Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политическая система: некоторые подходы к анализу, функционированию и адаптации
Научные статьи
10.07.15 11:49

вернуться


Политическая система: некоторые подходы к анализу, функционированию и адаптации

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Гришин О.Е.
5 (84) 2015
В статье анализируются подходы к пониманию сущности политической системы. Рассмотрена ее корреляция с другими категориями политической науки. Сфокусировано
внимание на проблемах устойчивости и адаптации политической системы при разных режимах функционирования.

При анализе политической системы, при выявлении природы тенденций и причин ее устойчивости (неустой­чивости), функций (дисфункций) существенное значения приобретают инструменты, позволяющие привести ее состояние к отправному или более иному позитивному качественному состоянию. Среди таковых можно назвать наиболее целесообразные алгоритмизированные спосо­бы, методы и процедуры направленные на восстановле­ние функций политической системы и достижения жела­емых результатов в политике. Так, например, А.В. Толочко и С.С. Фоменко акцентируют внимание на том, что в современной политической науке процесс институциона­лизации, например, парламентаризма в странах, где про­исходят сложные процессы трансформации принципов организации и функционирования политической систе­мы общества, является одной из самых сложных много­гранных проблем.

В современной политической науке нет единого мнения в определении политической системы. Некоторые подходы контрастируют с универсальностью ее использования в ис­следованиях, включенных в политологические субдисци­плины для создания поля политической науки. Различными учеными предложено несколько десятков определений «по­литическая система». Так М.Г. Анохин полагает, что дефини­ция политической системы заключает два взаимосвязанных аспекта:

1) политическая система представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий вы­являть и описывать системные свойства различных полити­ческих явлений. В этом случае категория является средством системного анализа политики;

     2) в более конкретном значении политическая система - реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе включающий различные политиче­ские акторы.


 

В методологическом плане, с точки зрения системного анализа политическая система - это одна из множества систем. Категория «политическая система» часто использует­ся при анализе политических и организационных проблем функционирования современных государств, политической реальности. В этом случае она перестает быть просто теоре­тической конструкцией, начинает соотноситься с существую­щими в историческом времени и географическом простран­стве процессами и явлениями, а также воспринимается с од­ной стороны через призму государства, с другой - отношений между различными ее элементами (институциональными, аксиологическими, социальными, экономическими и т.п.). В современной политической науке подчеркиваются различия между этими двумя значениями дефиниции. Это обусловлено различными соображениями:

1) распространение несостоятельных методологических убеждений, заключающихся в ясной и бесспорной характери­стике категории «политическая система»;

2) важность политических процессов, происходящих в общемировом масштабе на рубеже веков, которые стали предметом обсуждения в рамках политического и научного дискурсов;

3) разделение некоторыми исследователями (полито­логами, историками, юристами) принципа плюрализма. Воз­никший в ХХ веке, он был должен сгладить существующие противоречия и продемонстрировать преобразование трех политических систем (демократию, авторитаризм, тоталита­ризм) через перевороты, революции, контролируемые про­цессы.

     Таким образом, можно полагать, что отсутствие точных теоретических представлений о природе политической систе­мы, как правило, иногда затрудняет или делает невозможным типологизировать политические системы, классифицировать конкретные случаи политической жизни в определенных странах и проводить сравнительный анализ.

В научной литературе существует ряд понятий, косвенно связанных с политической системой: государственный строй, политический режим, система власти, система правления, конституционный строй. Концепт «политической системы» стал актуален в связи с развитием политической деятельности. В настоящее время в него включают разные формы организа­ции, а не только государство, и не только разрешенные в со­ответствии с законом, поэтому традиционные понятия не до­статочны, чтобы объяснить механизм действия общественной жизни. В этой связи отметим, что самый широкий диапазон значений объясняется понятием «конституция». Оно опреде­ляет «всю систему», состоящую из трех элементов. К ним, как правило, относятся:

1) правила организации и функционирования государ­ства;

2) структура государственной организации;

3) механизмы деятельности государства.

     Государственная система состоит из двух основных блоков - политического и социально-экономического. Природа госу­дарства неоднозначна и имеет различные основания (марк­систская теория, теория насилия, ирригационная теория и т.п.). Таким образом, используя лишь первый блок «полити­ческая система», мы получаем теоретическое построение, ка­сающееся организации и функционирования политической власти в государстве без социального и экономического кон­текста.

Самый узкий диапазон описывается понятием «система правления». Он определяет отношения между центральны­ми институтами государства, главным образом между зако­нодательной и исполнительной ветвями власти. Обращаясь к принципу разделению властей можно полагать, что система правления должна относиться только к демократическим го­сударствам. Именно в странах этого типа выделяют различные их варианты республик (парламентские, президентские, сме­шанные и т.п.).

«Политический режим» как категория вызывает больше всего споров. Существуют различные подходы к определению его сущности, назовем лишь некоторые:

1) политический режим - это институциональные, функциональные и аксиологические основы для участников политической жизни и отношений между ними;

2) политический режим - это правила, которые регули­руют отношения между государством и негосударственными субъектами политики;

3) политический режим - это технология властвования.

     Акцентируем внимание на последнем. В настоящее время различными политологическими школами заложены подхо­ды к технологизации политического пространства. Исследо­вание политических технологий актуализировано желанием получения власти. Главными субъектами, формирующими и реализующими такие способы и методы, являются политиче­ские лидеры, партии, элиты и т.п. Технократическая модель мышления основана на эмпирико-прагматических принци­пах. Результативность, успех, польза, выгода, рациональность, необходимый результат - это центральные слова в современ­ном словаре политических акторов и политтехнологов, созда­ющих политическую реальность. Политическую действитель­ность можно разложить на ряд поэтапных дискретных состо­яний (серий). Их можно расчленить на элементы и описать рационально, и показать структурно-функциональные связи между ними. Таким образом, можно утверждать, что поли­тический процесс поддается технологизации в определенных пределах и соответственно, управлению в установленных па­раметрах. Политические технологии по своему происхожде­нию, природе и условиям осуществления вторичны по отно­шению к политическим процессам, институтам, к политиче­ской системе в целом. Они - артефакт, продукт политической человеческой деятельности. Такие способы и методы ведения политики являются инструментом политических акторов. Они неотъемлемая часть политического развития и/или стаг­нации, а также разрушения.

Политическая система может рассматриваться как сово­купность элементов, в том числе, политических институтов (структур), отношений между ними, правил и стандартов, регулирующих их деятельность. Идентификация отдельных компонентов политической системы, таких, например, как по­литические партии или государственные учреждения, требует уделить особое внимание правовым принципам, регулирую­щим отношения между элементами политической системы. Наиболее важным при этом является установление формаль­ной основы, которая определяет характер системных компо­нентов и отношений между ними.

Функциональный анализ, основан на предположении, что наиболее важные функции политической системы прояв­ляются на двух уровнях:

1) в целом по отношению к окружающей среде;

2) отдельных частей политической системы к другим элементам.

Некоторые исследователи подчеркивают, что полити­ческая система - это динамический социальный процесс, ко­торый проходит в рамках отдельных сообществ, например, в государстве. Суть этого процесса заключается в обработке со­циальных импульсов для действия и политических решений. Другие полагают, что важен сам механизм функционирова­ния политической системы, который не зависит от природы и свойств ее элементов. Таким образом, важно охарактеризовать политическую систему как пространство, в котором осущест­вляется политическая жизнь государства, то есть определить тип легитимности государственной власти, способ социаль­ной интеграции, прогнозировать поведение политических ли­деров и т.п.

Эксперты подчеркивают важность проблемы отношений внутри политической системы и между системой и ее окруже­нием. Тогда политическая система воспринимается как еди­ное целое, состоящее из отдельных компонентов (подсистем) связанных друг с другом. Мельчайшие частицы являются про­стыми элементами системы, а также связи между элементами образуют ее структуру. Система характеризуется изменчиво­стью во времени. Она также имеет свою собственную дина­мику и внутренние границы, отделяющие ее от окружающей среды. Она ориентирована на адаптацию, достижение цели, интеграцию и устранение конфликтов.

Таким образом, анализ показал, что при наличии раз­ногласий, можно предположить, что политическая система - это:

1) структура, состоящая из качественно различных взаи­модействующих элементов;

2) формы и характеристика общественного и частного пространства;

       3) граница между ними.

Политическая система может изменяться (процессы развития или стагнации) при константной тенденции ис­кать поддержку своей стабильности. В любой политической системе, правящая элита боится нарушения стабильности, и иногда специально снижает эффективность системы, и может даже угрожать ее легитимации. Тем не менее, про­цессы изменения объективно необходимы и неизбежны, как это видно из характеристик политической реальности. Они происходят в системе без ущерба для своей сути в резуль­тате реформ и введения новых элементов в структуру. В от­личие от этого, революция или государственный переворот влечет за собой реконструкцию политической системы, в результате происходит ликвидации ее составных элементов и сворачивание принципов ее функционирования. В этой связи, важнейшим является:

1) контролирование политического процесса (функция регулирования);

2) разрешение конфликтов в рамках системы (функция медиаторства);

       3) улучшение учреждений (адаптивная функция);

4) позитивное преобразование окружающей среды (ин­новационная функция).

Подсистема, отвечающая за управление, определяет характер стандартов, устанавливающих нормы поведения и социальных отношений. Для коммуникативной под­системы важно качество соединений (взаимодействий) и отношений, существующих между структурами полити­ческой системы, которое определяет степень ее устойчиво­сти.

В итоге, процесс адаптации является динамическим, это означает в свою очередь, что политическая система находится в постоянном изменении. Неотлаженность процесса адапта­ции, или отсутствие такового в экстремальных случаях может привести к неустойчивости политической системы, к ее краху и ликвидации. Процесс адаптации обеспечивается и контро­лируется, как правило, гомеостатом или центром принятия решений.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика