Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сотрудничество африканских государств в области уменьшения опасности бедствий: международно-правовые аспекты
Научные статьи
30.07.15 13:47

Сотрудничество африканских государств в области уменьшения опасности бедствий: международно-правовые аспекты

alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Круглов Д. А.
6 85 2015
Во всем мире частота и масштабы стихийных бедствий постоянно возрастают, пре­одолевать их последствия с точки зрения восстановления разрушенной инфраструктуры, оказания гуманитарной помощи и в целом возвращения к нормальной жизнедеятельности становится все более сложной, а нередко невыполнимой задачей. Автором рассматриваются основные международные инициативы, направленные на уменьшение опасности бедствий и смягчение их последствий, предпринимаемые на панафриканском региональном и субрегио­нальном уровнях.

 

За последние пять лет, т.е. с января 2010 г. по июнь 2015 г., на планете произошло более 4 тыс. стихийных бедствий, в ре­зультате которых погибло более 820 тыс. человек, около 2 млн человек получи увечья, а 25 млн потеряли дома. В общей слож­ности в результате бедствий так или иначе пострадали более 1,5 млрд человек, а общий экономический ущерб, по средним оценкам, превысил 1,4 трлн долл. США.

Африканский континент не менее других регионов нашей планеты подвергается негативному воздействию природных катаклизмов, и эта ситуация, по всей видимости, будет толь­ко ухудшаться. Чаще всего африканские страны сталкивают­ся с такими видами бедствий, как наводнения и засуха. Такие бедствия могут не только иметь разрушительные последствия, но и порождать продолжительные гуманитарные кризисы. В рассматриваемый период в различных африканских странах произошло около 900 различных бедствий природного харак­тера, в той или иной степени затронувших более 158 млн чело­век. Эти бедствия унесли жизни 73 тыс. человек, примерно два миллиона - лишились жилья. Наряду с этим разрушительные стихийные бедствия вынуждают людей переселяться в более безопасные районы. В рассматриваемый период свыше 200 млн жителей африканских стран покинули родные дома, спа­саясь от стихии.

К сожалению, в большинстве случаев человечество ни­как не может противостоять или содействовать уменьшению числа стихийных бедствий. Ведь если с лесными пожарами еще можно бороться, то противодействовать землетрясени­ям, извержениям вулканов или цунами невозможно. Однако предпринимать меры для спасания человеческих жизней и смягчения последствий таких бедствий не только возмож­но, но и необходимо. К решению данной задачи свои усилия должно прикладывать все мировое сообщество. И здесь видна положительная тенденция. В настоящее время активно развиваются системы раннего оповещения о возможных или уже начавшихся бедствиях, для чего используются не только телекоммуникационные ресурсы, но и космическая техника, развиваются механизмы оперативного распространения ин­формации о бедствиях, что позволяет предпринимать меры по экстренному реагированию на них, тем самым избегать бессмысленной гибели людей и имущества. Здесь стоит отме­тить важное значение Конвенции Тампере о предоставлении телекоммуникационных ресурсов для смягчения последствий бедствий и осуществления операций по оказанию помощи 1998 г., которая вступила в силу в 2005 г., а также международ­ных инициатив, направленных на использование космических средств в деле предупреждения бедствий и ликвидации их по­следствий, среди которых можно выделить Хартию о сотруд­ничестве в достижении скоординированного использования космических средств в случае стихийных бедствий или техно­генных катастроф 2000 г., Глобальную систему оповещения о бедствиях и координации (ГДАКС) и Платформу ООН по ис­пользованию космической информации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и экстренного реаги­рования (СПАЙДЕР-ООН). Международное сотрудничество в данной области необходимо развивать и далее.


 

Наряду с этим необходимо предпринимать меры по усилению национального потенциала реагирования на бедствия с тем, чтобы было возможно, например, своевременно эвакуировать население, предоставлять гуманитарную по­мощь. В качестве примера можно вспомнить сильную засуху в районе Африканского Рога в 2011 г., когда в различных ча­стях Джибути, Кении, Сомали и Эфиопии разразился продо­вольственный кризис, и свыше 12 млн человек потребовалась гуманитарная помощь. Более того, по оценкам экспертов в настоящее время 70% стихийных бедствий связаны с измене­нием климата, и это вдвое больше, чем 20 лет тому назад. В силу этого процесса, наряду с учащением случаев наводнений, сменяющихся сильной засухой и иными «капризами пого­ды», происходит истощение и деградация почв, следствием чего становится опустынивание земель, голод и нищета. Вот почему так важно прилагать больше усилий для достижения целей Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, 1994 г. Говоря о негативных последствиях стихийных бедствий, нельзя не упомянуть о том, что социаль­ная, экономическая и политическая напряженность, усугубля­ющаяся такими факторами, как, например, несправедливое распределение гуманитарной помощи, может приводить к возникновению локальных конфликтов и дальнейшему обни­щанию населения.

Приведенные примеры убедительно доказывают, что чрезвычайно важно развивать международное сотрудничество в области предупреждения бедствий и ликвидации их послед­ствий не только на глобальном, но и на региональном и субре­гиональном уровнях.

Различные инициативы, направленные на снижение ри­ска бедствий и усиление потенциала реагирования на них, предпринимаются африканскими государствами как на на­циональном уровне, так и в рамках существующих межправи­тельственных и неправительственных организаций, экономи­ческих и политических объединений.

В 2004 г. в рамках Африканского союза (АС) и Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД) была принята Африканская региональная стратегия по уменьшению опас­ности бедствий (далее - Стратегия) и Программа действий по ее реализации. Главная цель Стратегии - объединение усилий государств, направленных на достижение устойчиво­го развития, уменьшение опасности бедствий и искоренение нищеты. Основные задачи Стратегии заключаются в совер­шенствовании механизмов оценки рисков бедствий, их иден­тификации на ранней стадии и экстренного реагирования. В Стратегии обращается внимание на технические аспекты снижения опасности бедствий, связанные с распространением информации среди населения, развитием телекоммуникаций и систем оповещения. Стоит отметить, что эффективность ра­боты национальных органов власти по распространению ин­формации о бедствиях среди населения может быть сведена к нулю, если язык этих сообщений непонятен представителям малочисленных коренных народов или замкнуто проживаю­щих этнических групп. Тесная кооперация со СМИ может со­действовать решению данной проблемы. Совершенствование всего механизма уменьшения опасности бедствий (от раннего прогнозирования до восстановления инфраструктуры) зави­сит от вовлечения в данный процесс широкого круга участни­ков, что требует от органов государственной власти принятия эффективных законодательных и административных мер.

В целях повышения эффективности реализации вышеу­казанной Стратегии в дополнение к Программе действий 2004 г. была разработана Расширенная программа действий по реализации Африканской региональной стратегии по умень­шению опасности бедствий (2006-2015 гг.). Эта Программа нацелена на сокращение воздействия стихийных бедствий на социальную, экономическую и экологическую безопасность африканских народов и государств.

Важное значение в деле уменьшения опасности стихий­ных бедствий и преодоления их последствий играет и метеоро­логия. В связи с этим важным событием стало принятие в 2010 г. Комплексной африканской стратегии по метеорологии, ключевой целью которой является развитие сотрудничества между африканскими странами для укрепления потенциала национальных метеорологических служб, а среди приоритет­ных направлений межгосударственного сотрудничества наря­ду с сокращением бедности значатся снижение риска бедствий и противодействие изменению климата.

Меры по уменьшению опасности бедствий предприни­маются и в рамках субрегиональных объединений Африки. В рамках Сообщества развития Юга Африки (САДК) прини­маются усилия по реализации не только Африканской ре­гиональной стратегии по уменьшению опасности бедствий. После наводнения в ЮАР в 2007 г. в рамках САДК было учреж­дено специальное подразделение по уменьшению опасности бедствий, также в 2011 г. была разработана Региональная плат­форма по уменьшению опасности бедствий, предусматри­вающая создание механизма по раннему выявлению и пред­упреждению бедствий, оказанию экстренной помощи.

Следует обратить внимание и на деятельность Эконо­мического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС), в структуре которого в 2003 г. был образован Технический коми­тет по управлению в случае бедствий. В 2006 г. в рамках ЭКО­ВАС был принят документ «Политика ЭКОВАС по уменьше­нию опасности бедствий», в котором были выработаны цели, задачи, принципы, стратегия и приоритетные направления деятельности государств-членов по уменьшению опасности бедствий.

Деятельность африканских государств, направленная на уменьшение опасности бедствий, в той или иной степени осу­ществляется и в рамках иных институциональных структур, например, Межправительственного органа по вопросам раз­вития (IGAD) и действующего в рамках этого органа Центра климатического прогнозирования (ICPAC), Африканского центра по применению метеорологии в целях развития (AC- MAD), Центра мониторинга засухи САДК (SADC's DMC) и др. Вместе с тем ограниченность финансовых возможностей этих институтов, недостаточное внимание со стороны националь­ных правительств к вопросам развития межгосударственного сотрудничества пока не позволяют говорить о создании эффек­тивного механизма, направленного на уменьшение опасности бедствий. Реализация государствами уже существующих ин­ституциональных основ на национальном уровне находится на разных стадиях, в связи с чем механизмы снижения опасности бедствий не обладают достаточным потенциалом.

В мае 2014 г. в Абудже (Нигерия) состоялось 5-е заседа­ние Африканской региональной платформы по уменьшению опасности бедствий. В ходе данного мероприятия обсужда­лись вопросы, связанные со снижением риска бедствий и их предупреждением, укреплением потенциала в сфере реаги­рования и ликвидации их последствий. Итогом встречи стало принятие Декларации министров и Итогового заявления, содержащего 41 рекомендацию по снижению рисков бедствий на период после 2015 г., когда заканчивается период действия Хиогской рамочной программы действий на 2005-2015 гг., принятой на Второй Всемирной конференции по уменьше­нию опасности бедствий в 2005 г.

Принятие данных документов вносит существенный вклад в развитие африканского регионального сотрудничества в рассматриваемой области, а проведение подобных форумов играет важную роль для координации усилий, направленных на укрепление безопасности африканского континента.

18 марта 2015 г. в г. Сендай (Япония) завершилась Третья Всемирная конференция по уменьшению опасности стихий­ных бедствий, в ходе которой были рассмотрены результаты предпринятых за последнее десятилетие универсальных и ре­гиональных инициатив по уменьшению опасности бедствий. Участники Конференции одобрили Заключительную декла­рацию и Рамочную программу действий по уменьшению опасности бедствий на период после 2015 года. Там опре­делены приоритетные направления действий, а также семь конкретных целей, достижение которых должно существенно снизить масштабы гибели людей, экономических потерь и разрушений. Эти цели касаются значительного снижения к 2030 г. смертности в результате землетрясений, наводнений, ураганов и других стихийных бедствий; числа пострадавших людей в целом; сокращения размеров экономических потерь; сокращения масштабов разрушений жизненно важной ин­фраструктуры; расширения международного сотрудничества по оказанию помощи развивающимся странам в деле смягче­ния последствий природных катастроф.

Представляется, что с принятием Сендайской рамочной программы действий на 2015-2030 гг. на панафриканском ре­гиональном и субрегиональном уровнях в ближайшее время также будут подведены итоги и определены результаты дей­ствующих программ (стратегий, политик и т.п.), будут выра­ботаны новые документы в области уменьшения опасности бедствий и смягчения их последствий.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика