Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Опыт изучения некоторых юридических аспектов трансформации монопрофильных поселений (на примере России и Германии)
Научные статьи
25.06.15 12:16


Опыт изучения некоторых юридических аспектов трансформации монопрофильных поселений (на примере России и Германии)

 
alt
Ларионов А.А.
alt

Яшков И.А.
 
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Ларионов А.А., Яшков И.А.
5 (84) 2015
В статье рассматриваются сущность и основные положения нормативно-правовых актов, принимаемых на региональном или федеральном уровне власти для организации
процесса расселения жителей бывших монопрофильных городов. особое внимание уделяется социально-экономическим последствиям переселения. на примере российских Кадыкчана и хальмер-Ю и германского Пира обсуждаются вопросы эффективности современной политики трансформации монопрофильных поселений, специализирующихся в прошлом на угледобыче.

Одной из наиболее сложных комплексных проблем современного процесса урбанизации в России является во­прос эффективного управления городскими территориями, разработки современных нормативно-правовых докумен­тов, позволяющих осуществлять «умное» развитие город­ской среды. Среди множества разнообразных форм город­ских поселений наименее изученными с позиций совре­менной геоурбанистики являются так называемые непер­спективные поселения, которые по каким-либо причинам ликвидируются, а их жители расселяются в другие места проживания. Видимыми причинами серьезных социаль­но-экономических трансформаций неперспективных посе­лений являются, как правило, истощение минерально-сы­рьевой базы, вокруг которой возникает и развивается посе­ление, или нерентабельность добычи природных ресурсов. Катастрофические последствия ликвидации поселений для окружающей среды и общества пока вообще не изучены. В этом направлении назревает необходимость специально­го рассмотрения правового регулирования экологических проблем, которые свойственны, в том числе депрессивным территориям. По мнению Е.А. Высторобца, «... в зависи­мости от местных условий актуальность могут приобретать следующие меры, элементы и направления правовой охра­ны окружающей среды: режим особо охраняемых природ­ных территорий, объектов, биологических видов; энергосбе­режение; сбережение и использование вторичных ресурсов; рекультивация и иные виды восстановления земель; проти­вопожарные меры; предупреждение вредного воздействия вод и другие».

  Можно согласиться с его мнением, что «правовой охране природы в рассма­триваемых условиях часто формально препятствует бесхозяйность. Особенно это касается объектов мест­ного значения. Недвижимые вещи, которые не имеют собственника или собствен­ник которых неизвестен, либо объекты, от права соб­ственности на которые собственник отказался, встречаются не только в городах и населенных пунктах, численность жите­лей которых сократилась, включая так называемые «мертвые города», покинутые жителями».

На сегодняшний день одним из важных механизмов, на­правленных на обеспечение повышения эффективности и стимулирование процесса расселения монопрофильных посе­лений, являются различные нормативно-правовые акты - фе­деральные законы, Постановления Правительства и целевые программы. Эти документы определяют организационные и финансово-экономические механизмы расселения, формиру­ют систему взаимодействия органов власти и способствуют улучшению жилищных условий граждан.

Данное исследование посвящено изучению эффективно­сти нормативно-правовых документов, определяющих про­цесс ликвидации двух неперспективных российских монопро- фильных городских поселений - Кадыкчана (Магаданская об­ласть) и Хальмер-Ю (Республика Коми), и целевой програм­мы переселения жителей немецкого города Пира (Северный Рейн-Вестфалия). Все поселения в прошлом являлись центра­ми угледобычи.



     Официально переселение жителей неперспективного по­селка городского типа Кадыкчан в Магаданской области нача­лось в 2004 году после вступления в силу закона Магаданской области от 06.05.2004 № 449-ОЗ «О перечне населенных пун­ктов Магаданской области, подлежащих переселению, и рас­пределении объемов финансирования затрат на переселение в 2004 году». При расселении жителей поселка была разра­ботана схема очередности при выдаче субсидий на приобре­тение жилья. В первую очередь субсидии на покупку жилья получали сотрудники угольной шахты, имеющие стаж работы свыше пятнадцати лет. Во вторую очередь на субсидию могли претендовать инвалиды I и II групп, инвалидность которых на­ступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет. Последними сертификаты на жилье могли получить другие жители посел­ка, не связанные с производством угля. К этой категории от­носились и работники бюджетной сферы.

В ходе переселения жителей Кадыкчана были выделены субсидии на покупку жилья в других регионах России. Одна­ко, размер денежных средств, эквивалентный $7200, являлся недостаточным для покупки нового жилья. Так, люди полу­чали около 230000 рублей с учетом курса доллара на 2002 год в 32 рубля. Между тем, стоимость однокомнатной квартиры в среднем в России колебалась от 400000 рублей и выше. По этой причине некоторые жители не хотели переезжать, в 2002 году в поселке проживало 875 жителей.

Похожим образом была разработана схема переселения жителей другого угледобывающего поселка - Хальмер-Ю в ре­спублике Коми. Отличием в ней было то, что при расселении жителей очередности при получении субсидий не было. Пе­реселенцам выдавался сертификат на получение 18 квадрат­ных метров нового жилья на одного члена семьи.

   Примером наиболее успешного опыта переселения жи­телей является программа по немецкому угледобывающему город Пир. После принятого решения о добыче угля на тер­ритории города, в 2004 году было запланировано отселение и снос города для расширения карьера по добыче бурого угля. Была запланирована и дата начала периода переселения го­рода - с 1 марта 2005 года. Местом централизованного пересе­ления для жителей Пира был выбран город Лангервее. В 2000 году, перед тем, как принять целевую программу расселения Пира, был проведен опрос местных жителей о будущем и же­лаемом для них месте переселения. Более 52% опрошенных респондентов выбрали к переселению именно район Лангервее. Кроме того, согласно целевой программе было заплани­ровано переселение не только жителей, но и перенос объектов инфраструктуры - школы, детского сада, футбольного поля, часовни, больницы и кладбища - с целью поддержания куль­турных традиций данной общины.

В целом, переселенцам Пира выделялась территория об­щей площадью около 28 гектаров земли для застройки. Про­грамма предполагала переселение жителей в новые дома, иногда даже с улучшенными условиями (например, бассей­ном) и возможностью выбора соседей. Проводилась компенса­ция затрат переселенцу на оценку, ревизию, инвентаризацию, а также на услуги архитектора и экспертов. Каждой семье предоставлялся земельный участок с жилым домом согласно очереди площадью до 600 м2 по цене застройки старого места. Если переселенец имел желание приобрести участок больших размеров, то он обязан был доплачивать из своих средств. Пре­доставлялись компенсации на подключение дома к телефон­ной сети и электросети, а также интернету и воде.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика