Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К понятию правовых актов
Научные статьи
20.08.15 10:41
вернуться

К понятию правовых актов

alt 
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Юсифова Улькар Байрам гызы
6 85 2015
В статье рассматриваются признаки правовых актов, а также критерии разграничения нормативных и индивидуальных правовых актов. Отмечается необходимость проведения четкой научной дифференциации правовых актов, которая обусловлена не только целью систематизации правовых актов, но и задачами точного определения характерных признаков нормативных и ненормативных (индивидуальных) правовых актов.

Эффективное правовое регулирование общественных от­ношений невозможно без принятия действенных правовых ак­тов с различной юридической силой. Наличие правовых актов с различной юридической силой диктует необходимость не только их систематизации, но и четкого определения харак­терных признаков нормативных и индивидуальных правовых актов. Так, О. В. Шопина отмечает следующие смысловые от­тенки термина «правовой акт»:

1) правовой акт - это действие, причем как правомерное, так и противоправное. Обобщенно подобные действия назы­ваются юридическими фактами, которые влекут соответству­ющие правовые последствия.

2) правовой акт - это результаты как правомерных, так и противоправных действий. В первом случае речь идет о юри­дически значимых содержательных элементах правовой си­стемы общества - юридических нормах, воплощающихся в законах и подзаконных актах; индивидуальных предписаниях, выражающихся в правоприменительных актах; сделках, согла­шениях и иных актах автономного регулирования, заключае­мых между различными хозяйствующими субъектами, граж­данами и т.п. (например, договор купли-продажи, дарения и др.).

3) правовой акт - это юридический документ, т.е. внешне словесно-документально оформленное выражение воли, за­крепляющее правомерное либо противоправное поведение и соответствующий результат. Правомерный акт-документ - это надлежащим образом (словесно-документально) оформлен­ное внешнее выражение воли государства, его органов, отдель­ных лиц, выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы - юридических норм, правопо- ложений практики, индивидуальных предписаний, автоном­ных решений лиц.


 

   По мнению Н. И. Матузова и А. В. Малько, правовые акты - это юридические документы, которые в зависимости от их содержания подразделяются на следующие виды: 1) норма­тивные акты; 2) правоприменительные акты (документы ком­петентных структур, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам); 3) акты толкования; 4) акты договорного права и иные акты реализации прав и обязанностей (докумен­ты, возникающие в результате соглашения между соответствующими субъектами, содержащие как юридические нормы, например международные договоры, так и индивидуально­правовые решения, например сделки между гражданами).

В целом, «правовые акты призваны оформлять состояв­шуюся юридическую деятельность, обозначить ее этапы, ин­формировать о соответствующих юридических решениях».

Правовой акт - это, в первую очередь, официальное пра­вовое решение, которое выражает волю принявшего его субъ­екта и подразумевает официальное издание. Согласно ст. 65.1 Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве» от 21 октября 2005 г., «несоблюдение заранее установленной официальной формы принятия влечет недей­ствительность административно-правового акта».

Правовой акт всегда содержит правовые средства воздей­ствия на субъектов права: обязательные предписания норма­тивного или индивидуального характера. При этом правовой акт обладает юридической силой и степенью зависимости от юридических свойств. «Правильное понимание проблемы юридической силы позволяет установить соотносимость и со- подчиненность правового акта с другими актами».

В соответствии со ст. 1.0.4 Конституционного закона Азер­байджанской Республики «О нормативных правовых актах» от 21 декабря 2010 г. правовые акты состоят из нормативных правовых актов, актов нормативного характера или правовых актов ненормативного характера. На практике установить различие между этими правовыми актами не всегда оказыва­ется легким делом. Между тем, в ст. 1.0.1. Конституционного закона «О нормативных правовых актах» четко перечислены критерии их разграничения. Так, нормативным правовым ак­том признается официальный документ определенной фор­мы, предназначенный для регулирования отведенных Консти­туцией Азербайджанской Республики, законом или указом к компетенции государственных органов вопросов, принимае­мый соответствующим государственным органом или путем референдума, охватывающий общеобязательные правила по­ведения в отношении неопределенного круга субъектов и рас­считанный на неоднократность их применения. Что касается индивидуальных правовых актов, то согласно ст. 3.1 указанного Конституционного закона, «ненормативными правовыми ак­тами являются правовые акты, принимаемые в целях осущест­вления конкретных (разовых) организационных, контрольных либо распорядительных мероприятий, а также иные право­вые акты, рассчитанные на случаи разового применения. Не­нормативные правовые акты должны приниматься на основе соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на его соответствующую норму».

В условиях огромного разнообразия правовых актов и принимающих их органов важно дать четкую классификацию правовых актов, так как каждый из них имеет свою специфику и предназначение. Безусловно, «в условиях разделения властей связи между правовыми актами становятся более многогран­ными, правовая система заметно усложняется тем, что уже су­ществуют различные варианты взаимодействия нормативных и индивидуальных правовых актов. При этом существенным для издания правового акта и его дальнейшего применения субъектами является учет правила, согласно которому каждый государственный орган вправе издавать только те виды право­вых актов, которые за ним официально закреплены».

Самым общим образом сущность ненормативного право­вого акта определяется в его названии «ненормативный». Сле­дует согласиться с утверждением о том, что «поскольку норма­тивные акты устанавливают обязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, отрицательные последствия принятия норма­тивного акта, противоречащего требованиям права, неизме­римо возрастают по сравнению с принятием такого же инди­видуального акта».

Как отмечает И. Г. Моисеева, в судебной практике не еди­ничны случаи, когда вследствие неправильной квалификации нормативного правового акта как ненормативного дело рассма­тривается по правилам другой главы процессуального закона.

При различении нормативных и ненормативных правовых актов правоприменители часто апеллируют на их названия. Однако в такой ситуации возникает проблема, связанная с тем, что ни в юридической литературе, ни в законодательстве до сих пор не сложилась их четкая дифференциации в соответствии с наименованием. Принципиальным же при разграничении нормативного и индивидуального правового акта в современ­ный период является следующее положение: «В отличие от индивидуального правового акта, адресованного конкретному субъекту отношений, нормативный акт содержит нормы».

   Иногда при различении нормативного и индивидуально­го правового акта особо отмечают неоднократность действия закрепленной в нормативном правовом акте правовой нор­мы. Однако если исходить из направленности нормативного правового акта на установление, изменение или отмену право­вых норм, то неоднократность его применения в любом случае презюмируется. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть, что в соответствии со ст. 64.4 Конституционно­го закона Азербайджанской Республики «О нормативных правовых актах» является недопустимой неопределенность в отношении сроков принятия нормативных правовых актов, подмена общеобязательных правил поведения индивидуаль­ными правоприменительными актами на основе свободного административного усмотрения, а также непринятие заранее предусмотренных нормативных правовых актов.

Также следует отметить встречающиеся иногда случаи смешивания сущностных признаков того или иного вида правового акта с требованиями в отношении порядка его принятия и оформления. В этом смысле следует полностью согласиться с мнением о том, что «такие черты нормативного правового акта, как вхождение в единую систему, принятие по специальной процедуре, принятие компетентными органами, - скорее не признаки, а принципы или требования к их соз­данию, так как они характеризуют не сущность нормативного правового акта, а его законность».

В целом, анализ проблемы разграничения индивидуаль­ных и нормативных правовых актов дает основание утверж­дать, что в юридической литературе пока что по данной тема­тике не сложилось системы четких определений, нет единого подхода. Правовые акты, как правило, рассматриваются в об­щем виде, без широкого применения достижений сравнитель­ного метода, что затрудняет их разграничение. Между тем эта проблема имеет особую значимость для правоприменитель­ной деятельности, где любой спор, касающийся разграниче­ния правовых актов, требует индивидуального подхода к каж­дому отдельному случаю. В этой связи нельзя не согласиться с позицией, что «без правильного отличия нормативных актов от ненормативных немыслимы подготовка и оформление про­ектов актов государственных органов, систематизация, публи­кация и введение в действие правовых норм, расчистка зако­нодательства от устаревших положений, учет действующего законодательства».




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика