Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


«Воинствующие безбожники» против духовенства в Дагестане в 1930 годы
Научные статьи
21.08.15 11:56

«Воинствующие безбожники» против духовенства в Дагестане в 1930 годы

alt
Дибирова А. И.
alt
Керимханова А. Б.
 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Дибирова А. И., Керимханова А. Б.
6 85 2015
В данной статье раскрывается проблема взаимоотношений власти и духовенства в Дагестане, которые от мирного «сосуществования» в 1920-е годы перерастают в открытую конфронтацию в 1930-е годы. Противодействие большевистской власти религиозным организациям выражалось в обострении идеологической борьбы, вооруженных столкновениях в ряде селений и районов.

В настоящее время проблема взаимоотношений власти и общества, власти и духовенства приобретает особую актуаль­ность, так же как и в начале ХХ в., когда политический строй и вектор развития страны кардинально менялся. В этом плане особо следует выделить период первой трети ХХ в.

В 1920-е годы большевистские власти в государственном масштабе вели борьбу против религии и верующего насе­ления. С этой целью в 1925 г. был создан Союз безбожников (СВБ), переименованный в 1929 г. в Союз воинствующих без­божников, широко развернувший атеистическую пропаган­ду, особенно среди молодежи. Союз имел свой Центральный совет, в который входили известные деятели большевистской партии П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, П. Смидович, председателем его был Е. М. Ярославский. В начале 1929 г. всем партийным организациям был разослан циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», в котором борьба с религией приравнивалась к классово-политической. В этом плане особенно усердствовала «Комсомольская правда», при­зывавшая к открытому наступлению на религию.

Наступление на церковь стало составной частью осущест­влявшегося в конце 1920-х годов «великого перелома». 8 апре­ля 1929 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР приняли постанов­ление «О религиозных объединениях», усилившее контроль государства над ними. Во всех государственных, обществен­ных, кооперативных и частных учреждениях и на предприяти­ях воспрещалось совершать религиозные обряды, церемонии культа и помещать предметы культа.


 

     В начале 1927 г. было создано и Дагестанское отделение Союза воинствующих безбожников, а уже в мае состоялся пер­вый Вседагестанский съезд безбожников, главным вопросом которого был «Социальные корни и классовая сущность исла­ма». В состав дагестанского отделения входили Ю. Шовкринский, И. Алиев, Ю. Гиреев, П. Дубанов, А. Иванова, Оболенцев и др. Делегатами на Всесоюзный съезд СВБ были избраны Поташман, Осипов и Махму­дов. В Союз входили ученые республики, преподаватели техникумов и школ, агро­номы и медицинские работ­ники, служащие советских учреждений. Основным на­правлением работы Союза была борьба с религией путем атеистической про­паганды, подготовка кадров идеологических работни­ков для местных отделений

    Союза, оказание помощи партийным и советским органам в проведении антирелигиозных мероприятий, создание сек­ций Союза и «красных уголков» на предприятиях, больницах, школах и т.д. Для координации работы местных отделений и усиления атеистической пропаганды выпускалась газета «Без­божник» - орган Центрального Совета СВБ. Одновременно создавались и секции «Юных безбожников» в школах и техникумах. Центральный совет воинствующих безбожников по­ставил задачу - сделать дагестанскую организацию СВБ массо­вой, в пятилетнем плане предусматривался рост ее членов до конца 1933 г. до 140 тыс. (с 10 тыс. в начале ее организации), для чего в Республике были открыты специальные курсы.

   Смертельная опасность, нависшая над страной в годы Ве­ликой Отечественной войны, вынудила власть совершить кру­той поворот в церковной политике. Ключевую роль в этом сы­грал прием Сталиным 4 сентября 1943 г. митрополитов право­славной церкви. В беседе Сталина с митрополитами Сергием, Алексием, Николаем принимали участие генерал-майор КГБ, председатель Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР Г. Г. Карпов и В. М. Молотов. Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности православной церкви, поинтересовался ее проблемами и предложил оказать всемерную помощь в их решении, дал указание Г. Г. Карпову помочь церкви собрать Собор для избрания патри­арха и в решении других вопросов по просьбам церковных ие­рархов. Так был совершен поворот от преследования церкви к благожелательному к ней отношению правительства. Уже после начала войны церкви было передано имущество пере­ставшего существовать Союза воинствующих безбожников.

В жизни мусульманского духовенства Дагестана 1930-е годы были, пожалуй, самым тяжелым периодом. Массовое закрытие мечетей и медресе, террор против церковных слу­жителей сильно ударил по верующим, уцелевшие из кото­рых были вынуждены отправлять религиозные обряды под­польно. Была закрыта и самая древняя мечеть на территории России - дербентская Джума-мечеть в Дербенте. В 1938-1943 гг. ее отдали в распоряжение НКВД, и она служила городской тюрьмой. Только в середине войны, после перелома в поли­тике Москвы к церкви, мечеть восстановили на добровольные пожертвования верующих.

С начала 1930-х годов мечети стали закрываться админи­стративными мерами, мусульманские праздники были запре­щены. Самые влиятельные представители духовенства были арестованы и сосланы в отдаленные районы страны, многие расстреляны. В 1932 г. объявили антирелигиозную пятилетку, и в результате к 1940 г. в Дагестане не осталось ни одной ле­гально действующей мусульманской общины. Такое противо­стояние власти и религии длилось до середины 40-х годов. Во время Великой Отечественной войны, как говорилось ранее, отношение к духовенству изменилось. В 1944 г. решением пра­вительства было образовано Духовное управление мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием, которое было разме­щено в Дагестане, сначала в Буйнакске, а затем в столице - в Махачкале. Было открыто несколько официально разрешен­ных мечетей, возобновилась обучение в медресе и духовных академиях, хотя и за пределами Дагестана, в Средней Азии. Атеистическая советская власть была вынуждена мирно сосу­ществовать в общественной жизни с исламом.

Еще в начале 1929 г. центральная власть ужесточает кон­троль за деятельностью религиозных организаций и при­нимает меры по усилению антирелигиозной пропаганды. В феврале 1929 г. в республиканские, краевые, областные, гу­бернские и окружные партийные комитеты было разослано письмо ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы», в котором констатировалось, что наряду с изжива­нием религиозности населения, налицо факты оживления деятельности различных клерикальных сил. Письмо это раз­вязало руки местным властям, санкционируя, по сути, силовое давление на религиозные организации, вопреки заявлениям руководителей религиозных организаций о лояльности к со­ветской власти.

     В апреле 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», основные положения кото­рого действовали вплоть до 1990 г. Оно законодательно закре­пило положения о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме как удов­летворением религиозных потребностей верующих в рамках культового сооружения, о том, что религиозные объединения необходимо вытеснять из всех сфер. Таким образом, религи­озные общества превращались в жестко регламентированные закрытые общины.

Религиозному вопросу власти стали уделять все более се­рьезное внимание. При Президиуме ВЦИК была образована постоянная комиссия по вопросам культов под председатель­ством П. Г. Смидовича, в состав которой входили представи­тели НКВД, Наркомюста, Наркомпроса, ОГПУ и ВЦСПС7. Об ужесточении антирелигиозной политики центра говорит и тот факт, что XIV Всероссийский съезд Советов в мае 1929 г. из­менил ст. 4 Конституции РСФСР. Вместо признания за граж­данами свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды теперь Конституция гарантировала только «свободу религи­озных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». Основа­ний для внесения таких изменений в Конституцию в целом не было, хотя были единичные случаи нарушения верующими и духовенством законов. Они не носили массового характера и жестко пресекались. Наоборот, в начале 1930-х годов религи­озные организации всех конфессий делали публичные заявле­ния о политической лояльности советской власти.

Следовательно, «безбожие» становится менее воинствен­ным, но основы этой политики растянулись на период до на­чала 1990-х годов.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика