Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы и перспективы развития международно-правового режима химической безопасности
Научные статьи
17.08.15 11:16

вернуться

Проблемы и перспективы развития международно-правового режима химической безопасности


alt 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Солнцев А. М.
6 85 2015
В статье анализируются международно-правовые основы поддержания химической безопасности. Рассматриваются основные международно-правовые акты,действующие в этой сфере. Особое внимание уделяется положениям Конвенции Минамата 2013 г.

Повышенные концентрации загрязняющих веществ, та­ких как твердые вещества, диоксид серы, диоксид и оксид азо­та, оксид углерода, и специфических загрязняющих веществ, характерных для отдельных территорий, оказывают негатив­ное влияние на здоровье человека и экосистемы. К сожале­нию, общим вопросам химической безопасности не уделяется значительного внимания на международном и национальном уровнях, как того заслуживает тема. В настоящее время более 140 тыс. химических веществ применяются в коммерческих це­лях, несмотря на то что вопросы их воздействия на здоровье и окружающую среду недостаточно изучены. Опасные и ток­сичные отходы, их трансграничная перевозка и удаление - это одна из актуальных проблем современного мира. Несмотря на развитие технологий по их переработке, рост человеческих потребностей и возможностей порождает новое поколение не подлежащих переработке отходов, скапливающихся в боль­ших объемах. Рост объемов отходов и их оборот на Земле про­должается экспоненциально.

Сегодня действует целый ряд национальных и между­народных актов в этой сфере. В Российской Федерации дей­ствует ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности». На универсальном уровне сегодня этот вопрос регулируется тремя конвенциями: Кон­венцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) (Базельская конвенция); Конвенцией о применении процедуры предва­рительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Роттердам, 10 сентября 1998 г.) (Роттердамская кон­венция); Конвенцией о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) (Стокгольмская конвенция). На укрепление и развитие универсальных конвенций направлены региональные и субрегиональные соглашения. Нормы регио­нальных конвенций позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств определенного региона. Они заполняют пробелы, стимулируют совместную деятель­ность, содействуют взаимопониманию в сфере управления и установления контроля за оборотом опасных отходов, а так­же переводу механизмов решения проблем с национального уровня на региональный.


 

Несмотря на наличие большого количества междуна­родных актов, международное сообщество осознает необхо­димость совместного действия указанных конвенций, ведь все они нацелены на поддержание химической безопасности, но если работать по разным конвенциям, то дублируются че­ловеческие ресурсы и деньги. Нам требуется сегодня синер­гетический рывок в этом деле. В качестве положительного примера можно привести проблематику синергизма или гармонизации международного права в области химической безопасности2. С этой целью проводятся совместные засе­дания конференций сторон трех универсальных конвенций, регулирующих экологически безопасное обращение хими­ческих веществ и опасных отходов на глобальном уровне. Такие заседания прошли в 2010 г., 2013 г. и 2015 г. Уже мож­но отметить существенный прогресс, достигнутый в рамках совместных мероприятий по улучшению сотрудничества и координации трех химических конвенций, что позволило повысить эффективность расходования средств. На совмест­ных заседаниях подчеркивается необходимость обмена ин­формацией и проведения совместных мероприятий между техническими органами Конвенций, а также эффективного участия экспертов и наблюдателей в совещаниях. Было при­нято решение разработать руководство для оказания Сторо­нам Роттердамской конвенции и Комитету по рассмотрению химических веществ помощи в их работе в тех случаях, когда химическое вещество из списка Роттердамской конвенции является стойким органическим загрязнителем. Принято также решение вовлекать экспертов Базельской конвенции в работу Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей, когда обсуждаются вопросы, касающиеся от­ходов. В ходе обсуждения вопросов синергизма было решено подготовить доклад об осуществлении совместных меропри­ятий, включая создание совместного информационно-коор­динационного механизма для Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций.

Перечень международных документов в этой области периодически пополняется, так, в 2006 г. был принят всеобъ­емлющий документ по экологической безопасности - Страте­гический подход к международному регулированию химиче­ских веществ (СПМРХВ), задача которого состоит во взаимо­действии с другими международными экологическими со­глашениями по вопросам экологической безопасности, пред­усматривающими ограничение и экологический контроль за опасными химическими веществами. Плюс ко всему в 2013 г. была принята Конвенция Минамата по ртути, цель которой заключается в защите окружающей среды за счет ликвидации и снижения негативного воздействия антропогенных источни­ков ртути и ртутных отходов, в сокращении общего количества ртути, циркулирующей в глобальной окружающей среде. На сегодняшний день Конвенцию Минамата ратифицировали 12 государств и 128 государств подписали. Попутно отметим, что единственным крупным государством, которое ратифици­ровало Конвенцию, является США, что заставляет задумать­ся (например, США инициировали создание Киотского про­токола, подписали его, активно сподвигая все государства к ратификации, а потом вышли из него, существенно подорвав климатическую безопасность).

В отечественной международно-правовой литературе эта конвенция еще не анализировалась, поэтому представляется возможным остановиться подробнее на ее положениях.

«Минаматская конвенция» - так назван этот договор по имени города в Японии - Минамата, где в 1956 г. от сильно­го отравления соединениями ртути пострадало более 1,7 тыс. жителей. Этот город печально известен тем, что именно здесь был впервые выявлен случай отравления соединениями ртути, получивший в дальнейшем название «синдром Минамата». Итак, в 2009 г. международное сообщество, осознав опасность ртутных загрязнений, запустило процесс создания Конвенции по ртути и через 4 года, а именно 10 октября 2013 г., в Кума­мото (Япония) состоялась церемония открытия к подписанию исторического соглашения.

Ртуть - тяжелый металл, который негативно воздействует на здоровье людей и окружающую среду. Конвенция Мина- мата регулирует вопросы, связанные с использованием ток­сичного вещества — ртути. Она предусматривает сокращение производства целого ряда продуктов, вводит ограничения в отношении некоторых процессов и отраслей промышленно­сти, где используется, высвобождается или излучается ртуть. Проблемы загрязнения ртутью, как и стойкими органическими загрязнителями (СОЗ), не могут быть решены отдельной страной, т.к. эти вещества устойчивы в окружающей среде, способны к биоаккумуляции и перемещению на большие рас­стояния.

Новые отчеты, подготовленные ЮНЕП, вызывают оза­боченность по поводу растущего уровня загрязнения ртутью по всему миру. Доклад ЮНЕП «Ртуть: время действовать» показывает, что вызванные деятельностью человека выбро­сы ртути привели к тому, что содержание ртути в верхних 100 метрах мирового океана удвоилось за последние сто лет. По прогнозам ЮНЕП, увеличение выбросов ртути в окружа­ющую среду в некоторых районах Африки, Азии и Южной Америки могло произойти в результате использования ток­сичного металла при мелкокустарной добыче золота, а также в результате сжигания угля для выработки электроэнергии. В новом докладе IPEN и Научно-исследовательского института по изучению биоразнообразия (BRI) обнаружено увеличе­ние выбросов ртути, которое уже имеет негативный эффект. В докладе представлены глобальные точки загрязнения рту­тью в 14 странах мира, где уровень ртути в организме чело­века и рыбе превышает предельно допустимый. Например, концентрация ртути в рыбе, протестированной на рынках в Японии и Уругвая, была настолько высока, что их потре­бление не рекомендуется Агентством США по окружающей среде и Европейской комиссией. Рыбу, протестированную во многих других регионах, не следует употреблять более чем один раз в месяц. Кроме того, анализ образцов волос людей, живущих вблизи горячих точек загрязнения, показал опас­ные уровни содержания ртути в организме человека. В Таи­ланде, например, в волосах 20 из 20 людей, живущих вблизи промплощадки, содержатся небезопасные уровни ртути; у 19 из 20 индонезийцев, живущих на территории КМЗ, уровень ртути в волосах превышает безопасный уровень; и в волосах 18 из 20 человек в Токио содержится аналогично высокий уровень ртути.

Согласно данным Росстата относительно выбросов тя­желых металлов от стационарных источников загрязнения атмосферы в Российской Федерации в 2012 г. ртуть составила 2,993 т., а в 2013 г. - 2,804 т. Также основными загрязняющими подземные воды веществами в Российской Федерации являют­ся в том числе тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, кобальт, никель, ртуть или сурьма - на 483 участках). Особую обеспокоенность в нашем государстве вызывает состояние за­хоронений биологических отходов. Прокурорами выявляют­ся многочисленные нарушения при обращении с отходами медицинской деятельности, в том числе ртуть содержащими. Имеют место случаи, когда отходы медицинских, фармацев­тических, ветеринарных учреждений, отнесенные к классу опасных и чрезвычайно опасных, не проходят обязательное термическое обезвреживание, а вывозятся на свалки, что соз­дает угрозу быстрого распространения инфекций и массовых заболеваний (Республика Татарстан, Волгоградская, Вологод­ская области и др.).

Конвенция Минамата должна способствовать миними­зации выбросов ртути путем установления контроля за про­мышленными процессами, в ходе которых используется или выбрасывается ртуть; изъятия из оборота опасных ртутьсодер­жащих продуктов, включая сферу медицины; регулирования должным образом ртутьсодержащих отходов; разработки механизма ограничения поставок и торговли ртутью, мони­торинга загрязнения ртутью объектов окружающей среды и представления информации о выбросах ртути.

Конвенция регулирует использование этого токсичного вещества. Она предусматривает сокращение производства не­которой продукции, содержащей ртуть, вводит ограничения в отношении ряда процессов и отраслей промышленности, где используется, высвобождается или излучается ртуть. Речь идет и о медицинском оборудовании, например, термометрах, и об энергосберегающих электролампах, о горнодобывающей от­расли, кустарной добыче золота, о производстве цемента и об угольных электростанциях.

Согласно новому договору, к 2020 г. будет запрещено производство, экспорт и импорт целого спектра ртутьсодер­жащих продуктов. К ним относятся батареи, за исключением «кнопочных элементов», используемых в имплантируемых медицинских устройствах; выключатели и реле; некоторые виды компактных люминесцентных ламп (КЛЛ); ртуть в лю­минесцентных лампах с холодным катодом и люминесцент­ные лампы с внешним электродом; некоторые виды мыла и косметики. В число предметов, которые должны будут к 2020 г. быть выведены из пользования, включены также такие виды неэлектронных медицинских устройств, как термометры и приборы измерения давления.

Все страны, подписавшие Конвенцию, к 2020 г. обязуются запретить экспорт этого тяжелого металла за исключением перечисленных в документе случаев. Еще одной целью между­народного соглашения является сокращение выброса ядови­тых паров ртути в атмосферу, а также использование металла при добыче золота в развивающихся странах.

Планируется также запретить к 2018 г. применение ртути в производстве уксусных альдегидов. Конвенция Минамата на­кладывает эмбарго на разработку новых месторождений рту­ти. Согласно Конвенции к 2020 г. должна быть снята с произ­водства и изъята из обихода в учреждениях продукция, содер­жащая ртуть или ее соединения: медицинские термометры, приборы для измерения артериального давления, барометры и другие измерительные приборы, люминесцентные лампы (ЛЛМ, ЛМТ), аккумуляторы, ртутьсодержащие амальгамы в стоматологии, а также некоторые виды мыла и косметики. К 2025 г. будет закрыто производство хлорщелочи, при котором применяют ртуть. В особых случаях допускается использова­ние этого металла в медицинских измерительных приборах до 2030 г.

Цель документа — охрана здоровья человека и окружа­ющей среды от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и её соединений. Кроме того, подписание Конвенции послужит основой для взаимного обмена знаниями и данны­ми мониторинга о наличии и перемещении ртути и ртутных соединений в окружающей среде, а также об изменении уров­ней ртути и ртутных соединений, наблюдаемых в биоте. Кон­венция является эффективным международным инструмен­том сохранения благоприятной окружающей среды, создаст основу для формирования правовой базы по обязательствам в рамках Евразийского экономического союз (ЕАЭС).

     Подводя итог, можно констатировать следующее. Пробле­матика поддержания международной химической безопасно­сти сегодня крайне важна, но она усложняется еще и тем, что разные государства являются сторонами четырех указанных универсальных конвенций. Сфера регулирования химических веществ в государствах нередко разделена между различными ведомствами, что осложняет работу и принятие решений по данным вопросам. Российская Федерация является стороной всех трех конвенций, участвует в СПМРХВ и подписала Кон­венцию Минамата. Национальным координатором по пере­численным конвенциям и СПМРХВ является Минприроды России, по Роттердамской конвенции вторым Национальным координатором является также Минздрав России.

В связи с вышесказанным стоит вопрос укрепления со­трудничества между секретариатами международных хими­ческих конвенций, особенно в случае вступления в силу Кон­венции Минамата. Сотрудничество между конвенциями явля­ется важным средством в повышении эффективности между­народно-правового поддержания химической безопасности.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика