Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об электронной официальной публикации нормативных правовых актов: теория и практика
Научные статьи
24.06.15 11:03
вернуться

К вопросу об электронной официальной публикации нормативных правовых актов: теория и практика

alt 
ПРАВО ГОСУДАРСТВ СНГ
Шокиров Г. А.
5 (84) 2015
В данной статье рассматривается проблема официального опубликования нормативных правовых актов, правовое регулирование официального опубликования нормативных правовых актов в республике Таджикистан, проанализированы мнения исследователей о понятии официального опубликования нормативных правовых актов на бумажном и электронном носителе, о понятиях «информационные технологии» и «электронный документ».


    Официальное опубликование законов и иных норматив­ных правовых актов традиционно осуществляется в печатном виде. Оно является важнейшим этапом законотворческого процесса. Законы и нормативные правовые акты будут дей­ствовать только после их официального опубликования.

Ссылаясь на мнение Ж.С. Калмыковой, А.Р. Нематов пишет, что обнародование закона - это официальное доведение его содер­жания до всеобщего сведения компетентными органами, долж­ностными лицами. По его мнению, официальное опубликование есть обязательное условие вступления в силу нормативных актов, так как именно с официальным опубликованием положения за­кона начинают реализовываться правоприменителем и широкой общественностью. Далее автор подчеркивает, что опубликование имеет также социальное назначение, а именно информирование общественности о новых социальных явлениях.

В отечественной юридической литературе имеются опре­деленные точки зрения на счет опубликования и введения за­кона в действие.

Проблема официального опубликования нормативных правовых актов регулируется нормами Конституции Респу­блики Таджикистан и Регламентами правотворческих орга­нов. Так, в статье 10 Конституции Республики Таджикистан подчеркивается, что законы и признанные Таджикистаном международно-правовые акты вступают в силу после их офи­циального опубликования.

    Кроме того, официальное опубликование норматив­ных правовых актов в Республике Таджикистан регулируется нормами Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 года. Данный нормативный правовой акт занимает доминирующее положение среди ис­точников права в этой области.

На основании ст. 52 данного Закона, нормативные право­вые акты, а также международные правовые акты, признанные Таджикистаном, кроме нормативных правовых актов, содер­жащих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, должны быть опубликованы в официальных изданиях.

Нормы части 1 ст. 53 Закона определяют порядок офи­циального опубликования нормативных правовых актов в Ре­спублике Таджикистан. Законодатель установил, что офици­альными источниками публикации законодательных актов, международных актов, признанных Таджикистаном, совмест­ных постановлений Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановле­ний Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджи­кистан, постановлений Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, нормативных правовых актов Президента Республики Таджикистан и Правительства Респу­блики Таджикистан являются газеты «Джумхурият» и «Садои мардум». На основании части 2 данной статьи, в этот список также входят «Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджики­стан», Свод законов Республики Таджикистан и Единый госу­дарственный реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан.

   Кроме того, в части 3 ст. 53 дается определение о том, что порядок официального опубликования актов Президен­та, Правительства Республики Таджикистан, а также местных органов государственной власти и органов самоуправления поселков и сел (джамоатов) устанавливается Президентом Ре­спублики Таджикистан, а порядок официального опублико­вания актов министерств, государственных комитетов и иных государственных органов устанавливается Правительством Ре­спублики Таджикистан.

Исследуя данную проблему, А.Р. Нематов останавливает­ся на положении части 4 ст. 54 данного Закона. По его мнению, эти положения не всегда реализуются на практике, и, тем бо­лее, в четыре опубликованных тома Свода законов Республики Таджикистан международные правовые акты не помещены, в них даже нет ссылки на другие систематические сборники.

Нормы ст. 10 Конституции Республики Таджикистан дают право на включение международных правовых актов в систематизированные сборники, опубликованные в Республи­ке Таджикистан. Особым условием данного включения являет­ся признание Таджикистаном этих актов.

Изучая мнение В.М. Хургина и В.М. Исакова, А.В. Червя- ковский подчеркивает, что сложившаяся система официального опубликования не позволяет осуществить поиск необходимой правовой информации. По мнению автора, в связи с тем, что нормативные правовые акты публикуются в разных источниках официального опубликования, граждане и организации долж­ны иметь доступ к нескольким таким источникам. По его мне­нию, официальное опубликование в бумажном виде не позволя­ет познакомиться с актуальной редакцией нормативного право­вого акта, когда нет единого официального текста нормативного правового акта, в случае внесения в базовый текст каких-либо изменений и дополнений и, более того, в настоящее время для российского законотворческого процесса характерно принятие законов, вносящих поправки в уже действующие законы. Ссы­лаясь на мнение коллектива авторов, А.В. Червяковский пишет о том, что объем принятых законов (федеральных и субъектов Российской Федерации) о внесении изменений в действующие законодательные акты многократно превышает объем самосто­ятельных (первичных) законов-проектов федеральных законов, подготовленных в виде их полнотекстовых редакций. Далее он отмечает, что в официальных источниках публикуются лишь за­коны о внесении изменений и дополнений, а измененный и до­полненный закон в актуальной редакции не публикуется.

Таким образом, появление новых информационных тех­нологий, т.е. внедрение достижений науки информатики (компьютерных технологий или ЭВМ) во все области научного знания, преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойств конкретных видов информации. В итоге оно приве­ло к возникновению прикладной информатики. Тем самым, правотворчество основывается в первую очередь на изучении правоприменительной практики, правовой, статистической, социологической, экономической и иных видов информации, из которых правовая является доминирующей.

Останавливаясь на основных направлениях информати­зации правотворческой деятельности, коллектив авторов пи­шет о том, что до недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Да­лее исследователи пишут о том, что в настоящее время с раз­витием высокопроизводительной вычислительной техники и с созданием автоматизированных информационно-поисковых и справочно-правовых систем идет активный процесс усовер­шенствования поиска правовой информации.

Указом Президента Республики Таджикистан от 19.02.2011., № 1021 утверждена Концепция прогнозного раз­вития законодательства Республики Таджикистан. Данная Концепция разработана в целях обеспечения выполнения требований Конституции Республики Таджикистан и реше­ния актуальных проблем системы законодательства Респу­блики Таджикистан, определения основных направлений и способов совершенствования законодательства Таджикиста­на согласно с принципами независимого, демократического, правового, светского, унитарного и социального государства. Согласно пункту 6 данной Концепции, правовая информати­зация является способом совершенствования нормотворче­ской деятельности. Одним из направлений правовой инфор­матизации является создание и постоянное развитие модели государственной системы правовой информации, которая основана на компьютеризации и автоматизации процессов подготовки, хранения, систематизации и распространения правовой информации. Данная деятельность создает не­обходимые условия для оперативного получения правовой информации, ее учета, систематизации и актуализации, а также организации распространения правовой информации для государственных органов, юридических и физических лиц.

Таким образом, в связи с подобными внедрениями в дан­ной сфере, исследователи начали думать о возможности офи­циального опубликования правовых актов не только в бумаж­ном, но и в электронном виде. В связи с этим мы тоже считаем, что для ликвидации недостатков бумажного опубликования, нужно придать статус официальности электронным изданиям правового материала.

Надежные циркуляционные насосы украинского производства - от торговой марки Aquatica (Акватика) - оптимальное комплексное решение для дома и дачи. Циркуляционный насос Aquatica, Aquario, Grundfos все на сайте http://aquatools.com.ua

В Республике Таджикистан регламентация данного во­проса определена в нормах части 1 статьи 57 Закона Респу­блики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 года, где указывается, что нормативные правовые акты могут быть опубликованы в печатных и электронных из­даниях, которые, однако, не являются официальными. В части 2 данной статьи говорится о том, что неофициальное опубли­кование нормативного правового акта осуществляется после его официального опубликования, и обязательно должен быть указан источник официального опубликования.

Исследуя данную проблему, И.Ю. Востриков под элек­тронным документом понимает документ, созданный при по­мощи электронно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемых в цифровом коде в форме идентифицируемого именованного файла (файлов) или записи в файле (файлах) баз данных, доступный для последующей обработки в элек­тронных системах, использования, воспроизведения, отобра­жения и виртуального восприятия и для передачи и получе­ния по телекоммуникационным линям связи.

Развитие современных информационных технологий ста­вит вопрос об официальном опубликовании законодательных актов на электронных носителях, что может позитивно отраз­иться на модернизации законотворческого процесса на стадии опубликования, а также на его общедоступности гражданам Республики Таджикистан.

Расширение возможностей информационных техноло­гий требует резонного использования электронных носителей информации в сфере систематизации законодательства. В отечественной юридической литературе существуют мнение о последующем издании Свода законов Республики Таджики­стан в электронной форме.

Анализируя проблемы правотворчества, профессор А.Б. Венгеров выделяет большую и отдельную тему об использова­нии в правотворчестве электронно-вычислительной техники. По его мнению, ее использование для подготовки законопро­ектов (учета правовой информации), для хранения, выдачи самостоятельно изучается в рамках так называемой науки пра­вовой информатики. Далее он сообщает о том, что здесь, дей­ствительно, появилось множество интересных правовых про­блем, и отпочкование правовой информации от теории права, кажется, становится полезным и объективным процессом.

По мнению профессора Л.В. Головко, в России публика­ция кодексов в электронной форме осуществляется благопо­лучно. Автор предлагает теоретическое осмысление и прида­ние официальности таким системам.

Другая проблема, которая рассматривается в данной ста­тье, это состояние электронной публикации нормативных правовых актов и дачи статуса официальности этим актам в других странах. Электронная форма официального опублико­вания нормативных правовых актов практикуется во многих странах мира. А.Р. Нематов сообщает о том, что на практике уже в Великобритании, Канаде, Франции, Беларуси и в дру­гих странах, электронная форма опубликования нормативных правовых актов уже практикуется несколько лет.

Таким образом, придание официальности электронному опубликованию нормативных правовых актов является про­блемным вопросом в теории права.

Исследуя государственную систему правовой информа­ции Республики Беларусь, В.А. Шаршун сообщает о том, что нормы статьи 34 Конституции Республики Беларусь гаранти­рует право каждого гражданина на получение и распростра­нение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объ­единений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. По его словам, для достижения этих целей в Республике Беларусь создана и развивается государственная система правовой ин­формации Республики Беларусь, которая представляет собой организованную совокупность государственных информаци­онно-правовых ресурсов и информационных технологий, обе­спечивающую взаимодействие государственных органов, На­ционального центра правовой информации Республики Бе­ларусь и иных государственных организаций по сбору, хране­нию, систематизации, актуализации и распространению (пре­доставлению) правовой информации, а также официальному опубликованию правовых актов. По мнению В.А. Шаршуна, в Республике Беларусь создан эталонный банк данных правовой информации, который является основным государственным информационно-правовым ресурсом и представляет собой совокупность банков данных «Законодательства Республики Беларусь», «Решений органов местного управления и само­управления» и «Международных договоров». Таким образом, по словам автора, эталонный банк данных правовой информа­ции Республики Беларусь является Сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде.

По мнению В.М. Баранова, компьютерный Свод законов будет иметь большую практическую ценность и, помимо це­лей формирования собственно Свода законов, может служить информационной основой создания электронных архивов ор­ганов государственной власти, проведения научных исследова­ний, выпуска учебной и справочной литературы.

     В Республике Таджикистан в настоящее время действуют две электронные правовые системы (электронных ресурса). Первый из них-это издание Министерства юстиции Респу­блики Таджикистан «Адлия» («Юстиция»)-компьютерно- информационно-поисковая система в области правовой ин­формации. Обслуживание этой системы осуществляет Ми­нистерство юстиции Республики Таджикистан. Кроме этой системы, также действует другая компьютерно-информаци­онно-поисковая система под названием «Право консультант», обслуживанием которой занимается коммерческая органи­зация (фирма). Кроме вышеперечисленных компьютерно- информационно-поисковых систем, также существуют Ин­тернет-сайты (Интернет-порталы) органов государственной власти, особенно правотворческих органов, например офици­альный сайт Маджлиси Милли (верхняя палата) Маджлиси Оли и Маджлиси Намояндагон (нижняя палата) Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан, официальный сайт Президента и Правительства Республики Таджикистан, официальный сайт Конституционного суда Республики Тад­жикистан, официальный сайт Верховного Суда Республики Таджикистан; официальный сайт Высшего экономического суда Республики Таджикистан, официальный сайт Генераль­ной прокуратуры Республики Таджикистан, официальный сайт Министерства юстиции Республики Таджикистан, офи­циальный сайт Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан, официальный сайт изданий «Джумхурият» («Республика») и «Садои мардум» («Го­лос народа»).

Действительно, электронное опубликование норматив­ных правовых актов становится актуальным и от государствен­ных органов требуется размещать тексты нормативных актов на своих официальных сайтах.

В юридической литературе Российской Федерации встре­чаются предложения о создании единого электронного органа официального опубликования федерального законодатель­ства и субъектов Российской Федерации.

Но мнения исследователей о придании официальности электронным версиям опубликования нормативных правовых актов не совпадают.

Официальное опубликование нормативных правовых актов в электронном виде при создании правового государ­ства, гражданского общества и информационного общества является требованием времени. В связи с данной ситуацией, мы предлагаем свои следующие выводы по данной проблеме: действительно, при создании информационного общества электронная форма опубликования нормативных правовых актов является перспективным направлением государства; мы придерживаемся позиции исследователей о придании деятельности электронному опубликованию нормативных правовых актов статуса официальности; надеемся на то, что в скором времени и в Таджикистане данный вопрос найдет по­ложительное решение.


Право стран СНГ


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика