Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

От конституционных идей до конституций в Казахстане и странах Центральной Азии

Интервью с Матаевой Майгуль Хафизовной, доктором юридических наук, проректором по научной работе и коммерциализации новых технологий Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета.

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер



Методические рекомендации по системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права



Высторобец Е. А.

Абанина Е. Н.

 
 
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Е. А. ВЫСТОРОБЦА
Высторобец Е. А., Абанина Е. Н.
Методические рекомендации разработаны в связи с необходимостью проведения образовательной и научной политики, направленной на системное изучение познавательных (вспомогательных) источников права, и являются ее инструментом. Методические рекомендации введены в действие с целью облегчения организации и оптимизации работ по подготовке и проведению учебных и научных исследований, основанных на системном изучении познавательных (вспомогательных) источников права.


Методические рекомендации устанавливают общие тре­бования к системному изучению познавательных (вспомога­тельных) источников права (далее - ПВИП). В совокупности рекомендации служат в качестве современного правового обоснования деятельности по системному изучению ПВИП, стимулируют развитие образования и науки, содействуют в по­вышении уровня правовой и источниковедческой культуры об­учаемых и специалистов, участвующих в системном изучении ПВИП.

Методические рекомендации предназначены для исполь­зования в научной деятельности и учебном процессе в целях организации и осуществления системного изучения ПВИП, в том числе таких, как: научная и учебная литература: книги, статьи, рецензии, части изданий (монографии, учебники, учеб­ные пособия и материалы, иные пособия, справочная литера­тура, печатные сборники юридических документов, обзоры судебной практики); видеолекции; презентации из слайдов; сайты, веб-страницы, другие виды произведений независимо от их знаковой и материальной природы, системное изучение которых способствует познанию права.

Методические рекомендации особенно полезны при под­готовке квалификационных исследований, научных работ, практических пособий, хрестоматий, антологий, словарей, справочников, глоссариев, тезаурусов и иных произведений, претендующих на действительное отражение области права, которой они посвящены.

В методических рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями:

образование — единый целенаправленный процесс воспи­тания и обучения, являющийся общественно значимым бла­гом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, фи­зического и (или) профессионального развития человека, удов­летворения его образовательных потребностей и интересов.

наука (научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

право (как публичное достояние) — общая мера свободы, равенства, спра­ведливости, экологичности, воплощенная в закон; си­стема общеобязательных, формально-определенных, гарантированных правил поведения, регулирующих общественные и международные отношения.

экологичность — свойство объектов (материальных или не­материальных), а также процессов, заключающееся в таком соотношении их качеств (в том числе юридических), которое делает их способными служить только или преимущественно для общественного блага в интересах настоящего и будущих поколений. Принцип экологичности отражает сформулиро­ванная древними образная максима о том, что не следует из­менять естественное течение реки — fluminis naturalem cursum non avertere.

   Познавательные (вспомогательные) источники права (ПВИП) — совокупность источников информации, имеющих значение для формирования целостного представления о праве, для его создания, понимания, оценки, применения, прогнозирования его развития, совершенствования. Познавательные (вспомога­тельные) источники права могут (fontes cognoscendi) представ­лять собой материальные, формальные, идеальные источники, выражающие причинность правового регулирования; норма­тивные формулы; правовую мысль. ПВИП включают fontes originis (генетические, дополнительные, первичные, внетек- стуальные, неписанные, сущностные, незаконодательные, ре­альные, объективные, скрытые); геологические, биологические, климатические и иные географические и другие естественные условия (jus naturae, законы природы); макро- и микросоци- альные (политический, социологический, культурологический и другие факторы); общественные отношения (экономические, потребительские факторы); естественное право (jus naturale); разум, правосознание, нравственные принципы, обществен­ное мнение, юридические факты, требования, правовой дух, правовые идеи, правоотношения, системы ценностей, требова­ния формы (юртехника), пути и средства, все типы интересов(ubi societas ibi jus); интуитивное право (эмоции и интеллекту­альное усмотрение); архаичное право (предания, пословицы, поговорки юрид. содержания); решения, обыкновения, ratio decidendi, обычное право (jus consuetudinis); «мягкое право», «гибридные» нормы, литературные (религиозные jus divinum, исторические, доктринальные doctrina, программные, реко­мендательные, научные, учебные) и другие, в том числе, наибо­лее важные для правоприменения — формальные источники, а также иное позитивное и негативное право. Особая роль среди ПВИП принадлежит учебной и научной юридической литературе. Учебные и научные издания о праве являются позновательными (вспомогательными) источниками права в тесном смысле этого понятия.

методические рекомендации (МР) — разновидность инструк­ции и (или) нормативное произвордственно-практическое издание, содержащее систематизированный свод норм, пра­вил, требований, указаний по регулированию деятельности, пользованию изделиями и (или) услугами. МР определяют структуру, логику, методы и средства деятельности, пользо­вания. МР разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта нормативного правового регулирования, организа­ции и осуществления деятельности (пользования). МР могут сопровождаться методическими разработками — типовы­ми формами документов, инструкциями об осуществлении конкретной (го) деятельности (пользования), инструкциями для субъектов, относящихся к лицам, осуществляющим от­дельные функции, регламентами. МР могут быть отнесены к стандартам организаций и к сводам правил — документам в области стандартизации, используемым на территории Рос­сийской Федерации.

системное изучение ПВИП — методологический подход к из­учению права как единства отражающих закон и правоотно­шения познавательных (вспомогательных) источников права, в котором ПВИП рассматриваются системно, с учетом разноо­бразия элементов, их функций и взаимосвязей между ними.

Рекомендации

Цель преподавателя вуза и исследователя Одна из целей университетского преподавателя и иссле­дователя права — студента или ученого состоит в том, чтобы познакомить аудиторию с основными вопросами такой-то науки в ее современном состоянии и ориентировать в подхо­дах к самостоятельному ее изучению, направленному на ре­зультат. Цель достигается через решение задач:

знакомство аудитории с основными теоретическими раз­работками и приоритетными направлениями в области из­учаемой отрасли науки;

сообщение аудитории знаний об основных понятиях и ка­тегориях изучаемой отрасли науки;

ориентировка аудитории на систематический и осознанный анализ законодательства в области изучаемой науки;

формирование навыка применения системного изучения ПВИП, соответствующего требованиям, предъявляемым к са­мостоятельной работе определенного вида.

Требование к применению методических рекомендаций Специализированные литература и материалы, а также пособия, создаваемые как в учебных, так и в фундаментальных целях, которые содержат описания этапов исследований, реко­мендуемых инструментов и способов, значительно повышают качество самостоятельной работы студентов и ученых и реко­мендуются для учета в работе.

Требование к краткости методологического описания В каждую учебную и научную работу рекомендуется вклю­чать краткое описание использованных при ее подготовке ме­тодологии, методических рекомендаций, инструментов и спо­собов.

Требование к полноте методологического описания Одновременно с краткостью, к методологическим описани­ям, создаваемым как в учебных, так и в научных целях, нужно

предъявить и другое требование — полноту отражения отрас­ли науки или междисциплинарного направления или предме­та работы. Методологическое описание должно удовлетворять этому требованию полноты с точки зрения хронологической, географической, многообразия взглядов и мнений. Хронологическая полнота

Хронологическая полнота означает учет истории развития методов науки и ретроспективы изучения рассматриваевого фрагмента права на примере всех известных периодизаций, а также трудов и имен, которые определенно высветили новый этап, повлияли на его развитие в целом.

Географическая полнота

Географическая полнота требует не ограничиваться на при­мерах исключительно отечественных или более того — принад­лежащих перу отдельных научных школ. Несмотря на узость тем и редкость специалистов и в других академических и науч­ных институтах найдутся труды, достойные внимания, авторы которых выражают тем более специфичные взгляды, чем более отличаются условия обеспеченности источниками в одном месте от другого. Отличаются между собой труды на разных языках. Отсюда необходимость использования современных технологий перевода и освоение основ юридического пере­вода.

Примечание: Для перевода онлайн рекомен­дуется «Мультитран» http://www.multitran.ru/; для перевода он­лайн «Переводчик Гугл» http://translate.google. ru/#autolrul; «Паралинк» http://translation2.paralink.com/; «EuroVoc» http://eurovoc.europa.eu/ drupal/ и другие онлайн-переводчики1.

Полнота правопонимания

Многообразие правопонимания, учет основных подходов к пониманию права — неотъемлемое условие обоснованного исследования.

Требование о проведении самостоятельной работы Познакомить с основными вопросами науки — не един­ственная цель вузовского преподавателя и исследователя. Другая важная цель — привить или выработать у себя на­вык использования метода научного исследования. Главным средством для достижения этой цели служит самостоятель­ная работа молодых ученых и студентов (под руководством преподавателя) в форме познания источников, нацеленная на оформление, защиту и обсуждение рефератов, подготовку к участию в интерактивных занятиях.

Важность ПВИП

Исследовательская работа неизбежно требует вовлечения самого широкого круга познавательных источников и вызывает насущную необходимость иметь под рукой их пространные списки для облегчения выбора тем и «вхождения в тему» с ис­пользованием достаточного для этого объема литературы. Ис­пользование отдельных видов изданий и видов информации, подразделяемых по знаковой и материальной природе, взамен использования всех видов изданий и информации, учитывать которые возможно и целесообразно, снижает качество резуль­тата.

Преимущества и недостатки системного изучения ПВИП Из недостатков системного изучения ПВИП — сравнитель­ная трудоемкость и скованность научного творчества мето­дикой. Эти и другие недостатки уступают преимуществам системного изучения ПВИП в сравнении с произвольным под­ходом к поиску и обработке материалов: оптимальное соотно­шение затрат и качества результата; обоснованность результата благодаря учету специальной информации, объем которой позволяет судить о действительном состоянии и перспективах исследуемой темы; уверенность в полном соответствии резуль­тата к предъявляемым к нему требованиям. Использование метода системного изучения ПВИП не исключает возможность применения других способов исследований.

Поисковые запросы

Перед началом поиска рекомендуется составить список от пяти до двадцати кратких поисковых запросов (словосо­четаний), в том числе на доступных языках, кроме русского; использовать все виды поиска: простой, расширенный, интел­лектуальный, строгого соответствия (закавычить поисковый запрос); для сужения области поиска использовать функцию поиска на определенном сайте.

Интернет-архив

Невозможность прямого доступа к открытым сведениям из-за изменения адреса или удаления бывает проблемой при поиске нужных материалов. Если не удается перейти по ссыл­ке из результатов поиска, полученных в поисковой системе, например, ссылка указывает на место размещения, в котором нет искомого результата или находится другой материал, и нет «кэша» (копии, сохраненной поисковой системой), то эту же ссылку можно проверить через «Машину времени», которая предоставляет возможность доступа, в том числе, к удален­ным сайтам и материалам — Интернет архив «ВэйБэкМашин» http://www.archive.org/web/web.php Этапы системного изучения ПВИП

Ориентированы на структуру готовой работы и соответ­ствие критериям ее рецензирования и оценки. Исключительно важно на каждом этапе автоматизировать работу, экономить время. Этому способствует как использование Сети, поискови­ков, так и соблюдение последовательности этапов.

Поиск библиографических списков

Библиографические сведения тематических ПВИП содер­жатся в отраслевых и авторских библиографиях, узкотемати­ческих диссертациях, монографиях, сборниках научных статей, могут составляться с использованием библиотечных каталогов, и, особенно, полнотекстовых фондов электронных библиотек, справочных правовых систем, включающих юридическую ли­тературу. Внимание также стоит уделить спискам литературы, соответствующим параграфам и разделам учебников и учеб­ных пособий, посвященных тематике, близкой к избранной теме учебного и научного исследования.

Руководства по исследованиям

Пока мало распространенный в отечественной практике жанр методической литературы — «руководства по исследова­ниям» в тех или иных областях, соответствующие выбранной теме, значительно облегчают подготовку, проведение и оформ­ление исследования2.

Антологии и библиографии

Антологии и библиографии представляют собой издания, в которых документально зафиксирована библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом про­цессов ее подготовки, и средством обслуживания читателей. Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы.

Антологии и библиографии подразделяются по видам, ко­торые в свою очередь выделяются по различным признакам:

- по содержанию — универсальные, отраслевые, тематиче­ские, страноведческие, краеведческие, персональные;

- по времени издания — текущие, ретроспективные, пер­спективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков);

- по полноте отбора — регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные;

- по способу группировки материала — алфавитные, пред­метные, словарные, систематические, хронологические.

Библиография

В результате поиска библиографических списков составля­ется первичный список литературы, посвященной избранной теме учебного и научного исследования. Список помогает вы­являть имена авторов, имеющих несколько работ по соответ­ствующей теме исследования. Рекомендуется дополнительно выполнить поиск работ этих авторов, для пополнения пер­вичного списка литературы. На основании первичного списка литературы подготавливается краткое описание предшествую­щих исследований («библиография») с оценкой исследованности темы, указанием имен основных авторов, основных работ, прежде всего монографических и диссертационных, а также научных статей.

План источниковедческого исследования

С использованием поиска ключевых слов в тексте отдель­ных документов (Ctrl+F) исследователь прорабатывает первич­ный список доступной литературы для выявления основных ПВИП, а также формально-юридических источников права, соответствующих предмету исследования. Продолжать поиск рекомендуется, переходя от одного вида форм источников к другому. В зависимости от предмета конкретной работы со­ставляется план источниковедческого исследования, который может включать пункты:

- виды нормативных актов в последовательности их ие­рархии — от глобальных к внутригосударственным, от общих к специальным, от договорных и законодательных к подзакон­ным и локальным;

- виды зарубежных нормативных актов;

- официальные издания, сборники нормативных актов;

- комментарии нормативных актов, инструктивно-методи­ческие материалы по их применению, адресованные сотрудни­кам правоприменительных органов и практикам;

- энциклопедические и справочные издания, глоссарии, хрестоматии, антологии;

- судебная практика, обзоры судебной практики отече­ственных, зарубежных и международных судебных учреждений по предмету;

- доктринальные издания, монографии и доклады, учебни­ки и курсы лекций;

- специальные периодические издания;

- диссертации, авторефераты, обзоры исследований;

- электронные ресурсы (произведения, опубликованные только в Сети), видеолекции, презентации, аудиовизуальные программы, иные мультимедийные материалы.

Рубрикация и анализ

ПВИП распределяются по рубрикам. На основании из­учения содержания ПВИП кратко записываются основные сведения, позволяющие исследователю впоследствии быстро находить интересующие фрагменты.

Работа с текстами и синтез

В соответствии со структурой планируемого результата осуществляется основной этап системного изучения ПВИП — в рамках рассмотрения отдельных вопросов, отражаются понятия, концепции, основные НПА, документы судебной практики и другие ПВИП, касающиеся конкретных вопросов. В результате синтеза материалов формируются плановые раз­делы исследования, дополняемые необходимыми примерами и справками.

Справочно-поисковый аппарат

Минимальный (обязательный) справочно-поисковый аппа­рат работы — деление на разделы или оглавление (содержа­ние). В зависимости от вида работы справочный аппарат могут составлять список сокращений и обозначений, вспомогатель­ные указатели и другие элементы.

Примечание: Для системного оформления структурных элементов научных и учебных работ и изданий рекомендуется использовать локальные инструкции организаций и учреж­дений, в которых эти работы выполняются, а также государ­ственные стандарты СИБИД, например, ГОСТ 7.23-96 СИБИД Издания информационные.

Критерии системного изучения ПВИП

Для самопроверки проекта готового результата исследо­вания на уровень системности изучения ПВИП используются следующие критерии:

- достоверность;

- актуальность и новизна темы;

- степень решения поставленных задач;

- оценка структуры работы и соразмерности ее разделов;

- степень научности, критического рассмотрения различ­ных точек зрения, обобщения, аргументированности выводов и предложений, их значимость;

- наличие фактографических неточностей, спорных по­ложений;

- наличие методологического описания, и, при необходи­мости, пошагового описания хода исследования;

- хронологическая полнота источников;

- географическая полнота источников;

- рассмотрение с учетом типов правопонимания;

- использование руководств по исследованиям;

- использование антологий и библиографий;

- использование руководств по исследования;

- использование поисковых систем различных типов и со­четание способов поиска;

- вариативность поисковых запросов;

- использование печатных материалов наряду с цифровыми;

- использование библиографических списков и возмож­ностей каталогов;

- использование антологий и библиографий;

- использование разных «резервуаров» и хранилищ данных;

- наличие оценки степени изученности темы в библиографии;

- наличие и выполнение плана источниковедческого ис­следования;

- использование материалов судебной практики;

- использование источников иной знаковой и материаль­ной природы в сравнении с преобладающими видами;

- соответствие заголовков содержанию, соразмерность и равноположенность рубрикации;

- обеспеченность работы достоверными примерами и справками;

- наличие справочно-поискового аппарата;

- формальное удостоверение проверки системности из­учения ПВИП (например: «Совокупность использованных ис­точников отвечает критериям и методике системного изучения познавательных (вспомогательных) источников права.»);

- соответствие работы предъявляемым требованиям в це­лом и в деталях.

Дополнительные критерии системного изучения ПВИП

В изучении определенных проблем также могут быть полез­ны дополнительные критерии системного исследования ПВИП:

- статистическая обработка ПВИП;

- структурное изучение элементов во взаимовсязи с «внешним окружением» с учетом их состава (множественности) и иерархии;

- исследование схем, графиков, карт и других иллюстраций;

- выявление мест, свойств, признаков объектов и предметов;

- применение дедукции и индукции — построение рассуж­дений от общего к частному и обобщение общего, особенного и единичного до целостной картины;

- проверка совпадения результата с вопросами предмета, курса, контрольными вопросами;

- проверка усвоения через включение контрольных вопросов;

- рассмотрение хода эволюции норм, других структурных элементов права через взаимосвязи систем права;

- использование специального научного языка, латинской юридической фразеологии.

Некоторые заблуждения относительно изучения ПВИП

Не соответствуют действительности представления о том, что:

- издания, опубликованные пять лет назад, использовать практически бесполезно;

- правовые принципы — декларация, они не имеют юри­дической силы;

- начинать исследования следует с рассмотрения норма­тивных правовых актов, нормативно-правового акта, который комплексно регулирует определенные отношения, нет.

Оформление библиографических сведений

Действующие госты 2003 и 2008 гг. не лишены внутренней противоречивости и не предусматривают во всей полноте все возможные варианты описания библиографических сведе­ний изданий (произведений, документов). Неудобны в при­менении, громоздки и пробельны. Вузы, научные издатель­ства, научные журналы в связи с этим имеют собственные рекомендации по оформлению библиографических сведений. Краткий и удачный пример такой инстукции — «Требования к оформлению» работ, публикуемых в рамках Блищенковских чтений РУДН5. Однако госты устанавливают основные требо­вания и логику оформления библиографических сведений и пользоваться ими, особенно в случаях неопределенности, обязательно.

Добровольные помощники

Добровольные помощники могут оказывать значительную помощь при проведении крупных исследований, подготовке коллективных работ, разработке научных и учебных пособий. Целесообразно привлечение добровольцев, с учетом их вклада в личных показателях научно-исследовательской и обществен­ной работы, в рамках следующих видов работы:

- введение в отечественный научный и учебный оборот новых сведений о праве посредством перевода научных статей и специ­альных фрагментов нормативных актов на русский язык;

- создание учебных пособий, презентаций, иллюстратив­ных материалов;

- сбор, хранение и распространение специальных полно­текстовых электронных материалов;

- предварительное критическое обсуждение проектов полу­ченных научных и учебных результатов.

- сбор, хранение и распространение специальных полно­текстовых электронных материалов;

- введение в отечественный научный и учебный оборот но­вых сведений о праве посредством перевода научных статей и специальных фрагментов нормативных актов на русский язык.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика