судопроизводства по делам несовершеннолетних — создание институтов юве­нального судьи и ювенального суда;

б) создание элементов системы социальной сферы (внедре­ние новых социальных технологий), связанных с необходимо­стью взаимодействия несовершеннолетних и общества;

в) системное объединение ювенального судопроизводства и его социально-правового окружения в концептуально целост­ную систему правосудия для несовершеннолетних — ювеналь­ную юстицию.

Необходимо отметить, что употребляемые понятия означа­ют не только потребность в углублении специализации судьи, занимающегося проблемами правонарушений в среде детей и подростков. Очевидна важность формирования целой сово­купности правовых и социально-психологических конструк­ций, гармонично сочетающихся в поисках оптимального для ребенка и, в конечном итоге, — для общества, способа решения весьма серьезных проблем. И это не только проблемы самого ребенка, его окружения, не только проблемы дня сегодняшне­го — это проблемы будущего нашего общества.

Есть такое юридическое понятие, как ювенальное уголовное право — «восстановительное правосудие». В основе его — идея не наказания, а примирения преступника и жертвы престу­пления, возмещения ущерба, причиненного преступлением. Ювенальное право возникло как результат поиска способов реагирования на правонарушения и преступления несовер­шеннолетних. Примирение представляется вполне допусти­мым и по делам о причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью.

Дореволюционная Россия была одним из первых госу­дарств, внедривших ювенальную юстицию (1910 г.). В свое вре­мя она считалась одной из наиболее передовых. На сегодняш­ний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде. Кстати, во Фран­ции закон о ювенальной юстиции был принят в феврале 1945 г., еще во время Второй мировой войны. Французские власти осознали, что нормальное развитие подрастающего поколения не менее важно, чем восстановление страны, и, уж, безусловно, является его неотъемлемым элементом.

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект феде­рального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федера­ции «О судебной системе в Российской Федерации"» (в части создания ювенальных судов).

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркаль- цевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглав­ляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект — первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективно­сти общественного лоббирования: проект продвигался усили­ями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных эксперимен­тах в Москве и Петербурге.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гаран­тировать право ребенка на своевременное, качественное и бес­пристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст. 40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехваткой судей, уголовные дела в отношении несо­вершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого ре­шения в следственных изоляторах.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и «схем» влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по за­кону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.


Ювенальное право


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика