Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Институт всенародных выборов губернаторов как фактор повышения легитимности региональной власти
Научные статьи
13.05.15 12:07

вернуться


Институт всенародных выборов губернаторов как фактор повышения легитимности региональной власти


 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Соловьев Д. С.
3 (82) 2015
В статье исследуется институт выборов как механизм легитимации региональной власти. Анализируются предпосылки постепенного изменения его роли и значения в политической жизни России. Выявляются альтернативные механизмы и основы легитимности региональной власти.


Принцип легитимности, являясь неотъемлемым условием стабильного политического развития государства, находится в центре политической науки и практики. Несмотря на то, что процесс легитимации политической власти имеет весьма дли­тельную историю научно-практического осмысления, на сегод­няшний день он не теряет своей актуальности в силу перио­дически возникающих кризисов легитимности, как в странах развитой демократии, так и в переходных обществах, особенно остро ставящих вопросы взаимодействия общества и государ­ства при проведении социально-экономических и политических преобразований. Легитимность предстает как неотъемлемое свойство политической власти, обеспечивающее ее функциони­рование на основе признания большинством населения и миро­вым сообществом. В результате коммутативного взаимодействия между политической элитой и социальными группами проис­ходит поиск и установление критериев эффективности власти и ее оценка. В итоге власть приобретает или укрепляет свою ле­гитимность либо утрачивает ее, впадая в кризис. Легитимность политической власти укрепляется благодаря комплексному дей­ствию следующих факторов: соответствию действий государства и его отдельных институтов потребностям общества, его идейно­ценностным установкам, эффективности и результативности проводимой государственной политики во всех сферах, стабиль­ности политической системы и сплоченности правящей элиты, высокой степени электоральной поддержки, обеспечивающейся за счет реализации демократических принципов формирования структур власти, персональной поддержке обществом лидера, представляющего государство.

Наиболее доступным способом легитимации власти для граждан в странах стабильной демократии являются выборы, посредством которых граждане имеют возможность сменить утратившую легитимность власть. В кризисных же политиче­ских условиях центральным элементом легитимности является не столько выборность власти, сколько ее способность овладеть сложной ситуацией и обеспечить стабильное поступательное развитие.


 

Институт демократических выборов сыграл исключительно важную роль в трансформации всех институтов российской по­литической системы и, конечно, прежде всего, в становлении представительных и законодательных органов государственной власти, как на федеральном, так и региональном уровне. Зачастую выборы характеризуются как базовый институт леги­тимации. Так, по мнению некоторых экспертов, «выборность региональных руководителей принципиально изменила про­филь российской власти: выборы не только привели наверх новых людей, но и сделали губернаторов опасно независимыми от центра. Главный смысл института всенародных выборов со­стоит именно в легитимации власти посредством разделения ответственности власти и сообщества за управленческие реше­ния. В силу значительной дифференциации регионов России, в том числе и по типу политического режима, в региональном пространстве институт выборов имеет зачастую принципиаль­но различный смысл.

Оценка влияния института выборов на актуальный полити­ческий процесс является одним из показателей легитимности власти в ее институциональном и процедурном измерениях. Институциональная основа демократии — всеобщие свобод­ные выборы — фактически немыслимы в российских условиях без дополняющих их атрибутов в виде административного ресурса, избирательного применения норм выборного зако­нодательства, информационной блокады оппозиции и др. Тем более, в условиях регионального пространства, фактически вне досягаемости международных институтов, такие ограничи­тели свободы волеизъявления граждан потенциально могут полностью нивелировать функциональную (делегирования и селекции власти) сущность выборов.

В 1990-е гг. региональные выборы (прежде всего выборы глав исполнительной власти) стали значимым способом рота­ции власти и проявлением эффектов демократизации на ре­гиональном уровне. Несмотря на очевидно несправедливый характер выборов (административная мобилизация, неравные возможности кандидатов в ведении кампании и т.д.), факт из­брания на всеобщих выборах дал главам исполнительной вла­сти регионов принципиально новую — демократическую — легитимность, сделав их полноправными и не зависящими от кадровой политики федерального центра руководителями. Это обстоятельство перевело взаимоотношения федерального центра и региональных органов власти из плоскости чисто административных мер в плоскость политических взаимо­действий.

В 2000-е гг. интенсивность избирательных кампаний по выборам губернаторов возросла. Возросло также и чис­ло кандидатов. В 2004 г. накануне реформы избирательного законодательства в части избрания губернаторов поддержка губернаторов на выборах уменьшалась. Таким образом, на­кануне своей отмены губернаторские выборы все более при­обретали признаки полноценных выборов, предполагающих сменяемость власти. Когда же глав регионов начали назначать, сменяемость резко сократилась.

Вместе с тем можно отметить, что проведению в российских регионах подлинно конкурентных выборов мешает сильная за­висимость от исполнительной власти средств массовой инфор­мации и бизнеса. Не менее существенным фактором выборов является сложившаяся административная система, когда рос­сийские чиновники вплоть до самого высокого уровня откро­венно игнорируют один из принципов правового государства, согласно которому они вправе осуществлять лишь те полно­мочия, которые им предписаны законом. В результате органы исполнительной власти, применяющие «административный ресурс», становятся главным субъектом выборов.

В 2004 г. Федеральным законом № 159-ФЗ от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» был ликвидирован инсти­тут всеобщих выборов губернаторов. Для губернаторов лик­видация всеобщих выборов стала способом нейтрализации высокой степени их возможной легитимности. Контроль за ис­полнительной властью со стороны населения стал еще более опосредованным. Иными словами, законодательные иници­ативы, снижающие реальную электоральную конкуренцию, в перспективе означают нарушение связи между властью и об­ществом, а значит — и утрату властью своей легитимности. Выборы уже не представляются основной массе населения источником легитимности власти, а расцениваются гражда­нами как продукт сговора, политических махинаций. И если оценка института выборов в региональном политическом про­странстве как канала легитимации, в принципе, однозначна, то функция выборов как основания легитимации является гораздо более неопределенной.

Одной из основных причин, побудивших российские власти к отмене прямых губернаторских выборов, послужило опре­деляющее влияние, которое губернаторы оказывают на итоги федеральных выборов в регионах России. Будучи основными политическими игроками, губернаторы в значительной мере контролируют политическую жизнь регионов вообще и в част­ности. Определяющая роль губернаторов вполне выявилась уже на федеральных выборах 1999-2000 гг. Поэтому вполне естественно, что замена прямых выборов на назначение, уси­лившая политическую зависимость губернаторов от федераль­ного центра, послужила основным стимулом к их лояльности в плане обеспечения превосходных результатов «Единой Рос­сии» в 2007-2008 гг. Самым положительным образом сказался новый порядок на представительстве «Единой России» в реги­ональных законодательных собраниях. Обеспечение большин­ства «партии власти» стало делом политического выживания самих губернаторов.

Всенародные выборы губернаторов, отмененные в 2004 г., были возвращены в 2012 г. О политической реформе было объявлено в декабре 2011 г. 2 мая 2012 г. Президент России подписал Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"».

В соответствии с Федеральным законом высшее должност­ное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании.

Первые выборы на основе указанных положений прош­ли в октябре 2012 г. В 2012 г. был принят Федеральный закон от 02 октября 2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Фе­деральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"», согласно которому единым днем голосования на выборах в органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и в органы мест­ного самоуправления определено второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных орга­нов или депутатов этих органов.

Стимулом к либерализации политической системы и воз­вращению губернаторских выборов послужили протесты 2012 г., которые демонстрировали, что существующая модель политического взаимодействия элит не обеспечивает сменяе­мость власти, что, в свою очередь, приводит к политической стагнации, росту коррупции и невозможности реформ и мо­дернизации практически всех сфер общественной жизни Рос­сии.

Заявление о возможном восстановлении прямых губерна­торских выборов было впервые сделано В. В. Путиным в ходе выступления перед журналистами 15 декабря 2011 г. На том этапе восстановление прямой выборности предлагалось огра­ничить так называемым «президентским фильтром», то есть правом Президента Российской Федерации на предваритель­ное одобрение выносимых на голосование кандидатур, а также зарезервировать право на выдвижение кандидатов за парти­ями, представленными в региональных законодательных со­браниях.

Как и законы о партийной реформе, Федеральный за­кон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Фе­деральный закон «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» был внесен в Государственную Думу, принят и введен в действие с высокой оперативностью. Однако, в отли­чие от законодательства о партиях, первоначальная концепция закона претерпела значительные изменения. В окончательной версии исчезло положение об исключительном праве парла­ментских партий на выдвижение кандидатов, «президентский фильтр» сохранился в весьма неясной формулировке. Прямое отстранение важных кандидатов Президентом России возлага­ло бы на него основную ответственность за политические итоги выборов. Роль основного ограничителя на участие в губерна­торских выборах была возложена на так называемый «муни­ципальный фильтр». Согласно норме закона для регистрации кандидата на губернаторских выборах ему необходимо собрать от 5% до 10% подписей от общего числа депутатов представи­тельных органов местного самоуправления и/или избранных на выборах глав муниципальных образований региона. При этом кандидат должен получить подписи не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов. За­кон также предоставил самим регионам право решать, допу­скать ли к выборам самовыдвиженцев. Принимая во внимание почти тотальный контроль губернаторов над этим уровнем управленческой системы, совершенно очевидно, что «муни­ципальный фильтр» был направлен на отсечение от электо­рального процесса кандидатов, не одобренных действующей региональной властью.

В декабре 2012 г. был сделан еще один шаг в направлении трансформации регионального избирательного законода­тельства. Президент РФ В. В. Путин предложил предоставить субъектам Федерации возможность решить, как выбирать глав регионов. В детальном виде альтернативная процедура была определена Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: политические партии, представлен­ные в региональном законодательном собрании и/или Госу­дарственной Думе, предлагают Президенту своих кандидатов, не более трех каждая. Из сформированного таким образом пула Президент отбирает троих. Их кандидатуры вносятся в ре­гиональное законодательное собрание. Полномочиями губер­натора наделяется тот из них, кто получил простое большин­ство голосов при голосовании в законодательном собрании.

Последние губернаторские выборы 2014 г. выявили еще один важный момент: граждане потеряли всякий интерес и до­верие к такому важному для эффективного развития страны институту, как институт губернаторских выборов. Этому сви­детельствует как крайне низкая явка на выборы в подавляющем большинстве регионов, из тех тридцати, в которых проходили выборы, так и нескрываемое использование властью админи­стративного ресурса. Как известно, выборы имеют значение лишь в том случае, когда происходит легитимная смена власти. Если же никакой смены власти не происходит, выборы теряют свое основное предназначение.


Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика