Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Документы Совета Европы в области противодействия торговле людьми
Научные статьи
31.07.15 14:09

вернуться

Документы Совета Европы в области противодействия торговле людьми


alt
Казамиров А. И.
alt
Юсупов Т. И.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
Казамиров А. И., Юсупов Т. И.
6 85 2015
В статье рассматриваются вопросы противодействия торговле людьми в рамках такой международной организации, как Совет Европы. Авторы приходят к выводу, что ратификация Российской Федерацией Конвенции о противодействии торговле людьми позволит усилить взаимодействие между странами в данной сфере, а также унифицировать уголовное, гражданское и административное законодательства стран - членов Совета Европы.

Мощные интеграционные процессы, происходящие в мире, в том числе на европейском континенте, привели к тому, что внутригосударственные проблемы зачастую серьез­но влияют и на международные отношения. В результате уже не могут успешно решаться отдельным государством, а требу­ют объединения усилий всех народов на основе приоритета общечеловеческих ценностей. В полной мере это относится и к проблеме торговли людьми.

Торговля людьми - под этим обобщенным названием объединены несколько составов преступлений международ­ного характера. К ним относятся рабство, работорговля. Тор­говля людьми справедливо определяется не только как вид преступлений, но и как отдельный сектор криминального бизнеса, в структуру которого входит спектр преступлений, сопутствующих и способствующих торговле людьми. Сопря­жёнными с торговлей людьми являются: использование раб­ского труда; вовлечение в занятие проституцией; организация занятия проституцией; незаконное распространение пор­нографических материалов или предметов; изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изо­бражениями несовершеннолетних. Эти преступления - звенья одного преступного бизнеса, а результатом торговли людьми является нарушение широкого круга основных и неотъемле­мых прав и свобод человека, обеспечивающихся конституци­онными и международными правовыми актами.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что не­легальный бизнес, связанный с торговлей людьми, является одним из самых привлекательных для преступных сообществ в силу довольно низкого риска быть наказанным со стороны правоохранительных органов и высокого уровня доходности. Работорговля по прибыльности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками.

По данным Управления ООН по наркотикам и преступ­ности, оборот торговли людьми по всему миру оценивается в 32 млрд долл.; число жертв составляет около 2,4 млн, из которых 2/3 - женщины и дети. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) считает, что торговлей в целях эксплуа­тации охвачено 1,2 млн несо­вершеннолетних.


Однако современное общество порождает новые, скрытые формы работоргов­ли, сходные с другими пре­ступлениями международного характера, что важно иметь в виду для их отграничения.

На сегодняшний день, в рамках такой региональ­ной международной организации, как Совет Европы, создан целый комплекс международно-правовых до­кументов, направленных на противодействие торговле людьми.

Как известно, признание международных норм частью права страны является одним из условий вступления государ­ства в члены Совета Европы.

Выполнение этого правила обязательно для всех госу­дарств, законодательство которых не содержит норм, санк­ционирующих действие норм международного права внутри страны.

Базовым документом в сфере обеспечения прав и свобод человека на европейском континенте является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, приня­тая в 1950 г.

В ст. 4 Конвенции «Запрещение рабства и принудитель­ного труда» закреплены следующие положения:

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневоль­ном состоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

Для целей данной статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

б) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обяза­тельной военной службы;

г) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благопо­лучию населения;

д) всякую работу или службу, являющуюся частью обыч­ных гражданских обязанностей.

В ст. 5 Конвенции «Право на свободу и личную неприкос­новенность» закреплено, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в соответ­ствии с процедурой, установленной законом:

а) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

б) законный арест или задержание лица за невыполнение законного постановления суда или в целях обеспечения вы­полнения какого-либо обязательства, предписанного законом;

в) законный арест или задержание лица, чтобы оно пред­стало перед компетентным судебным органом по обоснован­ному подозрению его в совершении преступления или в том случае, когда обоснованно считается необходимым воспрепят­ствования совершению им преступления или его побегу после совершения преступления;

г) задержание несовершеннолетнего по законному распо­ряжению в целях обучения его под надзором или законное за­держание, чтобы он предстал перед компетентным судебным органом;

д) законное задержание лиц в целях предотвращения рас­пространения заразных болезней, психически больных лиц, алкоголиков или наркоманов и бродяг;

е) законный арест или задержание лица с целью воспре­пятствовать его незаконному въезду в страну, или лица, в от­ношении которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Смысл и целевое назначение права на свободу и личную неприкосновенность Европейская конвенция видит в предот­вращении и защите личности от произвольного лишения сво­боды. Эту задачу ст. 5 Европейской конвенции решает двоя­ким образом.

Во-первых, она предусматривает, что никто не может быть лишен свободы иначе, как в исчерпывающе перечисляе­мых в ней случаях и в соответствии с процедурой, установлен­ной законом.

Во-вторых, предоставляет лицам, подвергшимся аресту или задержанию и содержащимся под стражей, определен­ные гарантии. Данная статья имеет целью защитить свободу в ее классическом понимании, а не в широком смысле, как это встречается в других документах по правам человека.

Следующим важным специализированным документом в области противодействия торговле людьми является Конвен­ция Совета Европы по противодействию торговле людьми, от­крытая для подписания в Варшаве 16 мая 2005 г. Она вступила в силу 1 февраля 2008 г.

На сегодняшний день Конвенция ратифицирована 43 европейскими странами. Россия, к сожалению, в число этих стран не входит.

Конвенция применяется ко всем формам торговли людь­ми, будь то на национальном или транснациональном уровне, как связанным, так и не связанным с организованной преступ­ностью.

Бесспорно, одним из важнейших достижений Конвенции является закрепление в ст. 4 определения «торговля людьми»:

a) «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее примене­ния или других форм принуждения, похищения, мошенни­чества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию в фор­ме проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или из­влечение органов;

b) согласие жертвы торговли людьми на запланирован­ную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте «а» на­стоящей статьи, не принимается во внимание, если было ис­пользовано любое из средств воздействия, указанных в под­пункте «а»;

c) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или по­лучение ребенка для целей эксплуатации считаются «торгов­лей людьми» даже в том случае, если они не связаны с при­менением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте «а» настоящей статьи;

d) «ребенок» означает любое лицо, не достигшее 18-лет­него возраста;

e) «жертва» означает любое физическое лицо, подверга­ющееся торговле людьми, как она определена в настоящей статье.

Необходимо отметить, что данное определение в наибо­лее полной форме охватывает все случаи современной торгов­ли людьми.

Уголовное законодательство России предусматривает ответственность за «торговлю людьми» (ст. 127.1 УК РФ). Не­обходимо отметить, что данный состав в целом соответствует требованиям Конвенции, однако ее ратификация все же по­требует внесения изменений в уголовное законодательство, так как ст. 22 Конвенции, кроме ответственности физических лиц, предусматривает ответственность и юридических лиц, что является не характерным для российского уголовного за­конодательства.

Статья 22 Конвенции предусматривает, что каждая сто­рона принимает такие законодательные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения того, чтобы юриди­ческие лица могли нести ответственность за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с настоящей Конвен­цией, совершенные в своих интересах любым физическим ли­цом, действующим либо лично, либо как часть органа юри­дического лица и занимающим руководящую должность в юридическом лице, основанном на:

a) доверенности на представление интересов юридиче­ского лица;

b) полномочиях по принятию решений в интересах юри­дического лица;

c) полномочиях по осуществлению контроля в юридиче­ском лице.

Необходимо отметить также, что отдельная глава в Кон­венции посвящена предупреждению торговли людьми, так п. 2 ст. 5 Конвенции отмечает, что каждая сторона разрабатыва­ет и/или укрепляет эффективную политику и программы в це­лях предупреждения торговли людьми, предпринимая такие меры, как исследования, информационные, просветительские и воспитательные кампании, социально-экономические ини­циативы и учебные программы, в особенности адресованные лицам, подвергающимся риску стать объектом торговли людь­ми, а также специалистам по проблемам торговли людьми.

Очень важное значение для противодействия торговли людьми имеет ст. 6 Конвенции, которая предусматривает меры по противодействию спросу, что, на наш взгляд, являет­ся очень важной предупредительной мерой в области торгов­ли людьми. В ней, в частности, отмечается, что для того, чтобы препятствовать спросу, который побуждает все формы экс­плуатации людей, особенно женщин и детей, которая ведет к торговле людьми, каждая Сторона принимает или усиливает законодательные, административные, образовательные, соци­альные, культурные и иные меры, включая:

a) изучение практического опыта, методов и стратегий;

b) повышение осведомленности об ответственности и важности роли средств массовой информации и гражданского общества в определении спроса как одной из коренных при­чин торговли людьми;

c) целевые информационные кампании, включающие, inter alia, органы государственной власти и высших должност­ных лиц;

d) превентивные меры, включая образовательные про­граммы в школе для детей, которые подчеркивают неприем­лемый характер половой дискриминации и ее разрушитель­ные последствия, важность равенства полов и достоинства и целостности каждой человеческой личности.

Конвенция Совета Европы по противодействию торговле людьми носит открытый характер, к ней могут присоединить­ся не только страны Совета Европы, но и других регионов.

На наш взгляд, ратификация Конвенции странами, вхо­дящими в Совет Европы, а также другими государствами по­зволила бы унифицировать законодательство данных стран, а следовательно, сформировать общие подходы к принятию мер предупредительного характера в области противодей­ствия торговле людьми. Все это способствовало бы созданию единого механизма противодействия торговле людьми.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика