Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Региональная социальная политика и становление федерализма в России
Научные статьи
11.06.15 14:04

вернуться


Региональная социальная политика и становление федерализма в России


Щербаков Г. А.

Садыкова Х. Н.

Конова Т. М.
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Щербаков Г. А., Садыкова Х. Н., Конова Т. М.
4 (83) 2015
Показано, что в современной России как федеративном государстве существует своя специфика, касающаяся ее природы, механизма разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, форм взаимодействия между ними, в составе субъектов Федерации, организации системы местного самоуправления, форм государственного правления и типа политической системы. Отмечено, что в отечественной науке не сформирована единая позиция относительно социальных аспектов российского федерализма, процесса приобретения регионами статуса субъектов РФ. В заключение формулируется вывод о том, что в политике Центра просматривается понимание роли Тюменской области в обеспечении стратегических интересов Российского государства на ближайшую и отдаленную перспективу.

Современная Россия как федеративное государство имеет свою специфику, касающуюся ее природы, механизма разде­ления государственной власти между Федерацией и ее субъек­тами, форм взаимодействия между ними, в составе субъектов Федерации, организации системы местного самоуправления, форм государственного правления и типа политической си­стемы. Следует отметить, что в отечественной науке не сфор­мирована единая позиция относительно названных аспектов российского федерализма.

Наряду с природой федеративного государства ученые ак­тивно обсуждают механизм разграничения государственной власти между Федерацией и ее субъектами. В данном контексте они выделяют два типа федеративных государств. В союзном государстве делегирование полномочий происходит снизу вверх от независимых государств, добровольно вошедших в Федерацию на основе договора. В децентрализованном го­сударстве делегирование полномочий осуществляется сверху вниз в ходе трансформации унитарного государства в феде­ративное.

Применительно к России также существует два подхода: по мнению одних авторов, ряд республик закрепили в своих конституциях принцип делегирования как добровольную пере­дачу части полномочий федеральному центру. Другие ученые справедливо полагают, что с помощью Федеративного догово­ра по инициативе центра были децентрализованы полномо­чия между Федерацией и ее субъектами. Здесь целесообразно привести мнение И. А. Умновой, которая считает, что Россия является децентрализованной Федерацией, а суверенизация республик осуществлялась в одностороннем порядке, явочным путем, и не подтверждена Конституцией РФ.


 

Существующая сегодня система государственной власти в российских реги­онах является результатом реализации модели феде­рации, закрепленной в Кон­ституции 1993 г., при этом следует согласиться с оцен­кой многих исследователей, что процесс становления России как государства про­должается. Об этом заявлял и В. В. Путин после вступле­ния в должность Президен­та РФ: «Нужно признать — в России федеративные отношения не достроены и не развиты... у нас еще нет полноценного федеративно­го государства».

С принятием новой Конституции России завер­шился процесс приобрете­ния регионами статуса субъектов РФ, занявший, по мнению В. Н. Иванова, несколько этапов. Первый (1985-1992 гг.) — ха­рактеризовался борьбой республик, областей и краев за повы­шение статуса. Он завершился подписанием Федеративного договора, по которому республики получили статус полноцен­ных субъектов РФ, а области и края — права автономных обра­зований. Итогом второго этапа, который длился от заключения Федеративного договора до референдума по Конституции РФ в декабре 1993 г., стало принятие основного закона государства.

Таким образом, области и края приобрели статус государствен­но-территориальных образований с правами субъектов РФ и были уравнены с республиками.

Третий этап развития республик, областей и краев как субъектов Российской Федерации начался в декабре 1993 г. и продолжается до настоящего времени. Также можно со­гласиться с Т. Д. Мамсуровым, который отмечает, что Кон­ституция обеспечивает определенную децентрализацию го­сударственной власти, что реализуется путем разграничения предметов ведения между центральными и региональными уровнями государственной власти и расширением объема ком­петенции субъектов Федерации за счет федерального центра. Тем самым для субъектов РФ открываются возможности орга­низации государственного управления на региональном уров­не, с учетом их экономических, политических, национальных, территориальных и других особенностей.

С 2000 г. сделан очередной шаг к трансформации Феде­ративных отношений в России, который начал дальнейшее изменение государственной власти на региональном уровне и усиление системы исполнительной власти в целом; выработ­ку более эффективной технологии разработки, принятия и ис­полнения решений; ревизию функций, выполняемых органами государственной власти; оптимизацию структуры местного са­моуправления; уточнение перечня вопросов, относящихся к его компетенции; обеспечение устойчивой финансовой базы му­ниципальной власти. В этой связи анализ процесса изменения федеративных отношений и возникновения новых тенденций приобретает особую актуальность. Анализ практики развития федерализма, нормативно-правовой базы позволили автору выявить сильные и слабые стороны процесса становления фе­деративных отношений в России.

Рассмотренные выше правовые проблемы в значительной степени обусловлены социально-экономическими диспропор­циями регионального устройства государства, прямо или кос­венно воздействующими на все сферы отношений между реги­онами и Центром. По мнению авторов, Россия, имея огромные территории, которые отличаются между собой ресурсным потенциалом, природно-климатическими, географическими и другими характеристиками, неизбежно делится на относи­тельно обособленные регионы:

- добывающие: Тюмень, Коми, Якутия, Магадан, Бурятия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа;

- урбанизированные промышленные регионы: Нижний Нов­город, Самара, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Красноярск, Томск, области нечерноземного Центра, Удмуртия, Кузбасс;

- торгово-промышленные: Мурманск, Архангельск, При­морский край, Калининград, Сахалин, Москва и Петербург;

- агропромышленные: Поволжье, Дон, Кубань, Ставропо­лье, Курган, Оренбург, Омск, Новосибирск, Иркутск;

- этнические: Татарстан, Башкортостан, Северный Кавказ, Тува.

Социально-экономические различия регионов обусловли­вают возрастание роли региональной социальной политики. В связи с этим важна социально-экономическая типология регионов по факторам, влияющим на формирование регио­нального аспекта социальной политики. Результаты типологии регионов в рыночной экономике при множественности источ­ников финансирования социальной политики используются для информирования субъектов социальной политики (феде­ральных и местных органов законодательной и исполнитель­ной власти, работодателей, общественно-политических движе­ний) о депрессивных в социальном отношении территориях. Полученная информация учитывается и при формировании расходных статей федерального и местных бюджетов (в части федеральных и региональных социально-экономических про­грамм), бюджетов государственных внебюджетных фондов социального назначения, исполнение которых должно спо­собствовать выводу депрессивных территорий из кризисного состояния.

Анализируя тенденции развития региональной социальной политики государства, авторы формулируют вывод, что в со­временной России усиливается роль регионов. Это проявляется на примере Тюменской области в следующем. В политике Центра просматривается понимание роли Тюменской области в обеспечении стратегических интересов Российского государ­ства на ближайшую и отдаленную перспективу. Тюменская область на ближайшие 20-30 лет останется основным произво­дителем углеводородов в России для удовлетворения потреб­ностей внутри страны и обеспечения экспортных поставок, поскольку на территории Западной Сибири находится значи­тельная доля перспективных и прогнозных ресурсов России. Тюменская область является активным участником реализации масштабных и стратегически важных для России проектов, в их числе мега-проект «Урал промышленный — Урал полярный», направленный на создание индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов За­падно-Сибирской горнорудной провинции и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Все это лишь подтверждает тезис об усиле­нии роли региона.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика