Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о «мягком» космическом праве
Научные статьи
23.06.15 10:45

К вопросу о «мягком» космическом праве

alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Гугунский Д.А.
5 (84) 2015
рекомендательные акты (или т.н. «мягкое» право) получают сегодня все большее распространение во многих отраслях международного права. данному явлению способствуют в т. ч. трудность разработки и принятия международных договоров, противоречие интересов государств, а также растущее значение частных лиц в международных отношениях. Документы «мягкого» права распространены в международном экологическом праве, международном экономическом праве и др. Что же касается международного космического права, то документы «мягкого» права играли важную роль с самого начала развития юридической науки в данной области и сегодня эта тенденция только усиливается. в настоящей статье рассматривается эффективность «мягкого» космического права.

ООН содействует тому, чтобы космическое пространство использовалось в мирных целях, а блага от этой космической деятельности разделяли бы все страны. В рамках юридиче­ского подкомитета Комитета ООН по использованию кос­мического пространства в мирных целях (далее - Комитет) за первые 20 лет деятельности были разработаны и приняты основные международные договоры, составляющие ядро со­временного международного космического права: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и ис­пользованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Соглашение о спасании космо­навтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный кос­мическими объектами 1971 г.; Конвенция о регистрации объ­ектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.; Согла­шение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Начиная с 80-х годов ХХ в. Комитет стал заниматься раз­работкой ряда принципов и деклараций (документов «мягко­го» права), касающихся космической деятельности, которые впоследствии были приняты резолюциями Генеральной Ас­самблеей ООН. При этом научно-технический подкомитет Комитета наряду с юридическим подкомитетом стал играть важную роль в принятии и разработке этих документов. На сегодняшний день принято 11 документов ООН по космосу, не имеющих обязательной юридической силы.

Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли

Эффективность таких резолюций Генеральной Ассам­блеи ООН не всегда очевидна и ясна, поскольку сложно соби­рать информацию об исполнении государствами этих юриди­чески необязательных документов. В этой связи затруднитель­но провести оценку того, как осуществляются эти документы «мягкого» права на национальном и международном уровнях.



 

Одной из главных особенностей международных отно­шений является все более активное использование космоса различными неправительственными юридическими лицами во всем мире, примером чему является организация частных космодромов, создание аэрокосмических объектов, мини- и наноспутников университетами, научно-исследовательскими институтами и небольшими компаниями. Уместно вспомнить о том, что в Декларации по случаю пятидесятой годовщины первого полета человека в космос и пятидесятилетия создания Комитета по использованию космического простран­ства в мирных целях, принятой резолюцией ГА ООН 66/71 от 9.12.2011 г., государства-члены ООН признали значительные изменения, произошедшие в структуре и содержании косми­ческой деятельности, о чем свидетельствует появление новых технологий и рост числа участвующих субъектов на всех уров­нях. Указанные современные проблемы развития космиче­ского права можно рассматривать как предпосылки для раз­вития новых аспектов международного космического права. Все более насущной становится необходимость рассмотрения вопроса о безопасном и устойчивом использовании космиче­ского пространства.

Учитывая, что государства рассматривают возможности оптимального преодоления современных вызовов в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и что государства и международное сообще­ство в целом не располагают достаточной информацией или фактическими данными о том, как другие государства и меж­дународные организации осуществляют «мягкое» космиче­ское право в рамках ООН, было бы полезно провести оценку того, в какой степени и каким образом отдельные государства применяют на практике эти инструменты при ведении дел на национальном уровне и в рамках международной деятель­ности.

В связи с этим в рамках работы 52-ой сессии юридиче­ского подкомитета Комитета было высказано мнение, что эф­фективным и выгодным для всех стран является подход к ре­гулированию вопросов предупреждения засорения космоса, основанный на юридически необязательных нормах, если он применяется на внутригосударственном уровне путем реали­зации соответствующей политики или регулирования. Было подготовлено предложение, представленное Японией при поддержке Австрии, Канады, Нигерии, США и Франции «Но­вый пункт повестки дня «Общий обмен информацией о юри­дически необязательных документах ООН по космосу». Ряд делегаций высказали мнение, что предложение Японии явля­ется своевременным с учетом важности получения сведений о том, как государства применяют на практике юридически необязательные документы ООН, касающиеся космической деятельности. Делегации также подчеркнули, что сборник материалов о практике государств в этой области мог бы ока­заться полезным инструментом для государств при разработ­ке национальных нормативных рамок регулирования косми­ческой деятельности в связи с чем упомянутое предложение было поддержано. Однако некоторые делегации высказали мнение о том, что, хотя предложение Японии всячески при­ветствуется, прежде чем включать это предложение в качестве одного из пунктов в повестку дня Подкомитета необходимо проработать и прояснить ряд вопросов, касающихся целей, методологии и сферы охвата работы по предлагаемому пун­кту повестки дня.

На своей 56-ой сессии Комитет включил в повестку дня 53-ей сессии юридического подкомитета (24 марта - 4 апреля 2014 г.) для рассмотрения пункт «Общий обмен информацией о юридически необязательных документах Организации Объ­единенных Наций по космосу».

Цель предлагаемого пункта повестки дня - стимулиро­вать обмен мнениями по данной теме и обмен информацией о конкретных мерах, принимаемых государствами и междуна­родными организациями в связи с юридически необязатель­ными документами ООН по космосу, призванными способ­ствовать исследованию и использованию космического про­странства в мирных целях. Думается, важно было бы провести подробное исследование с целью выработки общей концеп­ции мер по поощрению применения указанных документов «мягкого» права для решения актуальных проблем в области исследования и использования космического пространства.

Хотя основное внимание в рамках предлагаемого пункта повестки дня будет посвящено 11 юридически необязатель­ным документам ООН по космосу, в ходе обмена мнениями по данному пункту можно будет обсудить и другие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющие отношение к повест­ке дня Комитета, а также новые юридически необязательные документы Организации Объединенных Наций.

В период с 24 марта по 4 апреля 2014 г. проходила 53-я сессия юридического подкомитета, на которой был заслушан доклад представителя Японии под названием «Вклад Японии в общий обмен информацией о юридически необязательных документах Организации Объединенных Наций по космосу». Япония предложила государствам-участникам заполнить под­готовленные вопросники, касающиеся работы государств по всем основным вопросам космической деятельности, а также заявила, что полностью признает растущую важность юриди­чески необязательных документов ООН, которые могут допол­нять и поддерживать существующие договоры ООН по космо­су. Япония подчеркнула, что ожидает плодотворных дискус­сий на эту тему, и призвала государства-члены участвовать в конкретных мерах, принятых каждым государством в отноше­нии юридически необязательных документов ООН. С целью облегчения обсуждения и обмена информацией, Япония, под­готовила анкеты для государств-членов Комитета для упроще­ния и облегчения их работы в рамках мероприятий, связанных с юридически необязательными документами. Япония при­звала государства заполнить вопросники на добровольной ос­нове. Анкеты были разработаны для каждого из юридически необязательных документов. Структура вопросников состоит из двух частей: 1) общие вопросы по всем инструментам; и 2) конкретные вопросы по каждому инструменту. Подкомитет с удовлетворением отметил, что некоторые государства приня­ли меры для осуществления международно-признанных ре­комендаций, принципов и стандартов на основе соответству­ющих положений их внутреннего законодательства, и таким образом международные нормы, не имеющие обязательной силы, стали обязательными в некоторых положениях нацио­нального законодательства.

Было высказано мнение, что существующие юридически необязательные документы ООН, касающиеся космической деятельности, выполняют важную функцию дополнения и поддержки договоров Организации Объединенных Наций по космосу и что они продолжают играть важную роль в каче­стве эффективного средства решения возникающих вопросов и служат основой для обеспечения безопасного и устойчиво­го использования космического пространства. Было также высказано мнение, что возможность обменяться информаци­ей по этому пункту повестки дня воспринимается с особым удовлетворением, учитывая, что Группа правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе рекомендовала государствам принимать меры к тому, чтобы в максимально возможной и практически осуще­ствимой степени соблюдать принципы и руководящие указа­ния, единогласно одобренные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях и Генеральной Ассамблеей.

Одна из наиболее важных функций юристов-международников в деле содействия успешному международному сотрудничеству - выявление оптимального механизма взаи­модействия в каждом конкретном случае, в том числе, когда юридически необязательный механизм на самом деле может способствовать целям сотрудничества лучше, чем междуна­родный договор. Принятие юридически необязательных до­кументов по космосу в рамках ООН как воплощение усилий международного сообщества, направленных на регулирова­ние космической деятельности и содействие правотворчеству, будет полезно дополнять существующую систему междуна­родного космического права и тем самым способствовать гар­моничному, долгосрочному устойчивому развитию космиче­ской деятельности.

Следует уделять основное внимание обмену информа­цией и опытом государств в отношении норм космического «мягкого» права и избегать негативного воздействия на волю государств принимать и применять нормы «мягкого» права. В этой связи, разработка и применение юридически необяза­тельных документов по космосу должны осуществляться на ос­нове действующих договоров, принципов и деклараций ООН по космосу, должны в полной мере учитывать потребности и интересы развивающихся стран, не должны выходить за рам­ки существующего потенциала стран в области разработки космических технологий или за рамки их уровня управления космической деятельностью и не должны предусматривать внедрение трудновыполнимых стандартов или требований.

Было высказано мнение, что Подкомитет мог бы счесть уместным рассмотрение в рамках данного пункта событий, имеющих отношение к документам по оптимальной практике в области космической деятельности, включая предложенный Европейским союзом проект международного кодекса пове­дения для космической деятельности, доклад Группы прави­тельственных экспертов по мерам транспарентности и укре­пления доверия в космосе (А/68/189), а также текущую работу и подготовку рекомендаций Рабочей группы по долгосрочной устойчивости космической деятельности Научно-техническо­го подкомитета.

Разработанные Комитетом юридически необязательные принципы и технические руководства, такие как Руководя­щие принципы Комитета по предупреждению образования космического мусора и Принципы, касающиеся дистанцион­ного зондирования Земли из космического пространства, за­рекомендовали себя важными механизмами международного сотрудничества, способствующими реализации широких воз­можностей и задач в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Представляется, что «мягкое» право может стать далеко не плохим решением современных космических проблем. Оно имеет хороший, богатый и гибкий потенциал. Юридически необязательные документы способны играть важную роль, восполняя недостаток действующих международно-право­вых документов по космосу, и принятие таких юридически необязательных документов должно происходить на основе консенсуса между всеми государствами-членами Комитета, для того чтобы такие документы были применимы к странам, как осуществляющим, так и не осуществляющим космические программы.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика