Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политические партии и молодежь: диалог взаимодействий в развитии гражданского общества
Научные статьи
10.07.15 12:27

вернуться


Политические партии и молодежь: диалог взаимодействий в развитии гражданского общества

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Сковиков А.К.
5 (84) 2015
Рассмотрена эволюция партийной системы в России с учетом интересов правящего класса, партийных функционеров и молодежи. выявлено, что в современной России отсутствует интерес со стороны большинства девушек и юношей вступать в ряды политических партий. При этом наиболее активная их часть рассматривает партии как социальные лифты позволяющие выйти на уровень принятия решений. Поэтому они готовы сотрудничать с партиями и принимать участие в выстраивании диалога, как с властью, так и другими институтами гражданского общества. в статье обращено внимание на противоречия в партийном строительстве и негативному воздействию санкционной политики в отношении России.


    Важными элементами в политической системе современ­ного общества являются политические партии. Посредниче­ская функция во взаимоотношениях рядовых граждан и госу­дарства посредством участия граждан в деятельности партий позволяет минимизировать негативные проявления в обще­стве, даёт возможность цивилизованного разрешения острых социально-экономических, политических, культурных и рели­гиозных проблем, неизбежно возникающих в дифференциро­ванном обществе. Применительно к современной России еще и находящейся под давлением санкционной политики, ини­циируемой США и Европейским Союзом.

Политические партии с учётом того, что они являются ос­новными конкурентами в борьбе за власть, могут посредством победы на выборах в представительные органы власти оказы­вать влияние на процесс управления. От их представителей в законодательных органах власти зависит оперативность, каче­ство принятия законопроектов.

    Общеизвестно, что, если в странах демократии политиче­ские партии выросли в результате естественного развития, то в России своим появлением они во многом обязаны автори­тарно-олигархической системе. Первые политические партии возникли в России на рубеже XIX - ХХ вв. Российской специ­фикой является появление, прежде всего, партий социалисти­ческой направленности. Массово-политические партии были образованы в ходе первой буржуазно-демократической рево­люции 1905-1907 гг. При этом партии отличались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и мето­дам достижения главной цели - завоевания власти. В данный период вновь образованные партии как акторы политического процесса не являются посредниками между гражданами и го­сударством в защите национальных интересов. Они представ­ляют общественно-политические организации, аккумулирующие интересы определённой, как правило, немногочисленной группы, и выступающие в поддержку инициатив их лидеров в вопросе трансформационных преобразований внутри страны с целью выхода на уровень принятия политических решений, используя при этом как цивилизованные методы парламент­ской борьбы, так и насильственный захват власти. При этом интерес студенческой молодежи к участию в деятельности но­вых институтов гражданского общества - политических пар­тиях был достаточно велик. Молодые люди вступали в данные организации преимущественно по идеологическим сообра­жениям. При этом, необходимо учитывать, что «определен­ная часть... возможностей может регулироваться системами управления обществом и в этом своем аспекте становиться частью государственной и общественной молодежной поли­тики... в молодежной среде возникают мощные импульсы к инновациям, и они находят дорогу в реальную жизнь. Но го­товность к таким всплескам инновационной активности моло­дежи необходимо формировать, создавая условия для саморе­ализации новых поколений не от случая к случаю, а в соответ­ствии с сознательной стратегией развития общества». Отли­чительной особенностью рассматриваемого периода является неосознание большей частью молодых людей являющихся членами различных партий того факта, что они представляют собой безликую и порой бесправную массу, способствующую реализации интересов лидера партии и его партийного акти­ва. Политическое сознание большинства членов партий было подвержено манипулированию со стороны их руководства по­средством широкого использования идеологии. Именно бла­годаря идеологии в России была установлена однопартийная система практически с момента прихода к власти большеви­ков и целенаправленным вытеснением представителей пар­тии эсеров из федеральных, а в последствие и региональных и местных органов власти. Однопартийная система в СССР существовала сначала юридически не оформленной, а затем закрепленной в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. в качестве ру­ководящей и направляющей роли КПСС. Отмена этой статьи в 1991 г. Съездом народных депутатов означала, по сути, ко­нец монополии на власть какой-либо политической партии в определении вектора политического развития страны как вну­триполитического, так и внешнеполитического, направленно­го на нахождение компромиссных решений между основны­ми участниками политического процесса.


 

Началась новая политическая история - второй этап фор­мирования многопартийности в России. Российские партии стали массово образовываться на поверхности фрагментиро­ванного общества после краха тоталитарной системы и под­держивались властью скорее не ради содействия зарождающе­муся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти минимизировать количество партий на современном политическом поле с целью сокращения кон­курентов для «партии власти».

    Деятельность политических партий в России регламенти­руемся Конституцией РФ и Федеральным законом «О полити­ческих партиях» (2001 г.). С момента принятия закона в него постоянно вносились поправки. При этом, можно выделить два этапа на основе институциональных изменений на поли­тическом поле России. Первый - с момента принятия закона до 2011 года. Его можно охарактеризовать ужесточением из­бирательного права и направленного на резкое ограничение акторов с целью недопущения на уровень принятия решений «новых» политических сил. В частности, экс-президент СССР М.С. Горбачев неоднократно в интервью СМИ обращал вни­мание на практические трудности в образовании партий, что противоречит духу демократических преобразований конца прошлого столетия, а также препятствует формированию эффективных институтов гражданского общества, способных оказывать влияние на принятие политических решений в определение развития российской государственности. Диалог конструктивных политических партий был бы направлен на разрешение острых проблем современного общества. Второй с 2011 г. - по настоящее время связан с формированием много­партийности. Несмотря на представление среди российской и мировой общественности со стороны правящего класса ФЗ «О политических партиях» либеральным анализ политиче­ской палитры доказывает, что он не позволил сформироваться эффективным политическим силам способных выйти на уро­вень принятия решений. По данным Министерства юстиции России, в 1998 г. было зарегистрировано 92 общероссийских и межрегиональных партий. В 2003 количество зарегистриро­ванных политических партий сократилось до 44, в 2006 - до 33. В начале 2007 с учётом принятых поправок в закон «О полити­ческих партиях» зарегистрировано 17 партий. В 2009 офици­ально зарегистрированных партий в стране стало 7. Процесс массовой регистрации политических партий позволил с 2011 г. по 2015 г. зарегистрировать около 70 партий. Необходимо отметить, что современные политические партии не являются массовыми по сравнению с КПСС, которая объединяла около 8,5% от общей численности населения государства. На сегод­ня все семьдесят партий объединяют примерно 1,5% от чис­ленности населения Россия. При этом, «партия власти» является в количественном составе самой массовой. Современная молодежь отчетливо осознает, что сделать карьеру можно не прибегая к участию в деятельности политических партий. Со­циологическое исследование, проведённое автора в феврале 2014 г. в 7 субъектах Российской Федерации, подтверждает вы­двинутую гипотезу, что современная молодежь рассчитывает на собственные силы, а также поддержку со стороны своего окружения, прежде всего используя родственные связи.

Политическим партиям в современной России не удаёт­ся стать основным посредником между властью и обществом. Резюмируя идеи В.А. Игнатенко, В.А. Крючкова, В.А. Лукова, Т.А. Яшковой и др. можно констатировать, что они не выпол­няют сколько-нибудь удовлетворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государ­ствах. Они не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоёв, ни универсальными партиями электората, стремящимися представлять интересы самых широких слоёв населения. Партии не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими проведение политики с учетом интересов россиян. Процесс оформления большинства российских партий идёт не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер ищут сторонников, финансовую под­держку и лишь затем создают политическую партию с целью участия в парламентских выборах. В результате большинство современных партий известно исключительно благодаря их лидерам, а также деятельности в Федеральном Собрании РФ.

Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям политическо­го класса, стремящимся через выборы институционализи­ровать своё участие в публичной политике. Партии суще­ствуют в основном за счет средств спонсоров, как правило, банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручить­ся поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интере­сов. Российская бизнес-элита заинтересована в сохранении и преумножении своего капитала, что с учётом предостав­ленных технологических возможностей в результате глоба­лизационных процессов в экономике негативно сказывается на благосостоянии страны и противоречит национальным интересам граждан.

  Российские партии остаются протопартиями, то есть об­разованиями, для которых характерны малочисленность и ор­ганизационная слабость, аморфность программ и фракцион­ная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов. Партии отражают не многообразие социальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемность политических взаимоотношений при разрешении актуальных проблем об­щества.

В обозримой перспективе вероятность превращения рос­сийских партий, за исключением партий представленных в парламенте, в существенный фактор политической и граждан­ской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется созданием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

В России отчетливо проявляется необходимость интен­сивного омоложения кадров в виду взятого курса на модерни­зацию страны. Д.А. Медведев обратил внимание на проблемы в государственной кадровой политике на совещании 23 июля 2008 г. по вопросам формирования резерва управленческих кадров, на котором речь шла о проблемах модернизации по­литического класса. Кадры должны формироваться не «по знакомству или по коррупционной схеме», а в соответствии с профессиональными качествами. Однако есть очевидная про­блема при определении критериев профессионализма и так называемых «оценщиках».

Главное условие, предъявляемое к кандидату — это воз­растной ценз от 25 до 50 лет, второе высшее образование и обладание определёнными профессиональными качествами, включая «креативность» и «умение внедрять технологии», а также стратегически мыслить и иметь положительную репу­тацию. Позднее добавили ещё одно как обязательное условие — отсутствие судимости. Хотелось бы верить, что произойдёт ротация в политическом классе не по коррупционной схеме, а по профессиональным качествам. Согласно заявлению гла­вы государства, профессионализм должностных лиц он будет оценивать лично.

В стране стали формироваться списки резерва управ­ленческих кадров под патронатом Президента Российской Федерации, в которые входят представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, а также науки, обра­зования, общественных организаций. В первой сотне резерва 5% молодых людей до 29 лет, 11% — женщин. Существенных изменений, по всей вероятности, не произошло и при фор­мировании тысячного резерва (на сайте Президента России опубликован список из 500 человек, вторая половина засекре­чена). Механизм формирования списка не принимался на от­крытой конкурсной основе, что может ставить под сомнение тезис о демократии в России.

Современные российские политологи В.И. Буренко, З.В. Ивановский, А.Г. Караткевич, А. Липинский, О.Ф. Шабров вы­деляют ряд важнейших факторов, негативным образом воз­действующих на партийное строительство, — относительная неразвитость демократической политической культуры и от­сутствие эффективных институтов гражданского общества; из­менения в формировании представительных органов власти посредством преимущественного использования пропорци­ональной системы, что препятствует консолидации партий.

Несмотря на некоторые позитивные изменения нельзя го­ворить об окончательном формировании партийной системы. Интерес вызывает точка зрения лидеров правящего политиче­ского класса - Президента России и премьер-министра о том, что в сложившейся конфигурации в парламенте «Единой Рос­сии» придется договариваться с другими партиями высшего законодательного органа при принятии законопроектов.

Проведенное социологическое исследование позволяет констатировать тот факт, что руководству партий необходимо обратить внимание на имидже своих институтов гражданско­го общества, так как они не находят поддержку в молодежной среде. Заметим, что «Единой России» полностью не доверяют от 74% до 86,2% респондентов. КПРФ от 72,5 до 88,1%. Спра­ведливой России от 71,6% до 87,3%. ЛДПР от 74,2 до 86,9%. Несмотря на различия в оценке деятельности политических партий между субъектами Российской Федерации, необходи­мо отметить два момента. С одной стороны, достаточно высо­кий процент недоверия к их деятельности, а с другой, ЛДПР имея примерно аналогичные показатели, находит симпатии в молодежной среде во время избирательных кампаний. Отча­сти это объясняется харизмой ее лидера - В. В. Жириновского. При этом, до 84% респондентов признаются в том, что в тече­ние своей жизни меняли убеждения, твердо заявляют о пре­данности своим принципам и их неизменности 8,6% респон­дентов. Затруднились высказаться по данному вопросу 7,4%. Политическая жизнь 2013-2015 гг. с помощью СМИ «переклю­чила» интерес от политических партий к главе государства, как общенациональному лидеру отстаивающему интересы государства на мировом политическом поле10. При этом, его рейтинг стабильно находиться в районе 86%.

Относительная стабилизация политической системы ввиду внешней угрозы и более чёткое определение партий на политическом поле приведут к активизации их действий по принятию/непринятию законопроектов, направленных на развитие благосостояния россиян, в том числе молодежи. Практические действия со стороны политических партий однозначно найдут адекватную оценку в молодежной среде и будут привлекательны для инициативной молодежи.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика