Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основы совершенствования огневой, тактической и психологической подготовки сотрудников полиции
Научные статьи
08.07.15 11:11


Основы совершенствования огневой, тактической и психологической подготовки сотрудников полиции

  
alt 
КРИМИНАЛИСТИКА
Зайцев Н.В.
5 (84) 2015
В данной статье рассматриваются проблемы и несовершенство огневой, тактической и
психологической подготовки сотрудников полиции. также предлагается методика проведения занятий по совершенствованию подготовки сотрудников полиции, с использованием достижений в области науки и практики. для сотрудников овд ее эффективность особенно важна при задержании особо опасных преступников и организованных преступных групп.

  

Сотрудникам полиции сегодня предъявляют всевозраста­ющие требования к уровню их профессиональной подготов­ленности. Деятельность сотрудника полиции требует от него высокого профессионального мастерства, которое соответству­ет требованию присяги, морально-этических качеств, строгого соблюдения правовых норм, принципов правового государства. После обучения в образовательной организации МВД России полицейский уже должен быть технически и психологически подготовлен, а также обладать знаниями, умениями и навы­ками огневой подготовки, необходимыми для его дальнейшей службы. Профессиональное мастерство - результат образован­ности сотрудника, большого и содержательного опыта прак­тической работы, а также хорошего физического и психологи­ческого состояния сотрудника на момент выполнения задачи. Профессиональное мастерство достигается в результате про­фессионального обучения, в процессе непрерывной служебной подготовки. Повседневная служебная деятельность предъяв­ляет высокие требования к нервной системе сотрудника по­лиции. Стрельба из боевого оружия отличается очень высокой и тонкой координацией действий и большими психическими нагрузками. Поэтому роль и значение ЦНС в данном виде дея­тельности чрезвычайно возрастает, и психологическая сторона мобилизационной готовности Сотрудника является основой построения всех учебно-тренировочных занятий.

Высокого уровня подготовки специалистов органов вну­тренних дел можно добиться, только используя достижения в области науки и практики, которые направлены на совер­шенствование методов и средств обучения. Чтобы выйти на качественный новый уровень работы, необходимо повышение профессиональной подготовки, а также ее составной части - огневой подготовки. Для сотрудников ОВД ее эффективность особенно важна при задержании особо опасных преступников и организованных преступных групп. 

    Многочисленные исследования причин потерь личного состава в ходе выполнения оперативно-служебных задач, про­веденных на основе архивных уголовных дел, материалов слу­жебных и прокурорских проверок, свидетельствуют о том, что провоцирующие беспечные действия представителей право­охранительных органов способствовали осуществлению про­тив них преступных намерений со стороны лиц, совершаю­щих противоправную деятельность.


 

Особенностями, которые необходимо учитывать при подготовке сотрудников полиции, являются: - стрельба на опережение, без тщательного прицеливания, за ограничен­ное время; - стрельба в условиях ограниченной видимости; - стрельба в движении или на фоне сбивающих и отвлекающих физических и психологических факторов; - стрельба на корот­ких и сверхкоротких дистанциях. Проводя анализ основных учебно-методических материалов и нормативных актов, кото­рые регулируют огневую подготовку специалистов полиции в специализированных вузах, можно отметить тот факт, что условия и характер обучения стрельбе сотрудников правоох­ранительных органов и стрелков-спортсменов существенным образом отличаются. По мнению большинства преподавате­лей, годовая норма положенности боеприпасов на курсанта, а также сотрудника ОВД и ОМОН недостаточна и сравнима с количеством боеприпасов, затрачиваемым на одном занятии в процессе обучения стрельбе стрелков-спортсменов. Также, количество времени, выделяемое на огневую подготовку, не соответствует требованиям, предъявляемым экстремальным характером службы сотрудников полиции. Так, курсанты в ву­зах МВД получают навыки огневой подготовленности в ходе примерно 94 практических занятий, что составляет 0,9 заня­тий в неделю, в то время как стрелки-спортсмены занимают­ся стрельбой не менее 2-4 занятий в неделю, время которых зачастую не ограничено. Существенно отличается в огневой подготовке сотрудников полиции такой важнейший фактор, как наполняемость групп. На занятиях в специализирован­ных учебных заведениях МВД, в группе, как правило, не ме­нее 20-30 курсантов. На огневом рубеже с боевым оружием, в зависимости от упражнения, они находятся от 20 до 60 с на одном занятии. К этому добавляется 2 мин. на получение боеприпасов (4-6 патронов), подготовку, снаряжение магази­на, доклады, осмотр мишеней. В рамках занятий по стрельбе стрелков-спортсменов, группы, как правило, не превышают 4-6 чел. Соответственно повышается время, отводимое на со­вершенствование индивидуальных навыков стрельбы.

С учетом вышеуказанных особенностей была выработана новая методика, которая зародилась в середине семидесятых го­дов на Международной Конфедерации Практической Стрельбы (IPSC) и в дальнейшем показала свою несомненную актуаль­ность, при подготовке по этой идеологии, как любых силовых структур, так и вооруженных сил. Через практическую стрельбу стали проходить все полицейские и спецподразделения. Обу­чение базировалось на моделировании конкретных стрелковых ситуаций, в которых реально применялось оружие, причем со­трудник заранее не знал задания. Пропуская личный состав че­рез такие испытания, можно было предположить, как повел бы себя тот или иной сотрудник в реальной ситуации.

Интересны принципы IPSC, определенные ее правилами в редакции. В первую очередь это баланс между точностью, мощностью и скоростью, которые являются равноценными элементами практической стрельбы. Правильно сбалансиро­ванный комплекс упражнений выявляет сущность мастерства сотрудника и оценивает все элементы в равной мере. Очевид­но, для победы, необходим баланс между скоростью стрельбы и точностью попадания - лучше попасть в противника за пол­торы секунды, чем за одну секунду промазать.

В ходе моральной и специальной психической подготов­ки к применению оружия в реальной обстановке решаются следующие задачи: - создание у сотрудника полиции состоя­ния психической готовности путем правильного определения цели, мотивов, а также установка на достижение этой цели и воспитания уверенности в этом; - совершенствование знаний, умений и навыков по сохранению психической готовности в ходе подготовки благодаря эффективности и надежности са­морегуляции поведения и действия; - обеспечение постоян­ной физической и психической свежести.

Задача преподавателя огневой подготовки - подготовить слушателя к той стороне его будущей служебной деятельности, которая называется применение оружия. За этими, внешне про­стыми словами, кроется значительная смысловая нагрузка: приме­нить оружие - это означает в первую очередь стрелять в человека. Стрелять придется не в тире, а практически в любых условиях: в населенных пунктах, при скоплении людей, после физической на­грузки, в различных условиях освещения, при отсутствии времени на подготовку выстрела и, самое трудное, в условиях активного огневого противодействия противника. Созданный комплекс ог­невой подготовки помогает смоделировать в процессе занятий по огневой подготовке некоторые нестандартные ситуации, возника­ющие в ходе практического применения оружия. Применяя при выполнении упражнений подсветку целей мигающим светом или проблесковыми маячками, используя громкоговорящую установ­ку с записями шума боя, звуков автомобильных двигателей, ми­лицейской сирены, повседневного городского шума, создаются дополнительные нагрузки на психику слушателей.

В настоящее время преподавателями отработаны и при­меняются на практике пять ситуаций с нарастающим уровнем сложности.

1. Выполнение упражнений при освещении целей рассеян­ным светом в сочетании со звуком повседневного городского шума.

2. Выполнение упражнений при освещении целей мига­ющим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума, после физической нагрузки.

3. Выполнение упражнений при освещении целей мига­ющим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума и звуками сирены после физической нагрузки, в ограни­ченное время.

4. Выполнение упражнений при освещении целей мига­ющим светом и проблесковыми маяками в сочетании со зву­ком стрельбы и звуками сирены после физической нагрузки, в ограниченное время.

5. Выполнение упражнений при освещении целей про­блесковыми маяками в сочетании со звуком стрельбы и звука­ми сирены после физической нагрузки, в ограниченное время. Подбирая препятствия по степени трудности, по форме и со­держанию, по времени и месту возникновения, преподаватель имеет возможность совершенствовать подготовку слушателя на протяжении всего времени обучения.

Необходимо отметить, что психическая подготовка не имеет такой относительной самостоятельности, как все другие виды подготовки и может быть выделена как составная часть учебного процесса лишь условно. Она выступает как опреде­ленный аспект и составная часть и технической, и физической, и тактической, и теоретической подготовки. Поэтому при моделировании ситуаций, на отдельных этапах необходимо включать препятствия, максимально приближенные по труд­ности к реальной действительности.

Из сказанного следует, что преподавателю нужно быть в значительной мере психологом-исследователем, обобщать свои наблюдения, уметь их систематизировать, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно пере­страивать условия занятий, варьировать в учебном процессе.

В качестве методической основы построения учебного процесса по огневой подготовке курсантов и слушателей учеб­ных организаций МВД России к действиям в экстремальных условиях предлагается использовать следующие методиче­ские приемы: - на первом этапе (начальный период обучения) - использование средств и методов моделирования силы воз­действия различных сбивающих факторов, обеспечивающих наилучшее проявление двигательных навыков стрельбы из табельного оружия; - на втором этапе (основной период обу­чения) - использование средств и методов моделирования воз­действие различных сбивающих факторов, обеспечивающих значительное нарушение устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия; - на третьем этапе (совершен­ствование приобретенных навыков) - комплексное использо­вание различных сбивающих факторов, наиболее значимых для стабильного проявления навыков стрельбы. При проведе­нии занятий необходимо создавать обучаемым такие условия, при которых у них формируются навыки умелого обращения с оружием, своевременного обнаружения опасности и разви­тия мгновенной реакции на нее, вырабатывается постоянная готовность отвечать на любую неожиданность, то есть быстро отвечать на раздражитель и при этом принимать верные ре­шения. Необходимо отметить, что одним из самых сильных тормозящих факторов в психологической подготовке является чувство страха перед выстрелом. Поэтому на начальном этапе обучения необходимо помочь курсанту (слушателю) сначала преодолеть это чувство, а затем приучать его переносить до­полнительные звуковые и световые нагрузки и раздражители. Активное использование моделирования разнообразных сби­вающих факторов в служебно-прикладной огневой подготов­ке слушателей образовательных организаций МВД России бу­дет способствовать повышению ее качества.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика