Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политические партии Таиланда в контексте политической культуры
Научные статьи
14.05.15 11:26

вернуться


Политические партии Таиланда в контексте политической культуры

alt
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Суттхисангиам Сорраком
3 (82) 2015
Одной из причин возникновения политических кризисов в Таиланде является положение политических партий, так как политические партии в этой стране не имеют достаточно прочной основы для того, чтобы превратиться в политический институт. В статье проанализированы особенности политической культуры таиландского общества, влияющие на характер политических партий в Таиланде.


Проблема нынешних внутриполитических противоречий в Таиланде уходит своими корнями в противоречия, наблю­давшиеся во внутренней политике страны в период с 2006 по 2010 гг. Это были разногласия между представителями двух направлений политических движений, а именно: между желторубашечникам и краснорубашечниками. Желторубашечники (Народный альянс за демократию или противники бывшего премьер-министра Таксина Чинавата) играли важную роль в политике в 2006-2008 гг., представляя собой массовое движение ультрапатриотических монархистов. Основой иде­ологии этого движения является сохранение политической стабильности в стране и постепенное, гармоничное развитие как экономической, так и социальной сфер общественной жиз­ни. Главной целью движения стало жесткое противостояние многочисленным сторонникам Таксина.

Краснорубашечники (сторонники бывшего премьер-ми­нистра Таксина Чинавата), в свою очередь, выступают против переворота 2006 г. и поддерживают возврат Таксина к власти. Основной задачей, стоящей перед этим движением, является приход к власти в стране.

Несмотря на то, что после государственного переворота 2006 г. усилиями генерал-полковника Сонти Сонтибуньярат- клина власть вернулась в руки гражданского правительства, управлявшего страной до 2007 г., в обществе продолжали со­храняться противоречия, приведшие к тому, что Народный совет по поддерживанию мира и порядка, состоящий из пред­ставителей разных родов войск во главе с генерал-полковником Праютом Чан-Оча, решился на государственный переворот 22 мая 2014 г. во время семистороннего совещания политиче­ских сил по вопросу совместного поиска выхода из сложивше­гося положения (далее — семисторонние переговоры).


 

Семисторонние переговоры необходимы были для того, чтобы политические оппоненты смогли наконец-то договориться о путях вывода страны из политического кризиса. По­скольку раскол в таиландском обществе усиливался, прояв­лялась тенденция к насилию и уличным беспорядкам, что, в свою очередь, создавало угрозу национальной безопасности, а также жизни и имуществу таиландцев. Кроме того, очень остро стояла проблема управления страной, так как и.о. главы правительства не имел полномочий выплачивать зарплату чиновникам из государственного бюджета на 2015 г. Таким образом, 20 августа 2014 г. временный парламент, сформиро­ванный военным правительством, избрал генерала Праюта Чан-Оча премьер-министром.

Несмотря на то, что в настоящее время тайцы стали боль­ше интересоваться политикой и принимать участие в управ­лении государством, основываясь на принципах демократии, этого недостаточно для того, чтобы сохранить гражданское правление. Поскольку граждане страны имеют разные поли­тические предпочтения, а конкуренция и борьба за политиче­скую власть между политическими группировками выходит за рамки закона, более активную роль, нежели другие граж­данские институты, начинает играть армия (военные институ­ты). Все это ведет к замедлению темпов развития демократии в стране. Немаловажной причиной, замедляющей движение к демократии, является слабость политических партий, как политического института, в силу их неспособности полно­ценно выполнять функции народного представительства, по­литическим партиям так и не удалось стать полноценным политическим институтом.

Сейчас в Таиланде функционирует 73 политических пар­тии. За последнее десятилетие лишь 10 из них имели своих представителей в парламенте. На сегодняшний день в Таилан­де из всех существующих партий только две имеют серьезный политический вес. Это партия «Пыа тай» (За Таиланд!) и пар­тия «Прачатипат», или Демократическая партия. Партия «Пыа тай» образована путем слияния партии «Тай рак тай» (тайцы любят Таиланд) 5 и партии «Паланг прачачон» (сила народа) (были распущены в 2007 г. и в 2008 г. соответственно). Обе пар­тии поддерживают политическую линию бывшего премьер- министра Таксина. Несмотря на то, что представители партии «Тай рак тай» всегда заявляли о том, что Таксин не имеет отно­шения к руководству внутрипартийными делами, ее политиче­ские оппоненты утверждают обратное: они настаивают на том, что партией всегда негласно руководил Таксин. Электоральная база партии сосредоточена на севере и северо-востоке страны, это, в основном, крестьяне и рабочие.

Демократическая партия считается старейшей в Таиланде. Премьер-министрами были четверо ее руководителей. Это партия всегда считалась оппозиционной, потому что в случае ее проигрыша на выборах она все равно оставалась второй по количеству ее членов в парламенте. Электорат этой пар­тии занимает южную и центральную часть Таиланда, а также столицу Таиланда Бангкок, где основное население составляет средний класс.

Развитие политических партий в Таиланде все время пре­рывалось то государственными переворотами, то периодами военной диктатуры. В результате отменялась действующая конституция и устанавливались запреты на политические со­брания и митинги. Политические партии полностью прекра­щали свою деятельность, провозглашалась новая конституция, издавался королевский Указ о политических партиях.

Если задаться вопросом: почему политические партии в Та­иланде не обладают достаточной прочностью, чтобы превра­титься в полноценный политический институт, ответ может заключаться в особенностях политической культуры таиланд­ского общества, которая, безусловно, влияет на формирование политических партий. Исходя из этого предположения, можно сказать, что политическим партиям на этом пути не хватает демократизма.

Политическая культура влияет на характер политических партий Таиланда. Во-первых, вера в разнообразие миров и но­вых перерождений человека, а также в закон кармы, иными словами, тайцы подсознательно, из поколения в поколение, привыкли рассматривать успешного человека как человека, достигшего успешности благодаря божественному промыслу, поэтому тайцы считают успешного и состоятельного человека авторитетной персоной, наделенной властью и достойной вся­ческого уважения.

Во-вторых, это убеждение, порожденное абсолютизмом, которое заключается в том, что каждый таец считает, что право управления страной — это дело правящих групп, авторитетных и влиятельных людей, а не обычных граждан. Поэтому люди не горят энтузиазмом принимать участие в политической жиз­ни страны. Кроме этого, такие убеждения ведут к тому, что люди отдают предпочтение решительным лидерам, таким как правители времен абсолютизма и военные. В-третьих, это вера в силу кумовства и блата, что ведет к тому, что таец старается обойти закон и избежать ответственности, прибегая к помощи «своих» людей. Поэтому нет порядка и законопослушания в таиландском обществе.

В Таиланде существует многопартийная политическая си­стема. На каждых выборах каждая партия получает в свою под­держку голоса с большим разбросом. Никакая партия не доби­вается решающего перевеса. Поэтому всякий раз формируются коалиционные правительства, состоящие из представителей разных партий. Так, выборы в парламент в январе 1975 г. по­родили коалиционное правительство, состоящее аж из 18 партий. Во времена премьера Самака Сунторавета (2005 г.) в правительство вошли 6 партий, партия «Тай рак тай» заво­евала больше половины мест в Палате представителей в 2005 г., таким образом, впервые в истории парламентских выборов в Таиланде появилось однопартийное правительство. Но всего лишь через год после создания однопартийного правительства, в 2006 г., оно было свергнуто военными путем государственного переворота.

Структурирование политических партий Таиланда про­исходит по трем направлениям: политическая платформа, членство в партии и внутрипартийная организация.

Что касается политической платформы, то до недавнего времени партии не придавали особого значения политиче­ской платформе, ее старались определить как можно шире в погоне за голосами избирателей. Политическая платформа чаще всего носит характер девиза и необходима только для того, чтобы привлечь на свою сторону избирателя, например, слоган партии Населения Таиланда гласил: «У страны есть про­блемы — у партии есть методы» или лозунг Демократической партии, когда ее главой был Чуан Ликпай, призывал: «Хочешь здоровую экономику — укрепляй демократию!». В свою оче­редь, партия «Тай рак тай», партия бывшего премьера Таксина, внесла изменения в методы борьбы за голоса избирателей, вы­двинув на первый план политической платформы популизм, сделав упор на участие в ней народа. Среди лозунгов партии «Тай рак тай» можно назвать, например, «любая болезнь за 30 батов» или «каждой деревне — капитал в миллион тайских батов». В результате, на парламентских выборах 2001 и 2005 гг. она получила подавляющее большинство, а другие партии стали придавать большее значение политической платформе, стали переходить к популизму, ставя во главу угла голоса из­бирателей.

Таким образом, можно отметить, что нынешние платфор­мы политических партий Таиланда не способствуют целям устойчивого развития. Несмотря на то, что каждая партия имеет свой исполнительный комитет и привлекает в свои ряды граждан с выдающимися личностными качествами, подходя­щими для выдвижения в качестве кандидата в депутаты, в ре­альности политические партии Таиланда обычно выдвигают кандидатами людей, имеющих связи или влияние на местах, для того чтобы увеличить шансы партии на победу на выбо­рах. Это замедляет развитие политической системы страны, поскольку возникает нехватка действительно знающих и спо­собных людей для дела дальнейшего развития страны. Кроме этого, политические партии Таиланда не относятся серьезно к отбору членов своих партий на основе моральных и этиче­ских критериев, определяющих поведение партии и ее поли­тических деятелей.

Поскольку, следуя традициям политкультуры и характе­ристикам политических партий, прежде всего, таиландцы обращают внимание на личность, а не на программу партии, что, в свою очередь, повышает значение главы партии. Можно сказать даже, что избиратели выбирают главу партии, а не ее членов. Это не вяжется с принципами объединения в поли­тическую партию, гласящими, что партия — это объединение людей с похожими взглядами на политику, экономику и состо­яние общества, создающих партию с целью победы на выборах и формирования правительства для управления страной.

Обычно лидер политической партии, набравшей большин­ство голосов избирателей, становится премьер-министром. В политической истории Таиланда очень мало случаев, ког­да пост премьер-министра занимали не лидеры партий. На­пример, премьер-министр Таиланда Йинглак Чинават была одним из членов исполкома партии «Пыа тай». Кроме того, политическим партиям Таиланда свойственна централизация власти в руках исполнительного комитета, перераспределение власти в пользу регионов отсутствует, хотя на местах и суще­ствуют отделения партий, но они не обладают структурой и механизмами, способствующими их эффективной работе. Иными словами, все управление партиями сосредоточено в ру­ках исполкомов. В результате члены партии и общественность не принимают участия в делах партии и не могут выразить своих политических взглядов.

Кроме характерных особенностей таиландских политиче­ских партий, немаловажным фактором, препятствующим их развитию и укреплению, является особенность их роспуска. К особенностям прекращения существования политических партий Таиланда можно отнести следующие: прекращение существования политической партии согласно закону в ре­зультате государственного переворота, а также в результате внутрипартийных игр.

Прекращение деятельности партий происходит в результа­те решения Конституционного суда о роспуске партии. Начи­ная с выборов 2006 и 2007 гг., было распущено 7 политических партий за нарушения Законы о выборах. Кроме того, партии утрачивают свой статус в результате государственного перево­рота. На сегодняшний день в Таиланде произошло 13 удавших­ся государственных переворотов.

Ликвидация политической партии в результате внутрипар­тийных противоречий является результатом отсутствия у партии четких идеалов и программ, такая партия, одержав победу, не способна выполнить взятых на себя обязательств. Многие политические партии создаются с целью поддержать того или иного политического лидера в интересах определенной по­литической группы, после ухода с политической сцены такого политика, неважно по каким причинам, партия теряет свое назначение и утрачивает статус политической партии. Кроме того, в политической партии могут возникнуть противоречия, согласно которым члены партии начинают внутрипартийную борьбу за некогда общие интересы и выгоды, это, в конечном счете, приводит также к развалу политической партии.

Таким образом, можно сделать вывод, что характерной чертой большинства политических партий Таиланда является то, что они создаются отдельными людьми или группой лиц, имеющих схожие интересы, с целью осуществления политиче­ской деятельности во имя прихода к власти. Им не хватает по­литической институциональности, будь то партийные идеалы, структура или внутрипартийные правила, соответствующие демократическим принципам. Кроме того, они подвержены влиянию политической культуры во всех ее проявлениях, будь то приверженность к патернализму или взгляды относительно классового деления общества. Это делает политические партии слабыми и не способствует их дальнейшему развитию.

Несмотря на то, что участие граждан в политике являет­ся важным фактором укрепления демократии в стране, для прогрессивного развития политического процесса в Таиланде в условиях демократии совершенно необходимо развитие по­литических партий и превращение их в реальный и основной политический институт государства с эффективной системой управления. Как представляется, лучшим способом дости­жения этой цели является издание законов и принятие пла­нов политического развития во имя непрерывного развития института политических партий. Относительно российской практики можно отметить, что теоретические и практические проблемы развития российской модели многопартийности рассматриваются, к примеру, в работах профессора Н. П. Мед­ведева.

Таким образом, исходя из общей картины развития по­литических партий Таиланда, можно отметить, что полити­ческим партиям необходимо консолидировать свою инсти- туциональность, упрочить свое положение в качестве органа политической власти, усилить структурное единство внутри­партийной власти, создать эффективную систему взаимодей­ствия внутри правительства, наладить отношения между раз­нообразными группами интересов, развивать современные информационные системы, проводить в жизнь эффективную политику, приносящую конкретные результаты, обеспечить возможность решения важнейших проблем в целом для всей страны и, в частности, для отдельных групп населения, разви­вать человеческий потенциал страны, сформировать особый тип современного лидера страны, основывающегося на прин­ципах демократии и, наконец, создать систему финансовой поддержки партий, как со стороны государства, так и со сто­роны частного сектора. Все это является необходимым для выживания и успешной деятельности политических партий Таиланда в будущем.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика