Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Модернизация законодательства Казахстана о недрах
Научные статьи
14.07.15 11:19


Модернизация законодательства Казахстана о недрах

alt
 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО СТРАН СНГ
Боголюбов С.А.
5 (84) 2015
Статья посвящена исследованию законодательства Казахстана о недрах. в статье исследуется проекты концепций и закона «о недрах и недропользовании» и Кодекса о недрах республике Ка

18 марта текущего года ушел из жизни в возрасте 45 лет общепризнанный ученый Е.А. Высторобец. Идея посвятить номер памяти Евгения Анатольевича Высторобца была высказана другом Евгения Анатольевича - главным редактором Евразийского юридического журнала Инсуром Забировичем Фархутдиновым. На предложение написать свои воспоминания о работе с ученым откликнулись многие друзья и коллеги Евгения Анатольевича, прежде всего из Центра Интерэкоправа ЕВРАЗНИИП, который он основал и которым руководил очень успешно.

В прошлом номере журнала (№ 4 (83) 2015) была опубликована первая часть материалов (О ЕВГЕНИИ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ВЫСТОРОБЦЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И УЧЕНОМ; НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Е.А. ВЫСТОРОБЦА и рубрика ИНТЕРЭКОПРАВО. С. 210-264). На сайте ЕврАзЮж можно ознакомиться с полными текстами воспоминаний известных и молодых ученых из России и других стран Содружества, а также другими материалами относительно творческого наследия нашего друга и коллеги.

В этом номере публикуется научные статьи ученых, посвященные памяти Е.А. Высторобца накануне Всемирного дня охраны окружающей среды, что ежегодно отмечается 5 июня. Евгений Анатольевич - юрист-эколог, известный ученый, отдавал все свои знания и душу, как потом выяснилось, и здоровье нашему святом делу - беречь природу.

Евгений Анатольевич, даже уйдя от нас, выполнил свою задачу и реализовал одну из последних идей - объединение ученых на евразийском пространстве в целях сохранения существующих и возрождения утраченных связей, и для создания новых условий для развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. К настоящему времени опубликованы статьи ведущих ученых из России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана (по объективным причинам в номер не вошли, но будут опубликованы в следующих номерах статьи ученых из Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы).




 

    Гусеничные экскаваторы находят широкое примененение в нефтегазовой и лесной промышленности. All information here buvniecibas portals.

Горечь от потери Друга сплотило много людей с разных уголков России, СНГ, мира. Творческое наследие в нашей памяти останется навсегда Евгений Анатольевич - человек, объединивший нас.

От имени редакции Елена Абанина, помощник главного редактора ЕврАзЮж

Боголюбов С.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА О НЕДРАХ

Статья посвящена исследованию законодательства Казахстана о недрах. В статье исследуется проекты концепций и закона «о недрах и недропользовании» и Кодекса о недрах республике Казахстана. выделены основные тенденции развития правового регулирования отношений недропользования.


Модернизация регулировании общественных отношений в Беларуси, Казахстане, России осуществляется согласно тре­бованиям социально-экономического развития, поддержании законодательства в стабильном и одновременно динамичном состоянии с учетом реализации предыдущих нормативных требований, что не может не относиться к экологическому, природоресурсному законодательству, к законодательству об охране и использовании недр.

В Российской Федерации Закон «О недрах», принятый в 1992 г., за прошедшую почти четверть века десятки раз ак­туализировался, то есть изменялся и дополнялся в сторону упорядочения управления разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых, разграничения и уточнения полно­мочий Федерации и ее субъектов, вычленения участков недр

федерального значения; при этом расширялась компетенция регионов, муниципальных образований, органов местного самоуправления, особенно в части разработки общераспро­страненных полезных ископаемых, усиления экологического контроля и надзора.

Цивилизованные правила законотворчества предполага­ют разработку новых проектов «не откладывая» и «не спеша», отрабатывая и максимально обсуждая концепцию принятия (изменения, дополнения) закона с тем, чтобы он стал не оче­редным мероприятием, проведенным в угоду кому-то или чему-то, а серьезной вехой в обеспечении законности, нала­живании правопорядка, например, в сфере недропользова­ния, установлении новых и, может быть, отмене, изменении прежних правоотношений, возложении новых обязанностей либо новых функций (как и их ограничений), предоставлении новых прав и возможностей.

В Республике Казахстан оглашены и подверглись пу­бличному обсуждению в высших учебных заведениях, на­учных учреждениях, в общественном объединении юристов газо-нефтяной отрасли Казахстана в городах Алматы, Астане, Атырау, в печати проекты концепций и содержания закона «О недрах и недропользовании» и/или Кодекса о недрах и недропользовании, которые характеризуется развернутой и глубокой мотивировкой предложений, квалифицированным сравнительно-правовым сопоставлением с разнообразными, смежными и аналогичными нормативными правовыми акта­ми Республики Казахстан и других стран, направленностью на устранение коллизий, пробелов в национальной системе за­конодательства, на инвестиционную привлекательность мине­ральных и иных природных ресурсов Республики Казахстан.

Сохраняются при этом многие оправдавшие себя за де­сятилетия принципы суверенного недропользования, опира­ющиеся на менталитет и привычки казахстанских и иностран­ных граждан, на вековые традиции природопользования, что должно способствовать лучшему пониманию правопримени­телями законодательных институтов в сфере охраны окружа­ющей среды, экологического (природоохранного, природоре­сурсного) права на Евразийском пространстве. Обсуждаются способы кодификации и приемы систематизации законода­тельства в виде кодексов с их общей и особенной частями, за­конов, указов Президента, постановлений правительства и т.п. Напомним, что в России Конституционный Суд РФ признал равную юридическую силу между кодексами и федеральными законами.

Учитываются конституционные и иные важнейшие за­коноположения РК, например, задача построения правового государства, цель именно государства охранять окружающую среду, благоприятную для жизни и здоровья человека (ч.1 ст.31 Конституции РК; такой нормы в Конституции РФ не име­ется), обязанность граждан РК сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам согласно ст. 38 Конститу­ции РК.

Оптимизируется реализация административного законода­тельства РК, упорядочивающего полномочия органов централь­ной и местной исполнительной власти в экологической сфере, что призвано способствовать профессиональному осуществлению этой важнейшей функции государственного управления исполь­зованием и охраной природных ресурсов, поскольку принятие в РК Закона «Об административных процедурах» было призвано способствовать организации управленческой деятель­ности, обеспечению бесперебойного функционирования го­сударственных органов, соблюдению прав и свобод граждан и юридических лиц, защите государственных и частных интересов, недопущению использования служащими своих полномочий во внеслужебных целях, предупреждению коррупции.

В проектах соблюдаются общие требования об осущест­влении субъектами природоресурсных отношений принад­лежащих им прав без нанесения вреда природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и за­конным интересам других лиц; имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными объ­ектами, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством РК, если иное не предусмо­трено земельным, экологическим, лесным, водным законода­тельством РК, законодательством РК о недрах, о растительном и животном мире, об особо охраняемых природных террито­риях; установленные законами права физических и юриди­ческих лиц не могут ограничиваться актами государственных органов.

Обсуждаемые законопроекты, модернизируя правовое регулирование недропользования как важнейшей части при­родопользования, дающего основную часть бюджета РК (как и недропользование РФ), сохраняют природоохранную пре­емственность законодательства РК о недрах, придают ему динамичность. Привлекают внимание изучение и изложение опыта других добывающих стран и международной практи­ки, попытки повышения статуса и комплексности регулирова­ния сложных отношений не только посредством природоре­сурсного, экологического законодательства, но и налогового, административного, гражданского и других отраслей зако­нодательства, сочетания разрешительного (вертикального) и цивилистического, диспозитивного (горизонтального) спосо­бов регулирования.

Проекты опубликованных концепций новых законов Республики Казахстан о недрах и недропользовании от мая 2014 г., февраля 2015 г. и др. весьма многоаспекты, заслуживая тщательного рассмотрения и публичного обсуждения; здесь целесообразно остановиться лишь на некоторых, имеющих концептуальный характер, узловых, в какой-то мере, дискус­сионных, проблемах, соотносимых с аналогичными россий­скими задачами. Это тем более актуально в связи с много­численными предложениями о кодификации и иных формах совершенствования законодательства о недрах и другого при­родоресурсного законодательства РФ, в том числе определен­ных в Основах государственной политики в области экологиче­ского развития России на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом РФ.

Концепции изобилуют пожеланиями внедрения рыноч­ных механизмов, экономической целесообразности, рацио­нальности, эффективности, безопасности и комплексности использования минерально-сырьевых ресурсов, материаль­ной заинтересованности и стимулирования наряду с исклю­чением волюнтаристских усмотрений должностных лиц, устранением излишних административных барьеров и пре­пятствий для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не­допущением монополизации и недобросовестной конку­ренции (эти требования предусматриваются и в ч. 1 и 2 ст.34 Конституции РФ).

Точно так же провозглашаются для недропользователей свобода в применении технологических и методологических решений, необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов, развития саморегулирования, отсутствия за их пошаговыми действиями навязчивого постоянного госу­дарственного надзора и контроля с упразднением излишних административных барьеров, стабильности законодательных и государственных требований к недропользователям, пре­зумпции добросовестности участников отношений, связанных с недрами и недропользованием.

Такими способами внедряются новейшие научные и практические национальные и зарубежные наработки, при­званные свидетельствовать о модернизации, подвижности горного законодательства РК, учете интересов как общества, государства, так и недропользователей, природоохранителей. Вместе с тем, законодатель призван постоянно сверять свои предложения и результаты их реализации с действительно­стью, с практикой, со степенью исполнения предлагаемых ре­шений физическими и юридическими лицами, чтобы не до­пускать отрыва de lege ferenda (законодательных инициатив) от жизни, от эмпирики.

Динамизм предлагаемых изменений законодательства РК о недрах и недропользовании, включение в него пере­довых юридических, в том числе апробированных за рубе­жом «технологий» обусловливается имплементацией в него новейших достижений мирового опыта в сфере правового регулирования недропользования, соблюдения, использова­ния и применения международно-правовых норм, общепри­знанных принципов и институтов, в том числе требований подписанной Казахстаном Орхусской конвенции о доступе общественности к экологической информации, к обсужде­нию и принятию решений, доступе к правосудию по эколо­гическим делам.

Развивается внедряемая система контрактов на недро­пользование вместо лицензионных документов, разрешитель­ных принципов, предпринимаются попытки образования экологических фондов с тем, чтобы взимаемые за природо­пользование и загрязнение окружающей природной среды немалые налоги целенаправленно тратились на восстановле­ние природных ресурсов, ликвидацию вреда, возмещение на­несенного природе ущерба (как говорится, при меченых нало­гах должны быть меченые расходы).

При составлении законопроектов учитывалась прак­тика осуществления налогообложения эмиссий в окружающую среду от стационарных и передвижных источников загрязнений, расчета ущерба от загрязнения атмосферного воздуха при сжигании газа на факелах, судебного рассмо­трения экологических споров и иных конфликтов, исполь­зования административной и прочих видов ответственно­сти для пресечения и предупреждения правонарушений в сфере охраны и использования недр и других природных ресурсов: системность правотворчества должна присутство­вать и при правореализации.

Весьма положительным представляется формулирова­ние в законопроектах подробных и детально разработанных механизмов реализации предусмотренных в них требований, поскольку слабым звеном правоохранительного механизма на Евразийском пространстве является возможность уклонения субъектов природоохранной деятельности от выполнения сво­их обязанностей.

Известно, что законодательство призвано не только и не столько провозглашать, объявлять намерения, демон­стрируя свою мягкую силу, сколько регулировать пове­дение участников отношений, управлять общественными процессами, поэтому соответствующие инструменты над­лежащей правореализации становятся еще одной сильной стороной представляемых законопроектов и их концеп­ций: сколько раз хорошо написанные и красиво смотрящи­еся законы оказывались мало эффективными вследствие отсутствия воли общества, его элиты, пробуксовки меха­низмов исполнения.

Но не менее нужны на Евразийском правовом и экономи­ческом пространстве эколого-правовая культура должностных лиц, всех иных граждан, курс общества и государства на зако- нопослушание и уважение к иным достойным социальным ценностям, повышение авторитета права, закона и их безус­ловное соблюдение и применение повсеместно, не взирая на лица, равенство граждан перед законом и судом, создание подлинно юридической, цивилизованной атмосферы нетер­пимости к любым отступлениям от требований формирова­ния правового государства, режима законности и экологиче­ского правопорядка.

экологическое право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика