Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Президентская власть РФ и ее место в системе «сдержек и противовесов»
Научные статьи
13.05.15 11:37

вернуться


Президентская власть РФ и ее место в системе «сдержек и противовесов»

ПОЛИТИКА И ПРАВО
Абдулгамидова Д. А.
3 (82) 2015
Рассматривается вопрос о месте Президента РФ в системе органов государственной власти РФ, а также соотношение президентской власти и принципа разделения власти на основе анализа норм Конституции РФ.

Особый интерес среди других органов власти РФ, описан­ных в Конституции РФ, вызывает Президент Российской Фе­дерации, так как он имеет особый конституционно-право­вой статус, не входя ни в одну из ветвей власти, имеет свой круг полномочий, своеобразную роль во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и привилегии. Существующая на сегодняшний день трактовка конституци­онно-правового статуса Президента РФ и его власти вызывает некоторые споры в научной среде, например, об отнесении Президента РФ к одной из трех ветвей власти, как и вытекаю­щий из этого вопрос определения республиканской формы правления в Российской Федерации как парламентарной, пре­зидентской, суперпрезидентской либо смешанной. Эти спо­ры вызваны недостаточной правовой регламентацией статуса Президента РФ, самой характеристики Российской Федерации и некоторыми расхождениями с реальным положением осу­ществления власти, принципами, провозглашенными в Кон­ституции Российской Федерации.

   Статья 10 Конституции РФ гласит, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Согласно первой части статьи Конституция РФ упоминает принцип разделения властей и провозглашает его как основу осуществления власти в Российской Федерации. Далее говорится о том, что все три ветви власти самостоятель­ны, то есть во втором случае Конституция РФ использует систе­му сдержек и противовесов, в соответствии с которой каждая ветвь власти имеет свой источник формирования, срок полно­мочий и свои средства, нейтрализующие узурпацию другими ветвями власти. В конституциях зарубежных стран, а самое главное — в Конституции США 1787 г. принцип разделения властей, в которой Президент США возглавляет исполнитель­ную власть и подотчетен законодательной власти, является основополагающим. В том случае модель этого принципа раз­деления властей — «классическая», но этот принцип претерпел многие изменения, подстраиваясь под государственность раз­нообразных государств, в том числе и нашего. Нововведения касаются именно президента, который может возглавлять ис­полнительную власть, законодательную власть либо не входить ни в одну из ветвей власти, а также другие ее модели, учитывая исторически сложившиеся устои тех или иных государств. В Конституции РСФСР 1978 г. Президент характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Фак­тически Президент РСФСР не участвовал в системе «сдержек и противовесов» — он не имел права роспуска Съезда народ­ных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Ар­битражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Цен­трального банка. Президент был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выпол­нении принятых съездом и Верховным Советом социально-эко­номических и иных программ, причем Съезд мог потребовать внеочередной доклад. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров — Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль над дея­тельностью подотчетных им органов. Верховный Совет давал согласие Президенту на назначение ряда министров и рассма­тривал предложения Президента об образовании, реорганиза­ции и упразднении министерств, государственных комитетов ведомств РФ. Что касается Конституции РФ, то она не упоми­нает ни Президента РФ, ни его власть среди этих ветвей власти, однако он упоминается в следующей статье, где перечисляются органы, осуществляющие государственную власть в Россий­ской Федерации. И к ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Го­сударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В данном случае подчеркивается роль Президента РФ, он ставится на первое место среди других органов государственной власти РФ.


 

Подробную конституционно-правовую характеристику Президент РФ получает в отдельной главе Конституции РФ, где содержатся важнейшие нормы. Так, согласно п. 1 ст. 80, Президент Российской Федерации является главой государства. Эта норма исключает отнесение Президента РФ к какой-либо из ветвей власти, провозглашает его как отдельный, обосо­бленный от этих ветвей власти орган. Но здесь возникает дру­гой вопрос — какая из этих властей выше: президентская или законодательная, исполнительная и судебная? Казалось бы, исходя из упомянутой выше ст. 11 Конституции РФ, подчерки­вающей особую роль Президента РФ, его власть выше. Однако это не что иное, как выделение Президента РФ как первого лица государства, представляющего Российскую Федерацию внутри государства и в международных отношениях, и это имеет больше символический характер, чем какое-либо право­вое значение.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. достаточно демократич­на и содержит соответствующие меры для сбалансированного взаимодействия всех органов государственной власти РФ. Обо­собленность Президента от трех ветвей власти по российской Конституции — это тоже одна из этих мер. Между Прези­дентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ нет отношений подчинения, они осуществляют свою власть в рамках Конституции РФ, федеральных законов, а также в не­обходимом для осуществления своих полномочий взаимодей­ствии. Конституция РФ закрепляет меры и для недопущения авторитаризма Президента Российской Федерации, к которым относятся: ограниченный шестилетним сроком период его полномочий, невозможность занимать пост Президента РФ бо­лее двух сроков подряд, его избрание на всенародных прямых выборах, возможность применения процедуры импичмента, возможность признания Конституционным Судом РФ нор­мативных актов противоречащими Конституции РФ и т.д.

   Президент РФ имеет целый ряд полномочий, которые мож­но классифицировать не только как полномочия во взаимоот­ношениях с палатами Федерального Собрания РФ и Прави­тельством РФ, но и как полномочия Президента РФ в области обороны Российской Федерации, руководства внешней поли­тикой, формирования и утверждения высших должностных лиц, охраны прав и свобод человека и гражданина, во взаи­моотношениях с органами государственной власти и т. д. Наи­более широкими полномочия будут во взаимоотношениях с исполнительной властью, т.к. в этом случае наиболее полно выражается сущность классической модели принципа раз­деления властей. В частности, после вступления в должность Президент отправляет в отставку Правительство РФ, назна­чает Председателя Правительства, отменяет несоответствую­щие Конституции РФ и федеральным законам распоряжения и постановления Правительства РФ, некоторые министерства и службы прямо подчиняются Президенту РФ и т.д. В полно­мочия Президента входит такое правомочие, как принятие или отклонение Президентом РФ вотума недоверия Правитель­ству РФ, выраженного Государственной Думой РФ. Это и есть один из важных элементов системы «сдержек и противовесов» по Конституции РФ. Согласно ей «Государственная Дума мо­жет выразить недоверие Правительству Российской Федера­ции. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не со­гласиться с решением Государственной Думы. В случае если Го­сударственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу». Эта норма одновре­менная является исключающим ответом к вопросу об опре­делении вида республиканской формы правления. То есть республиканская форма правления в РФ, по мнению боль­шинства авторов, является парламентской, а не президентской или суперпрезидентской, и здесь не имеет значение реальное выражение недоверия Правительству Государственной Думой РФ. Главное в этом случае — содержание норм Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ, хотя и была принята в трудных для го­сударственной целостности Российской Федерации услови­ях, содержит достаточно средств, составляющих элементы системы «сдержек и противовесов». Президент в Российской Федерации — это своеобразный орган в системе органов госу­дарственной власти, без которого невозможно согласованное взаимодействие последних.


Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика