Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие конституционно-правового статуса правительства российской федерации
Научные статьи
02.07.15 14:32


вернуться

Понятие конституционно-правового статуса правительства российской федерации


alt
Галяутдинов Р.Ф.
alt

Хакимов Н.Н.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Галяутдинов Р.Ф., Хакимов Н.Н.
5 (84) 2015
В статье рассматриваются такие понятия, как правовой статус, конституционный статус, конституционно-правовой статус Правительства российской федерации. анализируется понятие правительства как, в отечественной, так и в зарубежной теории и практике в различных значениях.


Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осущест­вляет исполнительную власть Российской Федерации, являет­ся коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В юридической литературе правовой статус раскрывается как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений. Данный статус является результатом широкого теоретического обобщения и становиться научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния того или иного субъекта конституционно-правовых отношений. При этом статусные характеристики субъектов служат инструментом исследо­вания и упорядочения как норм конституционного права и регулируемых ими общественных отношений, так и в более широком смысле, положения названных субъектов в правовой системе.

Конституционный статус рассматривается, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обсто­ятельств, является универсальным - единым для всех, харак­теризуется относительной статичностью, обобщенностью. Со­держание этого статуса составляет главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Кон­ституцией.

Где бы вы ни находились, вам всегда будет доступна профессиональная юридическая консультация онлайн.

Конституционно-правовой статус более широкое поня­тие, так как регулируется нормами не только конституции, но и других источников конституционного права. Этот статус бо­лее разносторонен и богат по содержанию.

Рассматривая конституционно-правовой статус Пра­вительства Российской Федерации, следует остановиться на определении самого понятия «правительство». Деятельность Правительства РФ неразрывно связана с процессами, протекающими в сфере политической и экономической жизни российского общества. Практика государственной жизни всех стран независимо от их общественно-экономического строя убедительно свидетельствует о том, что бремя реализации го­сударственной политики во всех сферах жизни общества ле­жит на исполнительной власти.

Однако следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной теории и практике понятие «правительство» может использоваться в различных значениях. С точки зрения юридической терминологии, этот термин неоднозначен и мо­жет трактоваться по-разному. В самом широком смысле, пра­вительство - это совокупность институтов и органов, управля­ющих страной. В эту совокупность входит и парламент. В бо­лее узком смысле, правительство - это исполнительная власть, существующая наравне с законодательной властью (парламен­том) и иногда ему противостоящая. Наконец, в третьем зна­чении, правительство - это коллегиальный орган государства, обладающий компетенцией общего назначения, занимаю­щийся осуществлением исполнительной власти в стране.



С одной стороны, термин «правительство» в современном его понимании не вызывает вопросов. Однако, с другой сто­роны, несмотря на множество определений, ни наука, ни рос­сийское законодательство не дают исчерпывающего понятия, отражающего в определении все признаки правительства как высшего органа исполнительной власти.

В. Даль определяет правительство как «правленье или управленье, начальствованье; правительствовать, быть прави­телем, править землею, государствовать, княжить, начальство­вать, править, управлять». Такое толкование объясняет широ­кое применение термина «правительство» в конституционном праве некоторых зарубежных стран.

Словарь русского языка приводит современное понима­ние термина «правительство» как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти в стране. Рассмотрев точки зрения различных авторов можно сделать вывод о том, что определения термина «правительство» схожи между собой. Однако более подробный их анализ показывает, что это не совсем так.

По мнению профессора С. А. Авакьяна, правительство - это центральный орган государства или субъекта в федератив­ном государстве. Данное определение не содержит признаков правительства и поэтому применить его можно к любому высшему органу государственной власти, - законодательному, исполнительному, судебному, так как согласно теории разде­ления властей, все три ветви власти, в определенной степени, независимы и равнозначны.

Например, М. Ю. Тихомиров восполняет этот пробел и определяет «Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий в соответ­ствии с Конституцией РФ исполнительную власть РФ». Одна­ко, приведенное определение не является исчерпывающим, так как не называет специфичного признака Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти по способу принятия решений, т. е. коллегиального органа го­сударственной власти.

Этот пробел восполняют Б. Н. Топорнин, А. А. Мишин и А. Я. Сухарев. Так, Б. Н. Топорнин и А. А. Мишин дают опре­деление правительству «как коллегиальному органу исполни­тельной власти». Однако авторы не указывают на «высший» характер статуса этого органа в системе исполнительной вла­сти.

В свою очередь, профессор А. Я. Сухарев представляет правительство как «высший коллегиальный исполнительный орган государства». Р. В. Енгибарян, определяя правитель­ство как коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной, включает важный признак правительства как органа государственной власти по характеру компетенции. Прави­тельство - это орган государственной власти общей компе­тенции.

На этот же признак указывает В. В. Маклаков: «прави­тельство - это обобщенное доктринальное и часто встречае­мое законодательное название высших коллегиальных органов исполнительной власти государства с компетенцией обще­го характера», или «Правительство в России - официальное наименование высшего федерального органа государственной власти общей компетенции РФ». Во втором определении пра­вительство названо федеральным органом государственной власти, что является актуальным для Российской Федерации как государства с федеративным государственным устрой­ством..

Таким образом, являясь высшим исполнительным орга­ном государственной власти, Правительство в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции Россий­ской Федерации, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации. Оно осу­ществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации требований Конституции и федераль­ных законов, а также принимает меры по устранению наруше­ний законодательства.

конституционное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика