Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Лига арабских государств на перепутье времен
Научные статьи
28.05.15 15:22

Лига арабских государств на перепутье времен



Ананидзе Ф. Р.

Хуссеин Ахмед Кадхим

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Ананидзе Ф. Р., Хуссеин Ахмед Кадхим

4 (83) 2015
В статье анализируется процесс становления и развития Лиги арабских государств (ЛАГ) как одной из важных региональных международных организаций общей компетенции. Особое внимание в ней уделено практической деятельности ЛАГ по обеспечению межарабского сотрудничества по вопросам региональной безопасности.


7 октября 1944 г. во дворце Антониадис (Александрия, Еги­пет) представители пяти арабских государств, участвовавших в работе Подготовительного комитета, подписали Алексан­дрийский протокол. Первая подпись под этим документом принадлежала Наххас Паше, премьер-министру Королевства Египет. Александрийский протокол послужил основой под­писанного 22 марта 1945 г. Устава Лиги арабских государств (ЛАГ), старейшей международной региональной организации в мире, включающей на данный момент 22 арабские страны, со штаб-квартирой в Каире.

С тех пор много воды утекло. За прошедший период Лига арабских государств (далее — ЛАГ) претерпела целый ком­плекс изменений. Число ее членов неоднократно пополня­лось (как уже было отмечено, на сегодня в ее состав входит 22 члена). Совершенствовалась и структура Лиги, появлялись новые структурные подразделения Организации. В частности, был создан Объединенный совет обороны, межминистерский совет по экономическим вопросам, получивший название Со­циально-экономического совета ЛАГ. Появился и такой но­вый орган, как Межарабское совещание на высшем уровне, на регулярных и экстренных заседаниях которого присутству­ют главы арабских государств. Также межарабское сотрудничество потребовало созда­ния и иных структур, в том числе межминистерских специализированных коми­тетов и административного суда. На сегодняшний день в составе ЛАГ действует 19 специализированных межа­рабских организаций и уч­реждений.

Эволюция ЛАГ прохо­дила через разные истори­ческие периоды, каждому из которых были присущи свои специфические особенности. Условно весь период жизне­деятельности ЛАГ можно подразделить на следующие этапы:

1. Начальный период (1945-1952 гг.). Для этого периода были характерны важные преобразования как на общеми­ровом, так и на региональном уровне. Международная си­стема совершила переход от этапа баланса сил к биполярно­сти, порожденной результатами Второй мировой войны. Уже с момента своего создания ЛАГ испытала на себе воздействие новых условий. Две основные мировые державы, победившие в войне, — СССР и США — обратили взоры на ближневосточ­ный регион. Соединенные Штаты активно проводили в жизнь проект создания еврейского государства, что привело к перво­му арабо-еврейскому конфликту 1948 г., завершившемуся по­явлением Государства Израиль. В этот же период наметилось стремление Запада во главе с США, Великобританией и Фран­цией подчинить арабские страны своим стратегическим за­мыслам, связанным с противостоянием Советскому Союзу. За­пад пытался объединить Израиль с арабскими государствами в рамках региональной оборонительной системы, получившей название ближневосточного оборонного блока5. В то время именно ЛАГ явилась главной трибуной противостояния политическим планам США и Запада в целом. В Совет ЛАГ было внесено несколько проектов, нацеленных на противодействие такой политике и укрепление независимости арабских го­сударств. Что касается собственно межарабских отношений, то здесь наблюдались как приливы, так и отливы, но в целом арабский альянс сохранялся, приобрел определенную гибкость и стал достаточно сбалансированным. Словом, это был период формирования и укрепления ЛАГ.

2. Второй период (1952-1970 гг.). Данный период был од­ним из наиболее активных по изысканию возможностей для решения проблемных вопросов межарабского сотрудничества и координации в целом. Именно в этот период ЛАГ сыграла существенную роль в поддержании межарабской системы, со­действовала выводу отдельных государств из таких одиозных объединений, как Багдадский пакт 1955 г. В этот же период главным рупором общеарабской национальной идеи стал Еги­пет эпохи президентства Гамаля Абдель Насера (1952-1970 гг.). Именно Египет, особенно после достигнутого им успеха в от­ражении Тройственной агрессии 1956 г., стал основным элемен­том общеарабской системы, а следовательно, и ЛАГ.


 

На этом же этапе возникло противоречие между устремле­ниями Запада и общеарабским национальном проектом. Это не замедлило отразиться на межарабской системе, которая стала базироваться на противостоянии между консервативны­ми силами и теми, кто выступал за изменение существующего положения. Лиге арабских государств удавалось так или ина­че играть роль посредника между этими двумя тенденция­ми. Более того, на первом межарабском саммите 1964 г. Лига предприняла попытку сблизить позиции обеих сторон. Тем не менее, в рамках ЛАГ продолжали существовать два течения: националистическое во главе с Египтом, Сирией, Ираком и Ал­жиром и консервативное, представленное, главным образом, Саудовской Аравией, Иорданией и Ливаном. Достигнув апогея своего влияния, националистическое крыло выходило за рам­ки ЛАГ как инструмента общеарабского действия, видя в ней сдерживающее начало, и прибегало для достижения своих целей к революционным методам. Между тем представители консервативного крыла усматривали в Лиге удобный формат для противодействия националистическому течению, средство максимально ограничить активность последнего.

Несмотря на все сложности, Лига арабских государств суме­ла пройти через этот этап, сохранив свою самостоятельность. Благодаря этому ей удавалось осуществлять роль посредника, поддерживать связь между участниками, отстаивать основную инфраструктуру межарабского взаимодействия.

3. Период распада (1970-1991 гг.). Хотя в начале этого пе­риода удалось добиться определенной солидарности арабов посредством общеарабского согласия на использование нефти как оружия в противостоянии Израилю в Октябрьской войне 1973 г., этот начальный этап продлился недолго. После под­писания Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 г. между Египтом и Израилем в ЛАГ обозначился явный раскол. Возникли два типа межарабских политических взаимоотношений. Первый из них предполагал объединение, союз, приведший к изгна­нию Египта из Лиги. Результатом данного шага стало усиление раскола в рамках ЛАГ: Египет стал во главе оси, включившей Судан, Сомали и Оман, а противостоял этой оси так назы­ваемый Фронт стойкости и противодействия, образованный Сирией, Алжиром, Ливией, НДРЙ и ООП.

Вторым типом взаимодействия стали попытки таких стран, как Саудовская Аравия, Ирак и Сирия, играть ведущую роль в выработке общей стратегии Лиги в 70-е годы. Заключение договора с Израилем фактически вывело Египет за рамки ме­жарабской региональной системы; в результате ведущее место в этой системе оказалось вакантным, и на него стали претен­довать Сирия и Ирак. Такие претензии на лидерство в ЛАГ негативно сказались на межарабских отношениях. Ираку уда­лось было возглавить общеарабскую систему в рамках Лиги, что отчетливо проявилось на саммите, состоявшемся в 1979 г. в Багдаде. Однако вскоре, увязнув в войне против Ирана, на­чавшейся в 1979 г., Ираку пришлось отказаться от этой лиди­рующей роли.

С окончанием ирано-иракской войны в августе 1988 г. возоб­ладала политика межарабских союзов и блоков, наметившаяся еще до ее завершения. В 1981 г. государства Залива договори­лись о создании объединения, получившего название Совет со­трудничества арабских государств Персидского залива и вклю­чившего в свой состав Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман и Бахрейн. Еще раньше, в 1979 г., Марокко, Ливия, Алжир, Тунис и Мавритания сформировали Союз арабского Магриба. В феврале 1989 г. был создан Совет арабского сотруд­ничества, объединивший Египет, Ирак, Иорданию и ЙАР. Воз­никновение этих объединений стало свидетельством того, что ЛАГ оказалась не в состоянии выполнять возложенные на нее функции и осуществлять поставленные ею цели.

В ходе кризиса, вызванного вторжением Ирака в Кувейт и второй войной в Заливе (1990-1991 гг.), внутри Лиги воз­ник серьезный раскол, следствием которого стало снижение активности ЛАГ на долгие последующие годы. Из-за слабо­сти, проявленной Лигой в период кризиса, произошла его интернационализация: по решению Совета Безопасности ООН в регион были введены войска международной коалиции. Роль Лиги в ходе кризиса была ослаблена и давлением со стороны внешних сил. Генеральный секретарь ЛАГ Шадли Клиби подал в отставку, что еще больше способствовало тому, что главная роль в урегулировании кризиса перешла к международной коалиции. Разрушительные последствия той войны затронули не только Ирак, но и весь регион в целом.

4. Четвертый период (с 1991 года по настоящее время). Этот период очень тесно связан с предыдущим. Слабость ЛАГ про­должала нарастать из-за выхода Ирака из межарабской реги­ональной системы вследствие международных санкций. Стало очевидным, что этот выход способствует расколу, особенно вследствие трансформаций, произошедших на ближневосточ­ной политической арене, превращения США в гегемона миро­вой политики и стремления этой единственной сверхдержавы навязать свои подходы арабам, в том числе в том, что касается арабо-израильского противостояния. В условиях отсутствия единого общеарабского проекта арабам оставалось лишь под­чиниться американским подходам. Это стало еще одним ре­зультатом ослабления роли ЛАГ, оказавшейся не в состоянии отстаивать права арабов в ходе этого противостояния.

После совершения вопиющего террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. США развернули широко­масштабную войну против так называемого «международного терроризма». Одним из этапов этой войны стало вторжение в Ирак в 2003 г. Совершенно очевидно, что оккупация Ирака была сильным потрясением для всего арабского мира, одна­ко ЛАГ хранила молчание. Из-за отсутствия ясного подхода, какого-либо четкого проекта, который необходимо было вы­работать в обстоятельствах фактической утраты суверените­та Ираком, Лига в значительной степени лишилась доверия в арабском сообществе. Единственной ее функцией стало осуждение политики США и Запада в отношении Ирака и арабского мира, никаких практических шагов со стороны Лиги не предпринималось. Арабские государства и прави­тельства не смогли использовать существование межарабской региональной организации для обеспечения интересов арабов даже хотя бы в минимальной степени.

Следствием пассивной роли ЛАГ на всем протяжении ее существования, ее неспособности обеспечить надлежащие кол­лективные подходы к общеарабским, региональным и между­народным проблемам стало желание многих арабских мысли­телей и реформаторов преобразовать Лигу, внеся те или иные изменения в ее устав.

Неспособность ЛАГ должным образом реализовывать свои функции обусловлена целым рядом факторов. Основная про­блема заключена в главном документе Лиге — ее Пакте (уставе), который был разработан в условиях, далеко не соответствую­щих тем задачам, которые встают перед общеарабской регио­нальной системой на современном этапе.

Еще одним фактором слабости является различный под­ход к функциональной роли ЛАГ со стороны арабских наро­дов и официальных властей арабских государств. Так, народы смотрят на Лигу как на инструмент единства и хотят видеть ее именно в таком качестве, между тем как арабские государства воспринимают ЛАГ с позиций своих узких (страновых) инте­ресов, игнорируя интересы общенациональные. В результате Лига утрачивает эффективность, а следовательно, оказывается несостоятельной при решении тех или иных общеарабских насущных проблем.

Наконец, еще одним фактором является кризис, вызванный разнонаправленностью устремлений отдельных арабских госу­дарств. В первую очередь данный кризис обусловлен игнориро­ванием общих интересов арабского мира со стороны отдельных правящих кланов в арабских государствах и преобладанием узких, односторонних интересов каждой отдельной страны.

Лига арабских государств как региональное и общенацио­нальное объединение нуждается в значительном усовершен­ствовании, которое должно затронуть ее структуру, инструмен­тарий, устав и методику работы. Данная цель является сколь труднодостижимой, столь и насущной, и необходимость ее осу­ществления остро ощущается практически во всем арабском мире. По этому поводу были проведено не одно мероприятие, как официального, так и неофициального характера, на кото­рых были сформулированы следующие основные задачи:

1. Пересмотр Пакта ЛАГ и внесение в него серьезных из­менений, что так необходимо для усовершенствования и эф­фективности работы Организации. При этом важное место здесь уделяется отказу от принципа консенсуса при принятии решений, особенно при применении ст. 6 Пакта ЛАГ, а также придания формы обязательности всем решениям Организации для ее членов;

2. Учреждение новых структурных подразделений (органов, в том числе неуставных), способных сделать деятельность ЛАГ более действенной и эффективной. Среди таких органов специ­алисты называют, например, общеарабский суд, а также орган, занимающийся вопросами предотвращения межарабских кон­фликтов и мирного их урегулирования;

3. Усовершенствование управленческого аппарата и струк­турная реорганизация Лиги арабских государств;

4. Всестороннее поощрение и развитие сотрудничества и со­вместных действий арабских стран;

5. Для достижения весомого прогресса развития арабского мира в целом обращение особого внимания на социально­экономическое развитие арабских государств, что в обозримом будущем станет необходимым залогом снятия напряженности в межарабских взаимоотношениях и постепенного сокращения конфликтного потенциала между арабскими государствами;

6. Также необходимо активизировать роль ЛАГ в разреше­нии межарабских конфликтов, изыскать действенные инклю­зивные арабские механизмы мирного урегулирования споров между арабскими государствами в соответствии с Уставом ООН 1945 г.

Несмотря на то, что такие реформаторские устремления пока не выходят за рамки теоретических дискуссий, ощущается отчетливое желание в сознании арабских специалистов, ин­теллигенции, у большой части населения арабских государств добиться изменения роли и места ЛАГ в решении проблем региона, включая структурную реорганизацию Организации исходя из этого со всеми вытекающими обстоятельствами. Та­кие воззрения арабов в целом четко отражены в разного рода межарабских проектах, сформулированных на протяжении последних нескольких десятилетий. Сегодня, в эпоху глобали­зации и новых вызовов, интернационализации международной жизни и многополярного мира многие международно-право­вые структуры, как универсального, так и регионального толка, включая ЛАГ, на самом деле нуждаются в политической транс­формации и структурном преобразовании.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика