Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект
Научные статьи
13.07.15 15:09

Профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект


alt 
ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВО
Ежова О.Н.
5 (84) 2015
В статье рассматривается процесс профессионального становления личности, факторы, влияющие на его эффективность, модели вхождения в профессию. Анализируются противоречия, возникающие в процессе профессионального становления личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.


Одной из задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН), в соответствии с Кон­цепцией развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 г., является повышение эффективно­сти управления уголовно-исполнительной системой (далее - УИС), что предполагает повышение требований к уровню профессиональной подготовки сотрудников.

Профессиональное становление личности представля­ет собой сложный процесс, который предполагает не толь­ко успешное освоение деятельности в рамках определенной профессии, но и развитие самой личности, в результате чего формируется специалист с определенным стилем поведения, базирующимся на его психологических и личностных особен­ностях. Можно выделить формальные и неформальные кри­терии, которые являются показателями профессионального становления. К формальным критериям можно отнести до­кументы, подтверждающие статус специалиста, сертификаты повышения квалификации, карьерный рост, поощрения за добросовестный труд, а к неформальным - профессиональное мышление, умение, используя нестандартные подходы, нахо­дить оптимальные способы для решения профессиональных задач, социально-профессиональная направленность и компе­тентность.

В зарубежной психологии концепции профессионализа­ции в основном группируются в рамках направления «психо­логия карьеры» (psychology of career) или «карьерное разви­тие» (career development).

В отечественной психологии основное внимание уделя­лось стадиям профессиональной социализации (оптация, профессиональная ориентация, профадаптация и самостоя­тельная профессиональная деятельность); профессиональные знания и умения и отдельные качества профессионала, но наибольший интерес для исследователей представляло собой становление профессионала в конкретных видах профессии, таких как сталевар, шофер, оператор, инженер, летчик, руко­водитель, учитель и ряд других. Однако профессиональному становлению сотрудника УИС, как и сотрудников других сило­вых структур было уделено недостаточное внимание.


 

Проблемой повышения профессионализма сотрудни­ков правоохранительных органов является в настоящее время особенно актуальной. Задача системы ведомственного про­фобразования - обеспечить качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Профес­сиональная подготовка кадров УИС осуществляется в целях повышения профессиональной компетентности и квалифика­ции сотрудников. При этом следует учитывать противоречия, которые возникают в процессе профессионального становле­ния личности: с одной стороны, это противоречия между лич­ностью и внешними условиями жизнедеятельности, а с другой стороны - внутриличностные конфликты.

Внешние условия деятельности сотрудников УИС опре­делены особенностями службы, к которым можно отнести: необходимость взаимодействия с носителями криминальной субкультуры, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья, эмоциональные и физические перегрузки, работа в режиме дефицита времени, отдаленность большинства испра­вительных учреждений от крупных экономических и культур­ных центров, нормативность поведения, недостаточная право­вая защищенность.

Внутриличностные конфликты часто порождаются про­блемой выбора между работой, которая имеет напряженный характер, и семьей, между соблазном воспользоваться власт­ными полномочиями и высокой ответственностью за характер и результаты своей деятельности. Одной из причин внутри- личностного конфликта может выступать конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокиру­ет их удовлетворение (например, между желанием быть здо­ровым и проблемой восстановления сил, связанная со спец­ификой профессиональной деятельности) - так называемый конфликт нереализованного желания.

Кроме того, сама специфика труда (невозможность не­медленного снятия эмоционального напряжения, необходи­мость сдерживать свои эмоции и др.) создает определенные личностные проблемы, которые, накапливаясь, усиливают отрицательные стороны профессиональных и семейных отно­шений, формируют особые негативные жизненные сценарии, что оказывает разрушающее влияние на психическое здоровье сотрудника УИС. Таким людям необходима психологическая реабилитация, целью которой является восстановление пси­хического равновесия.

Уровень текучести кадров молодых специалистов-вы- пускников ведомственных образовательных учреждений - до­статочно высок (ежегодно увольняется до 20% молодых специ­алистов, пришедших из высших образовательных учрежде­ний ФСИН России). Одна из основных причин - нарушение процесса адаптации выпускников к служебной деятельности, что во многом обусловлено их личностными характеристика­ми и психическим здоровьем (способностью поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования - физическом, психологическом и социальном).

Основным противоречием, детерминирующим разви­тие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требовани­ями профессиональной деятельности.

Два основных способа существования людей и, соответ­ственно, два разных отношения людей к жизни описывает С.Л. Рубинштейн.

Первый способ - это жизнь, «не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек». В этом случае всякое отношение есть «отношение к отдельным яв­лениям, но не к жизни в целом», человек «не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию для рефлексии над собственной жизнью. Такая жизнь проявляется почти как природный процесс». Это может быть вполне гармонич­ная жизнь, где гармоничность присутствует в каждом дне и целостности такой жизни. Для нас это в какой-то мере аналог родового человека.

Второй способ существования связан с рефлексией. «Реф­лексия как бы приостанавливает, прерывает этот непрерыв­ный поток жизни и позволяет человеку мысленно встать за пределы самого себя».

Оба эти типа жизней вполне могут быть адаптивны, гармоничны в проявлениях психического здоровья, но по- разному на разных уровнях. Первый тип адаптивен до тех пор, пока он жестко вписан в систему. При отсутствии внешних, сдерживающих и оптимизирующих поведение условий воз­можны поломки психического здоровья. Второй тип жизни не зависит от внешних сил, он более целостен и поэтому более гармоничен, так как только целостный, адаптивный и гармоничный человек сам может учиться структурировать и органи­зовывать свой деятельный способ существования в мире, само­стоятельно создавать психологические приемы оптимальной регуляции своей деятельности и поведения.

Опираясь на эти положения, Л.М. Митина разработала свою концепцию профессионального развития, в соответствии с которой она выделяет две модели (или стратегии) вхождения в профессию: модель профессионального функционирования (адаптивное поведение) и модель профессионального разви­тия (личностный и профессиональный рост).

Модель адаптивного поведения, как и первый способ су­ществования по С.Л. Рубинштейну, характерна для человека, который старается приспособиться к профессии и подчинить профессиональную деятельность внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. При этом сам специалист старается при решении профессиональных за­дач экономить свои силы и использовать штампы, шаблоны и стереотипы, которые были наработаны ранее. Эта модель демонстрирует пассивный стиль жизни и имеет три стадии: профессиональной адаптации; профессионального становле­ния; профессиональной стагнации.

Профессиональная адаптация — это привыкание челове­ка к новым для него условиям труда и требованиям профес­сии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

Профессиональная адаптация предполагает также при­нятие для себя всех компонентов профессиональной деятель­ности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, усло­вий в рамках данной профессии.

При профессиональном становлении личности домини­рующими являются внешние факторы, при этом на сам про­цесс становления можно оказывать искусственно-техническое воздействие, а одним из основных внешних условий является профессиональное образование.

Профессиональная стагнация заключается в отказе от ак­тивных действий и постепенной остановке в развитии, в связи с реализацией пассивной или защитной стратегий поведения, предполагающей универсализацию профессионального опы­та, снижение профессиональной активности, невосприимчи­вость к инновациям.

При модели профессионального развития человек спосо­бен увидеть свою профессиональную деятельность целостной и стремится к профессиональному самовыражению, саморе­ализации. Рефлексия помогает ему осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассма­тривая трудности как стимул дальнейшего развития.

Профессиональное развитие тоже имеет три стадии: са­моопределение (характеризуется способностью личности ка­чественно сравнить себя с другими, осознать необходимость собственных изменений и преобразований); самовыражение (соотнесение собственного поведения и мотивации) и само­реализация (формирование жизненной философии себя как профессионала, осознанием смысла жизни).

Таким образом, если первая модель направлена на избе­гание активных действий и отражает становление специали­ста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта, опытом и способностями, то вторая харак­теризует профессионала, владеющего профессиональной де­ятельностью в целом, способного использовать и развивать имеющихся у него способности. Движущими силами раз­вития специалиста первой модели являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, а во второй модели - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным», которое побуждает профессионала к поис­ку новых способов самоосуществления.

В связи с этим для успешного профессионального ста­новления сотрудника УИС необходимо формировать у него еще на стадии обучения психологическую компетентность, которая предполагает наличие знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективную коммуникацию, управленческую деятельность, профилактику и разрешение социальных конфликтов и деятельность, направленную на со­хранение своего психического здоровья.

Поэтому курсанты и студенты юридических вузов ФСИН России нуждаются в обучении активной, осознанной, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия на них психи­ческой саморегуляции, овладению ее техникой как неотъемле­мым компонентом культуры их поведения.

Научившись осознавать и контролировать свое поведе­ние, эмоции, мысли, курсанты через познание и улучшение своей психологической составляющей здоровья имеют шанс не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствоваться.

Психология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика