Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Уставу Организации Объединённых Наций 70 лет: новое прочтение или кризис применения?
Научные статьи
26.05.15 11:15

Уставу Организации Объединённых Наций 70 лет: новое прочтение или кризис применения?



Нечевин Д. К.

Колодкин Л. М.

Гордиенко В. В.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Нечевин Д. К., Колодкин Л. М., Гордиенко В. В.
4 (83) 2015
В научной статье на основе анализа мировой практики, мирового сотрудничества, научных работ и ряда политико-правовых явлений рассматриваются некоторые актуальные проблемы Устава Организации Объеденных Наций.



26 июня 1945 года для всех народов мира, включая повер­женную Германию и будущую жертву атомных бомбардиро­вок Японию, прозвучали порождающие надежды на светлое будущее слова: «Мы, народы объединённых наций, преиспол­ненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невы­разимое горе, и вновь утвердить веру в основные права челове­ка, в достоинство и ценность человеческой личности, в равно­правие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».

Это был текст Преамбулы Устава Организации Объеди­нённых Наций. Устав подписали представители 50 государств. Подписан был Устав ООН в Сан-Франциско 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября того же года.

Создание действующей постоянно международной орга­низации на основе волеизъявления суверенных государств для обеспечения международного мира и безопасности и при­нятия её Устава стало очевидным после окончания второй мировой войны. Человечество уже предпринимало попытку создания такой организации в лице Лиги Наций, потерпевшей полное фиаско и не сумевшей остановить агрессивные замыс­лы гитлеровской Германии. Лига Наций была порождением ужасов первой мировой войны.

Трагические выстрелы 15 июня 1914 года в небольшом го­родке Сараево, унёсшие жизни наследника императорско­го престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, вовлекли в войну в первые дни почти четыреста миллионов человек. В последующем в горнило мировой во­йны было вовлечено ещё семьдесят миллионов граждан и под­данных тридцати государств. Военные действия происходили на территории трёх континентов: Европы, Азии и Африки, в акватории трёх океанов и семи морей. В результате военных действий на суше, на море и впервые в истории в воздушном пространстве погибло девять с половиной миллионов че­ловек, и более двадцати мил­лионов получили ранения, сделавшие их инвалидами.

Такой жестокий урок вызвал необходимость соз­дания международного ме­ханизма предупреждения и нейтрализации военных конфликтов мирового мас­штаба.

Так, по инициативе стран-победительниц Ан­глии, Франции, Соединён­ных Штатов Америки была создана первая длительного действия международная организация — Лига На­ций. Устав её был принят на Парижской мирной кон­ференции 28 июня 1919 года и вступил в силу с 10 января 1920 года. Эйфория победи­телей позволила использо­вание текста Версальского мирного договора (Устав Лиги Наций состоял из пер­вой части договора), одно­временно породила конфликт между странами-учредителями. В процессе работы над текстом Устава возникли серьёзные противоречия между Великобританией, Францией и США. Ев­ропейские страны-победительницы считали, что они завоевали себе право господства во внешней политике. Соединённые Штаты претендовали на свою главенствующую роль на евро­пейском континенте и в Лиге Наций. Не сумев реализовать своих замыслов, США приняли решение не входить в состав учредителей и занять позицию вне состава Лиги наций, от­казавшись от ратификации её Устава.

Россия, находясь в состоянии международного бойкота, не была приглашена войти в состав Лиги.

В соответствии с Уставом Лига Наций образовывала Ассам­блею — собрание представителей всех стран — членов Лиги Наций. Постоянно действующим органом был Совет Лиги Наций, избираемый Ассамблеей из числа постоянных и иных членов организаций на установленный Уставом срок.

Рабочим органом Лиги Наций был Секретариат во главе с Генеральным секретарём.

При Лиге Наций была сформирована Постоянная палата Международного правосудия. Напуганные лозунгами миро­вого революционного пожара учредители Лиги создали на до­вольно автономных правах Международное бюро труда для снижения остроты конфликтов между трудом и капиталом. Эта миссия Лиги Наций, как и другие намерения не были ре­ализованы.

В Уставе Лиги Наций не было чётко обозначено разграниче­ние полномочий Совета и Ассамблеи Лиги, что влекло за собой дублирование функций и отсутствие механизмов реализации принимаемых органами Лиги решений. Все вопросы, входя­щие в круг полномочий Лиги Наций, могли быть предметом рассмотрения как Ассамблеи, так и Совета Лиги Наций.

Статья 3 Устава Лиги Наций закрепляла право Ассамблеи «ведать всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги». Аналогичное право было предоставлено Совету Лиги (п. 4 ст. 4). При этом Совет Лиги состоял из представителей Глав­ных Союзных и Объединившихся Держав (Великобритания, Франция, Италия и Япония) и ещё четырёх представителей стран членов Лиги. Первоначально такими членами Совета были Бельгия, Испания и Греция. С одобрения большинства членов Ассамблеи в Совет могли входить представители других держав, получавших статус постоянных членов Совета. В та­ком порядке 8 сентября 1926 года Германия стала постоянным членом Совета Лиги Наций. Три державы, виновные в развя­зывании второй мировой войны, оказались в составе рабочего органа Лиги Наций, состоявшего сначала из 6, а с сентября 1926 года из девяти членов Лиги. Каждый член Лиги, представ­ленный в Совете, обладал одним голосом (п. 6 ст. 4).

Местом пребывания Лиги Наций была установлена Же­нева.

Государства, объединившиеся в Лигу Наций, брали на себя обязательства ограничения численности вооружённых сил до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств (п. 1 ст. 8).

Статья 5 Устава Лиги Наций провозглашала принцип еди­ногласного голосования по обсуждаемым вопросам как при заседаниях Ассамблеи, так и Совета Лиги Наций.

Пользуясь этим, представители английских и француз­ских правительственных кругов голосами зависящих от них государств «торпедировали» принятие предложений миро­любивых государств. Согласно ст. 1 Устава все государства, до­минионы или колонии могли быть членами Лиги Наций, если за это выскажутся две трети участников. Члены Лиги Наций обязывались обмениваться «самым откровенным и исчерпыва­ющим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружённых сил, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышлен­ности, которые могут быть использована для войны» (ст. 8).

Устав Лиги Наций не содержал императивного запрета на ведение военных действий государством — членом Лиги Наций. Более того, статья 12 Устава практики легализовала разрешение спортивных вопросов путём войны.


 

В ней предусматривалось обращение участников конфлик­та к третейскому разбирательству или рассмотрению совета, а прибегнуть к войне разрешалось по истечению трёхмесяч­ного срока после решения третейских судей или доклада Со­вета.

В случае невыполнения добросовестно вынесенных реше­ний Совет предлагает применение мер, предусмотренных ст. 16 Устава. Эти меры были явно недостаточно эффективны для обуздания агрессора. К ним относились: разрыв торговых и фи­нансовых отношений, запрет всех сношений своим гражданам с гражданами государства, нарушившего запрет на военные действия.

Весьма аморфно было изложено положение об обязан­ности Совета предложить заинтересованным государствам численный состав вооружённых сил для вхождения в объеди­нённые войска, предназначенные для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Такие меры Лига не применяла к Италии за агрессивную войну в Эфиопии, к Германии и Италии за военное вмешатель­ство на стороне мятежников в гражданской войне в Испании, за агрессивную политику Японии в отношении Китая. Кро­ме того, не были учтены результаты Первой мировой войны, не стали для Лиги Наций основой разработки эффективного механизма предотвращения новых войн. Вторая мировая во­йна привела к ещё большим потерям людских жизней и сме­не государственного устройства многих стран. Никто не смог в большей мере осознать те потери и затраты, которые понесли страны.

Более того, человечество стало свидетелем использования атомных бомб на два японских города — Хиросиму и Нага­саки. Самое трагичное в том, что это произошло тогда, когда война уже фактически закончилась и Япония признала своё поражение. Использование атомных бомб было абсолютно неоправданно. Народ Японии до сегодняшнего момента про­должает испытывать отрицательное воздействие радиации после взрыва атомных бомб.

Союзники видели результат победы в том, чтобы спасти последующие поколения от войны. И в этих целях решили основать Организацию Объединённых Наций и обеспечить коллективную безопасность, предотвратить войны и агрессии, а Лига Наций потерпела полное политическое банкротство и была распущена в апреле 1946 года.

Создание ООН учитывало горький опыт функционирова­ния Лиги Наций и даже не восприняло наименования этой международной организации.

Термин Организация Объединённых Наций ввёл в оборот президент США Франклин Д. Рузвельт. Впервые в официаль­ном акте термин «Организация Объединённых Наций» был использован 1 января 1942 года в Декларации Объединённых Наций, принятой представителями 26 государств, объединив­шихся для совместной борьбы против стран оси — «Берлин- Рим-Токио». Вскоре после поражения в войне гитлеровской Германии в июне 1945 года представители 50 стран мира собра­лись на конференцию Объединённых Наций в Сан-Франциско и образовали постоянную международную структуру — Орга­низацию Объединённых Наций, приняли главный документ, являющийся обязательным для всех стран его подписавших.

Успешному решению этих вопросов способствовала тща­тельная предварительная проработка этих вопросов.

Ещё в августе-октябре 1944 года представителями четырёх держав (Великобритании, Китая, Советского Союза и Соеди­нённых Штатов Америки) в старинном особняке Думбартон-Окс в пригороде Вашингтона Джорджтауне были подготов­лены предложения по созданию ООН и концептуальные положения Устава.

Важную роль в создании ООН и принятии её основопола­гающего документа — Устава сыграла встреча в Ялте 4-11 фев­раля 1945 года лидеров стран антигитлеровской коалиции.

На встрече в Ливадийском дворце в Ялте лидеры СССР, США и Великобритании практически начали процесс созда­ния Организации Объединённых Наций. Союзникам в борьбе с фашизмом требовалось создание международной организа­ции, которая с учётом краха функционирования Лиги Наций была бы способна предотвратить третью мировую войну «кро­вавого двадцатого века».

На Ялтинской встрече лидеров стран антигитлеровской коалиции была в общих чертах сформулирована идеология Организации Объединённых Наций.

На Ялтинской конференции было условлено, что в основе деятельности Организации Объединённых Наций по обеспе­чению мира и безопасности будет положен принцип едино­гласия великих держав — постоянных членов Совета Безопас­ности, обладающих правом вето. Ф. Рузвельту, У. Черчиллю и И. В. Сталину удалось найти общий язык по вопросу роли ООН в послевоенном мироустройстве и определении госу­дарственных границ на территориях, оккупированных в ходе второй мировой войны войсками Третьего рейха.

Активная работа представителей четырёх держав и согла­сованность мнений лидеров стран антигитлеровской коалиции создали благоприятные условия для принятия Устава ООН — это международный договор, учредивший международную организацию, объединение государств для осуществления со­трудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющую необходимую систему органов, совокупность прав её обязанно­стей, объём которой определяется волей государств — членов организации, его подписали на заключительном заседании Конференции Объединённых Наций представители пятидеся­ти государств (Австрия, Аргентина, Белоруссия, Бельгия, Боли­вия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Ли­берия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальва­дор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украина, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз).

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Без­опасности ООН и большинством стран, подписавших Устав.

Устав ООН представляет собой детально разработанный международный акт, что выгодно отличает его от Устава Лиги Наций. Достаточно отметить, что основополагающий документ Лиги включал 24 статьи, а Устав ООН содержит девятнадцать разделов (глав) и 111 статей, с декабря 1978 года Устав дополнен Правилами Процедуры Генеральной Ассамблеи, содержащи­ми семнадцать разделов и 163 правила. Это вопрос юриди­ческой техники. Глава первая Устава ООН формирует цели и принципы организации.

Устав Организации Объединённых Наций обязал все стра­ны подчиняться выработанному закону. Организацией Объ­единённых Наций был основа Совет Безопасности, который был призван определить, насколько то или иное государство подвергает опасности другие страны, определить агрессию, нарушение мира, а также использовать свои полномочия в ин­тересах сохранения мира. То есть основной ключевой момент в том, что образование Организации Объединённых Наций было попыткой ограничить власть государств в возможности развязывать новые войны. И, несмотря на высокий политиче­ский уровень решений, ни ОНН, ни Совет Безопасности, к со­жалению, не смогли предотвратить те или иные агрессии.

История 70-летия Организации Объединённых Наций пол­на неудач, которые были основаны на неправильных политиче­ских решениях. Последний случай в этом направлении среди ряда примеров — это сделанная попытка пересмотреть резуль­таты Первой мировой войны в отношении Парижского пакта прекращения войны, также известного как Кельнский пакт.

Важно помнить, что все страны были участниками этого пакта, но, несмотря на то, что Германия подписала этот пакт, это не предостерегло Гитлера от развязывания новой войны.

Поэтому сегодня необходимо, чтобы Организация Объеди­нённых Наций имела достаточные полномочия сделать войну незаконной. Основание Организации Объединённых Наций дало возможность разработать специальные положения для обуздания и осуждения агрессоров. Раньше не было такого международного законодательства.

Нюрнбергский процесс разработал механизм осуждения преступников, причём не только частных лиц, но и организа­ций. Этот механизм должен быть и сегодня действенным.

Однако преступления агрессии продолжаются в мире. Вве­дение союзнических войск в Афганистан, Ирак — это было сделано вопреки положениям Организации Объединённых Наций. В 1998 году был сделан существенный шаг в разра­ботке международного права, когда был принят междуна­родный Римский статут. После июня 2002 г. он вступил в силу, и Международный уголовный суд выразил свою готовность осуществлять международную юрисдикцию по поводу любых нарушений закона во всём мире.

ООН призвана поддерживать международный мир и без­опасность, развивать дружественные отношения между на­циями, принимать меры для укрепления всеобщего мира, осуществлять сотрудничество в деле уважения к правам и сво­бодам, быть центром согласованных действий для достижения этих целей.

Организация Объединённых Наций в соответствии со ст. 2 Устава действует в соответствии с принципами:

1) суверенного равенства всех её членов;

2) добросовестного выполнения принятых в связи с член­ством в организации обязательств;

3) разрешения международных споров мирными средства­ми;

4) воздержания в международных отношениях угрозы си­лой или её применением;

5) оказания всемерной помощи в действиях, предпринима­емых в соответствии с Уставом ООН и воздержания от сотруд­ничества с любым государством, в отношении которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6) обеспечения соблюдения государствами не членами ООН принципов Устава, необходимых для поддержания междуна­родного мира и безопасности;

7) невмешательства в дела, по существу входящие во вну­треннюю компетенцию других государств. Этот принцип не затрагивает применения, предусмотренных Уставом при­нудительных мер.

Указанные меры перечислены в статьях 41 и 42 Устава и подразделяются на меры, не связанные с использованием вооружённых сил, и действия воздушными, морскими или сухопутными силами. К первой группе относятся: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодо­рожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщений, разрыв дипломатических от­ношений (ст. 41).

К принудительным мерам с использованием вооружённых сил Устав относит демонстрацию силы, блокаду, или другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

В отличие от Устава Лиги Наций в Уставе ООН в целях соз­дания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных отношений между народами и государствами, в главе девятой предусмотрены меры экономического и социального сотрудничества.

Организация Объединённых Наций в соответствии со ст. 55 Устава берёт на себя обязательства содействовать повышению уровня жизни, полной трудозанятости населения, экономиче­скому и социальному прогрессу и позитивному развитию всех стран и народов. Не менее значимо обязательство разрешать международные проблемы в областях экономической, соци­альной, здравоохранения, культуры и образования. Устав ООН призывает человечество к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Все члены Организация Объединённых Наций обязуются предпринимать как совместные, так и самостоятельные дей­ствия по реализации мер международного экономического и социального сотрудничества. Приём в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые добровольно при­нимают предусмотренные Уставом обязательства, и по мнению членов ООН, могут и желают эти обязательства выполнить.

Первоначально членами ООН было пятьдесят государств, в настоящее время в ООН входят 193 государства. Член ООН может быть исключён за нарушения принципов Устава Гене­ральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Устав наряду с исключением государства-нарушителя из числа членов ООН предусматривает приостановление прав члена ООН. Эти меры должны обеспечивать требование Устава — членами ООН могут быть только миролюбивые государства.

Восстановление приостановленных прав члена ООН произ­водится Советом Безопасности. Поскольку членами ООН яв­ляются суверенные государства, то каждый член Организации обладает правом выхода из неё. Это положение содержится не в Уставе Организации Объединённых Наций, а в специ­альной резолюции, принятой в 1945 году на учредительной конференции в Сан-Франциско.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассам­блея, Совет Безопасности, экономический и социальный Со­веты, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

В 2015 году Совет Безопасности Организации Объединён­ных Наций состоит из 15 членов, пяти постоянных — Китай, Россия, Великобритания, США и Франция и десяти непосто­янных, избирающихся на двухгодичный срок. В настоящее время непостоянными членами Совета Безопасности являют­ся: Англия, Венесуэла, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Чад и Чили. Почти одна треть госу­дарств — членов ООН никогда не избирались непостоянными членами Совета Безопасности. С учётом неудач Лиги Наций Устав ООН строго регламентировал компетенции главных структур Организации (ст. 7-32).

При главных органах ООН могли создаваться вспомога­тельные органы, которые действовали строго в соответствии с Уставом, могли действовать только временно и не должны были превышать полномочий главного органа, при котором они создавались или затрагивать функции других главных ор­ганов ООН. Устав запрещал любые ограничения по гендерному признаку для персонала главных и вспомогательных структур ООН, провозглашая полное равенство прав мужчин и женщин в любом качестве и на любых должностях аппарата ООН.

Персонал Организации Объединённых Наций насчитывал при её создании около четырёх с половиной тысяч служащих.

Все они организационно находятся в штатах Секретариата ООН, возглавляемого Генеральным секретарём.

Генеральным секретарем был избран в 1946 году сроком на 5 лет Норвежский политический и государственный деятель Ли Трюгве Хальфдан (1896-1968). Его заменил на этом посту шведский дипломат Даг Хаммаршёльд (1905-1961). Он вступил в должность 10 апреля 1953 года. Большое внимание второй Генеральный секретарь ООН уделял работе с персоналом орга­низации: добился их полной автономности от органов государ­ственной власти стран, чьими гражданами или подданными они были. Даг Хаммаршёльд был весьма лоялен по отношению к СССР. Достаточно отметить, что с 1953 по 1957 год его по­мощником, а затем и заместителем был советский дипломат И. С. Чернышёв.

Хаммаршёльд трагически погиб в автокатастрофе в Родезии 18 сентября 1961 года при весьма таинственных обстоятель­ствах, выполняя миротворческую акцию.

В качестве генеральных секретарей ООН в последующем назначались видные дипломаты У Тан, Курт Вальдхайм, Кофи Аннон и другие.

В соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь международной Организации выполняет административно­распорядительные функции, наделён правом информировать Совет Безопасности о вопросах, которые, по его мнению, могут создавать угрозу миру и безопасности. Устав содержал ряд гарантий, исключающих возможность влияния какого-либо государства — члена ООН или группы государств на служеб­ную деятельность Генерального секретаря. Статья 100 Устава предусматривает, что «при исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией». Каждое государство из числа членов ООН обязуются уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата, и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Однако факты вмешательства отдельных государств в дея­тельность ООН имели место с первых лет функционирования организации. После начала «холодной войны» отказ ряда стран во главе с США от согласованного курса политики после окон­чания второй мировой приводил к нарушениям Устава ООН, подмене главного органа поддержания мира на планете — Со­вета Безопасности нелегитимными с позиций международного права временным комиссиям, отстранение ООН от решения важных вопросов.

Генеральными секретарями Организации Объединённых Наций за время её существования были Глэдвин Джебб (был исполняющим обязанности в 1945-1946 годах). Официально Генеральными секретарями считаются: Трюгве Хальвдан Ли (1946-1952 годах), Даг Хаммаршёльд (1953-1961 годах), У Тан (1961-1971 годах), Курт Вольдхайм (1972-1981 годах), Хавьер Перес де Куэльяр (1982-1991 годах), Бутрос Гаме (1992-1996 одах), Кофи Анан (1997-2000 годах) и Пан Ги Мун (2007 по на­стоящее время) и ни один из них не мог полностью обеспечить себе международную независимость в решении вопросов мира и безопасности.

Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций является в глазах мировой общественности общепризнанным дипломатом, высшим должностным лицом Организации, ини­циатором и примирителем враждующих сторон, символом ООН.

Генеральный секретарь назначается на должность Гене­ральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопас­ности. По сложившейся практике на должность Генерального секретаря не избирается представитель стран — постоянных членов Совета Безопасности. Срок полномочий Генерального секретаря 5 лет с возможностью избрания на новый срок не­ограниченное число раз. Но никто из перечисленных персон не занимает этот пост более двух раз. Организация Объединён­ных Наций встречает своё семидесятилетие не в самой лучшей международной обстановке. Ужасы второй мировой войны, банкротство Лиги Наций мотивировали деятельность основа­телей ООН. Они полагали, что деятельность принципиально новой международной организации сможет избавить мир от опасности третьей мировой войны.

Надо отдать должное — Устав ООН и сопряжённые с ним международные конвенции и другие акты сделали в этом на­правлении немало. Семьдесят лет человечество не знало гло­бальных военных конфликтов мирового масштаба. Идеи прав и свобод человека получили всеобщее признание и междуна­родный статус общепризнанных правовых ценностей. Распад СССР и лагеря социализма не повлёк за собой устранение гло­бального противостояния бывших мировых систем. Появились новые угрозы миру на земле. Международный терроризм стал глобальной угрозой для всех стран и народов. Экономическая и финансовая нестабильность, локальные вооружённые кон­фликты, энергетическая и продовольственная необходимость, нехватка природных ресурсов, угрозы экологического характе­ра детерминируют необходимость нового прочтения, нового понимания и нового задействования механизмов обеспечения мира и безопасности в условиях глобализации и буйного раз­вития информационных технологий. Все эти угрозы осознают­ся и нуждаются в обновлённой правовой базе.

В условиях обострения и расширения спектра глобаль­ных угроз особую значимость приобретает нейтрализация деформации международного правового регулирования. Устав ООН был подготовлен в пятидесятые годы прошлого века. Многое в его нормах не просто утратило регулятивную роль, но просто не могло быть в поле зрения авторов проекта Устава и иных документов ООН, т.к. не существовало или только за­рождалось. Право как мера свободы постепенно утрачивает своё значение.

Председатель Конституционного суда России В. Д. Зорькин в статье «Кризис международного права: современный кон­текст» констатирует, что «разрыв между потребностями адек­ватного правового регулирования усложняющихся междуна­родных отношений и существующим международным правом нарастает опасным образом. И поэтому необходимо внесение серьёзных изменений в существующую систему норм между­народного права ... изменения в международную нормативную базу, и прежде всего в систему правовых установлений ООН, надо вносить не ради того, чтобы выстроить некий правовой идеал. Идеального права не бывает. Закон, как и государство, существует не для того, чтобы построить земной рай, а для того, чтобы на Земле не было ада. Но отрегулировать и уточ­нить международное право, приблизив его к современным реалиям, необходимо».

Выдержавший испытание временем Устав Организации Объединённых Наций нуждается в корректировке, новой ре­дакции, современном прочтении и эффективном примене­нии.

В этом должны быть заинтересованы все 193 страны — чле­ны ООН, и особенно 15 стран — членов Совета Безопасности.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика