Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Перспективы сотрудничества в сфере ТЭК между Россией и Азербайджаном
Научные статьи
22.06.15 11:32

Перспективы сотрудничества в сфере ТЭК между Россией и Азербайджаном


alt
 
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Гусейнов Д.Р.
5 (84) 2015
Россия остается важным партнером Азербайджана в топливно-энергетическом комплексе. неблагоприятный геополитический контекст может негативно повлиять на сотрудничество двух стран, однако выстроенный прагматичный формат является оптимальным, что позволяет говорить о благоприятных перспективах сотрудничества двух стран в топливно-энергетическом секторе.

Процессы глобализации способствуют возникновению принципиально новых угроз в секторе безопасности, которые требуют соответствующих принципов и механизмов защиты от них, что актуализирует в рамках политологического и эко­номического дискурсов вопросы обеспечения энергетической безопасности.

В ХХ! в. вопросы добычи и транспортировки углеводоро­дов являются ключевым элементом национальной безопас­ности государства. Неудивительно, что эти вопросы имеют не только геоэкономическое, но и геополитическое значение, а их решение подчас предполагает сложный и политизированный контекст. В этом плане разные страны, обладающие солидны­ми запасами нефти и газа, придерживаются различных стра­тегий действий. Если, например, для такой страны, как Россия, проблема транспортировки нефти и газа имеет не только эко­номическую, но и политическую составляющую, то для таких стран, как например Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, политизация аналогичных вопросов во многом нежелательна.

Такая разность подходов определяется местом государств на мировой шахматной доске. Россия, наряду с Евросоюзом, США и Китаем, позиционирует себя как ведущая мировая держава, что предполагает ее стремление принимать участие в решении широкого круга проблем в Евразии. Аналогичной стратегии придерживаются Евросоюз и США.

После того, как Швеция и Польша в рамках Евросоюза инициировали в 2009 году интеграционную программу «Вос­точное партнерство» для ряда стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Украина, Молдова), вступление постсовет­ского пространства в зону турбулентности стало более чем вероятным. По сути, европейская и евразийская интеграция в лице Евросоюза, с одной стороны, и Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а за­тем и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с другой, продемонстрировали невозможность найти точки соприкос­новения. Следствием этого явился кризис на постмайданной Украине, общий неблагоприятный геополитический контекст в Евразии, включающий в себя санкционное давление Запада на Россию. В этих условиях, безусловно, перспективы взаимо­действия государств постсоветского пространства необходимо рассматривать с учетом этих факторов.

Азербайджан обладает значительными запасами нефти (около 2 миллиардов тонн нефти) и газа (примерно 2,6 трил­лиона кубометров газа), а также развитой структурой дивер­сификации. В настоящий момент функционируют 7 трубо­проводов, доставляющих нефть и газ в Европу и на мировые рынки. Также действуют 4 газопровода, которые позволяют поставлять газ в Турцию, Грузию, Россию и Иран.

После обретения независимости Азербайджан сделал ставку на прагматичную, многовекторную, выверенную и вза­имовыгодную энергетическую политику. Основы такой поли­тики были заложены президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, под руководством которого Азербайджан в 1994 году подписал контракт с 12 крупнейшими нефтегазовыми кампаниями. Позднее в 1996 г. были подписаны соглашения о разработке газового месторождения «Шахдениз», что позво­лило резко увеличить вклад Азербайджана в структуру энер­гетической безопасности Европы.


 

Необходимо отметить, что Азербайджан как молодое, динамичное развивающееся государство максимально дистан­цируется от участия в процессах евразийской и европейской интеграции, предпочитая использовать свое выгодное геогра­фическое и геоэкономическое положение для развития праг­матичного сотрудничества с различными центрами силы.

Текущий геополитический контекст склоняет Азербайд­жан к расширению сотрудничества с Евросоюзом и Турци­ей. Активное лоббирование в течение нескольких лет США и Евросоюзом проекта Nabucco могло поставить под сомне­ние возможность конструктивного взаимодействия России и Азербайджана, однако, фактический отказ заинтересованных акторов и реализация в качестве альтернативного проекта Трансадриатического газопровода постепенно деактуализировали эту проблему. Дело в том, что этот проект, в отличие от Nabucco, идет мимо таких стран, как Венгрия, Румыния, Болгария, следовательно, они продолжают оставаться основ­ными потребителями российского газа.

И все же «западный» вектор, при активном содействии Турции, для Азербайджана на сегодняшний день является приоритетным. По состоянию на начало 2015 г. на долю поста­вок нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) приходит­ся 82 % экспорта нефти. На нефтепровод Баку - Новороссийск 3 %, а на нефтепровод Баку - Супса - 12 %..

Более того, Евросоюз активно склоняет Азербайджан к более активному участию в сотрудничестве с Брюсселем, и конечной целью этого видится замещение российского газа азербайджанским. Также напряженный геополитический контекст взаимоотношений России и Евросоюза склоняет к выводу, что в средне- и долгосрочной перспективе Брюссель и Вашингтон будут осуществлять стратегию активной интервен­ции в вопросы взаимоотношений прикаспийских государств, которые пока не могут договориться о статусе Каспийского моря, что не позволяет эффективно развивать сотрудничество прикаспийских государств.

В настоящий момент Туркменистан и Азербайджан вы­ступают за транспортировку газа по дну Каспийского моря в западном направлении, а Россия и Иран выступают катего­рически против этого. Тем не менее, переговоры между Евро­союзом, Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийского трубопровода, позволяющего подключить туркменский газ к инфраструктуре проекта «Южный газовый коридор», инициатором которого выступает именно Азер­байджан, продолжаются. Эта инициатива предполагает по­ставку газа с азербайджанского месторождения «Шахдениз» через Грузию и Турцию в Европу (Трансадриатический газо­провод является важной частью этого проекта).

«Южный газовый коридор», в отличие от продвигаемого Москвой проекта «Турецкий поток», имеет гораздо меньшие объемы доставки газа (около 10 миллиардов кубометров газа в год, что примерно в пять раз меньше проектных мощностей «Турецкого потока»). В перспективе вырисовываются контуры так называемого «Вертикального коридора», позволяющие, например, доставлять азербайджанский газ в Болгарию и дру­гие европейские страны, что может вынудить Россию снизить цены на экспортируемый в этом направлении газ. Таким обра­зом, в этом вопросе между Россией и Азербайджаном налицо конфликт интересов.

Тем не менее, в сложившейся конфигурации взаимодей­ствие России и Азербайджана в сфере топливно-энергетиче­ского комплекса последовательно развивается. Основными статьями сотрудничества двух независимых государств явля­ются импорт и экспорта газа и нефти, инвестиции в развитие ТЭК двух стран, создание совместных предприятий, а также развитие наукоемких проектов по модернизации нефтегазо­вого сектора.

Постсоветский период взаимодействия двух стран оз­наменовался реализацией ряда взаимовыгодных проектов, а также крупными инвестициями со стороны российских кам­паний в энергетику Азербайджана («Лукойл», «Газпром», «Роснефть»).

    В начале XXI в. Азербайджан импортировал газ из России (объем от 1 до 4,5 миллиардов кубометров газа), однако после того как в 2006 году цена за кубометр достигла 235 $ Азербайд­жан отказался от сотрудничества.

Позднее в 2009 году уже Россия начала импортировать азербайджанский газ. Ведущая государственная нефтегазовая компания ГНКАР (SOCAR) заключила соглашение с «Газпро­мом» о ежегодном снабжении газом Россию (объем - от 500 миллионов до 3 миллиардов кубометров в год). Азербайджан­ский газ поставляется в Россию преимущественно для снабже­ния Республики Дагестан, граничащей с Азербайджаном. Тем не менее, в последнее время наблюдалась тенденция уменьше­ния поставок газа. Кстати, аналогичной позиции в условиях снижения мировых цен на углеводороды Россия придержива­ется и в отношении туркменистанского газа, что, в свою оче­редь, является источником роста противоречий в отношениях Москвы с этим центральноазиатским государством.

Также между двумя странами действует соглашение о прокачке азербайджанской нефти в Россию. Соглашение между ГНКАР и ОАО «АК «Транснефть» о транспортировке 1 - 1,5 млн. тонн нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск позволяет Азербайджану диверсифицировать маршруты экс­порта энергоресурсов. Прокачка топлива по этому маршруту (на основе коммерческих, в том числе и подлежащих пересмо­тру договоренностей) выгоднее для Азербайджана, однако, сам нефтепровод нуждается в модернизации. Представители ГНКАР неоднократно утверждали, что адекватно восприни­мают практику пересмотра российской стороной тарифов на прокачку азербайджанской нефти, что свидетельствует о последовательности азербайджанской стороны выбранному прагматичному контексту взаимодействия.

Помимо этих двух основных направлений взаимодей­ствия России и Азербайджана в сфере ТЭК, следует отметить создание совместного предприятия, что в перспективе призва­но не только усилить взаимозависимость и взаимовыгодность кооперации Москвы и Баку, но и актуализировать модернизационную повестку сотрудничества. Одним из таких примеров синергии России и Азербайджана является заключение дого­вора о создании совместного предприятия ГНКАР и россий­ской «Роснефтью» (май 2014 г.). Фактически соглашение пред­полагает обмен активами (ГНКАР может получить долю в каком-то проекте на территории России, а «Роснефть», в свою очередь, может рассчитывать на долю в азербайджанском оффшорном проекте на Каспии).

Выстроенный формат взаимодействия позволяет рос­сийским кампаниям рассматривать Азербайджан в качестве надежного партнера по развитию топливно-энергетического потенциала, что способствует развитию новых проектов. Так, в 2014 году «Лукойл» осуществил пробную поставку нефти с каспийских месторождений по нефтепроводу Баку - Тбили­си - Джейхан (около 30 тыс. тонн нефти). В настоящее время стороны обсуждают ряд других, не менее интересных и пер­спективных инициатив и проектов.

    Несмотря на то, что вхождение Армении в Евразийский экономический союз вызывает неоднозначную реакцию Азер­байджана, на сегодняшний день в политическом плане со­трудничество Москвы и Баку ничем не омрачено. Отношения лидеров двух стран (Владимира Путина и Ильхама Алиева) дружественные и ожидать их ухудшения - оснований нет. И, тем не менее, активная геополитика Запада в нефтегазовых вопросах на постсоветском пространстве может послужить источником не только новых геополитических вызовов, но и рисков. Помимо этого, серьезно изменить существующую конфигурацию может снятие санкций с Ирана, обладающего около 10 % мировых запасов нефти. В этом случае и России и Азербайджану придется адаптироваться к меняющимся усло­виям.

Таким образом, в сфере ТЭК Россия и Азербайджан рас­сматривают друг друга в качестве важных партнеров. Широ­кая платформа взаимодействия (от совместной разработки месторождений на шельфе Каспийского моря до диверсифи­кации источников и маршрутов транспортировки) позволяет сделать вывод о благоприятных перспективах взаимодействия двух стран. В средне- и долгосрочной перспективе имеющее­ся сотрудничество необходимо дополнять увеличением долей торговых операций с углеводородами, актуализацей вопросов модернизации производств, а также активнее использовать возможности реверсивных поставок нефти и газа.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика